Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закрытые и открытые вопросы




По своей форме или технике заполнения анкетные вопросы делятся на два основных вида — открытые и закрытые. Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить всю неповто­римость своего индивидуального сознания, языка, стиля. Закрытый вопрос предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разра­батывает до начала опроса, используя свои теоретические знания.

Закрытыми считаются такие вопросы, в которых перечислены все без исклю­чения ответы (альтернативы) и в которых, таким образом, свобода выражения респондентом своего мнения сведена если не к минимуму, то к очень жестким границам. Какого-то единого критерия того, что считать закрытым вопросом, у специалистов нет. Одни полагают, что закрытым является вопрос, в котором рес­понденту предлагается один или несколько возможных ответов20, другие — если на вопрос в анкете обязательно приводится полный набор вариантов ответов21. Как правило, закрытыми специалисты называют такие вопросы, на которые в вопрос­нике приведены полные (завершенные) наборы всех возможных вариантов от­ветов. Это весьма удобная для респондента форма, поскольку она не заставляет его напрягать свою память и иные мыслительные процессы. Пример:

20 См.: Рабочая книга социолога. М., 1976. С. 390. См.: Как провести социологическое исследование. М., 1985. С. 73.

Каков доход на одного человека в вашей семье?

1. До 1000 рублей.

2. От 1001 до 5000 рублей.

3. От 5001 до 10 000 рублей.

4. Свыше 10 000 рублей.

Пункты в списке ответов называются: подсказками, альтернативами, зак­рытиями, вариантами. Прочитав их, опрашиваемый только обводит круж­ком код напротив того варианта, который он избрал.

Другой пример, выясняющий отношение человека к своей работе: «Что нра­вится Вам в Вашей работе?» Ему обычно соответствуют следующие варианты ответов: а) заработок; б) разнообразие работы; в) работа заставляет думать; г) возможность продвижения по службе; д) характер выпускаемой продукции; е) отношения с администрацией; ж) физическая нагрузка во время работы.

Теперь спросим себя: является ли подобный вопрос закрытым? Если сле­довать первому определению — «респонденту предлагается один или несколь­ко возможных ответов», — то, конечно, это закрытый вопрос. Если же при­меним второй критерий — «обязательно полный набор вариантов ответа» -то увидим, что это вовсе не закрытый вопрос. Действительно, все ли факто­ры, благодаря которым работа может нравиться человеку, здесь перечисле­ны? Вероятно, нет. Кому-то может понравиться отсутствие жесткого конт­роля со стороны начальника, возможность без ущерба для дела сходить i рабочее время в магазин и т.д. Но эти и другие варианты не предусмотрены Как быть респонденту, который именно их считает основными? Не отвечав на вопрос вовсе или отметить другой вариант и дать ложную информацию'

Проблема не простая, тем более что в большинстве анкетных обследова ний фигурируют именно закрытые вопросы. В них варианты ответов состав ляются произвольно, исходя из собственного опыта. Можно, конечно, уп рощать программу и процедуру опроса, как мы это и сделали, но не до тако! степени, чтобы не соблюдать никаких научных требований.

Закрытые вопросы подразделяют на несколько групп. Дихотомические воп росы предполагают учет наиболее общих, полярных реакций респондента: «да нет, не знаю (или затрудняюсь ответить)». Возможные варианты ответов мо гут представлять собой оценочную шкалу, изменяющую степень проявлени: какой-либо характеристики респондента (интенсивности мнения, уровня ин формированности, активности участия в каком-либо виде деятельности). Ди хотомические вопросы хороши при изучении фактов. Респонденту легко от ветить на вопрос: «Есть ли в вашем домохозяйстве пылесос?» — «Да» («Нет»'

Но самыми распространенными среди вопросов закрытого типа являют ся, пожалуй, «вопросы-меню». Такой вопрос может содержать набор суждение предметов, фактов, из которых респондент выбирает заданное (или неограни ченное) число наименований по какому-либо основанию, предложенном автором анкеты. Иногда закрытые вопросы содержат задачу ранжировани выбранных вариантов, т.е. упорядочения их по степени привлекательное™ значимости для отвечающего. Например, из предложенного списка отбираютс только просмотренные фильмы, указывают три самые привлекательные прс фессии и т.п. При построении данного типа вопросов важно обеспечить дос таточную полноту списков и четкость критериев отбора.

Однако не только о полноте списка альтернатив у социолога должна бс леть голова. Необходимо следить за тем, чтобы список альтернатив не бы

Прямые (личные) и косвенные формулировки вопросов используются в зависимости от отношения используемой информации к личности респон­дента. Если нужные социологу данные являются психологически нейтраль­ными, не нарушают чувства собственного достоинства респондента, то на прямые вопросы можно получить вполне достоверную информацию. Острые вопросы формулируются в косвенной форме, которая помогает частично преодолевать психологические барьеры. Например, по поводу социально неодобряемых видов поведения (алкоголизм, бюрократизм, грубость, взяточ­ничество) людям проще рассуждать применительно к более общим, безлич­ным ситуациям: не — «Я», «мой друг», «мой непосредственный начальник», «наш директор», а «окружающие, которых я наблюдаю», «учреждения, где мне приходится бывать», «мой жизненный опыт».

По методическим функциям выделя­ют вопросы-фильтры, контактные вопро­сы. Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, относящиеся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к некоторой ее части. Цель кон­трольных вопросов — выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же теме. Контактные вопросы используются для управления психологической ситуаци­ей интервью, для установления контакта с респондентом, создания у него по­ложительной мотивации на опрос. В практике опросов чаще всего эта функция выполняется вопросами наиболее простыми по смыслу и по технике заполне­ния и одновременно дающими необходимую исследователю информацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.