Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление по слабым сигналам




Управление стратегическими задачами

Стратегическая задача - это предстоящее событие либо внутри организации, либо за ее пределами, которое может существенным образом повлиять на ее способность достигать своих целей. Решение этой за­дачи может отражать возникшую во внешней среде возможность, ко­торой следует воспользоваться, или сильную сторону самой фирмы, которую она может с выгодой использовать. Кроме того, стратегиче­ская задача может быть следствием внешней угрозы либо слабой сто­роны самой фирмы, создающей проблемы ее дальнейшего развития.

Сочетание быстроты возникновения и новизны проблем может приводить к тому, что они окажутся слишком скоротечными, чтобы иметь возможность своевременно распознать их и реагировать на них и рамках системы планирования. В таких ситуациях необходима си­стема управления стратегическими задачами в реальном масштабе времени. Такая система представляет собой, прежде всего, систему управления действиями по решению стратегических задач. На практи­ке это означает периодический пересмотр и корректировку перечня ключевых стратегических задач и методов их решения.

Одним из распространенных методов анализа стратегических задач является метод их ранжирования, который заключается в следующем:

1) устанавливается постоянное наблюдение за всеми тенденциями во внешней среде; на этой основе составляется перечень ключе­вых стратегических задач фирмы;

2) оценивается важность проблемы и степень срочности ее решения; по этим критериям выделяются четыре категории стратегических задач (метод Д. Эйзенхауэра): важные и срочные, важные и не­срочные, неважные и срочные, неважные и несрочные;

3) в процессе управления перечень стратегических задач корректи­руют, исключая из него те задачи, которые находят решения и яв­ляются несущественными с точки зрения их последствий; добав­ляются новые.

Рассматриваемая методика помогает фирме определить приорите­ты при решении стратегических проблем в рамках имеющихся ресур­сов. Одна из проблем может заключаться в том, что число стратеги­ческих задач превышает возможности фирмы в их решении.

Преимуществом управления стратегическими задачами является то, что такой подход может быть использован в организациях любого масштаба и не требует значительного опыта работы с формальными системами управления.

Основной недостаток системы управления стратегическими зада­чами состоит в том, что она, в отличие от стратегического планирова­ния, реагирует лишь на отдельные дискретные изменения. Это не обеспечивает возможности системно решать проблему корректиров­ки направления развития фирмы в целом

 

Проблемы, выявленные в процессе анализа организационной среды, по-разному обеспечены информацией, что предопределяет различные варианты действий со стороны фирмы. По мере нарастания скоростью изменений становится все труднее предсказать с достаточной степенью точности характер изменений.

С одной стороны, было бы рискованно предпринимать какие-либо действия, основываясь на неясной информации; с другой стороны к моменту получения информации, достаточной для продуманных ответных мер, обнаруживается дефицит времени для их реализации, что может привести к потере выгодной экономической возможности или нанести ущерб фирме. Для разрешения этой проблемы необходимо изменить подход к использованию стратегической информации. Вме­сто того чтобы ожидать полной информации, фирме следует опреде­лить, какие последовательные шаги в планировании и на практике могут быть предприняты при разном развитии событий, создающих угрозы и возможности.

Па ранней стадии проявления потенциальной опасности, когда ин­формация еще не достаточно определена, ответные меры могут иметь общий характер. По мере поступления конкретной информации от­ветные меры должны конкретизироваться. Конечной целью этих мер должно стать либо устранение опасности, либо использование воз­можности. Такое последовательное постепенное усиление ответных мер на трудно предсказуемые события можно охарактеризовать как реагирование на слабые сигналы.

Управление по слабым сигналам - один из вариантов действий, кото­рый предполагает ответные меры до получения полной информации. Другими вариантами являются планирование на регулярной основе и действия в условиях сильных сигналов. Возникшие проблемы можно решать на плановой основе, если изменения происходят достаточно медленно. Когда ситуация развивается очень быстро и периодическое планирование уже не может помочь, применяется вариант действий по сильным сигналам. Когда не остается времени для применения послед­него, используется вариант действий в условиях слабых сигналов.

Сильные и слабые сигналы принимают за две крайние точки осведомленности, которая отражает полноту и достоверность информации об определенной проблеме.

Сильные сигналы - информация настолько очевидна и конкретна, что фирма в состоянии дать оценку значимости сигналов и принять соответствующие меры. Уровень осведомленности соответствует та­кому объему информации, который необходим для целей стратегичес­кого планирования. Сильные сигналы позволяют оценить послед­ствия как возникшей ситуации, так и намеченных мер.

Слабые сигналы - это неполная информация о возможных измене­ниях во внешней среде, связанная с ранними и неточными признака­ми наступления важных событий. Для таких сигналов характерен очень низкий уровень осведомленности.

Характеристика уровней осведомленности по мере возраста­ния силы сигнала выглядит следующим образом.

Первый уровень осведомленности соответствует наименьшему объе­му полезной информации. Известно лишь то, что не исключено воз­никновение какой-то опасности (возможности), однако природа и ис­точник пока неизвестны.

Второй уровень осведомленности - когда источник возможных но­вых явлений известен, а сами явления еще нет. Например, научные исследования в области новых конструкционных материалов (опто­волоконная техника).

Осведомленность третьего уровня - когда известен источник и сами явления, но есть неясности в области применения и, соответ­ственно, в необходимых мерах со стороны фирмы. На этом уровне ос­ведомленности информации недостаточно для надежной оценки воз­действия и эффективности ответных мер. Например, после того как стали известны свойства оптоволоконной техники, область примене­ния еще угадывалась неясно.

Четвертый уровень осведомленности - когда информации достаточ­но для разработки и принятия конкретных мер, но их возможные последствия определить трудно из-за отсутствия опыта. Например, фи] мы, первыми использовавшие оптоволоконную технологию в телекоммуникационной сфере, делали крупные вложения в данную технологию с надеждой, что допустимый в таких случаях риск окупится.

Осведомленность пятого уровня - когда получены данные о результативности принятых мер. По мере того как сигналы набирают силу, поступает все больше ин­формации для принятия активных контрмер. Принимаемые фирмой контрмеры по силе должны быть адекватны уровням осведомленно­сти: слабые состоят в обследовании той области, в которой возникает нестабильность; на другом краю — меры, имеющие прямые действия в ответ на опасности или новые возможности (например, решение об освоении новой продукции, переходе к новой рыночной стратегии, развертывание или свертывание целого вида деятельности). Между крайними точками возрастает не только конкретность контрмер, но также их цена и необратимость.

Последовательность реагирования: от осведомленности к гибкости, создающей внутреннюю готовность к действиям, от гибкости к ответ­ным мерам (при плановом управлении - наоборот).

Стратегия прямых ответных мер предполагает ясное осознание потенциальной угрозы и новых возможностей для противостояния угрозе или использования возможности.

Стратегия гибкости отличается от стратегии непосредственной реакции тем, что ее конечным результатом является повышение спо­собности принятия ответных мер, а не существенные перемены в от­вет на признаки внешних изменений. Стратегия гибкости фирмы во внешней среде заключается в разнообразной экономической деятель­ности и является частью процесса планирования, для чего требуется осведомленность высокого уровня.

Внутрифирменная гибкость заключается в возможностях органи­зации, позволяющих быстро и эффективно перейти к новой техноло­гии и продукции, выйти на новый рынок, когда в этом есть необходи­мость. Здесь важными элементами являются: гибкость руководства (осведомленность о состоянии внешней среды, способность решать новые проблемы, стратегическое мышление и творческая актив­ность); гибкость структуры управления, позволяющая реагировать на внешние изменения; гибкость материально-технического обеспече­ния, приобретающая особое значение в условиях частых стратегиче­ских изменений технологического характера.

Управление по слабым сигналам позволяет фирме:

- заблаговременно узнавать о резких изменениях во внешней среде;

- своевременно реагировать на трудно предсказуемые события;

- на ранней стадии появления потенциальной опасности или воз­можности принять конкретные ответные меры, конечной целью которых станет либо устранение опасности, либо использование создавшихся возможностей («стратегические окна»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.