Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Палатное письмо в живописи XVIII века




Палатное письмо в живописи XVII века

Здесь изображены палаты с икон «Благовещение с акафистом» (ГТГ) и «Акафист Спасителя» (ГМПИ).

Палатное письмо в живописи XVII века значительно отличается от более ранних образцов. Если палаты в живописи XV века характеризуются простотой силуэта, общим впечатлением монументальности, при тщательной разработке орнаментов, то палаты XVII века гораздо более сложны по самой архитектуре, многоплановы и даже часто имеют несколько этажей. Они не столь условны, не лишены жизненности и правдоподобия, в масштабе построены в соответствии с человеческими фигурами, которые в них могут помещаться. Это — новое по сравнению с палатным письмом более ранних веков.


К таблицам 19, 20 (продолжение)

Их особая красота заключается в многообразии и изяществе форм, в обилии деталей — входных лестниц, барьеров, башен, переходов. Все отдельные части палат обильно украше­ны точеными шарами, решетками, балясинами, башенками-«минаретками».

Сам принцип этого палатного письма дает возможность художнику варьировать его в широком разнообразии форм.

Палатное письмо XVII века было очень любимо старыми мастерами Палеха. Особенно ярко его традиции выражены в творчестве П. Д. Баженова и И. В. Маркичева. Они черпали в этих традициях новые прогрессивные возможности для своего творчества.

Приведенные образцы палатного письма XVII века с икон палехских и ушаковских писем заслуживают самого тщательного изучения, как с точки зрения архитектурного построения, так и со стороны утонченной, богатой и разнообразной орнаментации.


К таблице 21

Образец палатного письма XVIII века представляет большой интерес. Он выполнен Б. М. Ермолаевым с иконы акафиста Спасителя палехских мастеров XVIII века (ГМПИ) со всей тщательностью и любовью к прекрасному памятнику. Этот образец исходит из традиций палатного письма XVII века строгановской школы. Миниатюрность и тонкость живописи, изящество, сложность форм и орнаментальных украшений — его характерные черты, свойственные строгановским традициям. Палехские мастера в XVIII веке обогатили эти изображения еще более разнообразными формами, еще более тонкими и сложными орнаментами, чем особенно отличается палехский стиль палатного письма.

Данный образец изящен в своей тонкости и сложности. Он заставляет в себя всматри­ваться и открывать все новые привлекательные детали, новые красоты. Этим они и инте­ресны, эти его качества должны наличествовать в палехской миниатюре.

Не лишне сказать немного и о технике этого образца. В нем все элементы палат раскрыты красками темных тонов и контуры их остаются еще темнее роскрыши. Вся же детальная проработка выполнена светлыми красками, чуть ли не белилами, в некоторых элементах прямо белилами, а к светлым линиям и между ними сделана менее светлая приплавка тона, соответствующего роскрытпи. Эта техника вообще применялась в ико­нописи, применяли ее и старые мастера Палеха. Нужно ее не забывать, плодотворно, творчески применять и в палехском искусстве сегодняшнего дня.


К таблице 22

Палатное письмо старейших мастеров Палеха

Такое изображение палат принадлежит одному из старейших мастеров Советского Палеха И. М. Баканову. Глубокое научение традиций и творческая их переработка, свойст­венные этому замечательному художнику, позволяют поставить его произведение наряду с образцами палатного письма древнерусского искусства.

Палаты Баканова, их основные формы и орнаментальные украшения заимствованы из принципов палатного письма XIV, XVI и XVII веков, основные признаки их пере­работаны и слиты в единое целое.

П живописи XV века палаты — лишь декоративный, условный элемент. В подавляю­щем большинстве случаев там палаты не масштабны изображению человека, являются лишь символом и поэтому не включаются в реальное восприятие содержания всей композиции.

У Баканова палаты сохраняют основные традиционные формы, но вполне соответ­ствуют размерам человеческих фигур.

По лестницам человек может войти внутрь палат, открытый вход и закрытый вы­ход — все это реалистично и в то же время традиционно. Объем площадки, на которой размещаются палаты, выражается боковыми пристройками, а объем самих палат — про­филями и входными проемами.

Изысканно-красиво и богато орнаментальное украшение палат, подчеркивающее сказочность их облика. Очень интересно у Баканова и общее цветовое решение палатного письма. Силуэты палат выполнены нежными, прозрачными тонами, нанесенными легкой плавью, прекрасно передающими живой натурный тон деревянных построек.

Этот образец творчества Баканова особенно ценен для изучения характера палатного письма, сохраняющего лучшие традиции старины и свойственного искусству Палеха.


К таблице 23




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.