Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ранние формы верований и культа




О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобыт­ных людей. Установлено, что сапиентный человек хоронил своих близ­ких в специальных погребениях, причем покойники предварительно проходили через определенные обряды их подготовки к загробной жиз­ни. Их тела покрывались слоем охры, рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Следовательно, перво­бытные люди уже имели представление о том, что наряду с миром по­вседневной действительности существовал мир иной, где обитали умершие.

Религиозные верования сапиентного человека нашли свое отраже­ние и в произведениях пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX—XX вв. в Южной Франции и Северной Испании. Подавляющее большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изоб­ражения людей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шку­ры и маски, а иногда фантастических зооантропоморфных существ.


Анализ этих рисунков позволил ученым сделать вывод о том, что пер­вобытный человек верил в особого рода связь между людьми и живот­ными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов. Наконец, было установлено, что у первобытных людей было широко распространено почитание раз­личных предметов, которые должны были отводить опасности и прино­сить удачу.

Эта форма религиозных верований получила название фетишизм от португальского слова feitico (амулет, магическая вещь), которое в свою очередь является производным от латинского слова factitius (магически искусный). Она впервые была обнаружена португальскими моряками в Западной Африке в XV в., а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены в религиях почти всех народов.

В самом общем виде фетишизм может быть охарактеризован как поклонение неодушевленным вещам. Объектом поклонения — фети­шем— мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображе­ние человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету при­писывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предо­хранять от врагов, помогать на охоте и т. п.). Чаще всего фетишем ока­зывался случайно выбранный предмет. Если после этого выбора чело­веку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека по­стигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся дру­гим.

Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным почтением к выбранному ими предме­ту. За оказанную помощь его благодарили, за беспомощность наказыва­ли. В этом плане интересен африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него же­лезные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обра­щенные к нему просьбы и обязательно выполнит их.

Особенно распространенной формой фетишизма было поклонение камням и кускам дерева. Так, члены американского племени дакота на­ходили круглый булыжник, раскрашивали его, а затем, величая этот бу­лыжник дедом, начинали приносить ему дары и просить об избавлении от опасностей. Известно также, что многие бразильские племена втыка­ли в землю палки и приносили им жертвы. Обычай поклонения камням и деревянным столбам существовал у многих племен Северной Азии. Не обошел этот обычай и страны Европы. Всего несколько веков назад в Англии и во Франции существовал запрет поклоняться камням, что


свидетельствует о длительном сохранении фетишистских верований даже во времена господства в Европе христианской религии.

Однако, говоря о широком распространении фетишизма, необходи­мо подчеркнуть, что содержание этой формы религиозных верований существенно изменялось в разных культурах и в разные эпохи. Упомя­нутое поклонение камням и кускам дерева, которое сопровождалось подношениями даров и жертвоприношениями, относится к достаточно позднему этапу развития фетишизма. Очевидно, в глубокой древности люди не одухотворяли и тем более не обожествляли избранные ими в качестве фетишей предметы. Суть первобытного фетишизма заключа­лась в том, что человек усматривал в поразивших его воображение предметах свойства, которые не усматривались в этих предметах при помощи обычных органов чувств. Поступая так, человек делал предме­ты «чувственно-сверхчувственными», причем сверхчувственные свой­ства приписывались фетишам либо на основе случайных ассоциаций, либо на основе неверно понятых причинно-следственных связей.

Другой ранней формой религиозных воззрений следует считать то­темизм — веру в существование особого рода мистической связи меж­ду какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом жи­вотных и растений (реже — явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамериканских индейцев од­жибве означает «род его».

В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникнове­ние тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного чело­века — собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие лю­дям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди вы­ражали словами: «Это наше мясо». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существо­вании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до иссле­дователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных отношений. Члены родовой группы (кров­ные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покрови­телем их группы является определенное тотемное животное или расте­ние, и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали необыкновенными способностями. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, а с другой стороны — к измене­нию отношения к самому тотему, в частности к появлению запретов на


употребление тотема в пищу за исключением тех случаев, когда его по­едание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастные табу раз­делили первобытный коллектив на брачные классы и тем самым исклю­чили половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, старикам, женщинам, детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулиро­вать правила погребения, фиксировать социальный статус, права и обя­занности членов первобытного коллектива.

Все эти табу были необычайно строгими. Исследователи тотемизма любят приводить примеры того, как воспринималось первобытными людьми нарушение табу. Как-то один из племенных вождей Новой Зе­ландии оставил объедки своей трапезы, которые подобрал и съел ря­довой член племени. Когда последний узнал, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, а это было табуировано, он упал на землю, стал корчиться в судорогах и вскоре умер. Примеры подобного рода не еди­ничны. Сам факт осознания нарушения табу, которое понималось как нечто священное, парализовал волю нарушителя и даже способность его организма к жизнедеятельности.

Таким образом, тотемистические верования, корни которых обнару­живаются в специфике хозяйственной деятельности людей и в кров­но-родственных отношениях, в свою очередь сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли ин­тегрирующую функцию, объединяя людей той или иной тотемной груп­пы вокруг признанного ими тотема. Они же достаточно эффективно вы­полняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочис­ленным запретам-табу, которые должны были соблюдать все члены то­темной группы.

Еще одной формой первобытных верований была магия (от греч. — колдовство, волшебство) — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, животных, предметы и явления объективного мира путем обра­щения к чудодейственным силам. Истоки этой формы религиозных ве­рований были наиболее полно описаны английским этнографом Б.Ма­линовским (1884—1942) в его работе «Магия, наука и религия». Изучая жизнь туземцев тихоокеанских островов Тробриан, Б.Малиновский подметил очень любопытную закономерность. Оказалось, что туземцы используют магию в земледелии при посадке клубневых растений, уро-


жай которых бывает изменчив, но магия не применяется при культиви­ровании плодовых деревьев, дающих устойчивый, стабильный урожай. В рыболовстве магические приемы практикуются при промысле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия счи­тается излишней. Постройка лодок всегда сопровождается магическими обрядами, при строительстве же домов магия не используется. Эти на­блюдения позволили Б.Малиновскому сделать вывод, что сфера ма­гии— это деятельность повышенного риска. Магия приходит на по­мощь человеку, когда не существует надежного алгоритма достижения успеха, когда человек не уверен в своих силах, когда над ним господст­вуют случайность и неопределенность. Именно это и заставляет его по­лагаться на помощь могущественных сверхчеловеческих сил и совер­шать магические действия.

В глубокой древности магические представления и обряды носили синкретический характер, но в дальнейшем произошла их дифференци­ация. Современные этнографы классифицируют магию по методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия делится на контак­тную (путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальную (маги­ческий акт направлен на объект, который недосягаем для субъекта ма­гической деятельности), парциальную (опосредованное воздействие че­рез остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным путем попадают к носителю магической силы), имитативную (воздействие на подобие объекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т. п.

Обычно магическими приемами занимались специально подготов­ленные люди — колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды соплеменников, воздействовать на духов или чудодейственные силы. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои необыкно­венные способности, главное состояло в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в самые критические моменты. Соответ­ственно этому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и ува­жением у соплеменников.

К первобытным формам религиозных верований исследователи обычно относят анимизм (от лат. anima — душа) — веру в существова­ние душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан английским антропологом Э.Тайлором (1832—1917) в его работе «Первобытная культура». Согласно Таил ору, они развивались в двух на­правлениях. Первый ряд анимистических верований возник в ходе раз­мышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Буду-


чи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, «перво­бытный философ» вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формиру­ются более сложные представления: о существовании души после смер­ти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т. п. Вто­рой ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и пред­меты объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желания­ми, волей, чувствами, мыслями и т. п. Отсюда возникает вера в отдель­но существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, которая в ходе сложной эволюции трансформирова­лась из полидемонизма в политеизм, а затем и в монотеизм. Основыва­ясь на древности и широкой распространенности в первобытной куль­туре анимистических верований, Э.Тайлор выдвинул формулу: «Ани­мизм есть минимум определения религии». Эту формулу использовали в своих построениях многие философы и религиоведы, однако при об­суждении тайлоровской концепции анимизма выявились и ее слабые стороны. Главным контраргументом были этнографические данные, ко­торые свидетельствовали, что религиозные верования так называемых «диких народов» зачастую не содержат в себе элементов анимизма. Та­кие верования были названы «преанимистическими».

К ним отнесли прежде всего веру в существование могущественной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Теория «динамизма» (веры в силу) была сформулирована анг­лийским антропологом и религиоведом Р.Мареттом (1866—1943). Опи­раясь на свидетельства миссионеров и этнографов, изучавших мелане­зийские племена, Р. Маретт утверждал, что на начальной стадии разви­тия религии главную роль играла не вера в существование душ и духов, а вера в мана — некую чудодейственную силу. Вся религия меланезий­цев, подчеркивал Р. Маретт, сводится к тому, чтобы овладеть этой силой и использовать ее себе на благо. Мана, по представлениям меланезий­цев, распространяется в мире неравномерно. Явления природы, предме­ты, животные и люди могут обладать ею в большей или меньшей степе­ни. Например, человек, который отличается ловкостью, здоровьем и красотой, имеет много мана, плодоносящее дерево также обладает мана, а предмет, который оказался бесполезным в нужный момент ли­шен этой силы.

Вера в существование сверхъестественной силы была обнаружена у многих племен и народов. Если меланезийцы называли ее мана, то у ирокезов она была известна под именем оренда, у алгонкинов — мани-ту, у жителей Западного Судана — ньяма, у пигмеев — мегбе, у зулу-


сов — умойя и т. п. Отсюда был сделан вывод об универсальном харак­тере этой веры на ранних этапах истории религии. Более того, различ­ные модификации веры в некую силу были обнаружены в развитых ре­лигиях и в сфере обыденного сознания современных людей.

То же самое можно сказать и о других первобытных формах религи­озных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие были оттеснены в сферу предрассудков и суеверий. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты, талисманы, священные реликвии является не чем иным, как пережитком первобыт­ного фетишизма. Отголоски тотемизма можно обнаружить в существу­ющих во многих религиях пищевых запретах, в изображении сверхъес­тественных существ в облике животных и т. п. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики всех религий. Значительное место принадлежит магии в сфере бытовых суеверий: вера в порчу, в гадания, заговоры и т. п. Неотъемлемой частью современных религий является также анимизм. Вера в духов, в призраков, в бессмертную душу, в кармическое перерождение и т. п.— все это модификации ани­мистических представлений первобытной эпохи. Анимистическую при­роду имеют и многие современные обычаи, например, поведение людей при чихании или зевоте. В древние времена считалось, что при чихании и зевоте в человека входят окружающие его духи. Зулусы считали, что это добрые духи. Поэтому их вожди и колдуны старались как можно больше чихать. У других народов, считалось, что в человека могут вой­ти злые духи, поэтому они выработали обычай прикрывать при зевании рот рукой, а после чихания говорили: «Будь здрав». Когда современный американец говорит после чихания: «God bless you», немец: «Gesundhe-it», а русский: «Будь здоров», они и не подозревают, что в основе этих обычаев лежат древние анимистические верования.

Важно отметить, что на ранних этапах развития человеческого об­щества архаические формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, представляется не очень корректным. Очевидно, речь должна идти о комплексе религиозных верований. Композиция этого комплекса могла быть весьма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии наиболее предпочтительным элементом религиозного комп­лекса был тотемизм с тщательно разработанной системой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока явно доминиро­вала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Что касается народов Африки, то они отличались своей склонностью к фетишизму. Однако выдвижение на первый план какой-либо части религиозного комплекса не означает, что первобытные люди не были знакомы с оста-


льными его элементами. Именно комплекс рассмотренных первобыт­ных верований стал ядром так называемых племенных религий, кото­рые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного племени условия обитания, социальные связи, осо­бенности материальной культуры и т. п.

Итак, если вопрос о времени возникновения религии до сих пор остается открытым, то наиболее ранние из дошедших до нас религиоз­ных верований были достаточно хорошо изучены археологами, этногра­фами, этнологами, антропологами и религиоведами в XIX—XX вв. Об­щепризнано, что такими верованиями были фетишизм, тотемизм, ма­гия, анимизм, вера в мана и др. Природа этих верований достаточно сложна и объясняется по-разному, однако большинство исследователей предполагает, что их истоки следует искать в условиях жизни наших отдаленных предков и в особенностях их сознания. Эволюция же рели­гиозных воззрений тесно связана с изменениями в общественной жиз­ни, что подтверждается не только рассмотрением рудиментарных форм религии, но и всей ее историей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.