Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Навыки общения




Мойра Питерси и Робин Трилор

при участии Сью Керне

Перевод Н. Грозной

Научная редакция доктора медицинских наук Е. Мастюковой

Редактор М. Царькова

Москва 1997


Ассоциация Даун Синдром (общество родителей детей с синдромом Дауна) СЕРДЕЧНО БЛАГОДАРИТ за помощь в осуществлении Проекта "Печатные и видео материалы Центра Специального Образования Университета Маккуэри, Сидней, Австралия, на русском языке":

авторов Программы "Маленькие Ступеньки" Мойру Питерси, Робин Трилор, Сью Керне, Дайану Ютер и Эрику Бра, Министерство Образования РФ, Министерство Социальной Защиты Населения РФ, Посольство Королевства Нидерландов в России, Правительство Австралии, Посольство Австралии в России, Телекомпанию RTL.

Small Steps. An Early Intervention Program for Children with Developmental Delays.

Book 3: Communication Skills by Moira Pieterse and Robin Treloar with Sue Cairns

Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ран­ней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Книга 3: Навыки общения. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. — 100 стр.

Перевод Н. Грозной

Научная редакция доктора медицинских наук Е. Мастюковой

Редактор М. Царькова

ISBN 5-7312-0258-3

Ó Копирайт английского текста: Мойра Питерси и Робин Трилор, 1989.

Ó Права на русский текст и его распространение принадлежат Ассоциации Даун Синдром (Обществу детей и взрослых с синдромом Дауна и их родителей)

Оригинал-макет поготовил С.Хос


СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1 Общение........................................................

Глава 2 Развитие навыков общения в довербальный период

Проверочный лист 2.1.

Умение внимательно слушать 1.................................

Проверочный лист 2.2.

Умение внимательно слушать II................................

Проверочный лист 2.3.

Умение соблюдать очередность..................................

Проверочный лист 2.4.

Подражание...........................................................

Проверочный лист 2.5.

Использование навыков общения в довербальный период............................................

Глава 3

Развитие речи...............................................

Проверочный лист 3.1.

Умение пользоваться отдельными словами..................

Проверочный лист 3.2.

Умение пользоваться предложениями.........................

Проверочный лист 3.3.

Умение употреблять отдельные слова, относящиеся к разным частям речи

Проверочный лист 3.4.

Умение составлять предложения из двух слов............

Проверочный лист 3.5.

Умение составлять предложения из трех (или более) слов.......................................... Проверочный лист 3.6.

Грамматические категории........................................


ГЛАВА I Общение

Одна из главных человеческих потребностей — потребность в общении, и, наверное, никому из родителей не нужно объяснять, насколько важно их ребенку научиться этому. Малышу, который развивается не совсем нор­мально, способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет как-то повлиять на события, происходящие в окружающем его мире, боль­ше узнать о нем.

Несмотря на ясное представление о том, какое значение имеет умение людей взаимодействовать друг с другом, подходы к обучению детей в этой области педагогики нащупываются гораздо медленнее, чем в других. Поче­му — понять нетрудно. Ребенка можно взять за ручку и подвести его ручку с ложкой ко рту или помочь нарисовать круг, или указать на нужную картинку, но физически помочь ему заговорить вы не в силах. Существуют программы, основанные на тщательно продуманных методах модификации поведения. С их помощью можно научить ребенка произносить слова, но — на уроке! Полноценному общению в естественных жизненных ситуациях они, к сожалению, научить не могут.

В течение последних 30 лет ученые пытаются взглянуть на проблему общения шире. К настоящему времени разработаны новые методы обуче­ния, учитывающие потребность ребенка в общении и взаимодействии с окружающими людьми и предметами. Теперь мы знаем, что обучение этому должно, по возможности, стать составной частью повседневной жизни с первых же недель появления малыша на свет. Мы знаем, что взрослые, ясно представляющие себе, что включает в себя понятие "общение", отсле­живающие каждый шажок ребенка и готовые к следующему шагу, могут оказать малышу колоссальную помощь. Как это ни покажется странным, но педагоги пришли к этому заключению, главным образом, благодаря наблю­дению за тем, как родители взаимодействуют со своими детьми — совсем крошками и постарше.

В книге 3 мы отвечаем на некоторые основные вопросы развития навы­ков общения и расскажем о подходе, который поможет вам стимулировать стремление ребенка к взаимодействию с окружающими. Мы представим вам вехи нормального речевого развития, покажем, как оценивать достижения малыша, поговорим о том, чему и когда ему нужно учитьс

ЧТО ТАКОЕ ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ, И КАК НАУЧИТЬ ЕМУ РЕБЕНКА

Общение — понятие, гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы. Помимо произнесения слов, владение языком общения предполагает:

Восприятие и понимание

Реакцию на речь окружающих

• Умение соблюдать очередность в разговоре. Эти умения поддаются оценке и у младенцев, и у малышей, которым еще очень далеко до умения говорить. По мере развития навыков общения ребенок приобретает:

• Способность при помощи общения удовлетворять целый ряд своих потребностей — социальных, эмоциональных и материальных.

• Способность выражать свои пожелания — сначала жестами, поз­же отдельными словами, затем словосочетаниями.

• Способность более точно выражать свои мысли с помощью грам­матически правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построе­ния предложных конструкций и т.п.

• Способность отчетливо произносить самые разные звуки, - разра­батывает артикуляцию.

Способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность складывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность.

Возможно, все вышеизложенное представляется несколько сложным, но ведь это действительно сложно! Большинство детей самостоятельно справ­ляется с языковыми трудностями, но это происходит отнюдь не автомати­чески. Им помогают родители — сознательно или бессознательно. Они приспосабливают свой язык к возможностям ребенка, к уровню его разви­тия, и своей реакцией на его речь показывают ему, как нужно говорить и как могут быть вознаграждены его попытки вступить в контакт или под­держать его.

В тех случаях, когда отклонение в развитии затрудняет ребенку освое­ние навыков общения, родителям и педагогам приходится тщательно обду­мывать подход к решению этой задачи. Необходимо чутко следить за тем, что ребенок научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть малыша к общению, и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, их внимание к тому, что он пытается выразить, и их реакция на эти попытки. Многое необходимо продумывать, многое держать в голове, и, тем не менее, родители, с которыми мы работали в Центре Маккуэри, уверяли нас, что со временем такой специфический образ мыслей становился для них совершенно естественным. Как мы отме­тили выше, в основе методов развития языка общения лежат приемы, ис­пользуемые родителями для взаимодействия с детьми. Многое из того, о чем вы прочтете в последующих главах, покажется вам хорошо известным, может быть, даже банальным.

Сумеет ли мой ребенок научиться говорить? Большинство детей, в том числе, дети с серьезными отклонениями в ум­ственном развитии, могут научиться говорить. В тех редких случаях, когда это оказывается невозможным, детей учат языку жестов и знаков.

Если ваш ребенок еще очень мал, у вас есть много времени, чтобы понять, пригодится ли ему язык жестов или знаков. Описанный в главе 2 подход к обучению ребенка в довербальный (дословесный) период обеспе­чивает хорошую подготовку не только к развитию разговорной речи, но и к развитию языка жестов.

Как развивают у детей навыки общения в Центре Маккуэри? В Центре Даун Синдром Университета Маккуэри занятия по развитию навыков общения строятся в соответствии с программой "ГОВОРИ" — "Занимайтесь языком с ранних лет" (.T.E.L.L. — Teach Early Language for Living. Cairns and Pieters, 1983).

Цель создания программы "ГОВОРИ" — подробно и практично воп­лотить современные теории обучения навыкам общения для занятий с детьми со средними и тяжелыми трудностями в умственном развитии. Основные положения программы "ГОВОРИ" таковы:

• С самого раннего возраста детей побуждают внимательно слушать окружающих, соблюдать очередность, имитировать ряд звуков и жестов.

• Еще до того, как дети заговорят, им показывают, что для удовлет­ворения многих своих нужд они могут использовать звуки и жес­ты.

• Когда ребенок начинает говорить, его задачи одновременно охва­тывают несколько разных сторон развития речи, продолжают ранее начатые занятия по соблюдению очередности, обучают словам, от­носящимся к разным частям речи, постепенно вводят основные грамматические формы.

• Последовательность этапов развития восприятия речи указана в проверочных таблицах Восприятие Речи ПУОРР (книга 8).

• Обучение проводится в естественных условиях с использованием материалов и игр, интересных ребенку. Задача педагога — сделать занятия по развитию речи увлекательными и соответствующими склонностям малыша — так. чтобы он захотел общаться.

В этой и последующих главах мы расскажем о самых важных положе­ниях и принципах программы ГОВОРИ, поговорим о том, как реализовать их дома. Мы постараемся убедить вас глубже вникнуть в проблему разви­тия навыков общения, почитать дополнительную литературу. Возможно, вам захочется обратиться непосредственно к ГОВОРИ.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ

Здесь, также как и во всех остальных областях развития, прежде, чем на­чать занятия, ребенка необходимо протестировать. Однако в данном случае, поскольку мы имеем дело со спонтанным взаимодействием малыша с дру­гими людьми и предметами, "формальные" тесты, когда его просят выпол­нить те или иные указания, не подходят.

В последующих главах вы найдете серию проверочных листов. Их следу­ет заполнять по мере наблюдения за ребенком во время обычной повседнев­ной деятельности. Если ребенок уже говорит, мы советуем вам собрать образ­цы его речи, записывая все его попытки вступить в контакт или поддержать его в течение дня. Отмечайте, при каких обстоятельствах это происходит.

В каждом проверочном листе вы найдете предложения о том, где или когда следует начинать занятия.

Не забывайте, что вам, возможно, придется решать одновременно не­сколько задач, так что до начала занятий проработайте все проверочные листы, по которым малыш может быть протестирован.

Помимо этого, проанализируйте приводимые в этой главе этапы нор­мального речевого развития. Здесь нужно иметь в виду следующую вещь: то, что ваш ребенок умеет делать, то, чему его необходимо учить дальше, гораздо важнее того, что может делать в тот же период среднестатистичес­кий ребенок. При этом, однако, полезно время от времени окинуть взором перспективу в целом и оценить достижения малыша относительно вех нор­мального развития.

ЧЕМУ УЧИТЬ

Мы уже рассказали о некоторых умениях, которые необходимы малышу для полноценного общения. Теперь познакомимся с ними более детально.

Если ребенок еще не говорит

В соответствии с результатами тестирования, которые вы занесете в прове­рочные листы, можно наметить задачи из одной или более областей, указан­ных ниже.

Умение концентрировать внимание и игровые навыки Малыши могут участвовать в "разговоре" задолго до того, как они научат­ся произносить слова. Для этого им необходимо уметь концентрировать внимание на действиях окружающих и вместе с ними сосредотачиваться на определенных предметах во время игр. Становясь старше, дети начинают использовать свои игровые навыки для исследования окружающего мира и таким образом узнают новые предметы и явления, которые, естественно, они хотят обсуждать с другими,

Соблюдение очередности

Разговор — это двухсторонний процесс. Его участники не только говорят, но и слушают, и ждут. Младенческий возраст — идеальная пора для того, чтобы начать учиться соблюдать очередность в произнесении звуков, со­вершении действий, или в простых играх. Детям постарше, которые еще не научились говорить, тоже очень полезно практиковаться в соблюдении оче­редности.

Подражание (имитация)

Подражание играет важнейшую роль в освоении новых звуков, из которых со временем будут складываться слова. Большинство малышей любят подра­жать. Было замечено, что младенцы нескольких дней отроду подражают выра­жению лица матери. Имитация не должна быть ограничена только произнесе­нием звуков — действия и жесты так же используются для подражания.

Использование звуков и жестов в разных Целях Детям важно понять, что звуки и жесты, которыми они владеют, могут влиять на поведение окружающих, и помогут им в некоторой степени управлять тем, что происходит вокруг. Звуками и жестами можно поздороваться или попрощаться, попросить дать какие-то вещи, до которых трудно дотянуться, попросить помощи, поделиться разными сведениями, отказаться от нелюби­мой пищи, нежеланных игрушек или мероприятий и т.п.

Понимание

Дети, которые ещё не умеют говорить, могут научиться понимать слова, которые описывают окружающих людей, предметы, действия и события.

 

Если ребенок уже умеет говорить

Все умения, описанные выше, не менее важны и для малыша, начинаю­щего говорить. Он учится соблюдать очередность не только в произнесе­нии звуков или совершении действий, но и в произнесении слов. Лучший способ освоения новых слов — подражание. Для удовлетворения своих социальных, эмоциональных и материальных потребностей ребенок по­степенно начинает использовать не звуки и жесты, а слова. На этой стадии развития появляется необходимость научиться некоторым допол­нительным вещам.

Умение использовать в речи разные типы слов Для овладения речью ребенку необходимо нечто большее, чем просто боль­шой словарный запас. Разумеется, нам хочется, чтобы он узнал много слов, но при этом мы должны быть уверены, что эти слова позволят ему гово­рить о самых разных вещах. Малыш может знать, скажем, 50 слов, но если все эти слова — имена существительные (машина, мяч, дом, папа, яблоко и т.п.), то он не в состоянии будет сказать, каковы эти люди или вещи, где они находятся, что делают. Он не сможет объединить эти слова в предложения, которые имели бы смысл. В главе 3 мы подробно рассмотрим все типы слов, которые ему потребуются.

Правильное употребление грамматических форм До определенного момента ребенок может объясняться не достаточно гра­мотно. До тех пор, пока он не научится как следует говорить, нет нужды особо заботиться о грамматике. Однако если мы уже можем предъявить к его речи требование, чтобы она максимально приближалась к речи других людей, если у него появляется потребность выражать более тонкие мысли, ему необходимо приобрести навыки грамматически правильного построения предложений.

Произношение

Для многих детей с трудностями развития произношение является камнем преткновения даже в тех случаях, когда в других отношениях их способ­ность к общению может быть раскрыта вполне. Этой проблемы мы коснем­ся в самом конце данной главы.

Умение завязывать и поддерживать разговор Полноценное общение предполагает баланс между умением вести разговор и умением отвечать на слова собеседников. Дети, хорошо овладевшие уме­нием соблюдать очередность, нередко приходят к этому балансу самостоя­тельно, без специальных занятий. Однако бывает, что естественным обра­зом такой баланс не достигается. Есть дети, которые любят поговорить о том, что их интересует, но то, что говорят другие, не слушают. А есть дети, которые вступят в разговор только тогда, когда с ними кто-нибудь загово­рит, но сами редко завязывают беседу. Ни та, ни другая крайности не способствуют истинному, полноценному общению, и поэтому налаживание баланса, о котором мы говорим, должно стать важным направлением заня­тий.

Таблица 1.1 Основные правила проведения речевых занятий • Давайте малышу время на ответ. Слушайте. Ждите. • Разговаривайте с ребенком о том, что его интересует, • Планируйте занятия, выбирая конкретные задачи, и концентрируйте на них внимание малыша во время урока. • Старайтесь поощрять малыша естественно, самим разговором.

КАК УЧИТЬ

Возможно, перечисление всего, чему нужно учить ребенка, покажется вам невероятно сложным. Однако, вы с облегчением вздохнете, узнав, что мно­гие из этих- умений можно осваивать одновременно. Нужно только ясно понять, к чему именно следует стремиться.

Более того, занятия по развитию речи, по большей части, могут и долж­ны быть частью обычной повседневной деятельности, естественным допол­нением к совместным играм и уходу за ребенком. На некоторых этапах развития малыша будет полезным выделить время и для специальных занятий, во время которых можно было бы полностью сосредоточиться на выбранных задачах, однако для ребенка эти уроки должны быть игрой. Как это сделать? Секрет прост — нужно заранее продумывать задачи и приемы, с помощью которых их можно решить. Это, безусловно, будет отнимать у вас время. Однако многие родители считают, что занятия по развитию речи делают и уход за ребенком, и даже обычную работу по дому более интересными и привлекательными.

О том, как развивать у малыша навыки общения, мы подробно расска­жем в последующих главах. А сейчас рассмотрим повнимательнее основ­ные принципы эффективного проведения занятий.

Ожидайте ответа ребенка

Независимо от возраста ребенка — будь он младенцем, который только начинает смотреть на ваше лицо, или дошкольником, который учится со­ставлять предложения из отдельных слов — старайтесь всем своим поведением передать ему вашу уверенность в том, что он сможет вам отве­тить. Дайте ему время. Пока не увидите, что он явно переключился на что-то другое, ждите его ответа.

Кроме того, старайтесь предоставить ему время и возможность самому начать общение. Если говорите только вы, если вы всегда берете инициати­ву на себя, у ребенка просто не будет возможности понять, какой может быть его роль в процессе взаимодействия с другим человеком.

Разговаривать с малышом, действительно, очень важно, однако при этом стремитесь вести себя как участник двухстороннего общения, даже в том случае, если ребенок может ответить вам только своим взглядом и вниманием. Чтобы ощутить его реакцию, делайте в разговоре паузы. Жди­те. Дайте ему время. Выражайте уверенность в том, что он вам ответит — и он ответит!

Разговаривайте о том, что интересует ребенка. С новорожденным младенцем можно говорить о чем угодно. Родителям, от природы немногословным, бывает трудно разговаривать с маленьким ребенком, который практически не реагирует на их слова (и многие роди­тели испытывают такое ощущение). В этом случае для начала можно про­сто описывать вслух то, что вы делаете. Не забывайте, что именно вы — главный объект внимания малыша

Когда ребенок научится концентрировать внимание на окружающих его предметах и их перемещениях, можно выбирать тему для разговора, следя за направлением его взгляда и обращая внимание на те игрушки, которые его интересуют.

По мере того, как ребенок будет становиться более активным и начнет проявлять больший интерес к играм, диапазон возможных тем для разгово­ра станет шире. У малыша появятся уже определенные пристрастия, и они подскажут вам темы для бесед. До того, как он научится говорить, вы можете познакомить его с названиями предметов, которые ему нравятся. Эти предметы подскажут вам слова, которым вы будете учить малыша.

Но не ограничивайтесь одними названиями. Обсуждайте с ребенком движения и действия, текстуру материалов, цвета и звуки.

Активному ребенку помогите научиться концентрировать внимание У маленьких детей часто наблюдается тенденция перепархивать взглядом с предмета на предмет. В этом случае, если вы будете только следовать за ребенком, вам будет трудно сконцентрировать его внимание на смысле и звучании тех слов, которые он должен узнать. А ведь в один прекрасный день вам уже захочется выйти в ваших беседах за пределы его интересов.

Эту задачу можно решить, если каждый день в течение некоторого времени играть с ребенком в специально приготовленном месте, где в поле его зрения будет очень ограниченное число игрушек, и круг возможных занятий будет тоже невелик. Выберите те игрушки и те игры, которые ребенок предпочитает другим и исключите на время все. что может его отвлечь. Элемент свободного выбора останется, если вы предложите ребен­ку несколько способов игры с одним и тем же предметом. Если вы хотите, чтобы ребенок освоил, например, слово "мяч", расположитесь в саду, взяв с собой корзину с несколькими мячами разных цветов и размеров. Мячики можно катать, бить о землю, чтобы они подскакивали, можно подбрасывать их вверх, прятать и искать. Мяч и занятие по вкусу малыш может выбрать себе сам, но при этом в любом случае, его внимание будет направлено на изучаемый предмет и его название.

Используйте естественное поощрение, возникающее в ходе самого разговора

Старайтесь не говорить: "Молодец!", или "Хорошо говоришь!" Во время обычного разговора так никто не говорит. Лучше в ответ на слова (или жесты) ребенка покажите ему, что вы его поняли и приняли к сведению то, что он сказал или сделал. Если малыш пока еще только гудит, улыбни­тесь ему и ответьте такими же звуками. Если ребенок дает вам игрушку (а это очень важный знак общения), уделите ей особое внимание и немного поиграйте с ней. Если малыш попросит вас дать ему какую-нибудь вещь, постарайтесь дать ему ее, а если малышу никак нельзя доверить эту вещь, объясните ему, что вы поняли его просьбу, хоть и не можете ее выпол­нить.

Такого рода естественные поощрения, вплетающиеся в разговор, убеж­дают ребенка в важности и эффективности его попыток вступить в кон­такт. Подобное поощрение имеет смысл использовать также для того, что­бы показать ребенку, что он может продолжить постижение искусства общения абсолютно без принуждения. Вот пример:

Томми: Хочу мяч!

Мама: Ты хочешь мяч. Вот он. Ты можешь бросить мяч?

Томми: Бросить мяч.

Мама: Подбрось мяч! Мяч полетел!

Томми: Хочу мяч! Хочу мяч!

Мама: Хорошо, мама бросит мяч.

 

ВЕХИ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

При развитии навыков общения так же, как во всех остальных областях развития, вам гораздо важнее осознавать, что ваш ребенок умеет делать в данный момент и к какому следующему шагу он готов, чем знать, что на данном этапе развития умеет делать среднестатистический ребенок. Однако представлять себе общую картину развития полезно, и ниже мы набросаем ее основные черты вплоть до четырех лет.

Понятие нормы применительно к тому, о чем мы говорим, достаточно размыто. Многие дети до двух лет не говорят ни слова, но в дальнейшем развиваются вполне нормально и становятся хорошими собеседниками. По­этому отнеситесь к представленному ниже наброску спокойно, самое важное в нем — последовательность этапов развития, а не возрастные границы.

От 0 до 3 месяцев

• Сначала мы слышим только крик младенца, но постепенно он начинает подавать голос не только во время плача. Вы услышите гуление или слабые горловые звуки. Затем он начнет произносить гласные зву­ки — сначала только один. В три месяца он начинает смеяться.

• Одновременно с освоением новых звуков (не имеющих отношения к крику), младенец начнет реагировать на речь окружающих его людей. Поначалу его реакция будет выражаться мимикой и движениями тела. Позже малыш в ответ на обращенные к нему слова начнет подавать голос, издавая негромкие звуки.

От 3 до 6 месяцев

• В этот период малыш может издавать два разных гласных звука и лепетать в одиночестве.

Начинает соединять согласный и гласный звуки и произносить что-то, напоминающее слоги "6а" или "да".

* Выражая разные чувства, малыш издает разные звуки. Если он уже умеет "пускать пузыри", или строить другие рожицы, он будет повто­рять их вслед за взрослыми. Помимо этого, он будет пытаться ими­тировать речь взрослых теми звуками, которые ему доступны.

От 6 до 9 месяцев

• Теперь малыш может произносить, по меньшей мере, четыре разных звука. Он произносит двусложные "слова" из повторяющихся сло­гов, таких, как "дада", или "мама".

• Ребенок способен издавать звуки или производить какие-либо дей­ствия по очереди со взрослым.

* Для того, чтобы привлечь к себе внимание, малыш кричит или гром­кими звуками протестует, когда кто-нибудь делает то, что ему не нра­вится.

Приветствуя знакомого человека, улыбается и подает голос. * Развивается способность к подражанию: ребенок уже может имити­ровать действия, такие как: хлопать в ладоши или махать ручкой на прощание. Кроме того, он может имитировать доступные ему звуки, когда кто-нибудь их ему демонстрирует.

От 9 до 12 месяцев

• Теперь ребенок уже пытается воспроизвести интонационную карти­ну речи взрослых; при этом часто первым можно услышать требова­тельный тон. Ребенок будет с вами делиться своими впечатления­ми о том, что он увидел: взглянет на что-нибудь, а потом посмотрит на вас, жестикулируя или издавая звуки. Кроме того, он подает голос, чтобы вступить в контакт со взрослым.

* Ребенок может подражать мимике другого человека: моргать, обли­зываться, кашлять; он любит имитировать действия, которые со­провождаются звуками, например, погладив себя по животу, произ­нести что-то вроде: "ням-ням".

От 12 до 15 месяцев

• Малыш радуется "разговору" — для того, чтобы поддержать его, он, в ответ на слова "собеседника", издает звуки, модулируя голос. Ему нравится давать людям разные предметы и при этом иногда пода­вать голос. Теперь он уже использует определенные звуки и жесты для приветствия и прощания.

• Он может приблизительно имитировать слова, например, "ам" или "яба", что означает "яблоко".

• Ребенок произносит два слова последовательно, хотя они все еще похожи на настоящие очень приблизительно.

На вопрос типа "Что это?" отвечает словом или чем-то, похожим на него.

• Интонационная картина "речи" ребенка становится более разнообраз­ной. Теперь, помимо требовательных, вы сможете различить вопроси­тельные и восклицательные интонации.

От 15до18 месяцев

• К этому времени ребенок уже может научиться произносить от 4 до 6 слов, в число которых, как правило, входят названия предметов, имена, слово-отрицание (обычно —"нет") и слова приветствия. Если малыш еще не знает слов, он будет использовать жесты, сопровож­даемые звуками. Это может быть указательный жест, жест, означаю­щий просьбу "дай" или жест прощания.

• Малыш пытается подпевать, когда поют знакомые песенки.

• Он теперь настоящий имитатор, и часто, когда говорят взрослые, как эхо повторяет особенно заметные слова или последнее слово пред­ложения.

От 18 месяцев до 2 лет

• Ребенок способен произнести около 25 слов. Сюда входят наимено­вания предметов, имена людей, слова приветствия и прощания, по меньшей мере, два слова, обозначающих действия, слово, означающее "еще" и слово-отрицание "нет".

* Малыш может повторить фразу, состоящую из двух слов, хотя, возможно, сам еще не сможет применить ее, когда нужно.

• Речь ребенка, по меньшей мере, на две трети понятна хорошо знаю­щим его людям.

От 2 до 3 лет

• В течение этого года малыш постепенно будет пополнять свой словар­ный запас. К двум с половиной годам в его словаре будет, как мини­мум, 50 слов, а к трем годам — как минимум, 200 слов. * В начале третьего года ребенок учится составлять предложения из двух слов. К концу года он уже будет использовать в своей речи несколько предложений из трех слов. * Он вполне овладеет искусством соблюдать очередность в беседе. В начале третьего года он будет участвовать в разговоре, произнося отдельные слова, постепенно употребляя больше фраз, и, наконец, уже будет способен поддержать довольно длинный разговор на одну тему, пользуясь предложениями из двух и трех слов.

• Ребенок начинает приобретать навыки правильного грамматического оформления предложений: использовать падежные окончания существительных, прилагательных, личных местоимений, применять множественное число, предлоги.

• Пусть с ошибками, но может прочитать детский стишок. * Играя, он разговаривает с самим собой, и его речь вполне понятна.

 

От 3 до 4 лет

• В течение этого года ребенок все чаще начинает пользоваться предло­жениями из трех слов и, наконец, 80% предложений в его речи уже будут содержать 3 и более слов.

• Он задает вопросы, начинающиеся с вопросительного слова, такие как: "Где моя сумка?", "Почему Фидо лает?", "Кто этот мальчик?", "Какая чашка моя?"

• Он может рассказать о том. что случилось с ним не очень давно. Если его спросят, может назвать свое имя и фамилию.

Он может ответить на много вопросов, включая вопросы о назначе­нии вещей, например: "Что мы делаем глазами?" или "Для чего нужна плита?"

• Он уже лучше управляет своим голосом — может говорить громко

или шепотом.

* Он может рассказать, по меньшей мере, три стишка и спеть простую

песенку.

* Его речь становится грамматически более правильной *.

• Он может повторить предложение из шести слов.

* Его интонации становятся такими, как у окружающих его взрос­лых.

ЕСЛИ РЕБЕНОК НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИСТА

В тех случаях, когда у ребенка возникают трудности с одним или более звуками, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Мы, со своей стороны, даем в этой книге много полезных советов' родителям, однако подробное описание процедур, необходимых для постановки звуков, выхо­дит за рамки книги.

Когда вы пытаетесь оценить, есть ли у малыша отклонения в правиль­ном произнесении звуков, не следует упускать из виду тот факт, что ко времени подготовки к школе многие дети, развивающиеся совершенно нор­мально, далеко не все звуки произносят правильно. Таблица, которую мы приводим в конце главы, поможет вам провести предварительную оценку артикуляции малыша. Если у вас возникнут вопросы или сомнения, обрати­тесь к логопеду. Помощь специалиста нужна и в тех случаях, когда наблю­дается существенное отставание относительно вех нормального речевого развития, и ребенок не делает заметных успехов, занимаясь с вами по тем методикам, которые описываются в нашей книге.

Если логопед уже занимается с вашим малышом, то вам следует обсу­дить с ним любую программу развития речи (в том числе и эту), по кото­рой вы хотели бы заниматься с ребенком дома. Возможно, вам и вашему педагогу захочется обратиться непосредственно к программе "ГОВОРИ" (T.E.L.L.) и более детально ознакомиться с предлагаемым подходом, рам может пригодиться список литературы, приведенный в книге 1.

Таблица 1.2.

Представленная здесь таблица носит только ориентировочный харак­тер. Она полезна для того, чтобы решить, нужна ли вашему ребенку полная оценка артикуляции.

Возраст Замечания Допустимые подмены
Три года В этом возрасте возможны значитель­ные отклонения звуков от нормы. Помимо указанных подмен возможны ва, например: "пи" вместо "пить", ко" вместо кот. "бевы" вместо белый "туп" вместо "суп" "туб" вместо "зуб" "тудо" вместо "туго" плюс все, перечисленные ниже.
Четыре года Когда в словах имеются нижеперечис­ленные звуки, то желательно, чтобы они произносились правильно: с, а часто, но не всегда произносятся правильно. "сапка" вместо "шапка" "лелка" вместо "елка" "фубка" вместо "шубка" "шашка" вместо "чашка" "вука" вместо "рука" "бата" вместо "вата" "вает" вместо "лает" плюс все, перечисленные ниже.
Пять лет В этом возрасте ребенок должен пра­вильно произносить большинство зву­ков, в какой бы части речи они не появлялись. Подмены, подобные показанным здесь, могут исправиться сами, без специ­альных занятий. "дебять" вместо "девять" "пливет" вместо "привет"

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.