Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Приемы эффективного убеждения 3 страница




 

ВИЗУАЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Рекламы с метафорами более эффективны, чем без них. Особенно большое влияние оказывают метафоры, заключенные в визуальном изображении и не сопровождающиеся поясняющими фразами. В этом случае реципиенты самостоятельно придумывают позитивные комментарии.

Достоинством картинки является и тот факт, что она допускает разные интерпретации. Например, реклама чистящего средства с визуальной метафорой (изображение миниатюрной конструкции, очищающей грязную тарелку) более эффективно, чем сообщение с вербальной метафорой или без нее.

Кроме того, позитивное влияние оказывает наличие в иллюстрациях абсурдных деталей:

  • неожиданной комбинации образов,
  • наделения человеческими качествами другого существа или предмета,
  • изображения одного явления в форме другого, например, веселья и энергии в виде танцующих изюминок,
  • преувеличения некоторых особенностей изображенного объекта. Например, люди с негативными установками в отношении нового холодильника, которые видели его рекламу с элементами абсурда, выражали более позитивное отношение к ней и к товару, лучше вспоминали торговую марку, чем те, кто видел рекламу без абсурда. По Это происходит, поскольку элементы абсурда отвлекают внимание человека от объекта, который ему не нравится.

И, наконец, в некоторых случаях на эффективность сообщения оказывают влияние сексуальные изображения, например, мужчины и женщины в открытой одежде, и соответствующие фразы. Например, в кампаниях социального маркетинга, связанных со здоровьем, сексуальные изображения и комментарии к ним более эффективны, чем несексуальные: они вызывают больше позитивных мыслей, но при этом уменьшает процесс контр-аргументации. Люди оценивают такие изображения как привлекающие большее внимание, более симпатичные и динамичные.

 

ЧАСТЬ 4. ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

Тема 10. КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Передача любой информации возможна только посредством знаков или знаковых систем.

Связь между коммуникантами может быть непосредственной и непосредственной (общение — речь и жестикуляция и т.п.)

Код — правила языка (или пучка языков), используемые для передачи сообщения.

Контекст - заранее задуманное «смысловое поле», в котором сообщение становится информативным.

 

 

КОММУНИКАЦИОНЫЕ МОДЕЛИ

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ (схемой Р.Якобсона,1964)[95]

 

связь, общение

А Б

контекст, код

 

А-адресант, человек передающий информацию

Б- адресат информации.

КОНТАКТНАЯ МОДЕЛЬ

Под контактом понимается случай коммуникации с обратной связью.

 

 


По Бюллеру (1927) контакт - взаимная направленность» партнеров. [96]

По мнению Добровича, понятие «формального» (или «неформального») общения применимо только к контакту, но не к коммуникации вообще. «Формальныый контакт, контакт, на который наложены те или иные ограничения».[97]

Единицу же контакта при этом следует считать передачу одного «коммуникативного стимула» (или «коммуниканта») и получение ответного.

 

МОДЕЛЬ ДИАЛОГА по Андреевой - витки информации.[98]

Г

С,Г С, Г

 

С.Г С,Г

 

С,Г С,Г

 

и т.д.

 

 

При этом с точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К-С-Р (коммуникатор-сообщение-репациент) ассиметрична.

 


Интенция Смысл Кодирование Текст Декодирование, раскрытие смысла

 

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказывания), так как говорящий сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в сообщение. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с кодированием. При этом особенно важным становится значение ситуации совместной деятельности, т.к. ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла (в контексте ситуации).

По Леонтьеву в нормальных обстоятельствах отношение человека к окружающему его предметному миру всегда опосредовано его отношением к миру, обществу. [99]

Согласно Берну единицу социального общения, обмен поглаживаниями, следует назвать трансакцией. При этом Берн «выигрыш от социального контакта связан с сохранением физического и психического равновесия».[100]

 

ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ КОДИРОВАНИЯ И ДЕКОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Существуют две основные системы кодирования и декодирования сообщений — вербальная (словесная, осуществляющаяся с помощью речи) и невербальная (несловесная, осуществляющаяся с помощью невербального поведения).

Вербальная и невербальная коммуникация связаны между собой.

Во-первых они выполняют одинаковые функции,

Во-вторых уровень развития вербальных навыков связан с невербальным поведением человека. Некоторые авторы выделяют такой параметр, как сфокусированная на человеке вербальная способность. Выделяют три уровня развития этой способности, каждый из которых делится на три стадии. К первому уровню относятся такие стадии, как

· использование угроз, наказания для регуляции поведения других людей,

· использование простых команд без объяснения их смысла,

· простые — общие или нормативные («должен») утверждения, которые, с точки зрения коммуникатора, описывают самое подходящее поведение в данной ситуации.

Второй уровень включает в себя;

· поверхностное объяснение причин,

· более полное описание причин, описание последствий определенных действий,

· использование общих принципов для оценки поведения в определенных ситуациях (справедливость, этика, мораль).

К третьему уровню относятся:

· полное описание чувств без указания причин, по которым они имеют отношение к делу,

· мотивирование других видеть ситуацию в терминах индивидуальных чувств, мотивов, представлений,

· явные попытки коммуникатора занять позицию реципиента или побудить реципиента занять позицию коммуникатора. Люди с более развитой вербальной способностью демонстрируют больший невербальный интерес к партнеру.

В-третьих, интенсивность невербальной коммуникации соответствует интенсивности вербальной. В частности, интенсивно говорящие коммуникаторы чаще двигают бровями, смотрят на партнера, улыбаются, двигают головой и корпусом, жестикулируют, наклоняются вперед и назад, чем мало говорящие

Гармоничное взаимодействие между вербальными и невербальными средствами выполняет функцию поддержки всего акта коммуникации. В некоторых случаях невербальное поведение становится слишком интенсивным, а его содержание противоречит вербальному сообщению или наоборот, вербальное сообщение не соответствует информации передаваемой вербальным каналом. Такие ситуации называются ситуациями нарушенного общения.

Вербальный компонент противоречивого сообщения передает оценочное отношение к действию реципиента, а невербальный — к его личности. Поэтому позитивные противоречивые сообщения, в которых голос отражает хорошее отношение, а вербальный компонент — нет, используются коммуникатором, если он позитивно оценивает реципиента, но отрицательно — его поступки.[101]

Вместе с тем негативные противоречивые сообщения (голос отражает плохое отношение, а речь — хорошее) предпочитаются, если коммуникатор негативно оценивает личность реципиента, но позитивно его поступки.

Ситуации нарушения общения особенно ярко проявляются при формальной, т.е. социально ориентированной коммуникации, по сравнению

с личностно ориентированной. В подобных ситуациях коммуникация подчиняется другим закономерностям.[102]

1. Происходит переструктурирование коммуникативного процесса, изменение его динамики, стратегии и тактики:

· снижение коммуникативной насыщенности взаимодействия,

· смещение основных диалоговых структур (запаздывание ответов на обращения партнеров или преждевременная реакция),

· усиление эмоционально-оценочного акцентирования,

· «раскрепощение» жестов,

· неадекватное интонирование,

· исчезновение подтекста,

· спонтанное повышение информационной избыточности сообщений.

Такое взаимодействие между речевым и неречевым поведением приводят к затруднению или полному разрушению коммуникации.

2. Кроме эффекта затрудненного общения возникает эффект недоверия к партнеру. В исследовании, в котором респонденты оценивали искренность коммуникатора, представленного специалистом по тренингу. Он постоянно изменял содержание своей речи и невербальное поведение. Оно было то позитивное (контакт глаз, наклон туловища вперед, ноги вытянуты вперед по направлению к партнеру и т.д.), то негативное (нечастый контакт глаз, неподвижная поза и неизменная ориентация тела, наклон туловища назад со скрещенными ногами, направленными в сторону). Результаты показали, что негармоничное сочетание речи и невербального поведения является фактором снижения оценки искренности «консультанта», особенно в том случае, когда невербальный паттерн соответствовал негативному отношению, а речь — позитивному.

Другой пример такого рода связан с массовой коммуникацией — соотношением между вербальным содержанием новости и невербальным поведением коммуникатора. В частности, коммуникатору приписываются более позитивные личностные черты, а само сообщение вызывает более позитивные эмоции, если невербальное поведение коммуникатора соответствует тону (позитивному/ негативному) новости. [103]

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

1. Абстрактность:

· передача сообщения может состояться и в отсутствие коммуникатора (пересказ, письменный текст)

· возможно обсуждение явлений, не относящихся непосредственно к данной ситуации,

· возможно использование абстрактных понятий, таких, как род, время, вид, число, сущность, возможность, различие, цвет, доброта и т.п.

2. Отсутствие сходства между обозначением (словом) и обозначаемым (явлением)

3 Дискретность. Составные элементы вербального сообщения — буквы, слова, предложения, фразы — четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам

4. Определенность, инвариантность. Вербальное сообщение легко кодируется и декодируется. Между носителями языка существует определенное согласие относительно формы, значения и употребления языковых единиц

5. Линейная временная последовательность. Слова располагаются друг за другом и декодируются последовательно.

6. Осознанность, произвольность. Вербальные высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать.

7. Организованный процесс обучения языку. Говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил.

8. Относительно быстрое усвоение.

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ[104]

1. Конкретность:

· передача сообщения может состояться только в присутствии коммуникатора,

· коммуникация связана с непосредственной ситуацией общения,

· использование абстрактных понятий затруднено

2. Подобие между обозначением и обозначаемым

3. Континуальность. Невербальные сообщения трудно разложимы на отдельные единицы.

4. Вероятностность, вариабельность. Невербальное сообщение трудно поддается декодированию. Невербальный язык гораздо более неустойчивый и вариативный, что проявляется как в самих единицах, так и в правилах их комбинирования.

5. Пространственно-временная целостность.

Коммуникатор может передавать несколько невербальных сообщений одновременно. Кроме того, невербальное сообщение декодируется целиком. В пользу этого говорит тот факт, что пол, возраст, рост и вес говорящего одинаково хорошо определяются как по прямой, так и по инвертированной (произнесенной «задом наперед») речи. Кроме того, по инвертированной речи люди узнают знакомых, а также эмоциональное состояние коммуникатора. Это происходит, несмотря на то, что смысл речевого сообщения остается неясным. Очевидно, в данном случае используются невербальные показатели, относящиеся к системе экстр- и паралингвистики.[105]

6. Неосознанность, непроизвольность. Невербальная коммуникация спонтанна, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми.

Степень, в которой невербальная коммуникация поддается сознательному контролю, зависит от системы, с помощью которой она осуществляется. Например, П. Экман и У. Фризен разработали концепцию «невербальной утечки информации». Они проранжировали разные части тела по их способности к передаче информации.

Эту способность они определили на основе трех параметров:

— среднее время передачи информации;

— количество невербальных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела;

— степень доступности для наблюдений за данной частью тела.

Самым мощным передатчиком информации по их классификации является лицо человека, затем руки, корпус и, наконец, ноги и ступни. Зная это, люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимания на движения своих ног, благодаря которым и происходит «утечка информации».

Авторы концепции показали действенность своей модели в экспериментах с участием больных и медицинских сестер, которые пытались скрыть свое смущение и расстройство за маской хорошего настроения. В них наблюдатели чаще правильнее интерпретировали состояние больных и сестер, если обращали внимание не на мимику лица, а на движения их тела и ног.

Для повышения степени осознанности невербального поведения используются тренинговые процедуры. В ходе одной из них участник во время общения сидит перед зеркалом и все время смотрит на выражение своего лица. Таким образом, его знакомят со своим лицом и тем, как его видят окружающие.

7. Спонтанное изучение. Невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами путем подражания.

8. Относительно медленное усвоение.

Каналы вербальной коммуникации обеспечивают обмен информацией. В тоже время каналы невербальной коммуникации играя в основном вспомогательную роль, иногда становятся доминирующими. Обладая способностью не только усиливать, но иногда и ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников.

При передаче сообщения необходимо правильно выбрать способ кодировки и канал передачи.

 

Тема 11. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ КАНАЛОВ КОММУНИКАЦИИ

Вне зависимости от формы подачи информации коммуникационные канала можно классифицировать:

  • разъяснительно-пропагандистские или информационные (представители торгового персонала фирмы, вступающие в контакт с покупателями).
  • экспертно-оценочные (независимые лица, обладающие необходимыми знаниями и делающие заявления перед целевыми покупателями).
  • общественно-бытовые (соседи, друзья, члены семьи или коллеги, беседующие с целевыми покупателями. (Канал молвы, ССС – сосед сказал соседу).

Сегодня очевидно, что во многих сферах каналы общественно-бытовые становятся наиболее действенным, особенно применительно к товарам высокой стоимости и повышенного риска. Так, покупатели автомобилей и крупных электробытовых приборов не ограничива­ются обращением к источникам в средствах массовой информации, а стремятся познакомиться с мнениями знающих людей. К этим каналам могут быть отнесены и так называемые сетевые каналы распространения информации.

В тоже время очевидно, что для трансляции по общественно бытовым каналам разъяснительно-пропагандистской или экспертно-оценочной информации должны применять приемы коммуникационного менеджмента.

Классифицируя роме этого для выбора канала

 

КАНАЛЫ ЛИЧНОЙ И НЕЛИЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Структура коммуникационного обращения зависит от формы представления информации: личная или неличная. Именно форма представления обращения во многом определяет те методы, которые использует для убеждения реципиента коммуникатор.

Канал личной коммуникации предполагает передачу информации при наличии непосредственной обратной связи. В основе этих каналов понятие «близко» по времени, по месторасположению.

В канале личной коммуникации участвуют двое или более лиц, непосредственно общающихся друг с другом. Они реализуются:

  • общением лицом к лицу,
  • общением одного лица с аудиторией,
  • общением по телефону,
  • посредством личной переписки по почте в интерактивном режиме.

Эффективность каналов этого типа обеспечивается благодаря тому, что предоставляют участникам возможности и для личного обращения, и для установления обратной связи.

Информационные письма, переписка, выступление перед большой аудиторией могут быть отнесена к дистанционной личной коммуникации, Обратная связь осуществляется лично, но дистанционно во времени или пространстве. По отношению к большой аудитории личные коммуникации могут быть определены как усредненные.

Каналы неличной коммуникации - это средства распространения информации, передающие обращение в условиях отсутствия личного контакта и непосредственной обратной связи.

  • средства массового и избирательного воздействия,
  • специфическая атмосфера,
  • мероприятия событийного характера.

 

ПРАВИЛА КОММУНИКАЦИИ

Процесс кодирования, передачи и декодирования сообщения происходит в коммуникативном поле. Оно включает в себя нормы, скрипты, стили коммуникации, а также когнитивную нагрузку на участников и временны е и пространственные ограничения.

 

НОРМЫ КОММУНИКАЦИИ — это правила, соблюдения которых ожидает большинство людей. Они определяют:

  • Допустимость обсуждения разных тем (например, личной жизни, доходов и т.д.). Очевидно, что часто именно тема коммуникационного сообщения определяет отношение к нему реципиента.
  • Допустимость использования определенных слов или грамматических конструкций.
  • Обращение участников друг к другу. Так нормы русского языка предполагают обращение по имени и отчеству, а американские по имени. Соблюдение этих норм во многом влияет на оценку совета.
  • Тип невербального поведения (например, расстояние между участниками).

Нарушение норм коммуникации порождает непонимание и негативное отношение участников друг к другу. Особенно негативное влияние оказывают серьезное и частое нарушение норм, далеко идущие негативные намерения коммуникатора, отсутствие коррекции сказанного и извинений с его стороны.

 

СКРИПТ КОММУНИКАЦИИ — обыденное представление о типичной последовательности действий в определенной коммуникативной ситуации. Существуют скрипты романтического свидания, похода в ресторан, общения на переговорах и т.д. Нарушение скрипта затрудняет коммуникацию между участниками.

СТИЛЬ КОММУНИКАЦИИ — совокупность норм, определяющих форму сообщений. Существует достаточно много классификаций стилей коммуникации.

  • Прямая и непрямая коммуникация. Эти стили различаются по степени, в которой коммуникатор выражает внутренние побуждения посредством речи. Прямая коммуникация подразумевает, что в процессе передачи информации коммуникатор выражает свои истинные намерения, желания, потребности и т.д. Используются категоричные слова («абсолютно», «определенно», «позитивно», «да», «нет»), часто присутствует местоимение «я» в начале предложения. Цель такого сообщения – утвердить позиции коммуникатора. Реципиент может понять сообщение, не зная ситуации, в которой оно было сделано. Непрямой стиль свойственен сообщениям, которые камуфлируют и скрывают истинные намерения коммуникатора. Коммуникатор часто использует неопределенные слова и выражения («может быть», «возможно», «вероятно», «что-нибудь» или «кое-что»). Целью такой коммуникации является сохранение позиций реципиента, поддержание взаимозависимости и групповой гармонии. Такое сообщение нуждается в интерпретации с учетом контекста общения.[106]
  • Инструментальная и эмоциональная коммуникация. Инструментальная коммуникация ориентирована на коммуникатора. Ее цель — самовыражение, самопрезентация коммуникатора или прямое воздействие на реципиента. Целью такой коммуникации является сохранение позиций коммуникатора, а также удовлетворение потребности в автономии и уединении. Языки, на которых говорят люди, предпочитающие такой стиль, отличает меньшая дифференцированность эмоциональных категорий, т.е. меньшее количество терминов для описания эмоций. Эмоциональная коммуникация ориентирована на реципиента и на процесс коммуникации, на «приспособление» к его чувствам и потребностям, на достижение групповой гармонии. Ее цель — сохранение позиций как коммуникатора, так и реципиента и удовлетворение потребности в объединении. Языки, на которых говорят люди, предпочитающие такой стиль, отличает большая дифференцированность эмоциональны категорий.
  • Вычурная и сжатая коммуникация. Эти стили различаются длительностью коммуникации и богатством языка. Для вычурной коммуникации характерно использование богатого, экспрессивного языка (большого количества метафор, эпитетов). Краткий ответ на вопрос или предложения часто интерпретируется неправильно. Люди, использующие такой стиль, стараются избежать пауз. Примером являются арабские и иранские комплименты, полные сравнений, превосходных степеней и культурных идиом. Сжатый стиль отличают употребление лаконичных, сдержанных высказываний и пауз, терпимость к молчанию.
  • Социально и личностно ориентированная. При социально ориентированной коммуникации происходит общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т.д.). Соответственно определяющим фактором коммуникации становится их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель—подчиненный, консультант—клиент, преподаватель—студент и т.д.). Участники разными способами стараются подчеркнуть свой статус. При социально ориентированной коммуникации требования к соблюдению норм становятся более жесткими. Этот стиль характерен для деловых коммуникаций. При личностно ориентированной коммуникации происходит общение людей как индивидуальностей. Участники обращены непосредственно друг к другу, коммуникатор учитывает возможности понимания темы сообщения реципиентом, ждет активной ответной реакции. Для такого общения характерна спонтанность и непринужденность, пониженные требования к соблюдению некоторых распространенных норм коммуникации, например, нормы вежливости. Кроме того, собеседники могут говорить одновременно, вмешиваются в разговор друг друга, уточняя или меняя его тему. Коммуникатор может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному. Высказывания полны оговорок, повторений, исправлений и других языковых погрешностей. Этот стиль характерен для неформальных коммуникаций.
  • Сильный («мужской») и слабый («женский).

Особенностями слабого стиля речи являются:

· уклончивые фразы, отражающие субъективность («Я думаю», «Я предполагаю»),

· повторение индикаторов неуверенности («Я не уверен») нерешительность,

· лингвистическое «заикание» (использование разъединяющих междометий, типа «э», «гм», «вы знаете», «ну»),

· большое количество вежливых форм («Простите...»; «Извините...»; «Будьте любезны»),

· подъем интонации к концу утвердительных предложений,

· использование вопросов-концовок: («Мы уже можем начать, как вы считаете?», «Здесь жарко, правда?»),

· использование большого количества цитат,

· слова, отражающие экстремальную оценку явления («великолепно», «замечательно», «удивительно», «очень»).

Для «сильного» стиля, по мнению, характерно отсутствие этих особенностей.

Позже были обнаружены и другие гендерные различия в коммуникации:

  • мужчины по сравнению с женщинами произносят больше слов и задают больше вопросов,
  • чаще отрицают что-либо;,
  • чаще используют прилагательные, которые выражают личную оценку или мнение, а не описание,
  • делают больше ссылок на количество, например, «за 10 лет».
  • Женщины более точно повторяют слова, сказанные другим человеком, чем мужчины.[107]

Использование стиля речи зависит от ситуации. Следует отметить, что как мужчины, так и женщины используют и «мужской» и «женский» стили речи. При этом гендерные различия в стиле речи неустойчивы.

Когнитивная нагрузка определяется объемом информации, который человек вынужден анализировать одновременно. Когнитивная загруженность коммуникатора мешает ему адаптировать сообщение к уровню реципиента, упростив или усложнив его, использовав соответствующую его уровню лексику, а когнитивная загруженность реципиента препятствует пониманию сообщения.

 

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ.

Пространство при коммуникациях структурируется определенным образом, т.е. выделяются зоны общения, которые являются типичными для определенных культур.

Интимная зона - 15-45 сантиметров. Обычно вторжение в интимную зону допускается если оно связано с похвалой, поглаживаниями. Вторжение в интимную зону вызывает беспокойство, а разрешение говорит о симпатии. Существуют приемы вторжения в интимную зону для того, чтобы вывести коммуниканта из состояния равновесия. В тоже время у ряда народов успешные переговоры возможны только в состоянии близости, т.е. расположения в интимной зоне.

Нормальные коммуникационные отношения реализуются на личной дистанции. Близкая личная дистанция - 45-47 см, далекая - 75-120см. Расположение людей в определенной близости говорит об уровне их отношений. Личная дистанция изменяется с возрастом. Люди среднего возраста предпочитают дальние дистанции, а дети и старики ближние. Более рослые мужчины предпочитают подходить ближе, маленькие дальние расстояния, женщины же наоборот.

Социальная дистанция: близкая – 120-210 см, дальняя – 210-350 см. Эта дистанция используется в основном в сфере деловых отношений. На таком расстоянии происходят все беседы, во время которых коммуниканты не стремятся установить близкие отношения, если речь идет о проблеме, а не о человеке. На этом расстоянии происходит обсуждение проблем не задевающих коммуникантов.

Публичная дистанция: 350-750 см и выше. Это расстояние которое отделяет докладчика.. Оно позволяет без смущения наблюдать за коммуникантами. В тоже время. это то расстояние, которое позволяет скрывать мелочи. Оно не провоцирует защитных реакций.[108]

В тоже время замечено, что невозможность наблюдения за невербальным поведением партнера, например, когда у участников нет возможности видеть друг друга, приближает устную речь к письменной.

 

ВРЕМЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ оказывают влияние на речь коммуникатора, а также на оценку допустимости разных приемов коммуникации.

  • в условиях временных ограничений люди делают меньше высказываний, но чаще дублируют их,
  • некоторые приемы коммуникации оцениваются людьми как более подходящие в ситуации лимита времени, а некоторые — без него.

 

Тема 12. ЛИЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЛИЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

Обмен информацией, и организация совместных действий позволяют партнерам организовывать общую для них деятельность.

Фазы передачи информации:

  • Подготовка
  • Подстройка
  • Передача информации,
  • Завершение беседы.

Если в процессе передачи информации отсутствует вторая фаза – подстройка - передача информации состоится, однако она будет обезличенной, не направленной на конкретного собеседника, как партнера. Это характерно для неличной коммуникации.

Обеспечение реализации второй фазы осуществляет обратная связь.

 

1. ПОДГОТОВКА И ПОДСТРОЙКА

ТЕХНОЛОГИЯ НАСТРОЙКИ

Схема настройки

1) «Переключение» на собеседника (подготовка).

2) Установление контакта (распределение ролей).

3) Выбор языка и его использование.

Второй и третий этапы данной схемы представляют собой подстройку под партнера по взаимодействию.

 

Настройка на партнера состоит из двух взаимозависимых действий:

  • Настройка на самого партнера,
  • Настройка на общение с ним.

«Настройка на партнера» - это быстрое и непосредственное (чаще всего визуальное) выявление того, в каком расположении духа, состоянии и настроении находится партнер по общению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.