Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как побудить ребенка внимательно слушать, смотреть и реагировать на ваши слова или действия




Проверочный лист 2.1. Умение внимательно слушать, смотреть и реагировать 1

  Да Нет
Задерживает ли малыш на мгновение взгляд на вашем лице, когда вые ним разговариваете?    
Наблюдает ли малыш за вашими глазами и ртом хотя бы половину той минуты, в течение которой вы с ним разго­вариваете?    
Смотрит ли малыш на предмет, который выдержите примерно в 30 см от его лица?    
Показывает ли ребенок изменением движений своего тела, что знает, что должно произойти, когда вы наклоняетесь, чтобы взять его на руки, или когда показываете ему бутылочку?    
Следит ли малыш глазами, поворачивает ли головку, ища вас, когда вызовете его?      
Сидит ли ребенок спокойно (будучи устроенным удобно и надежно) и удерживает ли свое внимание, по меньшей мере, в течение минуты на вас или на предмете, который вы ему показываете?      
Смотрит лц малыш на предмет (или картинку) вместе с вами, по меньшей мере, 2 минуты, то есть переводит ли он свой взгляд с вас на предмет (или картинку) и обратно, показывая, что держит в сознании и то, и другое?      
Выполняет ли ваш ребенок простые указания, когда они сопровождаются соответствующими жестами? Например, дает ли он вам вещь, к которой вы протягиваете руку и говорите "Дай!"?      
Машет ли малыш на прощание ручкой, хлопает ли в ладоши, делает ли другие простые жесты в ответ на вашу просьбу, если вы сами не демонстрируете их и не помогаете ему?      
         

Во время всех ваших совместных занятий вы можете побуждать малыша внимательно слушать вас, смотреть и реагировать. Советы, которые мы приводим ниже, применимы, по большей части, к общению с младенцами или малоподвижными детьми, однако они помогут вам и в занятиях с более активным ребенком.

Рассказывайте ребенку о том, что вы в данный момент делаете. Не­сколько простых фраз, прерываемых паузами, подействуют на него не мень­ше, чем целый поток слов. Прежде, чем продолжить разговор, позовите малыша по имени и подождите, пока он на вас посмотрит.

Разговаривая с ребенком, улыбайтесь и прикасайтесь к нему. Это усилит его воодушевление от вашего лица и голоса. Младенцы и дети лучше всего могут сфокусировать свой взгляд на предметах, находящихся на расстоянии примерно в 25-30 сантиметров от них. Наклоняйтесь к ма­лышу, когда меняете ему подгузники. Приближайте свое лицо к малышу, разговаривая с ним. Если вы заняты на кухне, поставьте детский стульчик на скамью здесь же, чтобы вам легко было приблизиться к ребенку. Прижимайте его животиком к своей груди и поддерживайте за плечики так, чтобы он мог смотреть вам в лицо. Фокусное расстояние его глаз будет постепенно увеличиваться — будьте к этому готовы.

Подводите руки малыша к своему лицу, помогая ему дотрагиваться до вашего лица и изучать то, что он видит. Это хороший способ вновь возбу­дить интерес малыша, если он отвлекся.

Давайте ребенку время ответить вам. Не огорчайтесь, если малыш не смотрит на вас, не улыбается вам или не выполняет просьбу правильно. Чтобы собраться, маленьким детям требуется время. Вряд ли вы поможете ребенку сосредоточиться, если станете повторять одни и те же указания, типа: "Посмотри...посмотри..-посмотри!" Если через небольшое время пос­ле каждой из двух попыток привлечь его внимание, малыш так и не проре­агирует, попробуйте подойти несколько иначе — прикоснуться к нему или изменить тон голоса.

Давайте понять малышу, что произойдет вскоре. Приближаясь, оклик­ните его, перед тем, как поднять его — протяните к нему руки, перед тем, как покормить — покажите бутылочку и т.п. Этим вы поможете ему луч­ше подготовиться к тому, что происходит.

Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Он должен узнать, что общение с вами — дело благодарное.

Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом, как бы случай­ны они ни были, даже если их нельзя считать звуками общения. Пусть отныне у вас войдет в привычку отвечать ему звуками. Старайтесь почаще повторять звуки, которые издает ребенок. Это заложит основу для соблю­дения очередности.

Для одних и тех же событий или действий используйте одни и те же слова. Если каждый раз, перед тем, как взять малыша на руки, вы будете говорить: "На ручки!", перед тем, как поменять подгузник: "Пора переодеть­ся", то хотя сначала ребенок не будет вас понимать, эти слова существенно помогут ему сосредоточиться на том, что вот-вот что-то произойдет. А со временем он поймет, что именно. Малыш начнет узнавать значения важных для него слов, и это станет основой умения выполнять простые указания.

Пусть все члены вашей семьи стараются побуждать малыша слушать, смотреть и реагировать на происходящее вокруг. Особенно ценной может оказаться помощь его братьев и сестер. Они с удовольствием будут петь малышу, строить рожицы или щекотать его. Помогите детям уловить при­знаки того, что малыш общается с ними.

Помещайте в поле зрения ребенка какие-нибудь вещи, чтобы он мог смотреть на них, когда вас рядом нет. Кто-нибудь из старших детей может нарисовать простую яркую картинку, например, чей-нибудь портрет, и повесить его над кроваткой малыша. Можно подвесить яркие игрушки, бытовые предметы или мобиль. Если ребенок еще совсем маленький и сфокусировать свой взгляд может только в очень ограниченной области пространства, убе­дитесь в том, что 1-2 игрушки располагаются достаточно близко от него.

Наблюдайте за малышом, чтобы понять, на какие именно вещи он смот­рит, что его интересует. Подумайте, как вы могли бы привлечь его внимание к себе с помощью этих вещей. Это особенно важно для ребенка постарше, которому трудно сосредоточиться. Возможно, сначала вам нужно будет войти в его мир, а потом уже вы сможете рассчитывать па то, что. он присмотрится к вашему. Можете ли вы распознать попытки малыша всту­пить с вами в контакт?

Настройтесь на медленный, постепенный прогресс. Если вы поста­вите перед собой слишком большие задачи, вы легко разочаруетесь. Начни­те с той ступеньки, на которой в данный момент находится ваш малыш и постарайтесь каждый день или каждую неделю понемногу продвигаться вперед. Вам будет легче заметить прогресс, если вы начнете засекать вре­мя — измерять, сколько секунд малыш смотрит на вас. Скачок с 20 секунд на 30 можно считать очень существенным, однако его легко не заметить.

По возможности уберите все, что отвлекает внимание. Если с помо­щью предложенных выше приемов малыш все-таки не может научиться внимательно слушать, смотреть и реагировать, попробуйте каждый день в течение нескольких небольших промежутков времени сидеть с ним в спокой­ной обстановке в отсутствие каких бы то ни было отвлекающих факторов. Найдите тихое место подальше от домашней суеты и уберите все, что может отвлечь внимание ребенка от вас. Это, однако, следует рассматривать лишь как временную меру. Как только вы заметите, что малыш делает успехи, воодушевите его применить новые навыки в обычной обстановке.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ

Для ребенка игра — это способ познания мира. В главе 5 книги 2 мы говорили о тесной связи между игрой и учебой. Наиболее значительную роль эта связь играет в развитии навыков общения.

Если ребенок получает удовольствие от игры, если играя, он может слушать и смотреть на других ее участников, значит, у него уже есть основа для освоения более сложных навыков общения.

В первую очередь, дети говорят о том, что их более всего интересует. Первыми словами малыша обычно бывают имена самых близких людей, названия любимых кушаний и напитков, такие слова общения, как "привет" и "пока". Но самая большая часть раннего словарного запаса ребенка состоит из наименований предметов, с которыми он любит играть, и его действий во время игры.

Однако игра замечательна не только тем, что является источником сло­варного запаса. Игра — это занятие, которое ребенок может разделить с другими. Освоение навыков общения, включая довербальные навыки — умение соблюдать очередность и умение подражать, - происходит, глав­ных. образом, в процессе совместных игр. Способность концентрировать внимание развивается по мере того, как малыш узнает, что могут делать люди, что можно делать с предметами, какой может быть роль его партне­ров по играм. У ребенка возникает потребность общаться — попросить нужную вещь, отклонить нежелательное вмешательство, поделиться впечат­лениями от происходящего и т.п.

Родителям и педагогам игра создает идеальные условия для привития детям новых навыков разговорной речи. Игра позволяет педагогу дать ребенку возможности и побудительные мотивы для свободного и есте­ственного общения. Сравните две сценки: Ребенок и педагог сидят друг напротив друга за столом. Педагог берет игрушечную собачку. "Это собака. Скажи ‘ собака’."

Ребенок и педагог сидят на полу с игрушечной собачкой и небольшим одеялом. Педагог позволяет малышу поиграть с собачкой, при этом комментирует его действия. Затем прячет игрушку под одеяло. "Ах! Где собака? Давай позовем ее. Собака! Собака! ' Где она может быть? А ну-ка, ты позови ее!"

Преимущества второго подхода очевидны, и лишь немногие родители захо­тят учить своего ребенка говорить таким формальным способом, как первый, хотя в прошлом многие педагоги именно так и работали. Для умений иного рода четкая организация урока может прекрасно подойти, и часто она быва­ет действительно необходима. Однако, когда дело касается развития речи, возможности такого подхода оказываются весьма ограниченными.

Не следует, правда, думать, что овладение речью через игру происходит спонтанно, само собой. В действительности, педагоги и родители должны ясно сознавать, к чему они стремятся и что они делают, чтобы достичь цели. Часто бывает нужно организовать игровое пространство так, чтобы внима­ние сосредотачивалось на теме урока. Игровые занятия далеко не так просты, как можно подумать. Они требуют гибкости, способности быстро принимать решения и чувствовать интересы ребенка.

Если вы начинаете заниматься с младенцем, или если у вашего ребенка проблемы физического развития, затрудняющие участие в игре, вы должны помочь малышу осваивать игровые навыки постепенно, вместе с другими навыками общения. Присмотритесь внимательно ко всем группам навыков тонкой моторики, представленным в ПУОРР. Все они предполагают разви­тие и игровых навыков. Обратитесь также к группе умений СС. А и поду­майте, как можно было бы ввести в игру первые навыки восприятия речи.

Если же ваш малыш более активен и умеет так или иначе обращаться с разными предметами и игрушками, но творчески играть не хочет, то здесь перед вами другая проблема. Если ребенок по прошествии периода, когда дети все бросают и бьют, все-таки продолжает любить делать только это, он мало интересуется другими способами использования предметов, а значит у него нет достаточно сильной потребности вступить в контакт с другими людьми, чтобы "рассказать" им, что он делает. Многие дети играют так бестолково потому, что они просто не приобрели тех навыков, которые требуются для более осмысленной игры — не научились зрительно-моторной координации, не на­учились строить, поворачивать предметы и т.п. Мы советуем вам начать с очень тщательной оценки навыков тонкой моторики, для чего удобно восполь­зоваться ПУОРР, а затем заняться развитием уже приобретенных малышом навыков, связывая каждую новую ступеньку развития с разными игрушками и другими окружающими малыша предметами. Например, когда ребенок на­учится ставить один кубик на другой, можно предложить ему построить баш­ню из коробок для яиц, вставляющихся друг в друга стаканчиков, кусков упаковочного пенопласта, больших коробок и т.п. Когда он научится снимать с коробок крышечки, можно начать играть в любые игры, в которых один участник что-нибудь прячет, а другой ищет. По мере того, как ваш малыш будет осваивать разные приемы игры, можно постепенно отучать его от при­вычки все бросать или бить. Попробуйте убедить его, что награды заслужива­ют лишь осмысленные игры. Этот подход мы обсуждаем в главе 6 книги 2.

Иногда причина неспособности осмысленно играть у ребенка постарше заключается не в сложностях с тонкой моторикой, а в невнимании — он не может сосредоточиться ни на одном предмете достаточно долго для того, чтобы с ним играть. В этом случае следует попробовать адаптировать пред­ложенные выше приемы (см. раздел "Умение концентрировать внимание на лицах, словах и действиях окружающих и реагировать на них") к заня­тиям, интересующим более старших и активных детей (многие из этих приемов достаточно легко адаптируются).

Безусловно, есть дети, которые хорошо развиваются во многих облас­тях, и умеют играть достаточно осмысленно, но с общением у них плохова­то. В таких случаях вам, возможно, правильно было бы взять на вооруже­ние только те главы, в которых рассматриваются проблемы развития речи, а остальные разделы программы исключить, как не слишком актуальные. Начать мы советуем со следующего:

1. Приглашайте малыша поиграть вместе с вами.

2. Выбирайте такие игрушки, в которые можно играть вместе.

3. Побуждайте ребенка совершать действия по очереди, играя с иг­рушками; по очереди менять выражения лица; по очереди издавать различные звуки и т.д.

Игровые навыки ребенка будут вам ценнейшим подспорьем в ваших занятиях по развитию навыков общения, а мы в конце этой главы предложим некоторые идеи, которые помогут вам продолжить занятия в игровой форме.

Некоторые родители, особенно если речь идет об их первом ребенке, совсем не представляют себе, как можно играть с грудным младенцем и даже с ребенком постарше. В нашем обществе практически нет возможно­сти научиться этому до того, как у нас самих не появятся дети. Что ж, родители тоже учатся играть точно так же, как их дети. Более полно мы рассказываем об игре в главе 5 книги 2, а в этой главе мы предложим некоторые особые соображения на этот счет. Развитие этих идей мы обсу­дим дальше, при рассмотрении каждого из умений, представленных в книгах 4, 5, 6 и 7. Теме игры посвящено много прекрасных книг. Вы будете нахо­дить стимулы, способные побудить малыша участвовать в игре, а он будет учить вас. Реакции ребенка подскажут вам, с чего можно начать формиро­вание его игровых способностей.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СОБЛЮДАТЬ ОЧЕРЕДНОСТЬ

Соблюдение очередности, как мы отмечали в предыдущей главе, — главное-условие нормального разговора. Когда мы разговариваем, то по очереди с нашим собеседником то говорим, то слушаем. Заметьте, что "говорить" и "разговаривать" — совсем не одно и то же. Многие из нас наверняка встречали людей, которые, несмотря на умение говорить, были неважными собеседниками. Бывает также, что люди не умеют слушать. У них может быть прекрасная артикуляция, но настоящего разговора они предложить не смогут. Другие внимательно слушают, но сами в разговор вступают с тру­дом, чаще всего по причине робости. Правильно построенный, доставляю­щий удовольствие разговор получается тогда, когда два или более участни­ков слушают и говорят по очереди, отвечая на слова собеседника.

Модель поведения собеседников во время разговора может сложиться в сознании ребенка задолго до того, как он научится произносить первые слова. По мере развития разговорных навыков эта модель закрепляется и совершенствуется. Стоит заметить, что поочередное совершение каких-либо действий — занятие, вообще приносящее удовлетворение, — это род обще­ния. Даже если ребенок не сможет научиться говорить, способность по очереди с другим человеком жестикулировать, произносить звуки, играть или выполнять общее задание уже явится основой его способности взаимо­действовать с другими членами общества.

Проверочный лист 2.3 поможет вам оценить умение вашего ребенка соблюдать очередность. В этом листе перечислены занятия, в которых дети обычно используют это умение. Возможно, вам захочется заменить эти занятия другими, более соответствующими интересам вашего малыша (ниже в этом параграфе мы предложим вам всевозможные варианты). Если вы решитесь на замену, убедитесь, что ваши варианты охватывают множество разных ситуаций.

Приступая к новому занятию, расскажите ребенку, что вы делаете, и приложите максимум усилий, чтобы привлечь его к участию в нем. Если у вас есть еще другие дети, возможно, они с удовольствием помогут вам провести предлагаемое тестирование.

Если в каждом разделе проверочного листа 2.3 у вас окажется хотя бы по одному положительному ответу, считайте, что стартовые условия у ва­шего ребенка хорошие. Постоянно ищите новые пути развития умения соблюдать очередность; особое внимание уделите поочередному произнесе­нию звуков.

Если вы ответите положительно хотя бы на три вопроса, основа умения соблюдать очередность у вас уже существует, и сейчас, возможно, самое время, чтобы научиться использовать его почаще.

Если малыш нечасто включается в занятия, которые требуют поочеред­ного совершения действий, или не включается вообще, обратитесь к следу­ющему параграфу, в котором рассказывается о том, как "подтолкнуть" ребенка и начать развивать это умение.

Как учить ребенка умению соблюдать очередность. Выделять специальное время для занятий не нужно. Умение соблюдать очередность можно отрабатывать практически в любое время. Импровизи­рованные занятия такого рода могут стать естественной частью ваших взаимоотношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.