Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсэсовец и вопрос крови. 28 страница




Так, о 1-ом периоде христианского пения, обнимающем первые три с половиной века христианства, исследователи предполагают, что материалом пения служили псалмы, гимны и оды духовные или песнопения, составлявшиеся самими христианами (см. § 13). Общий характер пения и строй его отличается безыскусственностью и отсутствием сложных гармоний. С первыми словами для пения — ветхозаветными псалмами (особенно пасхальными) — первые христиане (из евреев) заимствовали и ветхозаветные напевы. Но впоследствии, после и по мере соприкосновении с греческим и восточно-сирийским населением, христианское пение восприняло нечто и из греческих и сирийских напевов, которые по своей строгости и величию соответствовали христианскому богослужению. Однако, в отличие от греческого пения, носившего метрический и речитативный характер, христианское пение приобрело характер мелодический, рассчитанный на строгое подчинение мелодии смыслу и тексту слов. В отличие от еврейского и греческого пения, сопровождавшегося аккомпанементом музыкальных инструментов, древнехристианское пение сделалось только голосовым (или вокальным).

Наконец, в отличие от драматизированного еврейского и греческого пения, проникнутого выражением тоски и отчаяния ввиду сознания греховности перед Богом (в еврейском пении), то страха и ужаса перед беспощадным роком (судьбою) (в языческом греческом пении), древнехристианское пение приобрело характер спокойного умиления и сыновней преданности к Христу Спасителю, Победителю смерти и Искупителю [64]). Что касается способов исполнения существовавших песнопений и гимнов, то они были разнообразны. Во время богослужения пел то один из священнослужителей Церкви, причем ему по временам подпевала вся община; то отдельные члены общины выступали со своими вдохновенными импровизациями, дополняемыми возгласами всех присутствующих; то слышалось хоровое, унисонное пение всех присутствующих; то было пение общины разделенной на две части или стороны.

Пение псалма или молитвы одним лицом с подпеванием последних слов одним собранием называлось ипофонным; пение — с присоединением со стороны всего собрания особого припева — называлось епифонным; пение попеременное — двумя сторонами молящихся называлось антифонным. Все эти приемы исполнения песнопений в IV—V в. не исчезли, а продолжали развиваться, и, главное, стали распространяться по различным областям Церкви Вселенной. Так, пение “антифонное,” введенное впервые в Церкви Восточной (в Антиохии) Св. Игнатием Богоносцем († 107), при Св. Амвросии Медиоланском († 397) проникает и в Западную Церковь.

С IV века греческое пение вообще развивается, оно вступает во второй период (IV—VIII в.). В этот период пение становится более заметным элементом богослужения, хотя чтение пока еще не преобладает над ним. Предмет или материал пения усложняется. Помимо псалмов и гимнов включаются стихиры, тропари, кондаки и др.

В течение второго периода (с конца IV в). появляются специальные должности чтецов и певцов, которые поставлялись на свое служение через особое посвящение. В IV же веке появляются и церковные хоры, которые с тех пор называются “ликами.” Из устроителей хоров особенно известны Ефрем Сирин и Св. Иоанн Златоуст. Наиболее блестящее развитие хоровое пение нашло в храме Св. Софии Константинопольской, при Императоре Юстиниане Великом.

Пение развивается, наконец, и в мелодическом отношении: национальные музыкальные греческие лады или гаммы (дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) применяются к потребностям христианского песнотворчества. Из деятелей, с именами которых соединяется воспоминание об улучшении греческого церковного пения, наиболее известны, помимо Св. Амвросия Медиоланского: Св. Ефрем Сирин († 397), Св. Иоанн Златоуст († 407), преп. Авксентий († 470) и Св. Иоанн Дамаскин († 780). Деятельность Св. Иоанна Дамаскина и его друга Козьмы Маюмского составила повторный момент в истории церковного пения. Деятельность Св. Иоанна Дамаскина в отношении к пению выразилась в двояком отношении: во 1-х) он составил ряд новых песнопений — канонов и тропарей и во 2-х) привел в систему и законченный вид мелодии для песнопений, позаимствовавши их из тех греческих народных ладов, о которых сказано выше, и дополнив их новыми, сродными с ними, и написавши нотное богослужебное руководство. Вследствие такого творчества И. Дамаскина получилось теперь восемь мелодий и “гласов,” при посредстве которых можно исполнять церковные молитвы и различные произведения духовной поэзии. По числу 8 гласов и составленная им богослужебно-певческая книга называется “Октоихом” (от слова окто — восемь, и ихос — глас) или осмогласник.

Подробного понятия о характере осмогласия, составленного Иоанном Дамаскиным, — составить затруднительно, частью вследствие несомненных перемен, происшедших в греческом пении в последующие века после Св. Иоанна Дамаскина, частью по отсутствию специального сочинения, посвященного деятельности Иоанна Дамаскина в области церковного пения [65]). Действительное же существование церковных мотивов или гласов и их различие можно подметить, если, последовательно посещая богослужение, прислушиваться, как поется, напр. за всенощной или вечерней “Господи воззвах,” “Бог Господь и явися нам” или каноны. Каждый напев или глас слышится за службой в течение недели, затем сменяется следующим гласом, и так продолжается в течение 8 недель, после чего исполняется снова первый глас. Сообразно восьми гласам или голосовым мелодиям, разделяются и поются на восемь голосов все стихиры и тропари. Говорят, напр. “воскресная стихира 3 или 3 гласа,” “канон 5, 6 или 7 гласа” и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.