Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Умение воспринимать речь необходимо нам для того, чтобы понимать других людей и общаться с ними




Умение воспринимать речь необходимо нам для того, чтобы понимать других людей и общаться с ними.

Мы пользуемся этим умением, когда выполняем просьбы, когда уча­ствуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам гово­рят.

Программа занятий по развитию навыков восприятия речи включает в себя следующие разделы:

ВР.А: Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят.

ВР.Б: Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.

ВР.В: Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно.

ВР.Г: Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.

ВР.Д: Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предмета.

ВР.Е. Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие местоположение предмета.

ВР.Ж: Умение реагировать на разные грамматические формы.

О чем нужно помнить, занимаясь с ребенком навыками восприятия речи? Эти занятия следует рассматривать как часть общей программы развития возможностей ребенка в сфере общения. Для того, чтобы эф­фективно пользоваться словами и жестами, малыш должен сначала на­учиться понимать значение каждого из них. Во время занятий, выбирая жесты, слова и фразы, старайтесь помнить, что именно из этого ваш ребенок захочет использовать, что именно потребуется ему для общения сейчас или позже. Важнейшим условием развития всех навыков воспри­ятия речи является способность малыша концентрировать внимание. Умению внимательно слушать посвящен раздел ВР.А, однако, и тогда, когда вы перейдете к другим разделам, каждый раз, обращаясь к ребен­ку, сначала убедитесь в том, что он на вас смотрит и слушает. Это отно­сится и к специально запланированным занятиям, и к импровизирован­ным — во время игр и домашних дел. Как только вы овладеете вниманием малыша, старайтесь говорить с ним ясно и максимально просто. Не следует перемежать ваши указания массой ненужных слов (поболтать мож­но и в другое время!). Конечно, вам захочется, чтобы со временем ребе­нок мог понимать то, что вы говорите, даже бегая по комнате, полной народа) Однако сначала ему необходимо научиться понимать вас в более благоприятых условиях, когда отвлекающие факторы минимальны, ког­да вы говорите ясно, и внимание малыша приковано только к вам.

Может ли понадобиться помощь специалиста? Если у вашего малы­ша обнаружены неполадки со слухом, зрением или моторным развитием, возможно, ему нужно будет помочь адаптироваться к тем занятиям, ко­торые предусмотрены программой. Специалист поможет вам определить смысл тех или иных упражнений и подскажет, каким образом ваш ребе­нок мог бы решить эквивалентные задачи.

 

ГЛАВА 1

ВР.А: Умение слушать и концентрировать внимание на том. о чем говорят

Навыки, обсуждаемые в данном разделе, являются основой всего даль­нейшего обучения. Когда ребенок сможет смотреть на говорящего и слу­шать его, он сможет у него учиться. Глухие и/или слепые дети должны учиться реагировать на то, с чем к ним обращаются, как-то иначе, но им тоже необходимо научиться быть внимательными прежде, чем учиться чему-то еще. Когда новорожденные дети и их семьи начинают работать по программе Маккуэри, отправной точкой их занятий становятся пер­вые четыре навыка данного раздела. Эти навыки не требуют специаль­ных приемов; родителям просто показывают, как их естественное пове­дение в процессе ухода за малышом позволяет этим навыкам формироваться. В самом деле, в отношении большинства навыков дан­ной группы мы не делаем различия между специальными "занятиями" и практикой в игровых и бытовых ситуациях. Учить малыша внимательно слушать вы можете фактически во время всех ваших с ним контактов.

Вы обнаружите определенную перекличку между навыками данной группы и первыми навыками взаимодействия с окружающими из раздела СС.А книги Самообслуживание и социальные навыки. У новорожден­ных детей умение слушать и умение взаимодействовать с другими людь­ми особенно тесно связаны между собой. Когда малыш научится поддер­живать зрительный контакт, мы советуем вам обратиться к главам 1 и 2 книги 3. Из них вы узнаете, как у детей развивается язык мимики и жестов, навыки разговорной речи, и это поможет вам наилучшим обра­зом использовать время, которое вы проводите с ребенком.

Большинством навыков данной группы дети овладевают в первые 12 месяцев нормального развития. В каждой группе умений, формирование которых происходит на 2,3 и 4 годах жизни, вы найдете лишь по одному умению, относящемуся к способности ребенка слушать то, что ему рас­сказывают или читают, и реагировать на услышанное. Ниже мы перечисляем все навыки данной группы.

От 0 до 3 месяцев

1. Реагирует на звук испугом или переменой в поведении.

2. Реагирует на голос испугом или переменой в поведении.

3. На мгновение задерживает свой взгляд на лице говорящего.

4. Поддерживает зрительный контакт с говорящим (смотрит на его глаза и рот).

5. Разглядывает окружающие предметы, переводя взгляд с одного на другой.

От 3 до 6 месяцев

6. Ищет глазами, откуда исходит звук.

7. Поворачивается на звук (находит глазами источник звука, повернув в его сторону голову).

8. Поворачивается на голос (находит глазами говорящего, повернув в его сторону голову).

От 6 до 9 месяцев

9. Сидя на стуле, внимательно слушает и смотрит на человека или на предмет.

10. Вместе со взрослым в течение 2 минут смотрит на картинки или предметы.

11. В ответ на тон говорящего (дружелюбный или сердитый) меняет выражение лица.

От 9 до 12 месяцев

15. В шумной обстановке слушает одного человека.

От 18 месяцев до 2 лет

37. Выслушивает короткий рассказ до конца.

От 2 до 3 лет

64. В течение 10 минут внимательно слушает рассказ, находясь с рассказчиком наедине.

От 3 до 4 лет

91. Слушая рассказ, отвечает словами или жестами на простые вопросы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.