Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подведем итоги




Перед тем, как перейти к следующей главе, нам хотелось бы еще раз подчер­кнуть несколько важных идей.

Общение — это не только произнесение слов. Понятие "общение" предполагает также умение слушать и понимать, умение соблюдать очеред­ность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу.

Речь может быть использована для удовлетворения многих различных потребностей. Ребенку необходимо научиться пользоваться речью и осво­ить широкий спектр высказываний.

На занятиях по развитию речи малыш должен будет учиться не только говорить, но 'и слушать слова других людей. Всегда давайте ему время на ответ. Не забывайте также о том, что работу следует строить на основе интересов ребенка. Вы сможете извлечь пользу из его интересов и в быто­вых ситуациях, и на спланированных игровых занятиях.

Для того, чтобы побудить малыша продолжить общение, пользуйтесь во время разговора естественными приемами.

Прежде, чем приступить к занятиям, подробно проанализируйте, что на данный момент ребенок уже умеет делать. Начинать обучение следует с того уровня, который ему более всего подходит.

Мы советуем вам прочитать главу 2 Развитие навыков общения в довербальный период даже в том случае, если ваш малыш уже говорит. Многие навыки, которые ребенок приобретает в довербальный период, не теряют своего значения и позже, когда он заговорит.

Мы надеемся, что занятия по развитию речи понравятся и вам, и вашему ребенку.


ГЛАВА 2

Развитие навыков общения в довербальный период

Довербальный (дословесный) период — это период развития ребенка, ког­да он еще не умеет говорить. Обычно многими 'навыками общения дети овладевают уже на этом этапе. Они начинают общаться с помощью звуков или действий - указывая, дотрагиваясь, выражая мимикой различные эмо­ции. Способность слушать, концентрировать внимание тоже входит в поня­тие довербального развития навыков общения, как мы указывали в гла­ве 1. Так же как и умение соблюдать очередность, которое готовит ребенка к участию в общении. Важнее всего то, что прежде чем заговорить, дети узнают, сколь многогранно и полезно может быть общение, что приобретен­ные ими навыки они могут использовать для удовлетворения самых раз­ных социальных, эмоциональных и материальных потребностей. Указывая на желанный предмет, они могут дать нам знать, что хотят его получить, помахав ручкой, могут поздороваться или попрощаться, покачав головой, отказаться от того, чего не любят или не хотят и т.д.

Довербальный этап общения - нормальный и очень важный этап, через который проходят все дети. Богатый и разнообразный опыт общения с окружающими, получаемый ребенком в этот период, становится прочной основой эффективного и полноценного общения в дальнейшем. Детям по­старше, испытывающим трудности с речью, часто бывает полезна дополни­тельная работа над навыками довербального периода.

Ребенок может не говорить либо потому, что он еще мал, либо по причине задержки в этой области развития. В обоих случаях вам помогут приемы развития навыков общения, очень схожие друг с другом. Разрабаты­вая методы, с которыми вы познакомитесь в данной главе, мы имели в виду, главным образом, маленьких детей, однако эти методы легко могут быть адаптированы к интересам и возможностям детей постарше.

Мы рассмотрим пять главных направлений работы в довербальный пе­риод:

• Развитие умения концентрировать внимание и реагировать.

• Развитие игровых навыков.

• Развитие умения соблюдать очередность.

• Развитие умения подражать.

• Развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.

 

Эти направления во многом пересекаются, и вы, возможно, сможете одно­временно продвигаться в двух или более направлениях. Мы предлагаем вам, прежде, чем выбрать конкретные задачи, прочитать все, что говорится о каждом из этих направлений и заполнить все проверочные листы, по кото­рым малыш может быть аттестован.

УМЕНИЕ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ И РЕАГИРОВАТЬ НА ОКРУЖАЮЩИХ

Если вы уже протестировали своего малыша так, как указано в Перечне умений, определяющих развитие ребенка (о том, как это делается, написано в главе 1 книги 2), то перед вами должна быть точная картина его умений, составляющих способность концентрировать внимание и реагировать на происходящее вокруг. Если, сделав это, вы успели поставить перед собой соответствующие задачи, значит, развитием навыков общения вы уже зани­маетесь! В том случае, если вы еще не протестировали ребенка, но, действуя интуитивно, побуждаете его смотреть вам в лицо и слушать ваши слова, рассматривать игрушки или выполнять простые указания, то опять-таки вы уже занимаетесь навыками общения.

Совершенствование этих навыков не следует рассматривать только как элемент подготовки к общению. Они — часть длительного процесса, кото­рый начинается с первого зрительного контакта малыша и продолжается до тех пор, пока ребенок не научится выражать все свои мысли и потребно­сти. Не думайте, что значение этого умения сходит на нет, как только ребенок начинает говорить. Умение концентрировать внимание и реагиро­вать на окружающих продолжает развиваться у детей на протяжении всех дошкольных лет и даже позже.

Если малыш научился смотреть на ваше лицо, реагировать на обраще­ние к нему, вы можете приступить к занятиям по направлениям, продолжая совершенствовать эти умения. Теперь вам следует ориентироваться на "сту­пеньки" во второй части книги "Восприятие речи".

Если ребенок еще не может сконцентрировать внимание, то научить его этому — ваша первоочередная задача. Это умение имеет решающее значение не только в сфере общения, но и во всех остальных сферах развития ребенка.

Выделить приоритетные направления занятий вам помогут проверочные листы 2.1 и 2.2. Внимательно наблюдая за ребенком, постарайтесь ответить на все вопросы. Маленькие дети редко бывают способны одинаковым обра­зом реагировать в течение всего дня. Поэтому старайтесь судить о реакции вашего малыша тогда, когда он более всего оживлен и всем доволен.

Если на какие-нибудь вопросы проверочного листа 2.1 вы ответите отрицательно, значит, в первую очередь, вам следует научить ребенка кон­центрировать внимание (это не значит, что нужно забыть обо всех остальных направлениях развития. На этой стадии чрезвычайно важны, например, занятия по развитию навыков общей моторики).

Если вы ответите отрицательно на некоторые вопросы проверочного листа 2.2, то умение концентрировать внимание и умение реагировать по-прежнему должны занимать центральное место в вашей работе. Тем не менее, малыш, возможно, уже готов (или почти готов) к другим занятиям по разви­тию навыков общения. Поэтому присмотритесь к ним повнимательнее.

Если на все вопросы проверочного листа вы ответите положительно, значит у малыша уже есть хорошая основа для дальнейшего развития навы­ков этой группы и для продвижения в других сферах речевого развития.

Мы надеемся, что заполняя эти листы, вы все-таки проводите детальное тестирование вашего ребенка по Перечню умений, определяющих развитие ребенка — ПУОРР (книга 8), начиная с групп ВР.А (Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят), ВР.Б (Умение реагиро­вать на жесты и выполнять простые указания) и СС.А (Взаимодействие с окружающими и игра). Эти группы умений подробно рассматриваются в книгах 6 и 7. Из них вы узнаете, как оценивать каждое умение и как заниматься с ребенком.

А теперь мы продолжим рассматривать основные принципы обучения малыша внимательно слушать, смотреть и реагировать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.