Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Следующих вопросов?




Как Вы считаете, в какой мере члены Вашего коллектива влияют на решение

 

№п/п Формулировка вопроса Безусловно влияют Влияют незначительно Практически не влияют
  Распределение поощрений за трудовые успехи      
  Определение меры наказания нарушителям дисциплины      

По существу, перед нами комбинированный альтернативный вопрос зак­рытого типа со шкалой интенсивности. Комбинированным он является по­тому, что каждый из двух вопросов по столбцу о распределении поощрений и определении меры наказания можно было задать отдельно либо к ним до­бавить еще, последовательно перечисляя те сферы управления и организа­ции труда, на которые могут (или не могут) влиять рабочие (например, оп­ределение норм выработки, КТУ, размер премии, улучшение бытовых усло­вий). Таблица разрослась бы до огромных размеров и стала трудной для заполнения. Вообще таблицы всегда асимметричны: они удобны для иссле­дователя, но неудобны для респондента. Уважающий себя и своего собесед­ника ученый редко прибегает к ним.

Анкетный опрос — та же беседа, но не с глазу на глаз, а заочно. Встреча­ясь лицом к лицу с партнером, вы никогда не поставите его в затруднитель­ное положение, не скажите грубости и т.п. Те же самые правила распростра­няются и на «заочную беседу».

И все же комбинирование нескольких вопросов в одном — не самый худ­ший грех. Куда менее желательно группировать несколько идей в одной фра­зе, например «работа интересная и хорошо оплачиваемая»; «работа хорошо оп­лачивается, но неинтересная»; «работа интересная, но заработок невысок». Вместо этого, рекомендует В.А. Ядов, из книги которого мы позаимствовали наш пример, лучше указать оба признака отдельно и для каждого поставить шкалу интенсивности22. Тогда, задав вопросы «Как Вы оцениваете свою рабо­ту?» и «Как Вы оцениваете свой заработок?», мы получим приблизительно сле­дующие ответы: на первый — 1. Интересная. 2. Неинтересная. 3. Затрудняюсь ответить; на второй — 1. Мой заработок достаточно высокий. 2. Считаю свой заработок скорее средним. 3. Мой заработок небольшой.

Закрытый вопрос, считают специалисты, — самый популярный вид техники сбора данных23. Он употребляется в анкетах чаще других типов вопросов и очень разнообразен по форме, построению, способу закрытия, содержанию. Закрытие может быть очень простым, в виде шкалы, на которой расшифрова­ны только крайние точки. Например, «Насколько важно для Вас, чтобы рабо­та была разнообразной?» (Отметьте на шкале степень значимости.)

 

             

Совсем Очень

не важно важно

Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программы. Методы. М.( 1972. С. 148. Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора социологической информации: Методическое посо­бие. Вып 2. М., 1985. С. 37.

Обычно такие вопросы задают экспертам, которые хорошо знают оцени­ваемое рабочее место и способны дать объективную оценку. Реже подобные вопросы употребляют для самооценки респондентов, оценивающих свое рабочее место без всякого сравнения с другими. В этом случае вопрос харак­теризует социально-психологическую содержательность работы, ее эмоци­ональную оценку человеком.

Специалисты считают, что психологическая основа ответа на закрытый воп­рос существенно иная, чем при ответе на открытый вопрос. Соответственно не совпадает и содержание полученной информации. Формулируя ответ на откры­тый вопрос, респондент руководствуется только собственными представлени­ями. Следовательно, такой ответ будет более индивидуализирован и даст более подробную и разнообразную информацию о структуре представлений респон­дентов. Поэтому открытый вопрос является незаменимым инструментом, если познавательная задача — получение данных о структуре представлений опраши­ваемых по изучаемой проблеме, об особенностях словарного запаса их языка, о круге ассоциаций в связи с предметом опроса, о вербальных навыках, связан­ных со способностью формулировать свое мнение и аргументировать его.

Закрытые варианты вопросов пред­почтительнее формулировать для выявле­ния фактов и отношений, предполагаю­щих заранее известный и единообразный перечень возможных вариантов ответов. При этом надо помнить, что заранее предлагаемый набор ответов принадлежит исследователю и это освобождает отвечающих от самостоятельной работы над возможными вариантами ответов. Респонденты охотно отвечают на открытые вопросы в том случае, когда они имеют развитую систему представлений по теме вопроса и считают себя в ней компетентными. Если же предмет опроса им мало знаком или непри­вычен, сложен для анализа, то респонденты уклоняются от ответов: либо дают неопределенный ответ, либо отвечают не по существу. В этом случае, при­меняя открытый вопрос, исследователь рискует совсем не получить содер­жательной информации и сможет лишь выяснить, что по данному вопросу совокупность опрошенных не имеет сформировавшегося мнения. В то же время, используя закрытую форму вопроса, исследователь помогает респон­денту сориентироваться в предмете разговора и выразить свое отношение к проблеме через предложенный набор возможных суждений или оценок.

Открытые вопросы не содержат никаких подсказок и дают возможность респонденту выразить свое мнение в той словесной форме, в которой он привык выражаться, во всей полноте, до подробностей. Они могут иметь две формы расположения — линейную и табличную. С их помощью можно со­бирать более богатую информацию.

В открытых вопросах после текста самого вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Например: Каков доход на одного человека в вашей семье?

Под текстом вопроса приведены цифры кода. Они нужны не респонден­ту, а социологу, который после того, как получит весь массив заполненных

анкет, приступит к их обработке. И первым шагом на этом пути станет при­своение соответствующего кода вписанному рукой респондента ответу. Число кодов определяется исходя из возможных вариантов ответов на вопрос. Прак­тика показывает, что целесообразно заранее размещать в конце вопроса до 10 кодов. Формализация ответов — основное неудобство, которое затрудня­ет широкое использование открытых вопросов. Тем не менее в ряде случаев их применение просто необходимо.

Число строк для записи ответа зависит от характера вопроса и должно быть достаточным для того, чтобы респондент смог свободно выразить свою мысль. Как показывает опыт, среднее число строк для записей в открытом вопросе колеблется от 3 до 7.

Все разнообразие ответов на открытые вопросы придется кодировать са­мому исследователю, сводя их в конечном счете к некоторому ограниченному числу наиболее часто повторяющихся ответов. Закрытая форма вопроса по­зволяет избежать этого, поскольку, отмечая один из вариантов ответов, рес­пондент одновременно кодирует его. Надо помнить: трудоемкость кодиро­вания открытых вопросов повышает их стоимость в 3—5 раз по сравнению с закрытыми вопросами. Кроме того, при ответе на такие вопросы очень силь­ное влияние на респондента оказывает личность интервьюера24.

Открытые вопросы легче составлять, но труднее обрабатывать. Закры­тые — наоборот. Они требуют особой эрудиции и хорошего знания дела. Зак­рытый вопрос — это, по существу, ваше зеркало, в нем видны все ваши не­достатки. Если вопрос составлен коряво, альтернативы не исключают друг друга, а пересекаются (говорят об одном и том же разными словами), не все ответы перечислены, то, значит, перед большой группой людей, может быть,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.