Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: социокультурная теория личности 10 страница




сердитый взгляд или вообще никогда не улыбается. Скиннер полагал, что, следо вательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями.

По определению, негативные, или аверсивные последствия ослабляют поведение, 342 •Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их. Если человек посто янно угрюм, вы, вероятно, попытаетесь совсем избегать его. Подобным же образом, если вы паркуете свою машину в том месте, гда есть надпись ≪Только для прези дента≫ и в результате на ветровом стекле машины находите штрафной талон, вы, несомненно, скоро прекратите парковаться там.

Для того, чтобы изучать оперантное поведение в лаборатории, Скиннер при думал на первый взгляд простую процедуру, названную свободным оперантным

методом. Полуголодную крысу поместили в пустую ≪свободно-оперантную каме ру≫ (известную как ≪ящик Скиннера≫), где был только рычаг и миска для еды.

Сначала крыса демонстрировала множество оперантов: ходила, принюхивалась, почесывалась, чистила себя и мочилась. Такие реакции не вызывались никаким

узнаваемым стимулом; они были спонтанны. В конце концов, в ходе своей озна комительной деятельности крыса нажимала на рычаг, тем самым получая шарик

пищи, автоматически доставляемый в миску под рычагом. Так как реакция нажа тия рычага первоначально имела низкую вероятность возникновения, ее следует

считать чисто случайной по отношению к питанию; то есть мы не можем предска зать, когда крыса будет нажимать на рычаг, и не можем заставить ее делать это.

Однако, лишая ее пищи, скажем, на 24 часа, мы можем убедиться, что реакция

нажима рычага приобретет, в конце концов, высокую вероятность в такой особой

ситуации. Это делается при помощи метода, называющегося научение через кор мушку, посредством которого экспериментатор дает шарики пищи каждый раз, когда крыса нажимает на рычаг. Потом можно увидеть, что крыса проводит все

больше времени рядом с рычагом и миской для пищи, а через соответствующий

промежуток времени она начнет нажимать рычаг все быстрее и быстрее. Таким

образом, нажатие рычага постепенно становится наиболее частой реакцией кры сы на условие пищевой депривации. В ситуации оперантного научения поведе ние крысы является инструментальным, то есть оно действует на окружающую

среду, порождая подкрепление (пищу). Если далее идут неподкрепляемые опыты, то есть если пища не появляется постоянно вслед за реакцией нажатия рычага, крыса, в конце концов, перестанет нажимать его, и произойдет экспериментальное

угасание.

Теперь, когда мы познакомились с природой оперантного научения, будет по лезно рассмотреть пример ситуации, встречающейся почти в каждой семье, где

есть маленькие дети, а именно —оперантное научение поведению плача. Как

только маленькие дети испытывают боль, они плачут, и немедленная реакция ро дителей —выразить внимание и дать другие позитивные подкрепления. Так как

внимание является подкрепляющим фактором для ребенка, реакция плача стано вится естественно обусловленной. Однако плач может возникать и тогда, когда

боли нет. Хотя большинство родителей утверждают, что они могут различать плач

от расстройства и плач, вызванный желанием внимания, все же многие родители

упорно подкрепляют последний.

Могут ли родители устранить обусловленное поведение плача или ребенку

уготована судьба быть ≪плаксой≫ на всю жизнь? Уильяме [Williams, 1959]

сообщает о случае, который показывает, как обусловленный плач был подавлен у

21-месячного ребенка. Из-за серьезного заболевания в течение первых 18 месяцев

жизни ребенок получал повышенное внимание от своих обеспокоенных родите лей. Фактически, из-за его крика и плача, когда он ложился спать, кто-то из родите Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения м 343

лей или тетя, жившая вместе с этой семьей, оставались в его спальне до тех пор, пока

он не засыпал. Такое ночное бодрствование обычно занимало два-три часа. Оста ваясь в комнате, пока он не засыпал, родители, несомненно, давали позитивное под крепление поведению плача у ребенка. Он прекрасно контролировал своих роди телей. Чтобы подавить это неприятное поведение, врачи велели родителям остав лять ребенка засыпать одного и не обращать никакого внимания на плач. Через

семь ночей поведение плача фактически прекратилось. К десятой ночи ребенок

даже улыбался, когда его родители уходили из комнаты, и можно было слышать его довольный лепет, когда он засыпал. Через неделю, однако, ребенок сразу начал

кричать, когда тетя уложила его в постель и вышла из комнаты. Она возвратилась

и осталась там, пока ребенок не заснул. Этого одного примера позитивного под крепления было достаточно, чтобы стало необходимым во второй раз пройти через

весь процесс угасания. К девятой ночи плач ребенка наконец прекратился, и Уильяме сообщил об отсутствии рецидивов в течение двух лет.

Режимы подкрепления

Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремит ся повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не

повторяться или подавляться. Следовательно, концепция подкрепления играет

ключевую роль в теории Скиннера.

Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зави сит от режима применяемого подкрепления. Режим подкрепления —правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить. Са мым простым правилом является предъявление подкрепления каждый раз, когда

субъект дает желаемую реакцию. Это называется режимом непрерывного под крепления и обычно используется на начальном этапе любого оперантного науче ния, когда организм учится производить правильную реакцию. В большинстве

ситуаций повседневной жизни, однако, это либо неосуществимо, либо неэкономич но для сохранения желаемой реакции, так как подкрепление поведения бывает не

всегда одинаковым и регулярным. В большинстве случаев социальное поведение

человека подкрепляется только иногда. Ребенок плачет неоднократно, прежде

чем добьется внимания матери. Ученый много раз ошибается, прежде чем прихо дит к правильному решению трудной проблемы. В обоих этих примерах непод крепленные реакции встречаются до тех пор, пока одна из них не будет подкреп лена.

Скиннер тщательно изучал, как режим прерывистого, или частичного, под крепления влияет на оперантное поведение. Хотя возможны многие различные

режимы подкрепления, их все можно классифицировать в соответствии с двумя

основными параметрами: 1) подкрепление может иметь место только после того, как истек определенный или случайный временной интервал с момента предыду щего подкрепления (так называемый режим временного подкрепления); 2) под крепление может иметь место только после того, как с момента подкрепления

было получено определенное или случайное количество реакций (режим пропор ционального подкрепления). В соответствии с этими двумя параметрами выделя ют четыре основных режима подкрепления.

344 ш Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности 1. Режим подкрепления с постоянным соотношением (ПС). В данном режиме

организм подкрепляется по наличию заранее определенного или ≪постоянного≫

числа соответствующих реакций. Этот режим является всеобщим в повседневной

жизни и ему принадлежит значительная роль в контроле над поведением. Во мно гих сферах занятости сотрудникам платят отчасти или даже исключительно в со ответствии с количеством единиц, которые они производят или продают. В про мышленности эта система известна как плата за единицу продукции. Режим ПС

обычно устанавливает чрезвычайно высокий оперантный уровень, так как чем

чаще организм реагирует, тем большее подкрепление он получает.

2. Режим подкрепления с постоянным интервалом (ПИ). В режиме подкреп ления с постоянным интервалом организм подкрепляется после того, как твердо

установленный или ≪постоянный≫ временной интервал проходит с момента пре дыдущего подкрепления. На уровне человека режим ПИ действителен при вы плате зарплаты за работу, выполненную за час, неделю или месяц. Подобно этому, еженедельная выдача денег ребенку на карманные расходы образует ПИ форму

подкрепления. Университеты обычно работают в соответствии с временным режи мом ПИ. Экзамены устанавливаются на регулярной основе и отчеты об академи ческой успеваемости издаются в установленные сроки. Любопытно, что режим ПИ

дает низкую скорость реагирования сразу после того, как получено подкрепле ние —феномен, названный паузой после подкрепления. Это показательно для сту дентов, испытывающих трудности при обучении в середине семестра (предполага ется, что они сдали экзамен хорошо), так как следующий экзамен будет еще неско ро. Они буквально делают перерыв в обучении.

3. Режим подкрепления с вариативным соотношением (ВС). В этом режиме

организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа

реакций. Возможно, наиболее драматической иллюстрацией поведения человека, находящегося под контролем режима ВС, является захватывающая азартная игра.

Рассмотрим действия человека, играющего в игральный автомат, где нужно опус кать монетку или специальной рукояткой вытягивать приз. Эти аппараты запро граммированы таким образом, что подкрепление (деньги) распределяется в соот ветствии с числом попыток, за которые человек платит, чтобы управлять рукоят кой. Однако выигрыш непредсказуем, непостоянен и редко позволяет получать свыше того, что вложил игрок. Это объясняет тот факт, почему владельцы казино

получают значительно больше подкреплений, чем их постоянные клиенты. Далее, угасание поведения, приобретенного в соответствии с режимом ВС, происходит

очень медленно, так как организм точно не знает, когда будет следующее подкреп ление. Таким образом, игрок принуждается опускать монеты в прорезь автомата, несмотря на ничтожный выигрыш (или даже проигрыш), в полной уверенности, что в следующий раз он ≪сорвет куш≫. Такая настойчивость типична для поведе ния, вызванного режимом ВС.

4. Режим подкрепления с вариативным интервалом (ВИ). В этом режиме

организм получает подкрепление после того, как проходит неопределенный вре менной интервал. Подобно режиму ПИ, подкрепление при этом условии зависит

от времени.^ Однако время между подкреплениями по режиму ВИ варьирует

вокруг какой-то средней величины, а не является точно установленным. Как пра вило, скорость реагирования при режиме ВИ является прямой функцией приме Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения •345

ненной длины интервала: короткие интервалы порождают высокую скорость, а длинные интервалы порождают низкую скорость. Также при подкреплении

в режиме ВИ организм стремится установить постоянную скорость реагирова ния, и при отсутствии подкрепления реакции угасают медленно. В конечном ито ге, организм не может точно предвидеть, когда будет следующее подкрепление.

В повседневной жизни режим ВИ нечасто встречается, хотя несколько его вариантов можно наблюдать. Родитель, например, может хвалить поведение ре бенка довольно произвольно, рассчитывая, что ребенок будет продолжать вести

себя соответствующим образом и в неподкрепленные интервалы времени. Подоб но этому, профессора, которые дают ≪неожиданные≫ контрольные работы, часто та которых варьирует от одной в три дня до одной в три недели, в среднем одна

в две недели, используют режим ВИ. При этих условиях от студентов можно

ожидать сохранения относительно высокого уровня прилежания, так как они ни когда не знают, в какой момент будет следующая контрольная работа.

Как правило, режим В И порождает более высокую скорость реагирования и большую сопротивляемость угасанию, чем режим ПИ.

Условное подкрепление

Теоретики, занимающиеся научением, признавали два типа подкрепления —пер вичное и вторичное. Первичное подкрепление —это любое событие или объект, сами по себе обладающие подкрепляющими свойствами. Таким образом, они не

требуют предварительной ассоциации с другими подкреплениями, чтобы удовле творить биологическую потребность. Первичные подкрепляющие стимулы для

людей —это пища, вода, физический комфорт и секс. Их ценностное значение

для организма не зависит от научения. Вторичное, или условное подкрепление, с

другой стороны, —это любое событие или объект, которые приобретают свой ство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным

подкреплением, обусловленным прошлым опытом организма. Примерами общих

вторичных подкрепляющих стимулов у людей являются деньги, внимание, привя занности и хорошие оценки.

Небольшое изменение в стандартной процедуре оперантного научения демон стрирует, как нейтральный стимул может приобрести подкрепляющую силу для

поведения. Когда крыса научилась нажимать на рычаг в ≪ящике Скиннера≫, сразу

же ввели звуковой сигнал (сразу после осуществления реакции), за которым сле довал шарик еды. В этом случае звук действует как различительный стимул (то

есть животное учится реагировать только при наличии звукового сигнала, так как

он сообщает о пищевом вознаграждении). После того, как эта специфическая опе рантная реакция устанавливается, начинается угасание: когда крыса нажимает на

рычаг, не появляются ни пища, ни звуковой сигнал. Через какое-то время крыса

перестает нажимать на рычаг. Затем звуковой сигнал повторяется каждый раз, когда животное нажимает на рычаг, но шарик пищи не появляется. Несмотря на

отсутствие первоначального подкрепляющего стимула, животное понимает, что на жатие на рычаг вызывает звуковой сигнал, поэтому оно продолжает настойчиво

реагировать, тем самым ослабляя угасание. Другими словами, установленная ско рость нажатия на рычаг отражает тот факт, что звуковой сигнал теперь действует

346 •Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности как условный подкрепляющий фактор. Точная скорость реагирования зависит от

силы звукового сигнала как условного подкрепляющего стимула (то есть от числа

случаев, когда звуковой сигнал ассоциировался с первичным подкрепляющим сти мулом, пищей, в процессе научения). Скиннер доказывал, что фактически любой

нейтральный стимул может стать подкрепляющим, если он ассоциируется с други ми стимулами, ранее имевшими подкрепляющие свойства. Таким образом, фено мен условного подкрепления в значительной степени увеличивает сферу возмож ного оперантного научения, особенно если это касается социального поведения че ловека. Иначе говоря, если бы все, чему мы научились, было пропорционально

первичному подкреплению, то возможности для научения были бы очень ограниче ны, и деятельность человека не была бы столь разнообразна.

Характерным для условного подкрепления является то, что оно генерализует ся, если объединяется с более чем одним первичным подкреплением. Деньги — особенно показательный пример. Очевидно, что деньги не могут удовлетворить

какое-либо из наших первичных влечений. Все же благодаря системе культурно го обмена деньги являются мощным и сильным фактором для получения множе ства удовольствий. Например, деньги позволяют нам иметь модную одежду, яркие

машины, медицинскую помощь и образование. Иные виды генерализованных ус ловных подкрепляющих стимулов —это лесть, похвала, привязанности и подчи нение себе других. Эти так называемые социальные подкрепляющие стимулы

(включающие в себя поведение других людей) часто действуют очень сложно и едва уловимо, но они существенны для нашего поведения в разнообразных ситуа циях. Внимание —простой случай. Все знают, что ребенок может получить

внимание, когда притворяется больным или плохо себя ведет. Часто дети назой ливы, задают нелепые вопросы, вмешиваются в разговор взрослых, рисуются, поддразнивают младших сестер или братьев и мочатся в постель —и все это

для привлечения внимания. Внимание значимого другого —родителей, учителя, возлюбленного —особенно эффективный генерализованный условный стимул, который может содействовать ярко выраженному поведению привлечения

внимания.

Еще более сильный генерализованный условный стимул —это социальное

одобрение. Например, многие люди проводят массу времени, прихорашиваясь пе ред зеркалом, в надежде получить одобряющий взгляд супруга или любовника.

И женская, и мужская мода —это предмет одобрения, и она существует до тех

пор, пока есть социальное одобрение. Студенты высшей школы соревнуются за

место в университетской легкоатлетической команде или участвуют в мероприяти ях вне учебного плана (драма, диспут, школьный ежегодник) для того, чтобы полу чить одобрение родителей, сверстников и соседей. Хорошие отметки в коллед же —тоже позитивный подкрепляющий стимул, потому что ранее за это получа ли похвалу и одобрение родителей. Будучи мощным условным подкрепляющим

стимулом, удовлетворительные оценки также способствуют поощрению учения и достижению более высокой академической успеваемости.

Скиннер полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в кон троле поведения человека [Skinner, 1971]. Он также отмечал, что каждый человек

проходит уникальную науку научения, и вряд ли всеми людьми управляют одни и те же подкрепляющие стимулы. Например, для кого-то очень сильным подкрепля ющим стимулом является успех в качестве антрепренера; для других важно

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения •347

выражение нежности; а иные находят подкрепляющий стимул в спорте, академических или музыкальных занятиях. Возможные вариации в поведении, поддержанные условными подкрепляющими стимулами, бесконечны. Следова тельно, понять условные покрепляющие стимулы у человека намного сложнее, чем понять, почему крыса, лишенная пищи, нажимает рычаг, получая в качестве

подкрепления только звуковой сигнал.

Контроль поведения посредством аверсивных стимулов

С точки зрения Скиннера, в основном поведение человека контролируется авер сивными (неприятными или болевыми) стимулами. Два наиболее типичных мето да аверсивного контроля —это наказание и негативное подкрепление. Эти тер мины часто используются как синонимы для описания концептуальных свойств и поведенческих эффектов аверсивного контроля. Скиннер предложил следующее

определение: ≪Вы можете различать наказание, при котором происходит аверсив ное событие, пропорциональное реакции, и негативное подкрепление, в котором

подкреплением является устранение аверсивного стимула, условного или безус ловного≫ [Evans, 1968, р. 33].

Наказание. Термин наказание относится к любому аверсивному стимулу или

явлению, которое следует или которое зависит от появления какой-то оперантной

реакции. Вместо того, чтобы усиливать реакцию, которую оно сопровождает, нака зание уменьшает, по крайней мере временно, вероятность того, что реакция повто рится. Предполагаемая цель наказания —побудить людей не вести себя данным

образом. Скиннер [Skinner, 1983] заметил, что это наиболее общий метод контро ля поведения в современной жизни.

По Скиннеру, наказание может быть осуществлено двумя различными спосо бами, которые он называет позитивное наказание и негативное наказание

(табл. 7-1). Позитивное наказание встречается всякий раз, когда поведение

ведет к аверсивному исходу. Вот несколько примеров: если дети плохо себя

ведут, их шлепают или бранят; если студенты пользуются шпаргалками на экза мене, их исключают из вуза или школы; если взрослых ловят на краже, их штрафуют или сажают в тюрьму. Негативное же наказание встречается всякий

раз, когда за поведением следует устранение (возможного) позитивного под крепляющего стимула. Например, детям запрещают смотреть телевизор из-за

плохого поведения. Широко используемый подход к негативному наказа нию —методика приостановки. В соответствии с этой методикой человека мо ментально удаляют из ситуации, в которой доступны определенные подкрепля ющие стимулы. Например, непослушного ученика четвертого класса, мешающе го занятиям, могут выгнать из кабинета.

Негативное подкрепление. В отличие от наказания, негативное подкрепле ние —это процесс, в котором организм ограничивает аверсивный стимул или

избегает его. Любое поведение, которое препятствует аверсивному положению

Дел, таким образом чаще повторяется и является негативно подкрепленным

(см. табл. 7-1). Поведение ухода —это тот самый случай. Скажем, человек, ко торый прячется от палящего солнца, уходя в помещение, скорее всего снова

348 •Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности Таблица 7—. Позитивное и негативное подкрепление и наказание

Подкрепление

Наказание

Позитивное

Предъявление положи тельного стимула

Предъявление аверсив ного стимула

Негативное

Удаление аверсивного сти мула

Удаление положительно го стимула

Как подкрепление, так и наказание могут выполняться двумя способами, это зависит от того, что следует за реакцией: предъявление или устранение приятного или неприятного стимула. Обратите

внимание на то, что подкрепление усиливает реакцию; наказание —ослабляет ее.

пойдет туда, когда солнце вновь станет палящим. Следует заметить, что уход от

аверсивного стимула не то же самое, что избегание его, поскольку аверсивный

стимул, которого избегают, физически не представлен. Следовательно, другой спо соб бороться с неприятными условиями —научиться избегать их, то есть вести

себя так, чтобы предотвратить их появление. Эта стратегия известна как научение

избегания. Например, если учебный процесс позволяет ребенку избежать домаш него задания, негативное подкрепление используется для усиления интереса к

обучению. Поведение избегания также имеет место, когда наркоманы разрабаты вают искусные планы, с тем чтобы сохранить свои привычки, но не довести дело

до аверсивных последствий —тюремного заключения.

Скиннер [Skinner, 1971, 1983] боролся с использованием всех форм контроля

поведения, основанных на аверсивных стимулах. Он особо выделял наказание как

неэффективное средство контроля поведения. Причина в том, что из-за своей

угрожающей природы тактика наказания нежелательного поведения может вы звать отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты. Тревога, страх, антисоциальные действия и потеря самоуважения и уверенности —это

только некоторые возможные негативные побочные явления, связанные с исполь зованием наказания. Угроза, внушаемая аверсивным контролем, может также

подтолкнуть людей к моделям поведения даже более спорным, чем те, за которые

их первоначально наказали. Рассмотрим, например, родителя, который наказыва ет ребенка за посредственную учебу. Позже, в отсутствии родителя, ребенок мо жет вести себя еще хуже прогуливать уроки, шататься по улицам, портить

школьное имущество. Вне зависимости от исхода ясно, что наказание не принес ло успеха в выработке желаемого поведения у ребенка. Так как наказание может

временно подавлять нежелательное или неадекватное поведение, основным возра жением Скиннера было то, что поведение, за которым последовало наказание, скорее всего вновь появится там, где отсутствует тот, кто может наказать. Ребенок, которого несколько раз наказали за сексуальную игру, совсем необязательно от кажется от ее продолжения; человек, которого посадили в тюрьму за жестокое

нападение, не обязательно будет меньше склонен к жестокости. Поведение, за

которое наказали, может опять появиться после того, как исчезнет вероятность

Б. ф. Скиннер: теория оперантного научения •349

Физическая изоляция —это один из способов наказания с целью предотвратить

проявления нежелательного поведения.

(Susan S Репу Woodfin Camp & Associates)

быть наказанным [Skinner, 1971, p. 62]. Этому легко можно найти примеры в жизни. Ребенок, которого отшлепают за то, что он ругался в доме, может свободно

это делать в другом месте. Водитель, оштрафованный за превышение скорости, может заплатить полицейскому и продолжать свободно превышать скорость, когда поблизости нет патруля с радаром.

Вместо аверенвного контроля поведения Скиннер [Skinner, 1978] рекомендо вал позитивное подкрепление, как наиболее эффективный метод для устранения

нежелательного поведения. Он доказывал, что, поскольку позитивные подкрепля ющие стимулы не дают негативных побочных явлений, связанных с аверсивными

стимулами, они более пригодны для формирования поведения человека. Напри мер, осужденные преступники содержатся в невыносимых условиях во многих

карательных учреждения (свидетельство тому —многочисленные тюремные

бунты в Соединенных Штатах за последние несколько лет). Очевидно, что боль шинство попыток реабилитировать преступников провалились, это подтверждает

высокий уровень рецидивов или повторных нарушений закона. Применив подход

Скиннера, можно было бы так урегулировать условия окружения в тюрьме, чтобы

поведение, напоминающее поведение законопослушных граждан, позитивно под креплялось (например, научение навыкам социальной адаптации, ценностям, отно шениям). Подобная реформа потребует привлечения экспертов по поведению, имеющих знания о принципах научения, личности и психопатологии. С точки

350 •Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности зрения Скиннера, такую реформу можно было бы успешно выполнить, используя

уже имеющиеся ресурсы и психологов, обученных методам бихевиоральной

психологии.

Скиннер показал возможности позитивного подкрепления, и это повлияло на

стратегии поведения, используемые в воспитании детей, в образовании, бизнесе и промышленности. Во всех этих областях появилась тенденция к все большему

поощрению желательного поведения, а не наказанию нежелательного.

Генерализация и различение стимулов

Логическим расширением принципа подкрепления является то, что поведение, усиленное в одной ситуации, весьма вероятно повторится, когда организм столк нется с другими ситуациями, напоминающими ее. Если бы это было не так, то наш

поведенческий набор был бы так сильно ограничен и хаотичен, что мы бы, возмож но, проснувшись утром, долго размышляли над тем, как реагировать должным

образом на каждую новую ситуацию. В теории Скиннера тенденция подкреплен ного поведения распространяться на множество подобных положений называется

генерализацией стимула. Этот феномен легко наблюдать в повседневной жизни.

Например, ребенок, которого похвалили за утонченные хорошие манеры дома, будет обобщать это поведение в соответствующих ситуациях и вне дома, такого

ребенка не нужно учить, как прилично вести себя в новой ситуации. Обобщение

стимула также может быть результатом неприятного жизненного опыта. Моло дая женщина, изнасилованная незнакомцем, может генерализировать свой стыд и враждебность по отношению ко всем лицам противоположного пола, так как они

напоминают ей о физической и эмоциональной травме, нанесенной незнакомцем.

Подобно этому, единственного случая испуга или аверсивного опыта, причиной

которого явился человек, принадлежащий к определенной этнической группе (бе лый, черный, латиноамериканец, азиат), может быть достаточно для индивида, чтобы создать стереотип и таким образом избежать будущих социальных контак тов со всеми представителями данной группы.

Хотя способность обобщать реакции —важный аспект многих наших по вседневных социальных интеракций, все же очевидно, что при адаптивном по ведении нужно обладать способностью делать различия в. разных ситуациях.

Различение стимула, составная часть обобщения, —это процесс научения реа гировать адекватным образом в различных ситуациях окружения. Примеров

множество. Автомобилист остается в живых в час пик благодаря тому, что раз личает красный и зеленый цвета светофора. Ребенок учится различать домаш нюю собачку и злобного пса. Подросток учится различать поведение, находя щее одобрение у сверстников, и поведение, раздражающее и отчуждающее дру гих. Диабетик сразу обучается различать пищу, содержащую много и мало

сахара. В самом деле, практически все разумное поведение человека зависит от

способности делать различение.

Способность к различению приобретается через подкрепление реакций в при сутствии одних стимулов и неподкрепление их в присутствии других стимулов.

Различительные стимулы таким образом дают нам возможность предвидеть веро ятные результаты, связанные с изъявлением особой оперантной реакции в раз Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения •351

личных социальных ситуациях. Соответственно, индивидуальные вариации раз личительной способности зависят от уникального прошлого опыта различных

подкреплений. Скиннер предположил, что здоровое личностное развитие проис ходит в результате взаимодействия генерализирующей и различительной способ ностей, с помощью которых мы регулируем наше поведение так, чтобы максимизи ровать позитивное подкрепление и минимизировать наказание.

Последовательное приближение: как заставить гору прийти к Магомету

Первые опыты Скиннера в области оперантного научения были сфокусированы

на реакциях, обычно изъявляемых со средней или высокой частотой (например, клевок голубя по ключу, нажатие рычага крысой). Однако вскоре стало очевид ным, что стандартная методика оперантного научения плохо подходила для боль шого числа сложных оперантных реакций, которые могли спонтанно встречаться




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.