Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изображение водыв живописи конца XVII — начала XVIII века палехских писем




Изображение воды в живописи XVII века

В древнерусской живописи до XVII века изображение воды встречается очень редко. Его можно найти лишь на иконах «Крещение», где оно не очень выразительно. На иконе северокарельских писем я впервые нашел интересное изображение воды, которым могли воспользоваться палехские художники.

Этот рисунок волны оригинален и может много подсказать мыслящему художнику.

Убедительная простота этого рисунка волны заставляет художника еще над ним
работать, обогащать его. '

Так и поступил И. П. Вакуров в своей композиции «Буревестник», разработав и усо­вершенствовав этот рисунок. Он показал, как можно при знании традиции и при творче­ском ее восприятии создать новое, подлинно художественное и оригинальное произведение.

Приведенный здесь рисунок волны, характерный для икон XVII века, заслуживает внимательного изучения, так как дает возможность дальнейшей его творческой разработки, как это делал Вакуров.


К таблице 24

Изображение воды в живописи XVII века ушаковских писем

В XVII веке волны уже занимают видное место в иконах. Особенно характерным и выразительным является изображение воды в ушаковской иконе «Благовещение с акафистом» (ГТГ).

Здесь волны изображены завитками, некоторые из них вытянутые, как бы ударяющие­ся о берег и от этого удара дающие гребни в завитках, а в целом вся вода изображена в состоянии бурного волнения. Волны выполнены прорисыо светлой краской по темному фону. Гребни волн прорисованы спиралеобразными линиями. Для создания впечатления их объема к линиям прориси сделаны светлые приплавки с более светлыми бликами в центре. Этой манерой изображения воды пользовалось в своем творчестве большинство палехских художников. Они, изучив ее как основу, развивали каждый по-своему.

Этот рисунок дает толчок воображению каждого молодого художника. Его надо детально изучить. Само построение завитков волн, их форма и прорись — все это материал для творческой переработки, как это делали старые мастера Палеха.


К таблице 25

В палехской живописи изображение воды так же имеет свои особенности. Здесь — рисунок с одного из клейм палехской иконы «Николай Чудотворец с житием» конца XVII -начала XVIII века (ГМПИ).

Изображение волн имеет некоторое сходство с волнами в живописи ушаковских писем, но и отличается от них. Во-первых, рисунок волн проще, нет перегруженности деталей, как в ушаковских письмах. Во-вторых, гребни волн разнообразнее и по форме и по размерам. Показаны не только гребни в завитках, но и плавные переливы волн. Техническое выполнение воды в палехской живописи имеет некоторые общие приемы с ушаковскими. Так же сами волны и переливы их прорисованы графическими линиями светлой краской и приплавлены. Разница лишь в том, что в ушаковской живописи волны прорисованы в одну линию и к этим линиям сделана приплавка, а в палехской живописи прорись волн и переливы их выполнены в две параллельные линии и между ними нало­жена легкая приплавка. А чтобы чувствовался больший объем волн, в центрах их поло­жена приплавка более сильная.

Теперь нам известны два варианта изображения воды. Ими пользовались все наши старые палехские мастера. Молодым художникам эти основы надо изучить и запомнить во всех их особенностях для того, чтобы создавать новые типы изображения волн.


К таблице 26




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.