Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертная оценка личности




Типы

I тип - "руководитель". Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адапта­цией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют "елку" в тесте "Дерево".

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604,613,622,631,640.


Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно - у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей - вербальный руководитель или "преподавательский подтип" - 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип - "ответственный исполнитель". Обладает многими чертами типа "руководитель", являясь рядоположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на "умение делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страда­ют соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип - "тревожно-мнительный" - характеризуется разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 - "поэтический подтип" - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе "как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать". Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип - "ученый". Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают "концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать "на все" свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 - подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

V тип - "интуитивный". Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемоестью. Легче работают нае переключаемое™ от одной деятельности к другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной
чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т. е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтип 235 - часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 - обладает способностью литературного творчества; 217 - обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 - большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип - "изобретатель, конструктор, художник". Часто встречается среди лиц с "технической жилкой". Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще иитро-вертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействийсо стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимысобственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Подтип 019 - встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 - тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип - "эмотивиый". Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают"жестокие кадры фильма", могут надолго быть "выбитыми изколеи" и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии,

в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 45], 460, 352, 361, 370,253,262,271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип - обладает противоположной тенденцией змотив-ному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относятся к ним с невниманием и даже усиливают давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна "черствость", которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307,208, 109.

Комментарий к тесту: несмотря на относительную ненадежность диагностики, данная методика может служить хорошим посредником в процессе общения психолога-консультанта с консультируемым. Сообщая индивидуально-типовую характеристику, можно на основании особенностей построения изображения задать следующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):

при наличии шеи - "Являетесь ли вы ранимым человеком; случается так, что вас слишком легко обидеть?"

ушей - "Вас считают человеком, умеющим слушать?"

кармашка на теле человечка: "У вас есть дети"

на голове "шляпы " в виде квадрата или треугольника в одном рисунке: "вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?"; при наличии "шляпы" во всех трех изображениях: "Можно ли сказать, что сейчас вы переживаете полосу скованного положения?"

полностью прорисованного лица: "Считаете ли вы себя общительным человеком?"

одного рта на лице: "Любите ли вы поговорить?"

одного лишь носа: "Чутко ли вы улавливаете запахи, любите ли Духи?"

изображения кружка па теле человечка — "Испытываете ли вы в настоящее время заботу о старшем близком?"

- изобраэ/сеиия треугольника на теле человечка ~ "В круг ваших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоряжения?"

Так, в процессе комментируемого общения можно установить доверительный контакт с собеседником.

Пример интерпретации - •

На рис. 4 выполнен вариант теста конструктивных рисунков человечков из геометрических фигур. Первый рисунок имеет формулу 534 и относится к типу "ученых", для которых характерно умение быстро абстрагироваться от конкретного и делать обобщения, приводящие к объяснительным теориям. Обычно это люди, которых "о чем ни спроси - все знают", на все стараются разработать теории и концепции. Имеют тяготение к синтетическим видам искусства: театру, кино, эстраде, цирку, обладают некоторой эксцентричностью в поведении, актерским мастерством. Второй рисунок имеет формулу рисунка 551, которая не является правильной, т. е. сумма цифр составляет больше 10, что часто бывает при рассеяном внимании.

Рис. 4. К интерпритации теста "Рисунок человека из геометрических фигур" (см. объяснения в тексте)

Третий рисунок имеет формулу 433, которая соответствует "тревожно-мнительному" типу, для которого характерно стремление к чистоте и порядку; у мужчин это часто выражается в культе "чистой сорочки". Грязь и беспорядок у людей этого типа вызывает физическую неприязнь. Имеют большой диапазон одаренности - от литературной до тонких ручных навыков. Могут неожиданно для других сменить профессию (им обычно тесно в рамках одной профессии); при этом они часто сомневаются в своих возможностях, нуждаясь в мягком подбадривании. На первом рисунке прорисована (акцентирована штриховкой) шея, что часто бывает у лиц,'отличающихся высокой ранимостью; на двух других частично прорисовано лицо, что чаще означает более высокий интерес к собеседнику. В целом можно отметить наличие графических способностей, а также значительный размер рисунка, что свидетельствует о нормальном физическом состоянии и отсутствии утомления.

Первый рисунок представляет собой доминирующий тип, второй - тип, присутствующий как состояние, а третий - будущие перспективы.

 


ТЕСТ "ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ"

Данный тест позволяет вам охарактеризовать себя как человека и как профессионала. Если свойство вам подходит, зачеркните в таблице соответствующий номер. Работайте быстро и постарайтесь отвечать искренне.

 

  I II III IV V VI VII VIII IX X  
                  .41    
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

I. Я безупречно честен (далее все время читайте от первого
лица).

6. Способен к продвижению по службе (в учебе, других ви­дах деятельности).

II. Окружающие думают обо мне благосклонно.
16. Обладаю чувством достоинства.

21. Способен быть суровым. 26. Обидчивый и щепетильный. 31. Критичен преимущественно по отношению к себе. 36. Благодарный.

41. Способен к сотрудничеству и взаимопомощи. 46. Деликатный.

151. У меня бывают такие мысли, когда я Не хотел бы, чтобы о них знали другие люди.


2. Общественно активен.

7. Создаю вокруг себя благоприятный психологический

климат.

12. Умею распоряжаться и приказывать.

17. Независимый.

22. Строгий, но справедливый.

27. На меня трудно произвести впечатление.

32. Способен признать свою неправоту.

37. Часто восхищаюсь и склонен к подражанию.

42. Стремлюсь ужиться с другими.

47. Люблю ободрять.

158. Полностью свободен от всяких предрассудков.

3. Имею свои убеждения.

8. Умею держать слово.

13. Умею настоять на своем.

18. Способен сам позаботиться о себе.

23. Могу быть искренним.

28. Скептичен.

33. Охотно подчиняюсь.

38. Склонен ждать указаний.

43. Доброжелательно настроен по отношению к другим.
48. Отзывчивый.

4 У-меня широкий круг интересов.

9. Держусь в границах законности.

14. Способен вызвать восхищение.

19. Могу проявить безразличие.

24. Критичен к другим.

29. Не терплю, чтобы мной командовали.

34. Уступчивый.
39. Ищу одобрения.

44. Внимательный и ласковый.

49. Добрый и вселяющий уверенность.

154. За всю свою жизнь я не совершил ни одного дурного

поступка.

5. Стремлюсь к самосовершенствованию.

10. Способен действовать с некоторым риском, не ожидая

указаний.

15. Пользуюсь у других уважением.

20. Уверен в себе.

25. Стойкий и настойчивый, там где надо.

30. Люблю поплакаться.;...

35. Легко смущаюсь.

40. Часто прибегаю к помощи других.

45. Всегда любезен в обращении.

50. Нежный и мягкосердечный.

155. Иногда смеюсь при нескромных шутках.

51. Мне хватает убежденности и энергии.
56. Реалистически оцениваю других.

61. Обладаю талантом руководителя.

66. Самоуверен и напорист.

71. Неумолимый, но беспристрастный.

76. Часто печален.

81. Неуверен в себе.

86. Преклоняюсь перед авторитетами.

91. Дорожу мнением окружающих.

96. Люблю заботиться о других.

52. Обладаю широким кругозором.

57. Профессионально эрудирован.

62. Люблю ответственность.

67. Деловит и практичен.

72. Раздражителен.

77. Способен проявить недоверие.

82. Скромен.

87. Охотно принимаю советы.

92. Общителен и уживчив.

97. Бескорыстен и щедр.

157. Бывает, я сплетничаю.

53. У меня высокий культурный уровень.

58. Умею контролировать работу других.

63. Люблю давать советы.

68. Люблю соревноваться.

73. Откровенен и прямолинеен.

78. Часто разочаровываюсь.

83. Склонен к самобичеванию.

88. Доверчив и стремлюсь радовать других.

93. Добросердечен.

152. Не было случая, чтобы я нарушал обещание.

54. Мое поведение в быту безупречно.

59. Способен убедить в правильности своих решений.

64. Произвожу впечатление значительной личности.

69. Способен быть требовательным и критичным к самому
себе.

74. Нетерпим к ошибкам других.

79. Озлоблен. л-зьп

84. Застенчив.

89. Зависимый и несамостоятельный.

94. Легко поддаюсь влиянию других.

99. Переполнен сочувствием.

159. Бывает, что я говорю о вещах, в которых не совсем раз­
бираюсь.

55. Способен к шутке и юмору.

' 60. Способен подготовить заместителя из подчиненных.

65. Начальственно-повелительный.

70. Надменный и самодовольный.

75. Своекорыстный.

80. Ревнивый.

85. Безынициативный.

90. Предоставляю другим принимать решения.

95. Благорасположен ко всем.

100. Великодушен и терпим к недостаткам других.

160. Всегда и во всем согласен с решением старших (руково­
дителей).

101. Пользуюсь доверием со стороны товарищей (коллег).
106. Повышаю свою деловую квалификацию.

111. Властный.

116. Думаю только о себе.

121. Склонен к дерзости.

126. Долго помню обиды.

131. Кроткий.

136. Легко попадаю впросак.

141. Всем симпатизирую.

146. Стремлюсь покровительствовать.

102. Принципиален.

107. На меня можно положиться, так как в большинстве слу­чаев я принимаю верное решение.

112. Стремлюсь к успеху.

117. Хитрый и расчетливый. •

122. Часто недружелюбен.

127. Думаю, что всюду преследуют за критику.

132. Робкий.

137. Почти никогда и никому не возражаю.

142. Умею расположить к себе.

147. Снисходителен к окружающим.

103. Считаюсь сознательным и надежным в выполнении сво­ей работы.

108. Исполнителен и работоспособен.

113. Ожидаю восхищения.

118. Сужу о других по их положению и достатку.

123. Язвительный и насмешливый.

128. Проникнут духом противоречия.

133. Стыдлив.

138. Навязчив.

143. Со всеми советуюсь.

148. Стараюсь утешить каждого.

104. Способствую продвижению по службе своих товарищей.

109. Способен оценить и принять новое.

114. Распоряжаюсь другими.

119. Тщеславен.

124. Злой и жестокий.

129. Упрям.

134. Меня легко обидеть.

139. Люблю, чтобы меня опекали.

144. Способен в тактичной форме потребовать выполнения работы.

149. Бывает, что "порчу" людей чрезмерной добротой. 156. Всегда высказываюсь в духе общепринятого. 105. Поддерживаю дух сотрудничества. 110. Хотел бы, чтобы мой (будущий) сын или дочь работали под руководством такого человека, как я. 115. Деспотичен. 120. Холоден и черств. 125. Бесчувственный и равнодушный.

130. Недоверчивый и подозрительный.

135. Мягкотелый.

140. Чрезмерно доверчив.

145. Терпим к чужому мнению.

150.Забочусь о других в ущерб себе.

151.Случалось, что я опаздывал на свидание, на работу.

Обработку результатов следует начинать с определения достоверности ответов. Шкала достоверности ("шкала лжи") занимает в таблице последнюю горизонталь (151, 152, 153...) и в общую сумму свойств, отмеченных в вертикальных шкалах, не входит. Если вы отвечали искрение, то нечетные цифры (151, 153, 155, 157, 159) должны быть зачеркнуты, а четные (152, 154, 156, 158, 160) не зачеркнуты. Ответы считаются достоверными, если вы "солгали" не более четырех раз. При пяти неискренних ответах результаты подвергаются сомнению, при шести считаются недостоверными.

Для получения профиля личностных свойств подсчитывает-ся число зачеркнутых цифр отдельно каждой вертикали (кроме последней строки - шкалы достоверности). Это будет означать степень выраженности каждого из десяти описанных ниже свойств личности.

Содержательная интерпретация шкал

I. Направленность. Означает выраженность общественных целей деятельности, поддержку коллективных интересов, устойчивость моральных, этических и интеллектуальных ценностных ориентации.

II.Деловитость. У вас имеются деловые качества, необходи­мые для успешного руководства или лидерства. В сочетании с другими свойствами они определяют стиль деятельности ру­ководителя или тип лидера.

III. Доминирование, инициативность. Означает стремлениек власти (чем ее больше, тем лучше), желание иметь вес, значение в глазах других, добиваться успеха, распоряжаться. Обнаруживается стремление к борьбе, завоеванию, проявление агрессии. В сочетании с высоким показателем по второму свойству - тип авторитарного руководителя или лидера.

IV. Уверенность в себе. Для вас характерны эгоцентризм, независимость, эгоистический рационализм (деловитость в отношении всего, что может принести благополучие лично вам, активный выбор полезного, в отношении остального равнодушны). Во взаимоотношениях с людьми вы дипломат (уступки, если это дает положительный результат для вас, и сопротивление, если ситуация угрожает вашему личному покою и комфорту). В сочетании с высоким показателем по второму свойству вы эгоцентричный и честолюбивый руководитель или лидер.

V. Требовательность, жесткость. Вам свойственна ригидность (негибкость) реакций, сильная воля, настойчивость в достижении цели любыми путями, прямолинейность. Вы раздражительны, если встречаете сопротивление, недружелюбны, проявляете гнев, не идете на уступки и компромиссы, упрямы из принципа, не проявляете симпатии и сочувствия. Если эти качества сочетаются с высокими показателями второго свойства - это тип авторитарного руководителя или лидера.

VI. Упрямство, негативизм. Вы всегда в оппозиции, недоверчивы, сопротивляетесь любому влиянию, отстаиваете свою позицию, проявляете тайное тщеславие, мстительность, ревность, подозрительность, обидчивость, злопамятность.

VII.Уступчивость. Для вас характерна социальная неприспособленность, низкая самооценка. У вас выражено самобичевание, безынициативность, робость.

VIII.Зависимость. Вы характеризуетесь незрелостью, инфантильностью, несамостоятельностью. Стремитесь попасть под опеку сильной личности, ищете покровительства.

IX. Психологический такт. Вы ориентируетесь на мнениеокружающих, оно имеет для вас большое значение. Вы стремитесь к поиску социального одобрения, внушаемы. В группе общительны, активно сотрудничаете со всеми, особенно - с ли­дером. В сочетании с высоким показателем по второму свойству - руководитель или лидер демократического типа.

X. Отзывчивость. Активно проявляете сочувствие, чувствительность к поведению других. Умеете сопереживать. Для вас характерны альтруизм, служение идеалу, самоотдача, бескорыстие. Стремитесь опекать слабых. Вы человек совестливый, обязательный, исполнительный, дорожите мнением окружающих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.