Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Палатное письмо в древнерусской живописи XV века




Изображение растительности в произведениях И. М. Баканова и И. П. Вакурова

Старые мастера Палеха, прекрасно зная памятники древнерусской живописи, усвоили те прогрессивные традиции, которые отвечали характеру их искусства, самые значитель­ные элементы. Они не переносили их в свои произведения буквально, но переосмысливали, перерабатывали, отбирали из них то, что соответствовало их творческому замыслу и зада­чам декоративно-прикладного искусства. И. М. Баканов в сказочной композиции строил все элементы ее, соответственно, в сказочном характере.

Здесь представлено изображение «цветообразного» дерева, вполне отвечающего замыс­лам художника. Он обращался к традициям живописи XII века, к фрескам Дмитровского собора во Владимире, не копировал их, но на основе их изучения создал свое сказочное дерево, которое было в свое время новостью в искусстве Палеха, привлекало своей красотой и декоративностью.

Интересны и фантастические «цветообразные» деревья сказочных композиций И. П. Вакурова. Он в своей работе опирался на традиции XIV века, сумев их претворить, заставить звучать по-новому.

Эти сказочные деревья И. М. Баканова и И. П. Вакурова заслуживают особенно тщательного изучения, чтобы по их примеру суметь создать новые образцы сказочных, фантастических деревьев, играющих большую роль в палехских композициях.


К таблицам 16, 17, 18

Формы палатного письма, как и все элементы древнерусской живописи, вначале были восприняты от Византии. Палаты изображались немасштабными изображению чело­века, формы их были скупы, носили черты примитивности, подчеркнутой условности.

Русские художники постепенно перерабатывали эти формы и к XV веку усовершен­ствовали их в соответствии с требованиями своего времени, внеся в палатное письмо ощущение монументальности и особого изящества.

В таблицах 16, 17, 18 даются образцы палатного письма древнерусской живописи XV века (скомпонованы со многих икон этого периода).

В них уже ярко выражены общие основные архитектурные формы, большое внимание уделено орнаментальным украшениям. Палаты разнообразны, красивы в своих простых линиях и тщательной разработке орнаментации.

Характерно, что на крышах употребляются инокопь и точки, которыми подчеркнуты горизонтальные плоскости, округленные колонны, перекидные занавеси. Эти же приемы употребляются в изображении сидений, вынесенных за пределы палат.

Объем палат выражается профилями, стенными проемами и окнами. Все это — харак­терные черты палатного письма XV века.

Интересны его цветовые решения. Каждое из изображений палат проплавлялось мяг­ким, сдержанным и прозрачным тоном, так, чтобы создавался общий выразительный силуэт. Эти сдержанные цветовые гаммы порой оживлялись небольшими, но яркими пятнами, чем достигалось сильное звучание всех тонов.

Сам характер красоты таких палат близок искусству Палеха. Многий старые наши мастера брали за основу для своих произведений это палатное письмо, вдохновлялись им, развивали его традиции, которые остаются неисчерпаемыми.


К таблицам 19, 20




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.