Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифология и религия




РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верований и связанных с ними ритуалов в рамках первобытного, уни­версального, нерасчлененного, синкретического мифологического комп­лекса. Мифологию образует совокупность мифов1, а миф (греч. цивод — речь, слово, рассказ, повествование, сказание, предание) пред­ставляет собой духовное воспроизведение действительности в виде со­общения, повествования, персонажи и события которого признаются объективно существовавшими или существующими. Мифология воз­никла стихийно в условиях общинно-родового строя как результат кол­лективного творчества и осваивала мир с помощью воображения, в форме наглядно-чувственных образов. В мифе обобщение, общее при­нимает форму индивидуально-типического. В нем слитно представлено интеллектуальное, эмоциональное и волевое отношение к миру — ос-

В другом смысле слово «мифология» употребляется для обозначения науки, изучаю­щей различные мифологические комплексы.

2 - 3404 17


мысление, вчувствование, воление. Мифы изображались в живописи, находили выражение в пении, танце, пантомиме, ритуале.

В мифологии отсутствует осознание отличия человека от внешней природы, индивидуальное сознание не вычленено из группового, не различаются образ и предмет, субъективное и объективное, принципы деятельности не отделены от деятельности, совершающееся в сознании принимается за объективно происходящее. Нерасчлененный коллекти­визм первобытного общества переносится на природу, природные свой­ства и связи конструируются по аналогии с действующими лицами, ро­лями и отношениями в родовой общине, путем олицетворения и антро-поморфизации. И наоборот, родовые связи предстают в натуроморфном виде (зооморфизм, фитоморфизм и т. д.). Способность мышления фик­сировать свойства вещей и закреплять данные свойства за данной ве­щью развита слабо. Предметы и сам человек представлялись носителя­ми каких угодно качеств. Поэтому мифическим персонажам, с одной стороны, приписывается множество разнородных свойств, а с дру­гой — разные персонажи наделяются одними и теми же признаками. В мифологическом сознании недостаточно сформировались логические структуры опосредования, обоснования, доказательства. Указанные осо­бенности мышления обнаруживаются в языке. Отсутствуют имена, фиксирующие родовые понятия, но имеется множество слов, обознача­ющих данный предмет со стороны его разных свойств, на разных ста­диях развития, в разных точках пространства, в разных ракурсах вос­приятия. Одна и та же вещь имеет разные названия, а различным пред­метам и существам (живым и неживым, животным и растениям, пред­метам природы и людям и т. д.) приписывается одно имя. Полинимия и синонимия речи способствует частичной или полной идентификации различных предметов и существ. С этим связаны полисемантизм, а впо­следствии метафоричность и символизм мифологических персонажей и языка. Значительное место в мифологическом сознании занимают би­нарные оппозиции и их разрешение: «небо — земля», «свет — тьма», «правое — левое», «мужское — женское», «жизнь — смерть» и пр. Дуа­льные оппозиции снимаются в ходе медиации — замены исходного противопоставления некоторыми производными образованиями с при­влечением случайных факторов и конструируемых произвольно с помо­щью ассоциации отношений. Выраженное в слове содержание мышле­ния приобретает характер непосредственной действительности. Внуша­ющий фактор речи обусловливает неосознанность и неотвратимость пе­редачи и усвоения мифа.

Системы мифов многообразны, но организуются они обычно вокруг этиологических (гр. —причина, —учение) повествова-

ний, объясняющих возникновение тех или иных явлений. Объяснение


представляет собой рассказ о том, «почему», «откуда», «каким обра­зом», «для чего» что-то возникло. Заключения часто строятся по прин­ципам: «все есть все», «все во всем», «часть вместо целого», «после этого — значит вследствие этого» (оборотничество, партиципация, ми­фологическая идентификация, метафоризм). Наиболее распростране­ны рассказы о возникновении мира (космогонические мифы), о проис­хождении богов (теогонические), солнца, луны, звезд (астрогониче-ские), человека (антропогонические), рода и его институтов (этного-нические), сказания о конце мира, о всемирном потопе, о душе, о не­порочном зачатии, о культурных героях, календарные, близнечные мифы и др.

В рамках первобытного мифологического комплекса возникали и развивались верования и связанные с ними ритуалы, образовывавшие своеобразную проторелигию. К числу этих верований относят фети­шизм, тотемизм, аниматизм, анимизм и др.

В ходе социальной дифференциации, по мере разделения труда раз­вивается и сознание, движущееся от невыделения человека из природы к выделению, от невычленения индивидуального сознания из коллек­тивного к вычленению, от неразделения образа и предмета, субъектив­ного и объективного к разделению их и т. д. Когда завершается мифоло­гическая стадия развития общественного сознания, тогда миф перестает быть универсальным и единственным способом объяснения действите­льности. Вместо первоначального диффузного, синкретического мифо­логического комплекса появляются религия, искусство, мораль, полити­ка, право, научные знания. Одни мифологические сюжеты дают начало народному эпосу и сказке, другие служат материалом, ассимилируемым религией, искусством и т. д. Однако сам по себе миф не исчезает. Меха­низмы мифологического сознания воспроизводятся и на последующих этапах истории, особенно на обыденном уровне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.