Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль I. Рубеж XIX-XX веков как историко-литературное понятие




Темы данного модуля призваны охарактеризовать основные особенности исторического развития Европы и США в конце XIX – начале XX в.в., показать специфику развития философской мысли эпохи и их влияние на литературный процесс, выявить социокультурные особенности литературного процесса в литературах европейских стран и США.

В центре литературного процесса конца XIX – начала XX вв. по-прежнему стоит реалистическое видение мира. Однако наблюдается существенная разница между «классическим» критическим реализмом 1830-1840х гг. и реалистической литературой второй пол. XIX в. Прогресс в естественных науках углубляет их влияние на культурную жизнь; философия позитивизма отрицает любые попытки отвлеченных умственных спекуляций и в приложении к литературе призывает отказаться от любого вида условности в искусстве, включая типизацию. Литература видится одной из экспериментальных наук; максимальная объективность становится главной целью писателя.

Формулировка принципов литературы, основанной на философии позитивизма, была предпринята Э. Золя и И. Тэном и получила название натурализма (от лат. natura – природа). В отличие от критического реализма, натурализм уделяет большее внимание биологической стороне жизни человека и – шире – социума. Мотивация поведения и особенности жизни героев выводятся в натурализме из их расовой принадлежности, физиологии и наследственности, часто отмеченной патологией.

Наряду с естественнонаучными открытиями и различными теориями эволюции (О. Конт, Ч. Дарвин, Э. Ренан), натурализм опирается на новую концепцию истории культуры, предложенную Ипполитом Тэном. В «Предисловии» к «Истории английской литературы» Тэн изображает историю литературы как продукт творчества индивидуумов, действовавших сообразно особенностям своего склада ума. Данные особенности определяются тремя факторами: «раса» - антропологическая наследственность личности; «среда» - физические и социальные условия окружающего мира; «момент» - конкретная историческая форма, в которой реализуются воздействия расы и среды.

Господство позитивно-эмпирической системы ценностей, вера в научно-технический прогресс во второй половине XIX в. не остаются абсолютными; соответственно, натурализм также не является единственным литературным течением. Парадоксальное противоречие между установкой на объективность и ограниченностью доступных художественных форм выражения приводит к поиску личного, авторского языка, который выходит за рамки реализма. Символизм, декаданс, неоромантизм становятся своеобразной реакцией на «болезнь прогресса» и выражают кризис позитивистского познания, ставший особенно актуальным на рубеже веков.

Наряду с работами О. Конта, Г. Спенсера и Ч. Дарвина, развивавших позитивную линию философии, вторая половина XIX в. отмечена появлением философских взглядов, ориентированных на радикальную переоценку европейских ценностей. Миф о «конце века» (fin de sieçle), означавшем упадок и даже смерть всей европейской культуры, получил обоснование в работах Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора. Тезис об апполоновском (порядок, формальная организация искусства) и дионисийском (стихия, ночная, неконтролируемая сторона творчества) началах в философии Ницше соотносится с понятием сознательного и бессознательного; дисбаланс этих начал в современном искусстве делает его лишенным жизни и обреченным на упадок. Ницшеанская модель сверхчеловека, своей волей уничтожающего все враждебное в жизни, - своеобразный ответ на неизбежное обезличивание героя, вытекающее из увлечения классификацией и типизацией в культуре, ориентированной на реалистическое мировоззрение.

Волюнтаристская философия А. Шопенгауэра представляет романтически-мистическое толкование натурализма. Идея Мировой Воли как силы, лишенной цели и смысла, превращает исторические события в поток случайностей, вызванных механическим взаимодействием частных факторов, и усугубляет «ожидание гибели», господствовавшее в культуре на рубеже XIX-XX вв.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.