Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы, структура и функции религии




Как было сказано, религиозную подсистему образуют религиозные сознание, деятельность, отношения, институты и организации. В отече­ственной литературе наиболее распространенной является точка зре­ния, согласно которой «специфическим», «главным», «определяющим», «всеобщим» признаком религиозного сознания является «вера в сверхъ­естественное», а сверхъестественное характеризуют так: «Сверхъесте­ственное, по мнению верующих и богословов, это нечто не подчиняю-


щееся законам материального мира, выпадающее из цепи причинных зависимостей».

Нет оснований считать веру в сверхъестественное присущей всем религиям, на любой стадии их эволюции. На ранних этапах развития сознание еще не было способно формировать представления и, соответ­ственно, различать «естественное» и «сверхъестественное». Не прису­ща «вера в сверхъестественное» и религиозному сознанию в развитых восточных религиях (буддийскому, даосскому и т. д.). Деление на есте­ственное и сверхъестественное характерно для иудео-христианской тра­диции, но и в христианстве эта дихотомия принимается не всеми мыс­лителями и, как показывают социологические исследования, часто не разделяется многими верующими. Принятие «веры в сверхъестествен­ное» за всеобщий, специфический признак всякого религиозного созна­ния не соответствует фактам. Не следует полагать, что у религиозного сознания есть только ему свойственный какой-то признак. Своеобразие этого сознания — в совокупности, комбинации, корреляции, субордина­ции и направленности черт.

Религиозному сознанию присущи: вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действитель­ности содержания с иллюзиями, символичность, аллегоричность, диа-логичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование посредством языка религии. Названные черты (если говорить о них как о чертах сознания вообще и не иметь в виду их спецификацию в рели­гии) свойственны не только религиозному сознанию. Вера как особое психологическое состояние функционирует в различных областях ду­ховной и практической деятельности. Чувственная наглядность, образы фантазии, эмоциональность характерны для искусства, иллюзии неред­ко возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия и теории создаются в естествознании и т. д.

Интегративным компонентом религиозного сознания является рели­гиозная вера, под влиянием которой приобретают своеобразие и другие его черты. Она есть вера: а) в объективное существование гипостазиро­ванных1 существ, атрибутизированных2 свойств и связей, а также обра­зуемого этими существами, свойствами, связями мира; б) в возмож-

Гипостезирование (греч. —подставка, основание, сущность) —превра-

щение в процессе познания отдельных свойств, сторон предметов, психических феноме­нов, понятий и образов сознания в самостоятельно сущее.

Атрибутизация (лат. —уделять, наделять, давать) —наделение материаль-

ных предметов, феноменов живой природы, человека, групп, а также их связей свойства­ми, не представленными в поле восприятия.


ность общения с гипостазированными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в истинность соответствующих пред­ставлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; г) в действительное со­вершение каких-то описанных в религиозных текстах событий, в их по­вторяемость, в наступление ожидаемого события, в причастность к ним; д) в религиозные авторитеты — «отцов», «учителей», «святых», «пророков», «харизматиков», «бодхисаттв», «архатов», «гуру», церков­ных иерархов, служителей культа и пр. Благодаря этой вере определен­ные персоны, предметы, действия, слова, писания наделяются религи­озными значениями и смыслами, носители этих значений и смыслов об­разуют символическую среду формирования и функционирования соот­ветствующего сознания. Религиозная вера оживотворяет весь религиоз­ный комплекс и обусловливает своеобразие процесса трансцендирова-ния (лат. transcendens — переступающий, переходящий за пределы) в религии. Неосуществляющиеся в эмпирическом существовании людей переходы от ограниченности к неограниченности, от бессилия к мощи, от временности к вечности, от жизни до — к жизни после смерти, от посюсторонности к потусторонности, от несвободы к освобождению и т. д. с помощью религиозной веры достигаются в плане сознания. Рели­гиозное сознание имеет два уровня — обыденное, доступное каждому религиозному человеку, и концептуализированное, специально разраба­тываемое профессионалами (теология, вероучение, религиозная фило­софия).

В религии как области духовной жизни развертывается соответству­ющая деятельность. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов, групп, институтов и организа­ций. Нерелигиозная осуществляется во внерелигиозных областях: эко­номическая, производственная, профессиональная (в различных сферах разделения труда), политическая, государственная, художественная, на­учная деятельность. Она может быть религиозно окрашена, в качестве одного из ее мотивов может выступать религиозный мотив. Но по объ­ективному содержанию, предмету и результатам — это внерелигиозная деятельность.

Существует два основных вида религиозной деятельности: внекуль-товая и культовая. Внекультовую деятельность образуют: разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в системе религиоз­ных организаций и институтов, пропаганда религиозных взглядов через


печать, радио, телевидение и т. д. Как правило, во внекультовую деяте­льность в большей или меньшей мере включаются и элементы культа.

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Со­держание культа задается соответствующими религиозными идеями, его предметом являются осознаваемые в форме религиозных образов внешние объекты и процессы, психические феномены. Средства куль­та образует совокупность материальных вещей (церковная утварь, крест, икона, скульптура, ступа, мандала и пр.), способы дейст­вий — это определенная конфигурация и последовательность движе­ний (крестное знамение, коленопреклонение, поклоны, молитвенная и медитационная мимика и пантомимика и пр.). Результатом участия в культовых действиях является прежде всего удовлетворение религиоз­ных потребностей, а также художественных потребностей, потребно­стей в общении, катарсис, успокоение, облегчение переживаний и т. д. Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изобра­жения животных или предметов охоты, заклинания духов, камлания (в религиях на ранних стадиях развития), обряды, проповедь, молитва, богослужение, праздники, посты, паломничества и др. (в развитых ре­лигиях).

В соответствии с различными видами деятельности складываются внерелигиозные и религиозные отношения. В ходе выполнения экономи­ческой, политической, государственной, просветительской и иной дея­тельности религиозные индивиды, группы, институты вступают в соот­ветствующие этим видам активности связи. В этого рода связях возмо­жен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако по объектив­ному содержанию они нерелигиозны.

Религиозные отношения представляют собой вид отношений в соб­ственно религиозной сфере общества. Они складываются в соответст­вии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной деятельности. Различают внекультовые и культовые рели­гиозные отношения: внекультовые реализуются посредством внекуль-товой религиозной деятельности, а культовые — благодаря культу. Ре­лигиозные отношения имеют субъективный план, план сознания; созна­ние «полагает» определенные отношения людей к гипостазированным существам, атрибутизированным свойствам и связям, а также верую­щих друг с другом. Первый тип отношений развертывается в плане со­знания, а контакты верующих друг с другом, имея отнесенность к на­званным существам, свойствам, связям, представляют собой действите­льные взаимоотношения.

Религиозные отношения чаще всего осуществляются при помощи различных символических посредников и соответствующих способов


их фиксации и опосредования. В качестве посредников могут высту­пать: 1) предметы неживой и живой природы — икона, крест, распятие, ступа, камень, растения, животные и т. д.— и тогда религиозные отно­шения опосредуются в предметной, вещной форме; 2) индивид или группа лиц — служитель культа, глава религиозной организации, функ­ционер общины, обладатель «дара» и др., в этом случае говорят о пер­сонифицированном способе фиксации взаимосвязей; 3) образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, бодхисттвы, Мухаммеда, свя­тых и т. д., это идеализированная, образная форма опосредования; 4) язык — отдельные слова и целые предложения, содержащие настав­ление о том, с кем и как надо общаться, этот способ фиксации отноше­ний называется языковым. Предметы, вещи, персоны, образы, слова яв­ляются знаками, которые выражают религиозные значения и смыслы, «прочитываются» вступающими в связь индивидами.

Носителями религиозных отношений в зависимости от степени вли­яния религии могли быть семья, этнос, сословие, класс, профессиональ­ная группа, государство со своими подданными или части указанных групп, то есть такие социальные и политические объединения, предста­вители которых относят себя также к одному общему вероисповеда­нию. Особенно большую роль в сохранении и воспроизводстве религи­озных отношений играли социальные группы, выделявшиеся по рели­гиозному признаку,— варна брахманов в древнеиндийском обществе, жрецы в рабовладельческих государствах Европы, сословие духовенст­ва в средневековых феодальных монархиях и т. д. По мере образования специальных религиозных общностей, общин, объединений, институ­тов, субгрупп и субинститутов к ним переходит приоритет актуализа­ции, несения и трансляции религиозных отношений.

Религиозные отношения могут иметь разный характер — солидар-ности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы; эта борьба часто выливалась в форму религиозных войн. Но даже при «мирном сосуществовании» конфессий, как правило, среди верующих имеется представление о превосходстве «своего» объединения, конфес­сии, направления, религии. В соответствии с характером религиозных отношений последние могли либо смягчать социально-политическую и межэтническую напряженность и противостояние (в случаях их возник­новения и возрастания), либо обострять социально-политические про­тиворечия сословий, классов, этносов, других общественных групп, го­сударств, групп, вплоть до того, что могли способствовать возникнове­нию войн.

В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстан­ций выступают институты и организации. Для участия во внерелиги-


озных областях создаются экономические институты (например, Банк Святого Духа в Ватикане), политические партии (христианские, ислам­ские и пр.), профсоюзы, женские, молодежные и прочие формирования. Складываются учреждения и в религии — внекультовые и культовые. К внекультовым отнесем звенья управления внекультовой религиозной деятельностью (отделы образования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных заведений и пр.), а среди культовых упомянем при­ход, причт, клир, дьяконат, епископат.

Строение религиозной организации предписывается традицией и обычаем, церковным правом и уставом, апостольскими правилами, кон­ституциями и т. д. Организационные принципы определяют ее состав­ные части, совокупность позиций и ролей, правила субординации и ко­ординации деятельности индивидов и отдельных звеньев структуры, узлы деятельности и соответственно группы деятелей, призванные обеспечить единство объединения. В зависимости от условий возникно­вения и существования религиозные организации принимают «монар­хический», «парламентско-королевский», «республиканско-демократи-ческий» и иные виды.

Религия выполняет ряд функций, наиболее существенными являют­ся: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятив­ная, интегрирующе-дезинтегрирующая, легитимирующе-разлегитими-рующая, кулътуро-транслирующая функции. Религия задает предель­ные критерии, идеалы, с точки зрения которых понимается человек, общество, мир, обеспечивается целеполагание и смыслополагание. Она восполняет ограниченность, зависимость, относительность, эфемер­ность, ущербность бытия человека, обеспечивает общение и тем прео­долевает одиночество, утешает, облегчает страдания, обеспечивает ка­тарсис. С помощью норм религиозного права, морали, многочисленных примеров для подражания, традиций, обычаев, институтов осуществля­ется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведени­ем индивидов, групп, общин. Религия может в одном отношении объе­динять, а в другом — разъединять индивидов, группы, институты, уза­конивать некоторые общественные порядки, учреждения (государствен­ные, политические, правовые и пр.), отношения как соответствующие «высшему принципу» или, наоборот, утверждать неправомерность ка­ких-то из них.

Результаты, последствия выполнения религией своих функций бы­вают разные. Можно назвать некоторые принципы, реализация которых помогает давать объективный анализ роли религии, изучать ее влияние дифференцированно, в конкретных условиях места и времени.


1. Роль религии в обществе нельзя считать исходной и определяю­
щей, хотя она оказывает на общество и другие сферы общественной
жизни обратное воздействие. Религиозный фактор влияет на экономику,
политику, государство, межнациональные отношения, семью, на об­
ласть культуры через деятельность верующих индивидов, групп, орга­
низаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отно­
шений на другие общественные отношения.

2. Степень влияния религии зависит от ее места в обществе, а это
место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте
процессов сакрализации и секуляризации. Сакрализация означает во­
влечение в сферу религиозного санкционирования различных форм об­
щественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений,
поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные сфе­
ры общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к
ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное со­
знание, к ограничению возможности религиозного санкционирования
различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов,
«вхождения» религиозных индивидов и организаций в различные вне-
религиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны, про­
тиворечивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих
друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы, Америки,
Азии, Африки, в меняющихся социально-политических и культурных
ситуациях.

3. Своеобразно воздействие на общество, его подсистемы, на лич­
ность родоплеменных, народностно-национальных, мировых религий, а
также отдельных религиозных направлений и конфессий. В их вероуче­
нии, культе, организации, этике имеются специфические черты, кото­
рые находят выражение в правилах отношения к миру, в повседневном
поведении последователей в различных областях общественной и лич­
ной жизни, накладывают печать на «человека экономического», «чело­
века политического», «человека морального», «человека художествен­
ного», «человека экологического» и т. д., иными словами — на различ­
ные аспекты культуры. Неодинакова, например, система религиозной
мотивации, а потому и направленность и эффективность хозяйственной
деятельности последователей иудаизма, ислама, католицизма, кальви­
низма, православия, старообрядчества и т. д. По-разному включались в
межэтнические, межнациональные отношения родоплеменные, народ-
ностно-национальные, мировые религии, их направления и конфессии.
Наблюдаются заметные отличия в морали, в нравственных отношениях
буддиста, христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последова­
теля родоплеменной религии и др. По-своему развивалось искусство,


его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями и т. д.

4. Как было сказано, религия представляет собой системное образо­
вание, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими черта­
ми и уровнями, внекультовые и культовые формы деятельности и отно­
шений, учреждения для ориентации во внекультовых и культовых обла­
стях. Функционирование названных элементов, связей давало соответ­
ствующий им, их содержанию и направленности результаты. Достовер­
ные знания позволяли строить эффективную программу действий, по­
вышали творческий потенциал культуры, а заблуждения не гарантиро­
вали преобразование природы, общества и человека в соответствии с
объективными закономерностями развития, приводили к неблагоприят­
ным последствиям. Деятельность, отношения, учреждения консолиди­
ровали людей, но могли и разъединять, способствовать появлению и
разрастанию конфликтов. В процессе религиозной деятельности и функ­
ционирования религиозных отношений, в ходе обеспечения нужд рели­
гиозных организаций происходит создание и накопление материальной
и духовной культуры — освоение необжитых земель, совершенствова­
ние земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительст-
ва, письменности, книгопечатания, сети школ, распространение грамот­
ности, развитие различных видов искусства и т. д. Но, с другой сторо­
ны, определенные слои культуры отторгались, отталкивались — многие
компоненты языческой культуры, скоморошество, смеховая культура,
портретная живопись в исламе, произведения, попавшие в свое время в
«Индекс запрещенных книг» католицизма, ряд научных открытий, сво­
бодомыслие и т. д. В определенных условиях религия может активно
влиять на развитие национальной культуры, укреплять этническое, на­
циональное самосознание, но в то же время может способствовать фор­
мированию этноцентризма, служить фактором изоляции и обособления
данного этноса от других. Нередко религиозность соединяется с идеей
этнической исключительности, шовинизмом, а национальная рознь уси­
ливается рознью религиозной. Следует, конечно, учитывать и то, что
позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам раз­
вития культуры меняется.

5. Важно принять во внимание соотношение общегуманистического
и частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождест­
ве религиозного и общегуманистического, однако это мнение не учиты­
вает ряда фактов. В религиях представлены самые различные культуры.
Даже мировых религий — три, не говоря уже о множестве народност-
но-национальных и родоплеменных. В религии переплетаются, порой
причудливо, компоненты общегуманистические, формационные, циви-


лизационные, классовые, этнические, партикулярные, патриархальные, глобальные и локальные. В различных ситуациях могут актуализирова­ться, выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко неодинаково выражать указанные тен­денции. Все это находит выражение и в социально-политических ори-ентациях; история показывает, что в религиозных организациях пред­ставлены разные позиции: прогрессивные, консервативные, регрессив­ные и т. д. Причем данная группа и ее представители не всегда жестко «закреплены» за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной позиции к другой. В современных условиях значимость деяте­льности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и рели­гиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению общегуманистических ценностей.



 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.