Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шкала ценностей человека




Шкала ценностей человека стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется и совпадают ли выбранные им ценности

с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, альтру­изм, ненасилие и т.п. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Человека, у которого на шкале индивидуальных ценностей верх­нюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью (рис. 18).

Ценностей нет у животных, и практически они отсутствуют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обще­стве — в ходе социализации. Растет человек, формируется его система цен­ностей. Развитая система ценностей — результат правильной социализации, а не ее предпосылка.

Когда мы увязывали ценности с потребностями, мы выявили лишь один аспект проблемы. На самом деле они гораздо глубже. Ценности

отражают не просто дефицит, нужду че­ловека в чем-либо, но и процесс социаль­ного сравнения.

Как, например, объяснить тот парадокс, который удалось установить одесским со­циологам: удовлетворенность зарплатой не зависит от среднего дохода, но зато зависит от того, сколько получают другие, «такие же работники»?

По-видимому, этот парадокс открыва­ет нам новую грань сознания — ценностно ориентированную. Люди не просто ощу­щают свои потребности, но и осознают их, а осознавая, сравнивают себя с други­ми. Оценка себя в сравнении с другими — прежде всего стоящими на одной соци­ альной ступеньке, т.е. «такими же, как они» — выражает стремление к самореа­лизации и самоутверждению. Последние, рассмотренные в качестве мотивов (осоз­ нанных намерений), суть также стремле­ния к социальному признанию и одобрению, стремления к достижению и успеху. Мы вновь столкнулись с высшими потребностями Маслоу в самореализации, а они раскрывают специфи­ку личности.

Если две системы ценностей — индивидуальная и общественная — в зре­лой личности совпадают, то ценности сами по себе можно рассматривать как открытые окна, через которые в наш внутренний мир проникает внешний мир культуры. Ценности — не только механизм, но и результат социально­го сравнения, способ упорядочивания элементов культуры.

Человеческая культура базируется на том, что идеи, нормы, обычаи, пра­вила и даже материальные памятники не навалены хаотическим образом, а строго упорядочены. Иначе говоря, одни из них предпочитаются другим. Без определения нет ранжирования, упорядочивания ценностей по степени важности.

Предпочтение — это субъективный процесс распределения по приори­тетности социальных благ. Когда у мужчин появляется достаточно много денег, то они, планируя трату, расставляют приоритеты: к примеру, детей отправить в престижную школу, жене купить стиральную машину, а любов­нице украшения.

Если бы человек, подобно муравью, был запрограммирован природой, у него никогда не появились бы ценности. С другой стороны, если бы он был запрограммирован обществом, наподобие «нумеров» в романе-антиуто­пии Е. Замятина «Мы», то у него сформировалась бы одномерная шкала ценностей. Общество все спланировало и расставило по местам, иначе го­воря, провело процесс оценивания вместо него: приоритетными оказались бы коллективные ценности, неприоритетными — индивидуальные. Пове­дение человека в такой ситуации легко прогнозируется. Он не колеблется в своем выборе и в своих действиях потому, что свободы выбора его как раз лишили.

В нормальном обществе с нормальными гражданами шкала индиви­дуальных ценностей жестко не закреплена. Это значит, что ценности по­стоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне мо­жет находиться сразу несколько альтернативных ценностей. Это много­мерная шкала индивидуальных ценностей, соответствующих свободе выбора, предоставляемой открытым, демократическим обществом. В ос­нове иерархии ценностей лежит выбор или предпочтение одних ценно­стей другим.

Когда иерархия ценности человека совпадает с общественной шкалой, появляются уверенность и уважение к себе, чувство того, что человек жи­вет и поступает правильно. Общественные ценности — добра, справедли­вости, честности, героизма, патриотизма — выступают по отношению к отдельно взятому человеку как некие идеалы, к которым он стремится в своей жизни, или эталоны поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.