Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истолкование 2 страница. 24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его




24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его. 25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.

26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. 27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. 28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его. 29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. 30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. 31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их. 32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их, 33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их. 34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; 35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. 36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.

37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего. 38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.

 

24. «И весьма размножил Бог народ Свой». В благодатной земле Гесем численность израильтян быстро выросла. Египтяне были встревожены этим фактом и пытались ослабить крепнущий народ, подвергнув его рабскому труду. Господь, однако, благоволил к Израилю «и сделал его сильнее врагов его». Многолюдный Израиль становился все сильнее и сильнее и стал представлять реальную угрозу для египтян. Принятые фараоном меры не принесли успеха, вместо того чтобы сокращаться, Израиль рос и множился. Умножение народа Божьего в Египте стало первым примером того, что впоследствии стало в Церкви поговоркой: «Но чем более изнуряли его, тем более он умножался» (Исх. 1:12). Состязаться с Богом или Его народом бессмысленно.

25. «Возбудил в сердце их ненависть против народа Его». Ненависть египетской знати к израильтянам была возбуждена Господом во благо святого народа. Он использовал это чувство, чтобы лишить Свой народ спокойной и размеренной жизни, ибо желал, чтобы они возненавидели свое существование в Египте, к которому были привязаны всем сердцем. Позволив египтянам ненавидеть избранный народ, Господь, однако, не позволил этому чувству переливаться через край. Он свят и не может творить греха.

Всевышний не несет моральной ответственности за существование греха. Впрочем, часто бывает так, что Господь использует укоренившееся в человеческой природе нечестие, чтобы возбудить в порочном сердце грешника то или иное неправедное чувство. Можно ли винить солнце за то, что от его жара воск плавится, а глина затвердевает? Можно ли винить дневное светило за то, что, постояв под его жаркими лучами, болота начинают источать зловоние? Солнце можно назвать причиной зловония навозной кучи лишь в определенном смысле. Если бы его лучи падали не на навоз, а на цветочную клумбу, они произвели бы дивный аромат. Зло коренится в человеке. Господь же являет Свою славу в том, что обращает его в добро. Как известно, ненависть и коварство всегда идут рука об руку.

Возненавидев народ Божий, египтяне стали измышлять «ухищрение против рабов Его». Они прибегли к коварству, превратив их в рабов и изнуряя непосильным трудом. Втайне они задумали умертвить всех младенцев мужеского пола в Израиле и затем открыто взялись за осуществление своего коварного плана. Все это делалось для того, чтобы сократить число израильтян — египтяне опасались, что в случае войны народ израильский может встать на сторону их врагов. Несомненно, сатана торжествовал в этот ужасный момент, однако все ухищрения человеческие, направленные против избранных, напрасны.

26. «Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал». И вот, когда страдания народа Божьего достигли своего апогея, пришел Моисей. Снова автор употребляет глагол «послал». Сначала Бог послал Иосифа, а затем Моисея и его красноречивого брата Аарона. Эти люди были подготовлены к своей миссии задолго до этого, и Господу нужно было только их послать. Заметьте, что Господь послал двоих, поскольку двое могут утешать и подкреплять друг друга. Апостолы и семьдесят учеников также ходили на служение парами. Моисей и Аарон были разными людьми. Но они хорошо дополняли друг друга и потому могли сделать гораздо больше, чем если бы были похожи. Главное, что оба они были посланы Богом и облачены силой свыше.

27. «Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой». Чудеса, совершенные Моисеем, были совершены Господом. Они названы «знамениями Его», знаками Его присутствия и силы. Казни египетские — это знамения силы Господней. Они свидетельствовали о могуществе Господа, о Его решимости добиться послушания Своей воле и о гневе против ожесточенного фараона лучше любых слов. Знамения Господни были более убедительны, ясны, понятны, могущественны и однозначны, чем любые доказательства. И все же потребовалось десять казней, чтобы сломить гордыню египтян. Что касается проповеди Евангелия, то здесь тоже есть свои слова, знамения и чудеса, а потому неизвинителен всякий человек, отказывающийся покаяться в своих грехах. Когда Царство Божье подходит так близко, только поистине ожесточенные сердца могут продолжать упорствовать. Чудо греха — люди, не принимающие чудеса благодати! Даже фараон, несмотря на все свое ожесточение, не навлек на себя такой вины, поскольку явленные Богом чудеса были знамениями суда, а не милости.

28. «Послал тьму и сделал мрак». В отличие от слепящих бурь африканского самума[2], эта тьма не была вызвана естественными причинами. Раньше такого не случалось никогда, это явление было исключительным и беспрецедентным. Ужасный и вполне осязаемый мрак окутал египтян пеленой смерти. Тьма была плотной и непроглядной, она стояла в течение трех дней и сковывала людей страхом. Поистине незавидное положение! Хотя эта казнь не была первой, псалмопевец упомянул ее в первую очередь, поскольку она лучше всего отражает ужас этого времени. Над египетской землей сгустился мрак скорби и греха. Содрогаясь при мысли об этом продолжительном периоде отчаянья, не будем забывать о том, что такая же греховная тьма до сих пор окутывает многие языческие народы. Тьма — это естественное последствие беззакония. Да грядет день, когда все ходившие во тьме увидят великий свет! «И не воспротивились слову Его». Моисей и Аарон исполнили заповедь Божью. Египтяне были столь напуганы казнью Господней, что жаждали поскорее расстаться с израильтянами, даже после того, как тьма рассеялась. Если бы не греховная гордыня фараона, они отпустили бы народ Божий в тот же день. Бог знает, как заставить человека повиноваться. Даже самые ожесточенные сердца проникаются уважением к Его воле, опасаясь умножения казней. Впрочем, это предложение может относиться не к Моисею и не к египтянам, а к казням, повиновавшимся слову Господню. Тьма, град, жабы и падучая болезнь скота были лишь послушными рабами, исполнявшими волю вселенского Владыки.

29. «Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их». Это чудо не то же самое, что естественное окрашивание воды в красный цвет благодаря наличию в воде цветных грязей, как считают некоторые исследователи. Как мы знаем, с пришествием этой казни жизнь в реке стала невозможной, и вся рыба погибла. Любимый египтянами Нил и все другие водоемы наполнились кровью. То, что является величайшим благословением, стало для них величайшим проклятьем. Вода — это милостивый дар Божий, и чем больше ее имеется в наличии, тем лучше. Кровь же — отвратительное зрелище, а если ею наполнены реки и озера, то трудно себе представить нечто более ужасное. Рыба была незаменимой частью египетской кухни, и видеть красный от крови Нил, усеянный телами погибших рыб было для египтян большим мучением. Карающий перст Божий коснулся всех слоев египетского общества, страдание никого не обошло стороной.

30. «Земля их произвела множество жаб». Там, где не выживут рыбы, могут выжить жабы. Они в великом множестве распространились по земле и воде и кишели повсюду. «Даже в спальне царей их». Жабы проникли в лучшие покои царского дворца и даже в опочивальни царей. Господь призвал жаб, и они послушно явились на Его зов. Они были противны и отвратительны, но никто не мог им противостать. Казалось, они выходили прямо изпод земли, как будто бы рождаясь из нее. Нашествие жаб, несомненно, вызывало у людей ужас и отвращение, кроме того, эти животные распространяли болезни и тем самым осложняли жизнь. Видя этих отвратительных существ в своей собственной спальне, царь египетский несомненно почувствовал, что Господь обличает его жестоковыйную гордыню. Бог относится ко всем людям одинаково, независимо от того, цари они или простолюдины. Но что касается царей, бунтующих против Бога, то их Господь особо не жалует. Если бы жабы распространились повсюду, кроме опочивальни царя, то последний, несомненно, не обратил бы на это никакого внимания, будучи человеком жестокосердным. Бог же устроил так, что жабы в великом множестве заползли в царские покои.

31. «Он сказал». Такова сила божественного слова: стоило Богу открыть уста, как повеление Его тут же исполнилось. «И пришли разные насекомые». Господь наслал на Египет полчища самых разнообразных кровососущих жужжащих, мошек, комаров, мух, жуков и прочих паразитов, причиняющих вред человеческому телу и откладывающих в него свои личинки. «Скнипы (вши) во все пределы их». Тучи вредоносных насекомых закрыли собой полнеба. Они облепили людей с ног до головы, проникли к ним под одежду и испортили им пищу. Когда Господь желает смирить гордыню человека, Он использует для этого любые средства, даже ничтожных насекомых. Однажды сыны Хамовы презрели сынов Израилевых, но теперь Господь вынудил их с презрением смотреть на самих себя. Некогда гордые египтяне были более неприступны, чем попрошайки, но теперь Господь сбил с них спесь и заставил трепетать от боли. Когда Господь обнажает Свою десницу и вступает в войну, Он насылает на врагов Своих поистине удивительные войска. Он поражает надменные народы не воинством ангелов, а с помощью обыкновенных вшей и тем самым облекает Своих врагов несмываемым позором. Когда тело фараона сплошь покрылось кровососущими паразитами, у египетского владыки не осталось причин для гордости. Эта казнь была для него пощечиной, смиряющей гордыню. Впрочем, когда сердце человека окончательно испорчено грехом, оно остается надменным и самодовольным. Такой человек превозносится даже тогда, когда во всем мире нет никого более отвратительного, чем он. Воистину, гордыня есть нравственное безумие.

32. «Вместо дождя послал на них град». В Египте дождь был большой редкостью, но на этот раз тучи наполнились невероятной тяжестью и излились на землю смертоносным градом вместе с ураганным ветром и грозой. Этот дождь был сокрушительным, ужасным и беспощадным. «Палящий огонь на землю их». Огненные стрелы молний распарывали небеса своими яркими вспышками. Казалось, они стелятся по земле или падают на нее пылающими хлопьями. Плодовые деревья и созревший урожай были полностью уничтожены градом или сожжены. Устрашенные сердца вострепетали, будучи повержены в прах. У большинства стихийные явления, связанные с грозой, вызывают трепет. Когда небесная артиллерия дает залп из всех своих орудий, даже самые отпетые богохульники исполняются страхом.

33. «И побил виноград их и смоковницы их». Никакой надежды на урожай не оставалось, все плодоносные деревья были уничтожены казнью Господней. Весь виноград и все смоковницы в Египте оказались побитыми градом. Псалмопевец упоминает эти два дерева по той причине, что их плоды составляли основную часть меню египтян и широко использовались как на праздниках, так и на обычных трапезах. «И сокрушил дерева в пределах их». Ужасный град повалил деревья во всех уголках Египта. Когда Господь намеревается сокрушить надменный и гордый дух, рука Его тверда, а наказание сурово. Тех, кто противостоит Господу, ждет либо исправление, либо погибель.

34–35. «Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа». Главнокомандующий дал приказ, и Его войска ринулись в бой. Как могущественно слово Господа! Он сказал, и слово Его исполнилось в тот же час: на Египет двинулись несметные полчища саранчи, неся с собой еще большее разорение, чем предыдущие казни. Однажды мне довелось видеть целую армию подобных тварей, пожиравших всю зелень на своем пути, а потому едва ли следующие слова являются преувеличением: «И съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их». Ничто не может укрыться от челюстей этих прожорливых существ: они с легкостью взбираются на любое дерево и съедают всю его листву. Мы можем быть уверены, что эти посланники Господа сделают свое дело со всей тщательностью и не оставят после себя ничего, кроме бесплодной пустыни.

36. «И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их». На голову египтян обрушился самый сокрушительный из ударов Господа. До того Господь только говорил, а теперь Он обнажил десницу. До того Он сокрушал только деревья, а теперь стал сокрушать людей. Слава Египта погибла за одну ночь, гордость Египта была сокрушена. В глухую полночь воинство египетское лишилось своих лучших бойцов, богатые — своих наследников, а бедные — своей единственной надежды. Стрела Господня попала в самое яблочко: против этой казни не было никаких средств. Она пришла в дом фараона так же, как в дом рабыни. Господь воздал владыке египетскому, поразившему израильских младенцев, той же монетой. Каким же плачем огласились пределы Египта, когда каждый дом стал оплакивать своего первенца! Господи Боже, в ту ночь Ты одержал великую победу, Ты распростер Свою десницу и освободил избранный народ.

37. «И вывел Израильтян с серебром и золотом». Израильтяне попросили у египтян — если не потребовали — золота и серебра (Исх. 12:35—36). С их стороны это не было грабительством, поскольку их самих грабили и обирали на протяжении веков. Было бы несправедливо, если бы они покинули пределы Египта с пустыми руками. Египтяне с радостью отдали сынам Израилевым золото и драгоценности, желая умилостивить тех, кто имел на небесах столь могучего Союзника. Никто не заставлял их это делать: они были настолько напуганы казнями Господа, что не смели отказать израильтянам ни в чем. Покидая Египет, израильтяне оставили свои дома и земли, и потому им необходимо было обратить свое добро в серебро и золото. «И не было в коленах их болящего». Господь совершил великое чудо. Число израильтян, вышедших из Египта, было огромным, однако среди них не было ни одного больного, ни одного нуждавшегося в медицинской помощи и ни одного хромого. Несмотря на бедность и притеснения, евреи оставались бодрыми и полными сил. Никто из израильтян не чувствовал на себе последствий рабства. Призывая сынов Своих в путь, Господь неизменно укрепляет их. Пока мы странствуем по дорогам этого мира, у нас всегда будет достаточно сил. Обратите внимание на контраст между Египтом и Израилем: в каждом египетском жилище раздавались вопли по умершему младенцу, тогда как среди сынов Израилевых не было даже намека на немощь.

38. «Обрадовался Египет исшествию их». Этого бы не произошло, если бы израильтяне взяли серебро и золото взаймы — заимодавцы не любят, когда их добро уносят в другую страну. На Египет напал страх перед Израилем, и они готовы были отдать свои драгоценности, лишь бы поскорее отделаться от столь неприятного общества. После долгих лет рабского труда, в течение которых отверженные сыны Иаковлевы вынуждены были делать кирпичи и получали в награду за свою работу удары палки и хлыста, положение многострадального народа впервые исправилось. Теперь их чествовали как пророков и священников, «ибо страх от них напал на него». Сердца египтян исполнились суеверным страхом перед израильтянами. Бывшие рабовладельцы отправляли своих рабов на свободу с добрыми пожеланиями и радостными возгласами. Гордыня фараона была сломлена, и избранный народ снова отправился в путь, в землю, которую Бог обещал им по завету соли. «Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его» (ст. 1).

 

39 Простер облако в покров им и огонь, чтобы светить им ночью. 40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их. 41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим, 42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему, 43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии, 44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных, 45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуйя!

 

39. «Простер облако в покров им». Это была величайшая из милостей Божьих. Тот, кто путешествует по пустыне, отдал бы все свое состояние, чтобы заполучить такой покров. Израильтяне были надежно защищены от солнца, и оно не могло обжечь их своими палящими лучами. Стан израильский был подобен царю, покоящемуся в своих палатах. Господь Бог являет несказанную щедрость к Своим избранникам: Он все предусмотрел для того, чтобы их переход через пустыню был безопасным и спокойным. «И огонь, чтобы светить им ночью». В то время, как города были окутаны тьмой, в стане израильском горел свет, который не могла бы произвести даже современная наука со всеми ее изобретениями. Господь был для сынов Израилевых солнцем и щитом, их славой и защитой. Разве можно было бунтовать против Бога, когда днем тебя осеняло чудесное облако, а ночью для тебя светил чудесный свет? Что касается израильтян, то грех их был поистине вопиющим, несовместимым с той любовью, которую оказал им Господь. Впрочем, автор псалма предпочитает говорить только о любви Господа и Его верности Своему завету. «Славьте Господа, ибо Он благ». Нам с вами Господь явился таким же благим и любящим, Он всегда был нам солнцем и щитом и сохранил нас от всех опасностей как во время благоденствия, так и в дни печали.

 

В скорбях Господь дает мне утешенье,

В унынье — посыпает подкрепленье.

Он в радости меня увещевает

И милостиво сердце ободряет.

 

Воистину Господь исполнил данное нам обещание: «Днем солнце не поразит тебя, ни луна — ночью».

40. «Просили». Но как нечестива и как ужасна была эта просьба! Господь же по милости Своей простил израильтянам их греховный ропот, поняв, чем он был вызван. Возможно также, что во время всеобщего бунта в стане оставалось несколько благочестивых мужей, которые молились Господу в праведности сердца и стяжали Его благословение. «И Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их». Он дал им то, чего требовали их нечестивые сердца, вместе с благим даром. Наказание их было перемешано с благостью. Мясо перепелов, которое было роскошью и деликатесом, изза алчности и ненасытности их сердец превратилось в проклятье. Их собственный порок сделал эту трапезу смертоносной. Что же касается манны, то этот дар принес им только благословение и по–настоящему насытил их, в отличие от перепелов. Это был небесный хлеб — хлеб, сошедший с небес. Как жаль, что ожесточенные израильтяне никогда не смотрели в небеса, никогда не благоговели пред Господом и не любили Того, кто одождил на них манну. Так или иначе, Господь был их покровом и питал их яствами со Своего стола. Никогда еще человек не жил в столь комфортных условиях. «Дом Израилев, благословите Господа!»

41. «Разверз камень, и потекли воды». С помощью жезла Моисеева и силой собственного слова Господь «разверз камень, и потекли воды» в том самом месте, где израильтяне умирали от жажды. Господь может с легкостью восполнить нужды Своего народа даже в самых бесплодных местах земли. По Его велению даже камень становится источником животворных вод. «Потекли рекою по местам сухим» и утолили жажду тех, кто находился вдалеке от чудесного камня. Потоки превратились в реку и сделались обильным источником вод для будущих путешествий. Обычно пески пустыни поглощают любую появившуюся на них влагу, но в этот раз все было иначе. Вода потекла «по местам сухим». Как мы знаем, чудесный камень являлся предызображением Господа нашего Иисуса Христа, который стал для нас преизобильным источником животворных вод. Эти воды не иссякнут до тех пор, пока последний паломник не перейдет Иордан и не вступит в пределы Ханаана.

42. «Ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему». Вот тайная причина Божьего благоволения к Израилю. Господь всегда помнит о Своем завете и о тех, с кем он был заключен. Он вспомнил народ Свой потому, что вспомнил Свой завет. Он не мог нарушить этот милостивый договор, поскольку для Него он свят — Его святое слово. Святой Бог должен свято хранить Свое слово. Что касается нас с вами, то Господь взирает на Своего возлюбленного Сына и на Его жертву, принесенную на кресте, и милует нас. Именно эта жертва является неиссякаемым источником благословения для нас, покуда мы странствуем по пустыне этого мира.

43. «И вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии». Господь вывел их из пустыни в радости и ликовании и сам ликовал над Своим народом. Израиль был Его народом, Его избранным уделом. Господь радовался Своим сынам и окружал их благословениями благости, желая, чтобы избранный народ ликовал в Нем и почитал Его Своим уделом.

44. «И дал им земли народов». Он изгнал хананеев из пределов земли обещанной и насадил там Свой народ. Израильтянам было дано повеление идти и овладевать благодатной землей с помощью меча и копья, однако победа была достигнута не их силой, а десницей Господа. «И они наследовали труд иноплеменных». Они поселились в домах, которых не строили, и собирали плоды с винограда и маслин, которых не насаждали. Место их обитания не было пустыней, которую нужно было орошать и возделывать, Господь дал им землю, о плодородии которой ходили легенды, землю, возделанную и ухоженную ее бывшими обитателями. Как и Адаму, в удел им достался райский сад. В день перенесения ковчега Господня на Сион Израиль с ликованиями и трубными звуками отпраздновал вступление израильтян в землю обещанную (2 Цар. 6:14–15).

45. «Чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его». Таков был практический замысел Господа. Избранный народ должен был хранить истину, воплощая в себе пример нравственности и образец благочестия. Господь все сделал для того, чтобы они могли выполнить возложенные на них обязанности. Это было высоким призванием и великим поручением. На израильтян была возложена огромная ответственность, однако с ней приходило и великое благословение, за которое они должны были благодарить Господа.

Псалом заканчивается радостным и торжественным возгласом «Аллилуйя!», и это вполне достойное окончание для подобного сочинения. Хвалите Господа! Если вышеописанные события не подвигли израильтян к искреннему прославлению Господа, то их не подвигнет к этому ничто другое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.