КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественное сознание в эпоху постмодерна 2 страница
Особый тип парадоксального сознания и поведения представляют люди, которых можно назвать «блуждающими форвардами». Особенно наглядно это проявляется в среде интеллигенции. Мы можем наблюдать многочисленные примеры «миграции» таких людей из одной партии (или общественного движения) в другую, затем в третью, четвертую и так до бесконечности. Причем это почти всегда сопровождается коренным изменением раннее провозглашенных принципов, отказом от прошлых приверженностей, славословиями в адрес новых предпочтений или выгодных для себя «открытий». И все это прикрывается тем, что очередные новые ориентации объявляются воплощением «гласа народа», отражением его чаяний и желаний. По сути же дела — это участие в борьбе за власть, за капитал, за жажду удовлетворить амбиции за счет народа. Не менее характерен и другой тип, который получил достаточно широкое распространение и который можно отнести к категории «симулянты». Их поведение — это поведение значительной части чиновничества в современной России. Эта группа людей неустанно и дружно изображает симуляцию заботы об общественном благе, которая очень образно проявляется, с одной стороны, в риторике чиновников и бизнесменов, с другой стороны, в накопительстве и грабеже бывшего народного состояния. Причем это нередко прикрывается показухой — оказанием помощи одному дому престарелых или одному детскому дому, одной спортивной команде или больнице. Как показывают результаты выборов, такая «забота» приносит весьма ощутимые дивиденды в виде депутатских мест или должностей глав администраций. Именно этой категории людей присуще осознанное поддержание парадоксальности поведения и сознания населения, ибо сулит немалые выгоды и приносит значительное приращение личного благополучия.
И наконец, стоит сказать о таком типе сознания и поведения, как новые диссиденты, которые, как это ни звучит парадоксально, комплектуются из бывших диссидентов. Многие из тех, кто выступал против различных аспектов государственной политики в СССР, с такой же настойчивостью и убежденностью выступают против того, что творится в сегодняшней России. К этой категории можно отнести и многих общественных деятелей первой демократической волны, которые после определенного времени отреклись от создаваемого ими или при их помощи нового режима. Новые реальности превратили многих из них в стойких борцов против того, за что они радели в первые «розовые» годы новой России. И их парадоксальность часто проявляется в приверженности по-прежнему идеям демократии, но уже в сочетании с патриотическими или социальными ориентациями. Таким образом, анализ современного состояния общественного сознания и поведения позволяет говорить о многообразии парадоксов. Переходный период обнажил эту противоречивость, сделал более определенной картину того, что мы сейчас собой представляем. Именно эта открытость, понимание сложившегося положения вселяет надежду, что правильно поставленный диагноз дает возможность преодолеть и социальные недуги новой России. Понятие «постмодернизм» вошло в широкий обиход в конце 60-х гг. Вначале этот термин использовался для обозначения совокупности стилевых инноваций в архитектуре, затем он стал применим ко всем видам искусства, и наконец, в 80-е гг. он утверждается в философии, так как постепенно в его русло стекаются все социокультурные процессы. На данный момент под этим термином принято подразумевать всю целостность культуры последней трети XX в. Кроме того, в своем специфическом значении постмодернизм представляет собой определенную тенденцию художественной
культуры, которая стремится вобрать в себя и интерпретировать в современном духе генетический опыт искусст ва в целом. Постмодерн — это новая эпоха, черты которой проявляются в особенностях художественной жизни, а также в более глубоких процессах порождения и функционирования самой культуры. Постмодернизм по своей сути противостоит «открытому искусству», как новый традиционализм — течению, которое прибегает к традиционным средствам только как к дополнению к новым технологическим возможностям, предоставленным прогрессом. Большинство исследователей сходятся на том, что постмодернизм не имеет ни единого метода, ни общей проблематики. Его главными культурными признаками являются исторический эклектизм и отказ от каких-либо тотальных схем. Это означает, что его произведения используют и синтезируют уже существующие и утвердившиеся эстетические и художественные позиции. Его появление и развитие связаны с разочарованием в воинствующей нигилистической императивности и агрессивном подходе «открытого искусства» и контркультуры, а также в жестокости и бессмысленности шоковых методов эстетического воздействия, в тотальном вещизме и отказе от наследия в любой его форме и в независимости от его реальной ценности. В постмодернизме есть подчеркнутая антистильность, смешение жанров, фрагментарность, банализация, стремление устранить трансцендентные измерения бытия, а также любой намек на глобальное объединение, космополитизм, прогрессизм, установку на восходящую линию культурного и общественного развития. Он предполагает деконструкцию, подрыв любых нормативных или смыслосодержащих элементов культуры. Он отказывает культуре в самодостаточности в смысле выражения ценностей и смысла бытия. Он претендует на то, чтобы максимально преодолеть эстетическую или рефлексивную дистанцию между жизнью и искусством. Постмедернизм также не признает правомерности универсальных форм рациональности, отдает предпочтение локальным и оригинальным моделям, реабилитирует даже архаичное и примитивное, но при этом дискредитирует принудительность прежнего культурного достояния. Он также отвергает элитарность в культуре и дистанцию между центром и периферией — создателями и потребителями, аудиторией.
Постмодерн не только требует отрицания духа модерна, он желает явиться максимально допустимым отказом от генерализаций. Он подчеркивает повышенную роль эзотерики, закрытость групп, но в то же время он как бы сам зиждется на сосуществовании традиций и норм. Он как будто требует от индивида обретения права субъективного свободного выбора, он не наполняет личность с непреложностью органического, «почвенного» консерватизма. В то же время он склонен концептуально изолировать все группы лиц, отличающиеся иными традициями мышления, другими ориентирами и особенностями ментальное™, наделяя их статусом частных культур, правом на самоидентификацию и существование, искусственно деля и деструктурируя общество. Но по своей природе постмодерн крайне недисциплинирован, оторван от реальности «земной», социальной жизни, утопичен, его фактические основания и понятийная база неконкретны, можно сказать, виртуальны. Идейная среда периода, переходного от традиционного к постиндустриальному, находится в состоянии одновременной бурной революции и глубочайшей летаргии, застоя. С приходом демократии Россия вступила в эпоху постмодерна, когда ранее приниженные, подчиненные или считавшие себя таковыми группы внезапно обрели голос и получили возможность культивировать свои особые ценности, формировать собственный тип общественного сознания и бороться за свои специфические социальные и политические права38. Именно в этих условиях особое значение приобретает этноисторический и политический миф, легитимирующий право данной группы на территорию, развитие своей культуры и политическое оформление вплоть до требования полного суверенитета. Переход от традиционного к постиндустриальному обществу — глобальный процесс, который неизбежно затрагивает абсолютно все сферы общественного сознания. В связи с несоизмеримостью всех базовых характеристик этих этапов в эволюции общества они коренным образом отличаются во всех аспектах социальной жизни. А так как массовое сознание неизменно имеет дело с отношением масс ко всем значимым сферам деятельности, то переворот в нем тоже неизбежен. Многое из современной действительности доказывает, что переход этот оказался весьма затруднительным, кризисным, возможно, он еще до конца не оформился. В массовом сознании намечается кризис, раскол, так как его традиционные концептуальные основы находят качественно новое выражение.
В постиндустриальном массовом сознании существует всеобщая установка на будущее, на необходимость преодоления всех ненужных и тормозящих препон прошлого. Наследие с глубоким уважением и признательностью «сдается в архив». Все это коренным образом влияет на чувственную восприимчивость и менталитет людей. К рутинному, привычному, неоригинальному возникает физическая неприязнь, так как выживание и успех в современном мире в массовом сознании непременно ассоциируются с вечным приспособлением и способностью к постоянной внутренней мобильности. Каждый отдельный индивид в процессе социализации должен ориентироваться на целесообразность каждого жизненного события по отношению к будущей карьере. Правительство всю свою деятельность должно связывать с планированием, если хочет сохранить популярность. Предприятие, дабы остаться на плаву, ищет проекты реконструкции в соответствии с вечно меняющимся лицом рыночной реальности. Более или менее целостная система знаний и ценностей, составляющая не только мировоззрение и основу, но и саму структуру любой личности, в постиндустриальном обществе заменяется набором переменчивых и неустойчивых установок, на которые постоянно воздействуют массмедиа39. 38 Шнирельман В.А. Постмодернизм и исторические мифы в современной России // Вестн. Омского 39 Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. В рамках социального и технического прогресса идет необратимый процесс не просто веберовского «расколдовывания мира», а уже повального «онаучивания» всех сфер жизни и бытия. По своей сути наука не может не действовать деструктивно на консервативное мировоззрение, на его унитарную систему неделимых и негибких ценностей. Суть рационального научного познания — именно в анализе, разложении на элементы, оно, в отличие от консервативного конкретного познания, стремится абстрагировать. Прикладная наука и техника — проектные, утопические способы деятельности. Они абсолютно антитрадиционны и вполне соответствуют процедурам и принципам прогрессистского стиля мышления и действий. Но далеко не всегда столь тотальное онаучивание приводит к однозначным результатам, соответствующим ожиданиям его сторонников. Так, невероятное усложнение технологических, социальных и экономических систем в процессе их постоянного частичного усовершенствования, надстраивания и достраивания постепенно приводит к тому, что они становятся непостижимыми и неконтролируемыми со стороны самих их создателей и обретают собственные, незапланированные и неконтролируемые человеком способы деятельности40. А последнее означает ни больше ни меньше, как обретение этими сложными системами автономной, органической или квазиорганической жизни. Кроме того, можно сказать, что в отношении массового сознания к научным изобрете ниям и техническим устройствам в постиндустриальном обществе возрождаются магические черты архаического периода. В современном техническом артефакте индивид не обнаруживает ни эмпирически, ни теоретически реальной схемы тяг и рычагов, приводящих механизм в действие. Вряд ли заурядный или даже искушенный пользователь четко осознает, что заставляет при нажатии клавиши появиться на мониторе персонального компьютера то или иное изображение, хотя трудно найти в постиндустриальной стране человека, не знакомого с данной машиной41. Другой заметный фактор современного массового сознания — глобализация. За счет неизбежного абстрагирования и отстранения от национальных особенностей, традиций и исторического наследия идет распространение и порой насильственное насаждение гомогенных культурных образцов. За счет этого претерпевают коренные изменения системы экономики и социального управления при попытке создания единой глобальной системы. Но традиционное в процессе глобализации не отмирает, а наполняется новой жизнью и в смеси с локальными архаическими пересмешанное общество: Российский вариант/ Отв. ред. Л.В. Никифоров. М.: Наука, 1999. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. житками, приобретая уже не органически целостные, а непредсказуемые, утрированные, уродливые структурные формы. Кризис перехода из традиционного общества проявляется в зависшем состоянии отдельных культур, где концептуальные механизмы эволюции массового сознания не соответствуют возможностям физического прогресса, когда на смену старому функциональному ценностному порядку не приходит новый, столь же органичный и устойчивый, а живут лишь их причудливые промежуточные комбинации. Психологической, а можно сказать, и идеологической чертой современной эпохи является сжатие или, возможно, просто исчезновение в сознании людей пространства как физической реальности. Наличие сверхскоростного транспорта и средств передачи информации мгновенного дальнодействия, а также повсеместное внедрение идентичных культурных образцов делает пространство абсолютно иррелевантным. Оно теряет оригинальную специфическую связь с населяющими его людьми, традиционность. В постиндустриальном обществе оно не субстанциально, а в чистом виде функционально: оно исполняет хозяйственную и рекреационную роли. Переход к постиндустриальному обществу оказался отмечен реакцией на господствовавшие многие десятилетия идеологии, в том числе и на насаждения витальности, как основополагающего культурного ориентира. На подступах к постмодерну появилось неисчислимое количество субкультурных и социальных движений, начиная «зелеными», выступавшими против витальности эры промышленности, отличающейся повсеместным насилием над природой, кончая хиппи, стремившимися минимизировать любую форму активности, и наркоманами, демонстрирующими нарушения психической деятельности и физиологически обусловленное снижение уровня внимания к жизни. Любая деятельность по изменению окружающей реальности стала восприниматься как обратимая и отчужденная от самих объектов, на которые она направлена. В начале 90-х гг. в СМИ, на митингах, в бытовых беседах велись бурные дискуссии о гибели культуры в России и на территории СНГ. Традиционные формы культурной жизни распадались, рушились в буквальном смысле. Теряли техническую оснащенность и подвергались хищениям музеи и библиотеки. Однако в то же время небывало увеличилась интенсивность культурной жизни. С необыкновенной скоростью появлялось и росло невероятное количество рок-, поп- и фольк-групп, политических движений разнообразного толка, телепередач и организаций. «Гибель культуры» повлекла за собой распад привычного образа жизни, массовую дезориентацию, утрату идентификации на уровне отдельных индивидов, групп, общества в целом, а также нервный и хаотический, сверхактивный поиск новых культурных моделей, способных восстановить мир как целое и упорядоченное. Распадались традиционные социокультурные и социоструктурные и административные системы, и вместе с последними уходили безвозвратно в прошлое десятилетиями складывавшиеся верования, идеологии, образы мира, жизненные стили и формы, трансформировались иерархии престижа, формировались и набирали силу новые политические и идеологические элиты, менялась природа социокультурных идентификаций. Однако даже в этом хаосе была своя общая вполне логическая и согласованная схема, системность. Специфической особенностью советского времени был стро- го определенный порядок реализации массовых культурных явлений в пространстве и времени согласно предписаниям и требованиям доминирующего, насаждаемого мировоззрения. Изначальная диалектическая предрасположенность, свойственная марксистскому учению, в советском толковании преобразовывалась в весьма вульгарную, но действенную способность поворачивать даже противоречивые и взаимоисключающие факты в свою пользу. Советский марксизм был в своем роде «репрезентативной культурой», нормальной повседневной картиной мира, определяющей все материальные и нематериальные сферы деятельности масс. Именно поэтому крушение советских режима и идеологии вместе с их институциональной основой оказалось столь болезненным именно для России. Имела место деидентификация массового сознания. Во-первых, из-за утраты «биографии» (при любом отношении к единой партии существование последней было крайне важным, так как позволяло сохранять единство и преемственность в биографическом развитии общества и индивидов, его составляющих), во-вторых, из-за исчезновения будущего в смысле уничтожения содержащейся в культуре и зафиксированной в соответствующих институтах объек-тивной основы его коллективного планирования. Восстановление же идентификации путем быстрого приобщения к одной из уже существующих форм или моделей было весьма затруднительным, если не сказать — невозможным. Культура советского времени была тотальной и моностилистической, и ее нормы и вмешатель ства затрагивали все значимые сферы общественной жизни и массового сознания. К тому же, она не была обделена механизмами достаточно тонкими, чтобы опознавать в зародышевом состоянии и элиминировать все минимально, актуально или потенциально опасные чужеродные культурные элементы. Российское общество в начале 90-х гг. оказалось перед выбором перехода от моностилистичекой культуры, основополагающими категориями которой являются иерархичность, канонизация форм, упорядоченность регулирования культурной деятельности, тотализация, исключение всех элементов чуждого происхождения, когерентность, максимально возможное упрощение, официальность, позитивность и телеология, к культуре по определению, полистилистической. Последняя же ориентируется на деканонизацию, дето-тализацию, хаотичность и терпимость и неизменно предполагает диверсификацию (структурное усложнение), эзотеричность и негативность, а также не требует никакой цельной культурной эволюции. Многие культурные элементы были позаимствованы, а в некоторых случаях — просто экстраполированы со всеми вытекающими отсюда последствиями, исходя из традиций западного индустриального и постиндустриального мира. Здесь можно перечислить и все молодежные культурные объединения, например панки, хиппи, рокеры и т.п., разнообразные политические и экономические стереотипы и идеологии, от социал-демократии до партий «зеленых» и «сексуальных меньшинств», и религиозные фундаменталистские или более умеренные организации и культы, и далеко не во всех случаях это можно рассматривать как удачное и гармоничное насаждение эстетических и художественных образцов и штампов во всех областях искусства — от популярной музыки до литературы. Также в не всегда логичном и приемлемом обличий явились возрожденные традиции досоветского времени: православие теперь уже нередко стремится принять форму диктата, а о количестве националистических экстремистских партий и организаций уже и говорить не приходится. Важной особенностью нового массового сознания стала специфика переживания времени. Уже в традиционном мире возникло так называемое «стандартное время», зародившееся на пересечении субъективных (личностных) и объективных (сезонно-природных) ритмов жизни, хотя оно и продолжало оставаться неотделимым от конкретных вещей, бытовых событий и социальной регуляции. И несмотря ни на какую субъективность, абсолютно все моменты времени отличались своей качественной определенностью. В современном мире возник новый способ восприятия времени — реальное время, релятивизирующее все прочие членения времени. Реальное время обозначает всего лишь момент синхронизации передатчика и реципиента, не предполагает совершено никакого соотнесения отдельно взятых моментов с более обширными временными или смысловыми целостностями и означает, что на коммуникацию или передачу информации не влияют ни в коей степени ни объективные, ни субъективные, ни стандартизованные факторы. В нем событие отождествляется с информацией и существует одновременно с ней, а это значит, что любое событие начинает происходить везде одновременно. Реальное время является лишь категорией и на деле представляется ирреальным. Но в то же время именно на нем основывается функционирование важнейших современных технологий, в том числе политических и финансовых42. Массмедиа способствуют тому, что реальное время распространяется на людей, их переживание исторического времени и осуществление собственных планов и проектов. Космические технологии позволяют любому событию происходить почти синхронно (они все еще вынуждены хоть как-то приспосабливаться к природным и трудовым потребностям человека) в Нью-Йорке и Токио. Благодаря СМИ происходят выпадение получателей информации из рамок нормальной повседневности и переход оных в виртуальную информационную реальность, а логика и история обессмысливаются и парализуют человеческую активность. Таким образом, время из конкретной предметно-содержащей стихии в массовом сознании медленно, но верно превращается в несущественное, нулевое измерение. Изменились в массовом сознании и отношение к жизни, установка на ее несомненность. В традиционном обществе был намек на сомнение в подлинности окружающего мира. Средневековый человек воспринимал окружающую действительность в условном залоге, для него существовал другой, возможно, еще более реальный, чем его собственный, потусторонний мир. Его быт был наказанием за яблоко, запретный плод. Согласно христианс- 42 Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции. М.: МГУ, 2001. кой идеологии, господствовавшей в сознании европейца вплоть до предыдущего столетия, мир мог вполне оставаться совершенно иным по своему устройству, если бы не этот первородный грех, обрекший его на тяжкий труд. Его мир был всего лишь одним из возможных. В эпоху модерна, во времена уже назревавшего кризиса все усилия науки и познавательной деятельности были направлены на то, чтобы исключить все возможные сомнения в единичности и безотносительной реальности существования именно того мира, который дан нам в ощущениях. В переходе к постиндустриальному обществу наметился кризисный синтез предыдущего и качественно нового. Постмодерное массовое сознание признает множественность миров, среди которых Божий — лишь один из нескольких. То, что для одного индивида актуально, может быть гипотетичным для другого. Налаживаются даже средства «трансмундиальной» мобильности, во многом имитирующие церковь, но обретшие полностью светское обличив. Признается, а не требуется, тогда как массовое сознание не готово полноценно и гармонично вынести ношу свободы выбора, существование множества миров. Изменилось соотношение личности и общества. В далеком традиционном прошлом вовлеченность людей в совершаемые ими поступки и неизбежные события, как правило, была намного большей, чем в современную эпоху. Предметность воспринималась остро и ярко, с крайней отчетливостью эмоционально-волевых и деятельностиых проявлений. В эпоху модерна образовалась сильная отчужденность субъекта. В это время возникла ущербная, неполноценная личность, манкирующая многими качествами. В постмодерне же такая проблема психологической отчужденности исчезла, так как в идеале стерлась противоположность субъекта и объекта. Но вышеуказанный процесс не просто возвратил индивида к самому себе, он довел наметившуюся реакцию до логического завершения. Человек начал растворяться в своей деятельности, в собственной жизни. В постиндустриальной действительности очень многие факты свидетельствуют о катастрофическом снижении личностной определенности индивидуума. С переходом в постиндустриальное общество коренные изменения претерпевают все сферы массового сознания, которое тем не менее не в силах угнаться за социальными и техническими переменами, в связи с чем в нем образуется культурный разрыв, потеря традиционной идентификации. Стандартизация заменяется многообразием, плюрализмом, рамки стандартов все больше сокращаются в пользу диверсификации и децентрализации структурных и межличностных связей43. В нашей стране массовое сознание было совершенно не готово к культурному взрыву, довольно стремительно и неожиданно обрушившемуся на головы людей, выросших и воспитанных в инкубаторе советской пропаган- Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб. для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. ды. Культурные элементы, пребывавшие в некотором состоянии анабиоза, не заставили себя долго ждать, с Запада подобные «новинки» посыпались словно из рога изобилия с невиданной интенсивностью и быстротой. Все, что только могло и не могло прижиться, препарировалось массовому сознанию через рупор массовой культуры. К 1991 г. у нас появились все вообразимые политические партии; к 1993 г. — все возможные телевизионные передачи и печатные издания; к 1995 г. — салоны, специализирующиеся на всех типах магических услуг от приворота до наведения порчи методом вуду; к 1997 г. сексуальная тема в стране, где секса прежде вовсе не существовало, заняла 90% вечернего эфирного времени и 100% неполитической прессы; к 1999 г. в серийном производстве оформилось беспрецедентное количество музыкальных групп и исполнителей, вечно имитирующих европейский и американский стандарт, к 2001 г. мы более или менее влились в колею мировой моды44. Ослабление классовых связей и возникновение и утверждение стратификационного деления по уровню дохода привели к оформлению гораздо более партикулярных и изменчивых форм идентификации. Последние нередко оказываются пережиточными, наделенными кризисными свойствами. Здесь возникают идентификации по конфессиональному, территориальному, этничес- Массовое сознание, потеряв ориентиры, пытается обрести новые точки опоры кому признакам, очень часто имеют место объединение и изоляция от социокультурной среды по общим интересам. Традиционные индивидуалистические ценности вроде свободного предпринимательства, свободной конкуренции, ориентации на прибыль, а не на социальную ответственность оказались неадекватными высокотехнологическому и информационному по сути постиндустриальному развитию. Изменение характера производства и соответствующее ему повышение общего уровня образованности стимулируют возникновение установки на новое качество жизни, очень резкий рост духовных потребностей, необходимость самореализации. В массовом сознании окончательно ут- 44 Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции. М.: МГУ, 2001. вердилась ориентация на квалифицированность труда, на необходимость накопления интеллектуального капитала для выживания в постиндустриальной реальности. Изменилось и само ощущение сущности деятельности. В традиционном обществе под деятельностью, направленной на внешний мир, всегда понималась трудовая физическая повседневность, являвшаяся в обличье усилий, связанных с материальным или интеллектуальным производством. Это были охота, собирательство, ремесленничество либо научная или гуманитарная деятельность. В современную эпоху деятельность индивидов ориентирована не на изменение физического мира посредством физических актов и манипуляций, а, скорее, на изменение состояния знания посредством символов и знаков. В массовом сознании все большую значимость и злободневность обретает именно деятельность виртуальная, не только состоящая в оперировании знаками и условными ценностями, но и направленная на воздействие именно на знаки и символические величины. Само производство теперь состоит в основном в проектировании моделей продукта и технических устройств для их воплощения в осязаемую и годную к потреблению материю. Человек все больше и радикальней отстраняется и освобождается от физических актов. Предметы материальной жизни в процессе их десубстанциализации, подобно предположенному в свое время эфиру, трансформируются и обретают схематизированную абстрагированную форму физических гипотез, призванных объяснить взаимодействие между отдельными отдаленными объектами, находящимися во взаимосвязи. Таким образом, много значительных событий современности происходит на виртуальном плане, в то время как физическому отводится второстепенное место. Тем не менее это не мешает им самым коренным образом влиять на судьбы миллионов. Достаточно вспомнить финансовую деятельность и валютный рынок или международную политику45. В постиндустриальном обществе огромное значение приобретает новый производственный сектор — производство человека. Формирование человека — носителя постиндустриального сознания требует огромных затрат на воспитание, образование, новые прогрессивные типы социализации. Это означает, что культура в ее новом обличий становится самым ведущим сектором экономики. В новых условиях все большее значение приобретает вложение средств в «человеческий капитал». Иногда предпринимательство, например, становится не столько средством достижения благополучия, сколько путем самореализации. В плане политики вглубь идет процесс дифференциализации, чтобы не отставать от прогресса большинству политических систем приходится обнаруживать гибкость, а принцип демократии как выразитель мнения абсолютного большинства замещается учетом интересов меньшинств. Более того, все в большей степени массы включаются прямо или косвенно в политическую деятельность, не только задавая ее направленность, но изыскивая механизмы все более действенного давления на власть, которые, хоть и не принимая революционных насильственных мер, не оставляют власти выбора.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |