Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура введенных основных фондов по объектам производственного




Структура основных фондов по отраслям

 

Структура ОФ Строительство Промышленность
Активная часть 65% 43%
Здания и сооружения 25% 54,2%
Прочие виды 10% 2,8%

 

Как видно из таблицы в структуре основных фондов в строительстве преобладает мобильная часть в отличие от промышленности, где наибольший вес имеют здания и сооружения и прочие виды. Такая структура основных фондов в строительстве продиктована спецификой производства. Кроме того, основные фонды в строительстве характеризуются большим многообразием и неодинаковой ролью в создании строительной продукции.

Структура полностью указывает на их специфические особенности, которые, прежде всего, связаны с технико-экономическими особенностями продукции строительства и в первую очередь с тем, что продукция отрасли является неподвижной, а передислокации подлежат средства производства. Поэтому отличительной чертой структуры основных производственных фондов является значительный удельный вес активной части по сравнению с пассивной частью основных производственных фондов.

Очевидно, что стратегия управления основными фондами будет различна в различных отраслях экономики, но существуют и общие тенденции.

Схема принятия управленческих решений в области эффективного управления основными фондами представлена на рис.1.

Структура основных фондов по объектам производственного и непроизводственного назначения представлена в таблице 2.

Таблица 2.

и непроизводственного назначения1

(в процентах)

  Всего введено основных фондов     В том числе по объектам      
 
Производственного назначения назначения непроизводственного назначения назначения  
     
         
         
         
         
         
         
         
         
         

______________________

' См.: Российский статистический ежегодник. 1997. - С. 412.

 

 
 


Как видно из таблицы основным объектом управления являются фонды производственного назначения на долю которых приходится почти 70% ресурсного потенциала предприятий. Конечно и непроизводственные фонды нудаются в управлении, но от эффективности принимаемых решений по ним в значительно меньшей степени зависят результаты экономической деятельности предприятия.

Основные фонды любого предприятия - объект строгого бухгалтерского учета. Все элементы основных фондов по мере их приобретения, передачи с баланса на баланс и получения другими способами зачисляются на баланс предприятия по стоимости на момент приобретения. Стоимость, по которой фонды были зачислены на баланс, называется первоначальной стоимостью. Учитывая, что строительные машины требуют в ряде случаев доставки или монтажа, эти дополнительные расходы могут быть включены в первоначальную стоимость основных фондов.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в случае их приобретения, сооружения и изготовления, внесения учредителями в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, получения по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения и других поступлений по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (в том числе бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагаются из:

- сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором поставки их поставщику, договором купли-продажи (продавцу);

- сумм, уплачиваемых организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

- сумм, уплачиваемых организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

- таможенных пошлин и иных платежей;

- невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;

- вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

- иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования.

При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекциях и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.

Стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97) (утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 65н).

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов или проведении работ капитального характера.

По степени использования основные средства разделяются на находящиеся:

- в эксплуатации;

- запасе (резерве);

- в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;

- на консервации.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на:

- объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

- объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;

- объекты основных средств, полученные организацией в аренду.

 

 

Таблица 3

Возрастная структура производственного оборудования в промышленности РФ'

(в процентах)

 

Годы Всего Из него в возрасте, лет
    оборудо-­            
    вания до 5 6-10 11-15 16-20 более 20 средний
    (на конец                     возраст,
    года)                     лет
    40,8 30,0 14,0 6,9 8,3 8,42
    35,5 28,7 15,6 9,5 10,7 9,47
    29,4 28.3 16.5 10,8 15,0 10,80
    26,6 28,9 17,1 11,3 16,1 11,30
    22,8 29,4 18,2 12,0 17,6 11.98
    19,0 29,5 19,5 12,8 19,2 12,69
    14,7 29,8 20,7 13,8 21,0 13,41
    10,9 29,5 21,7 14,9 23.7 14,13
    8,7 27,0 23,0 15,9 25,4 14,90

_________________________

' См.: Российский статистический ежегодник. 1997. - С. 340.

Как видно из таблицы, средний возраст оборудования в промышленности превышает 15 лет, а средний срок амортизации – 10 лет. Следовательно необходима срочная модернизация оборудования путем его замены, а для этого необходимы инвестиции. Инвестиционная политика и объемы капитальных вложений во многом определяют эффективность работы предприятий, потенциал отраслей, результаты инвестиционного процесса в целом.

За последние 5-6 лет инвестиционная ситуация в России постоянно ухудшается. Снижаются объемы капитальных вложений, увеличивается количество объектов, работы на которых прекращены из-за отсутствия финансирования. Продолжается устойчивая тенденция физического и морального старения основных фондов во всех отраслях народного хозяйства. На начало 2000 года степень износа основных средств превышает 65%. Не говоря уже о многих отрицательных последствиях такой ситуации, отметим лишь, что физическое старение фондов требует значительных финансовых средств для их обновления и воспроизводства, и в первую очередь амортизационных отчислений, как основного источника инвестиционных ресурсов.

Другой важнейший фактор инвестиционной активности - динамика накоплений во всех отраслях. Прибыль - второй по значению источник финансирования капитальных вложений. Но в динамике прибыли также наблюдаются отрицательные тенденции. За последние три года рентабельность ведущих отраслей экономики снизилась более чем в два раза с 25 до 13%. Последствия очевидны: объемы инвестиций продолжают снижаться. У этой тенденции несколько причин. Постоянно растет себестоимость продукции по вине добывающих отраслей. Цены на энергоносители и материальные ресурсы имеют устойчивые тенденции к росту. Поскольку цены на многие виды продукции уже на уровне мировых, а платежеспособный спрос потребителей растет крайне медленно, себестоимость в рамках стабильных цен «выдавливает» прибыль.

Активность кредитной системы по отношению к инвестиционной деятельности так же низкая. Сроки окупаемости инвестиционных проектов достаточно высоки, а банки избегают долгосрочных вложений. У кредитной системы есть возможности, но, учитывая многочисленные случаи невозвращения вложенных средств, банки работают в режиме ростовщичества. Способствует такой политике и практическое отсутствие страхования инвестиционных рисков, сложность механизма банкротства должников, нерешенность многих вопросов в сфере залога имущества заемщиков и исключение земельных участков, находящихся в пользовании или собственности предприятий из сферы залоговых отношений.

Роль государства, которое традиционно в России было основным инвестором, резко сократилась. Бюджеты всех уровней, за малым исключением, участвуют на инвестиционном рынке почти символически. С одной стороны, это понятно, - зачем государству вкладывать деньги в экономику предприятий, владеют которыми акционеры или частные собственники. С другой - в стране существует обширная бюджетная сфера, и кроме того государство является владельцем значительных пакетов акций предприятий ведущих отраслей, причем наиболее рентабельных. Пример тому - доля государства в топливно-энергетическом комплексе, добывающих отраслях. Но доля федерального бюджета в финансировании инвестиций составляет 5-6%.

Дивидендная политика предприятий по отношению к акционерам отталкивает последних от участия в инвестиционных проектах, а рынок акций носит чисто спекулятивный характер, причем, на нем играют 50-60 компаний. Остальные акционеры варятся в собственном соку, так как их акционерный капитал создавался в процессе приватизации «задом наперед» - сначала собственность, потом - акции, а не наоборот. Новые проекты эмиссии, как показывает практика, крайне сложно реализовать, привлекая при этом новых акционеров, а распространение акций внутри коллектива не эффективно и дает мало шансов для увеличения инвестиционных возможностей.

Иностранные инвестиции в российскую экономику вовлекаются медленно. Объемы вложений в реальный сектор экономики незначительны и в ряде случаев направлены не на развитие и расширение производства, а на получение прав на продукцию добывающих и перерабатывающих отраслей, устранение с мирового и внутреннего рынков конкурентов и другие спекулятивные цели.

Основными источниками остаются прибыль и амортизация, на долю которых приходится 57% всех средств. Есть слабая надежда на привлечение средств населения на уровне 4-5%, эмиссию ценных бумаг, внебюджетных фондов.

Последствия очевидны - растут объемы незавершенного строительства, все меньше строек включается в инвестиционные программы. С одной стороны ситуация объяснима. В условиях, когда половина производственного потенциала страны практически не используется, строить новые объекты нет смысла. С другой - эти мощности не могут производить конкурентноспособную продукцию, которая удовлетворяла бы современным требованиям рынка, а, следовательно, нуждаются в реконструкции и техническом перевооружении, что требует значительных капитальных вложений. В этой ситуации очень внимательно следует отнестись к функциям, которые в рыночной экономике и при наличии эффективного государственного регулирования выполняют инвестиции.

Регулирующая функция позволяет управлять процессом воспроизводства основного капитала, обеспечивать высокие темпы роста наиболее рентабельных отраслей, стимулировать деловую активность.

Известно, что созданный в процессе производства продукт в денежном эквиваленте последовательно распределяется между отраслями, предприятиями, населением, которые в условиях рынка становятся собственниками полученных в распоряжение ресурсов. Эта задача решается через распределительную функцию инвестиций, в активности которой решающую роль играет государственная экономическая политика.

Важнейшее значение для развития производственного потенциала страны имеет стимулирующая функция инвестирования, через которую обеспечивается обновление основных фондов, повышение организационно-технического уровня производства, темпы развития производства и общества.

Выделяют и индикативную функцию инвестиций, через которую обеспечивается связь капиталовложений с целевыми программами развития и размещения производственных сил.

Государство, как важнейший субъект экономико-политической деятельности, призвано, прежде всего, обеспечить совокупность условий для роста инвестиционной активности и регулировать инвестиционные процессы в соответствии с целями и задачами, стоящими перед обществом на данном этапе развития. К числу важнейших функций государства на рынке инвестиций можно отнести следующие:

- законодательные функции;

- налоговая политика;

- амортизационная политика;

- политика в области ценообразования;

- инвестиционная политика и другие направления деятельности.

Государство должно приложить максимум усилий для формирования инвестиционных ресурсов путем кардинального изменения налоговых законов и существующей практики развития бизнеса, установления системы государственных гарантий по инвестиционным кредитам, мобилизации сбережений населения, использованию инвестиционных налоговых кредитов.

Формы государственного регулирования инвестиционных процессов в странах с рыночной экономикой и успешно развивающихся - весьма разнообразны, от директивных до индикативных. В России оно практически отсутствует, в то время как, по—миопию ученике, в данный момент государственное регулирование ей необходимо вдвойне: слаб частный сектор, большинство передовых технологий принадлежит ВПК, промышленная инфраструктура нуждается в серьезной модернизации, фундаментальные и прикладные исследования зависят в большей степени от государственной поддержки.

Пока же нет оснований говорить о появлении в стране территориальных зон или очагов роста инвестиций как предпосылок общего экономического подъема. Региональные проблемы по формированию инвестиционного процесса тесно связаны с капиталовложениями в ведущие секторы экономки.

Проводимая в настоящее время кредитно-финансовая политика, не обеспечивает нормальных условий воспроизводства основного капитала и активную инвестиционную деятельность. Чрезмерно высокая доходность ГКО способствует оттоку финансовых ресурсов из производственного сектора экономики в финансовый, как это уже было до 1998 года.

В развитых индустриальных странах главным источником финансирования являются внутренние поступления (прибыль и амортизация), на которые приходится до 70% (в среднем 55-60%) всех инвестиций. В то же время доля внешних источников составляет 40-50%, причем из них доля банковских кредитов – 35-45%.

В центре государственной политики, на данном этапе должен быть разработан комплекс мер, направленных на формирование и активизацию конкурентной среды как важнейшего стимула для инвестирования, для реализации антимонопольного законодательства, законодательства о банкротстве, поддержке малого бизнеса, эффективная амортизационная и налоговая политика.

Необходимо учитывать и отраслевую специфику состава и структуры основных фондов предприятий, несмотря на общеэкономическое законодательство и методы регулирования экономики.

На базе балансовой оценки основных фондов формируется их структура. Важнейшим направлением управления основными фондами является их воспроизводственная структура. Распределение инвестиций по видам воспроизводства обеспечивает эффективность конечных хозяйственных результатов – объемы, качество и конкурентноспособность выпускаемой продукции. Как видно из таблицы 1 общая тенденция направлений вложения средств положительная, т.к. наиболее эффективным является реконструкция, но доля затрат на эти цели явно недостаточна.

Таблица 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.