Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы формирования ВПФ




1. Этап материального действия (манипуляция);

2. Формирование внешней развернутой речи (проговаривает то, что делает);

3. Формирование внутренней речи (внешне делает, но уже без речевого сопровождения).

Психофизиологической основой ВПФ является многокомпонентная функциональная система.

Нейропсихологический синдром – совокупность нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением какого-либо нейропсихологического фактора.

Требования к проведению нейропсихологического исследования:

1. Исследование должно исходить из определенных представлений о возможных формах нарушений деятельности отделов головного мозга, которые могут наблюдаться при различных ЧМТ, сосудистых заболеваниях и органических поражениях головного мозга (необходимо знать основные нейропсихологические синдромы и соответствующие им симптомы)

2. Исследование должно обладать достаточным набором проб, позволяющих оценить основные ВПФ и сориентироваться в широком диапазоне их нарушений. Диагностические пробы направлены на:

а. Исследование анализаторных функций (аналитические пробы)

Ø Движение

Ø Слух

Ø Зрение

Ø Кожно-кинестетическая чувствительность.

б. Исследование комплексных ВПФ (синтетические пробы), которое включает несколько факторов

Ø Решение арифметических задач

Ø Письмо

Ø Чтение текста

3. Исследование должно давать возможность качественного анализа структуры дефекта:

а. Выделение первичных и вторичных симптомов;

б. Выявление уровня поражения:

I. Уровень сенсомоторных реакций;

II. Уровень мнестической деятельности;

III. Уровень сложных операций, опосредованных речью.

4. Нейропсихолог должен интересоваться не результатом, а особенностями процесса из решения (анализ проб и ошибок)

5. Исследование должно позволять провести анализ особенностей нейродинамики и особенностей нарушений, которые могут иметь общее ослабление корковой деятельности или же носить избирательный характер (т.е. ограничиваться пределами анализаторов)

6. Результаты исследования должны быть надежными. Если при лабораторно-психологическом исследовании надежность обеспечивается надежностью количественного исследования, то при клинико-психологическом исследовании надежность достигается путем качественного анализа дефекта (т.е. путем сравнения результатов групп разнородных проб).

Отличительные особенности нейропсихологического исследования:

1. От лабораторного психологического исследования:

а) если при лабораторном исследовании психолог выделяет 1 какой-либо процесс и может отвлечься от других психических процессов, то при нейропсихологическом исследовании важно изучить все стороны психической деятельности, дифференцировать их и выявить наиболее существенные.

б) ограниченность во времени из-за повышенной истощаемости больного.

в) ограниченность использования дополнительного лабораторного оборудования.

2. От психометрических тестов:

Если психометрические тесты осуществляют в основном количественный анализ нарушения, то нейропсихологические пробы направлены на качественный анализ.

Литература:

Основная

1. Карвасарский Б.Д.Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2002;

2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. -М.: МЕДпресс-ИНФОРМ», 2005;

3. Сидоров П.И.Клиническая психология. - М.: ГЭОТАР – мед., 2002.

Дополнительная

1. Клиническая психология под ред. М.Перре, У.Баумана. – СПб.: Питер, 2003;

2. Погосов А.В. Проблемы наркологии (лекционный курс). – Изд. КГМУ, 2005;

3. Яковлева Г.М. Клиническая психология и психофизиология: учеб. Пособие. - СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2003

4. Тюльпин, Ю.Г. Медицинская психология: учеб. пособие для студентов мед. Вузов. - М.:Медицина, 2004;

5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию в 2 томах. - М.: Академ.Проект, 2000.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение нейропсихологии как научной дисциплины.

2. Что является объектом нейропсихологии?

3. Что является предметом психологии?

4. Перечислите основные задачи нейропсихологии.

5. Назовите основные характеристики высших психических функций.

6. Существуют ли высшие психические функции у животных?

7. Что представляет собой функциональная система?

8. В чем состояло прогрессивное значение взглядов П.К. Анохина на понятие биологической функции?

9. Каким образом А.Р. Лурия использовал положения теории функциональных систем для объяснения нарушений высших психических функций при локальных мозговых поражениях?

10. Приведите краткую характеристику теории системной динамической локализации высших психических функций в головном мозге?

11. Можно ли локализовать психические функции в головном мозге?

12. Что такое системная локализация высших психических функций?

13. Что такое динамическая локализация высших психических функций?

14. Определите понятие нейропсихологического синдрома.

15. Что такое нейропсихологический симптом?

16. Дайте определение нейропсихологическому фактору.

17. Каким образом взаимосвязаны понятия нейропсихологического синдрома и нейропсихологического фактора?

18. Перечислите функциональные блоки головного мозга (по А.Р. Лурия).

19. В чем заключается факторный (синдромный) анализ нарушений психической деятельности при локальных поражениях головного мозга?

20. Каковы отличительные особенности диагностического нейропсихологического исследования?

21. Чем нейропсихологическое исследование отличается от психометрического тестирования?

22. Перечислите основные требования к проведению нейропсихологического исследования.

23. Каковы принципы современной отечественной нейропсихологии?

Обязательные для выполнения задания на самоподготовку:

1. Умение квалифицировать основные нейропсихологические симптомы и синдромы;

2. Умение планировать нейропсихологическое исследование;

3. Умение осуществлять факторный анализ нарушений психической деятельности при локальных поражениях головного мозга.

Приложение

Терминология:

Высшая психическая функция (Л.С. Выготский) – сложная форма сознательной психической деятельности, осуществляемой на основе соотношения мотивов, регулируемых определенными целями и программами, и подчиняющейся всем закономерностям психической деятельности.

Мозговые механизмы ВПФ – совокупность морфологических структур в коре больших полушарий и подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую систему для осуществления конкретной психологической функции.

Нейропсихология – наука о взаимосвязи и взаимообусловленности мозговых структур и высших психических функций (ВПФ).

Нейропсихологическая диагностика – исследование больных, с локальным поражением головного мозга, с помощью определенного комплекса психических проб с целью установления места поражения головного мозга (топическая диагностика).

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающей вследствие локального поражения головного мозга.

Нейропсихологический синдром – совокупность нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением какого-либо нейропсихологического фактора.

Нейропсихологический фактор – принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры, которая обеспечивает формирование определенного мозгового звена.

Объект нейропсихологии – головной мозг человека.

Предмет нейропсихологии – мозговая организация ВПФ.

Факторный (синдромный) анализ – качественная квалификация нейропсихологических симптомов с разделением их на первичные и вторичные с указанием мозговых механизмов.

Функциональная система – совокупность афферентных и эфферентных механизмов, объединенных в единую систему для достижения полезного конечного результата.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.