Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что следует понимать под профессиональным мастерством специалиста культуры?




Цели подготовки специалиста социально-культурной деятельности отражаются в квалификационных характеристиках, которые определяют область и виды профессиональной деятельности выпускника. Основу методологии квалификационных характеристик специалиста культурно - досуговой деятельности составляет активно-деятельностный подход к целостному технологическому процессу. В настоящее время уже прове­дена апробация целого ряда квалификационных характеристик специа­листов: «Менеджера-постановщика культурно-досуговых программ», «Постановщика, педагога спортивно-бальных танцев и шоу-программ», «Менеджера-постановщика телевизионных шоу-программ и игр», «Менеджера-постановщика туристско-экскурсионных культурных программ», «Продюсера-постановщика концертных программ». Несмотря на столь широкий диапазон удалось определить общую методологическую базу квалификационных характеристик этих специалистов.

Профессиональное мастерство в социально-культурной деятельности - это тот уровень, к которому специалист постоянно стремится но, достигая его, он старается достичь еще более высоких вершин. Следовательно, предела для совершенствования мастерства нет. Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет понятие «мастерство» как — высокое искусство в какой-либо области, а «мастер» - как специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Профессиональное мастерство – это качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптималь­ный процесс его достижения.

Содержание предметно-практической и познавательной деятель­ности специалиста с высшим и средним специальным образованием имеет разные уровни. Деятельность специалиста с выс­шим образованием включает не только отдельный объект деятель­ности, а систему объектов. Преобразовательная и познавательная дея­тельность этого специалиста может охватывать как всю систему в це­лом, так и отдельные ее подсистемы. Однако всякий раз в профессио­нальной деятельности специалиста с высшим образованием должна учитываться система связей объекта, как внутрисистемных, так и внеш­них. В этом заключается принципиальное отличие деятельности спе­циалиста с высшим образованием от деятельности специалиста со средним специальным образованием.

Режиссер-постановщик, разрабатывая новую культурно-досуговую программу, должен иметь не только качественный сценарий, но и возможности его осуществления: наличие ведущих программу, самодеятельных и профессиональных коллективов, возможности сценического пространства, освещение, акустическая и лазерная аппаратура, финансы, повторения программы в других учреждениях культуры и т.д. Звуко­оператор же или механик сцены в основном лишь «отслеживают» соот­ветствие реального технологического процесса разработанному сце­нарному плану.

Успешная деятельность специалиста во многом зависит от того, насколько хорошо он знает свойства объекта - системы деятельности, умело пользуется соответствующим научным «багажом». При этом, чем сложнее связи объекта системы, тем большим кругозором и знаниями должен обладать выпускник университета. Для специалиста культурно-досуговой деятельности таким «багажом» являются художественное творчество, педагогика, психология, социология, наука общения и организации. Кроме того, специалист сферы досуга владеет режиссурой, сценарным мастерством, сценической пластикой, музыкальным оформлением, знает законы театрализации, иллюстрации, игры. Виды деятельности и знания, необходимые для целостного описания объекта деятельности, и составляют научный фундамент подготовки специа­листа с высшим образованием в области социально-культурной деятель­ности.

Одним из главных свойств профессионального мастерства являет­ся владение несколькими видами деятельности, характерными для взаимодействия человека с целостным объектом-системой. Так, для современной деятельности специалистов в области досуга характерно стремление воссоединить традиционные, а иногда и забытые формы работы с новыми технологиями культурно-досугового процесса, ориентированными на конечный «продукт культуры» в его общественном зна­чении. Соответственно подготовка менеджера-постановщика культурно-досуговых программ в университете охватывает весь цикл работ над культурно-досуговой программой - от идеи до законченной программы - и дает возможность каждому студенту поработать на всех стадиях цик­ла: изучения потенциальной аудитории, поиска идеи, разработки сцена­рия, режиссерского решения и его воплощения. Это способствует более обоснованному и успешному выбору студентами профиля трудовой деятельности, позволит им глубже понять потребности коллег по творческому цеху, разовьет у них способность к коллективной работе.

Специализации «Менеджер-постановщик культурно-досуговых программ», «Менеджер-постановщик телевизионных шоу-программ и игр», «Постановщик, педагог спортивно-бальных танцев и шоу-программ" и др. имеют свою область практической деятельности отличаются методикой, формами, средствами деятельности. Сфера досуга как область деятельности в развитых странах занимает особое самостоятельное место, и не случайно специальность, связанная с досугом, здесь настолько значима, что практически во всех университетах имеются не только кафедры такого профиля, но и целые факультеты.

Теперь остановимся на таком понятии, как «квалификация». Это интегральная характеристика уровня сформированной профессиональной
деятельности, которого специалист может достичь в результате образования или опыта работы, возможно, и того, и другого вместе (работник
культуры высшей квалификации, артист 1 категории и т.д.).

В основу каждой квалификации, требующей специальной подготов­ки к профессиональной деятельности (как конечная цель) в университе­те, обоснованно положен объектно-деятельностный подход. Для опре­деления особенностей деятельности в рамках каждой квалификации
определены: целостная система, являющаяся объектом деятельности
специалиста; цикл взаимодействий специалиста с этой системой, виды
деятельности, характерные для разных этапов этого цикла, типы профессиональных задач для каждого этапа, место непосредственного
предмета деятельности в общей структуре системы, а также социально-
экономические, социально-культурные аспекты деятельности специа­листа.

Характер деятельности специалиста предопределяет глубокое усвоение им фундаментальных знаний истории и теории отечественной и зарубежной культуры, творческого наследия, выдающихся мастеров театрального, музыкального, изобра­зительного искусства, классиков киноискусства, современных тенденций в развитии литературы, искусства, народного творчества.

Его профессиональное назначение заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности:

- менеджера-организатора культурного досуга в учреждениях культуры различного типа, досуговых центрах, в государственных, коопера­тивных, частных, общественных предприятиях, организациях, ассоциа­циях культурологической направленности (менеджмент, организация развлекательных, игровых, просветительских программ, конкурсов, шоу-программ; импресарио творческих коллективов и т.д.);

- директора, менеджера, художественного руководителя, заведую­щего отделом культурно-досуговых учреждений, научно-методических центров, творческих объединений и коллективов, отделений творческих союзов, методиста российского, краевых, областных, районных методических центров, осуществляющего методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности учреждений культуры соответствующего региона (создание оригинальных сценариев культурно-досуговых про­грамм, творческая помощь практикам в их осуществлении, социологи­ческие исследования культурных запросов и интересов людей, моде­лирование инновационных индивидуальных, групповых видов досуговой деятельности, разработка территориальных, комплексных программ возрождения культуры);

- режиссера-постановщика и сценариста разнообразных культурно-развлекательных, художественно-публицистических, информационных, дискуссионных программ, шоу-программ, конкурсов, концертов-смотров народного творчества;

- методиста-консультанта по вопросам сценарного мастерства, режиссуры и постановочной работы, обобщения и распространения луч­ших современных отечественных и зарубежных методик культурно-досуговой практики;

- руководителя любительских объединений по интересам, отдель­ных; творческих самодеятельных коллективов (ансамбли бального тан­ца, литературно-поэтические студии), исполнителя в творческих профессиональных коллективах;

- преподавателя специальных дисциплин в высших и средних учебных заведе­ниях культуры и искусства, институтах, факультетах и курсах повыше­ния квалификации специалистов;

- научного сотрудника НИИ культуры, научно-исследовательских секторов вузов культуры; научного руководителя по проблемам теории, методики и организации социально-культурной деятельности (13; с. 369-374).

8.3. Где можно получить высшее профессиональное образование
по специальности «Социально-культурная деятельность»?

I. Государственные классические университеты:

1. Омский государственный университет. Факультет культуры и искусств (644099, Омск-99, а/я 353 ФКИ ОМГУ).

2. Тамбовский государственный университет им. Державина (392622, г. Тамбов, ул. Советская, д.6).

II. Государственные университеты культуры и искусств:

1. Казанский государственный университет культуры и искусств (420059, Казань-59, Оренбургский тракт, 3).

2. Кемеровский государственный университет искусств и культуры (650001, Кемерово, ул. Ворошилова, 17).

3. Краснодарский государственный университет культуры и искусств (350072, Краснодар, ул. 40-летия Победы, 33).

4. Московский государственный университет культуры и искусств (141406, Московская обл. г. Химки-6, ул. Библиотечная, 7).

5. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (191065, Санкт - Петербург, Дворцовая наб., 2).

III. Негосударственные университеты культуры и искусств:

1. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (192238, Санкт — Петербург, ул. Фучика, 15).

IV. Государственные академии культуры и искусств:

1. Алтайская государственная академия искусств и культуры (656055, Барнаул, ул. Юрина, 277).

2. Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусства (670005, Улан - Удэ, ул. Терешковой, 1).

3. Самарская государственная академия искусств и культуры (443010, Самара, ул. Фрунзе, 167).

4. Челябинская государственная академия искусств и культуры (454137, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36 а).

V. Государственные институты искусств и культуры:

1. Белгородский институт культуры (308034, г. Белгород-34, ул. Королева, 7).

2. Волгоградский государственный институт культуры и искусств (400001, г. Волгогад-1, ул. Циолковского, 4).

3. Орловский государственный институт искусств и культуры (302027, Орел ул. Лескова, 15).

4. Пермский государственный институт искусств и культуры (614600, Пермь, ул. Газеты «Звезда», 18).

5. Смоленский государственный институт искусств (214020, г. Смоленск-20, ул. Румянцева, д.8).

6. Тюменский государственный институт искусств и культуры (625003, Тюмень, ул. Республики, 19).

VI. Филиалы учебных заведений:

1. Ростовский - на - Дону филиал СпбГУКИ (344019, г. Ростов - на -Дону-19, ул. Советская, д.32).

2. Рязанский заочный институт МГУКИ (390023, Рязань, ул. Астраханская, 1).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.