Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие катарсиса и анализ природы катарсического воздействия различных форм художественного творчества




 

Катарсис - это состояние психологического облегчения, связанного с отреагированием человеком своих внутрипсихических конфликтов, либо через создание, либо через восприятие художественного произведения или участия в ритуалах. Этот термин принадлежит Аристотелю и связан с переживанием театрального воздействия на человека. Позволяет избавиться от конфликта неразрушительным образом, разрядка неудовольствия сублимационным путем. Энергетика катарсиса может высвободиться из резервуаров неудовольствия. Специфические катарсические реакции:

1) для определенной группы или массы можно создать такое состояние, в котором наступает катарсическая реакция (болельщики);

2) адекватность индивидуального резонанса, с заложенным в произведение потенциалом катарсиса.

Катарсис противостоит невротизации. Психика каждого человека имеет «линию вытеснения», связанного с социальной неприемлемостью бессознательных влечений. Культура должна давать возможность отыграть вытесненные представления. Такое отыгрывание способствует очищению психического мира от нереализуемых, запретных желаний и мыслей. Это очищение происходит в результате катарсиса.

Существует два типа катарсических переживаний:

Катарсис творца, который связан с проекцией вовне своих бессознательных комплексов и освобождением от них в акте творчества. В этом смысле творец подобен ребенку (и каждый ребенок творец), так как проекция это самая первичная форма психической защиты. Художник, воплощая свои замыслы (и бессознательные импульсы) в произведении, с помощью проекции достигает очищения своей психики. Фрейд сравнивал художественную фантазию с игрой ребенка. «Поэт, подобно играющему ребенку, создает вокруг себя целый мир». «Так из вытесненных желаний…возникает бесконечное многообразие художественных произведений».

Катарсис «потребителя», воспринимающего художественное произведение. Зрители, слушатели достигают катарсиса, идентифицируясь с художником. Художественное произведение выполняет эту же задачу, что и для его создателя. Разница состоит в том, что художник переживает катарсис в процессе творчества, а слушатель в процессе репродукции. В этом процессе репродукции происходит возможность отвода и фантастического удовлетворения бессознательных желаний. Фрейд говорит, что «поэт публично выражает те мечты и желания, которые втайне питает каждый из нас, не умея и стыдясь высказать их открыто». Поэтому первым условием, предъявляемым к произведениям искусства, является его общечеловеческая основа. А так как все инстинкты и бессознательные импульсы у людей однородны, это делает возможным аналогичные катарсические переживания у зрителей и слушателей и удерживает их от невроза.

Жанры для интерпретации:

1. Телесно-ориентированные формы – танец, пение, пантомима, музыка, искусство костюма (мода). Носит на себе отпечаток эксбиционизма, демонстрирует человеческое тело, сексуальность, плач – пение. При анализе этой формы имеются три уровня понимания:

контекстный уровень понимания – показывает, в какой ситуации, по какому поводу, кто и что исполняет;

уровень ассоциативный – исследование ответа на вопрос: «Что вызывает данное произведение, какие ассоциации, образы?».

уровень понимания филогенеза данной художественной формы: каждый танец имеет свою историю и т.д.

2. Пластические формы – скульптура, архитектура, ландшафт, садово-парковая культура, живопись. Стиль всегда соответствует автору, сепарация творца и его творения, удвоение – человек хочет посмотреть на себя со стороны.

3. Проективные формы – театр, кино, виртуальные формы (компьютерный дизайн). Катарсис претерпевает свое развитие благодаря идентификации со своими героями, возможна идентификация с сюжетной линией (комедия хороша для того, чтобы выразить агрессию), идентификация может быть не только либидинозной, но и агрессивной.

4. Литература – интерпретации подвергаются дистонные явления. Синтонные явления свойственны ЭГО – интерпретации не подлежат. Дистонные явления чужды ЭГО, это когда можно посмотреть со стороны.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.