Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волшебный стул




Разведчики

Вот так позы (для детей 5-6 лет)

Запомни движения (для детей 5-6 лет)

Повтори за мной (для детей 6-7 лет)

Игры на развитие памяти

Четыре стихии (для детей 6-7 лет)

Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательных анализаторов. Дети сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, если слово вода — вытянуть руки вперед, слово "воздух" - поднять руки вверх, слово "огонь" — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игры будут полезны детям, страдающим заболеваниями, одним из ярких симптомов кото­рых является снижение памяти.

Цель игры: развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если хлопки неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

Цель игры: та же.

Дети повторяют движение рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность, повто­ряют их в обратном порядке.

Цель игры: развивать наблюдательность.

Играющие принимают различные позы, входящий посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети станут в исходное положение.

Цель игры: та же.

1 вариант (для детей 6-7 лет).

В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром становятся другие ребята. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет всех по этому пути. 2 вариант (для детей 8-9 лет).

Начало игры такое же, как и в первом варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик, и привести туда, откуда вышел разведчик.

Психологизация воспитательного процесса, обусловленная новой педагогической позицией отношения к личности ребенка, как субъекту жизни, вывела педагогическую практику на ряд простых форм групповой деятельности, которые позволяют развивать у детей интерес к чело­веку, как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности.

«Волшебный стул» — одна из таких форм. В ней сочетаются ценностно-ориентационная и игровая деятельность. На "волшебный стул" приглашается один из участников игры: как толь­ко он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства: присутствую­щие громогласно объявляют, что видят их глаза; предполагается, что при этом ни один недо­статок не способен «высветить» «волшебный стул», зато все положительные стороны личнос­ти ярко представлены для глаз присутствующих.

Вожатый предлагает в тишине проверить свои впечатления, а потом произнести вслух все, что видят глаза. Дети называют качества («умный», «нежный», «добрый») или указывают на поведенческие характеристики (он всегда помогает, у него можно попросить что-то, он делит­ся с друзьями), иногда выделяются характерологические черты («веселый», «общительный»), иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность («когда я болел, он ко мне приходил», «никто не оставался убирать класс, а он остался»). Для группы старших подрост­ков и юношества чрезвычайно важно провозглашение достоинств внешнего портрета («краси­вая», «грациозная», «он сильный», «у него красивые волосы»).

«Волшебный стул» как бы отстраняет товарища от группы, набрасывает игровой флер таин­ственности («эта дама, сидящая перед вами», «этого господина мы видим», «у этого юноши»), на него смотрят как бы впервые. И обычно дети легко идут на такие игровые условия, потому что слишком близкие отношения мешают взглянуть на товарища с социально-ценностной пози­ции. Отстраненная же позиция снимает смущение, позволяет произносить то, что пока нетра­диционно для нашего общения, - говорить комплименты друг другу сейчас и теперь.

«Волшебный стул» проводится неоднократно, так, чтобы через момент возвышения про­шел каждый. Педагог должен жестко фиксировать (в памяти или на бумаге) тех ребят, кото­рые не успели пройти через игровую ситуацию «волшебного стула», и серия игры не заверша­ется, пока все до единого участника не побывают в роли «дамы, достоинства которой мы видим» или «господина (сударя), чьи достоинства обнаруживают волшебные силы».

Решающим в воспитательном влиянии этого группового дела является тональность протека­ющего маленького события. Тон, конечно же, задает педагог. Его педагогическая техника (голос, мимика, пластика) как бы лепят эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую рас­положенность к каждому, кто находится в комнате, и желание сказать любому ободряющее и возвышающее его как личность.

Не следует бояться пауз, тишины, когда дети молчат, не находя ответа на вопрос, какие достоинства они видят. Надо предупредить возможность затруднений, отмечая, что необходи­мо увидеть то, что не лежит на поверхности, что без усилий не удается увидеть, но что неиз­бежно предстает перед нами, если мы начнем вглядываться в человека. После таких слов успокаивается и сидящий на стуле, он позволяет себе улыбнуться, и группа, в свою очередь, улыбаясь в ответ, свободно сообщает о своих впечатлениях.

«Волшебный стул» может быть внесен как часть в какое-то другое, более масштабное групповое дело, но может проводиться и изолированно от других видов групповой деятельности.

Открытая кафедра

"Открытая кафедра" — одна из ступенек взросления, пусть маленькая и несущественна однако значительная, требующая определенных духовных усилий. На «открытую кафедру» восходит участник в роли гражданина мира, человека, жителя земли: он говорит о своих общественных интересах, личностной озабоченности всем происходящим в мире, как если быим предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством.

Данная форма импонирует старшему подростку и юношеству, отвечает его потребности активном преобразовании жизни, его романтическим мечтам о возведении дворцов, его острому желанию вмешаться в реальность, содействовать изменению ее.

Выходя на открытую кафедру, участник опирается на свое воображение, играя роль в воображаемой ситуации, скорее «перед всем миром», чем обращаясь непосредственно к сидящей перед ним публике. Но и в этой игре личность его раскрывается, он способен выискать в своейличностной структуре те проблемы, которые его волнуют; он не найдет слов, ему не свойственных, и не проявит отношения, которого у него нет. Поэтому «открытая кафедра» — это галерея мировоззренческих позиций, тем она и увлекательна, но это и самостоятельный выход формирующейся личности перед лицом общества, проявление своего «Я».

Философ М. Мамардашвили говорит, что молодость — «это единственное время, когда! можно повзрослеть». Переростковое состояние с упущенным моментом повзросления он называет инфантилизмом. Чтобы быть гражданами, надо понимать относительно себя отвлеченные истины, помогающие сопрягать социальное и личное, общее и частное, вечное и преходящее.

Открытая кафедра — один из способов вывести участника на осознание себя в мире, мира в себе, содержания и сути жизни, связи своего «Я» со всеобщей жизнью. |

Учитывая эмоциональность юношества, а также кратковременность их переживаний, не­терпеливость и резкие перепады в их настроениях, вожатый сводит до минимума подготови­тельную работу, так, чтобы все приняли участие в «открытой кафедре» на уровне высокой психологической активности. Иногда достаточным является подготовка помещения, интерье­ра, объявления, приглашения желающих. При этом важно, чтобы максимально соблюдался принцип добровольности: на кафедру свободно выходит тот, кто сам изъявил желание публич­но высказать свою точку зрения.

Отправным моментом для проведения «открытой кафедры» мог бы стать вопрос: «Что я сказал бы, если бы». Варианты ее отражены в вариациях поставленного вопроса: «если бы я был властен изменить мир», «если бы меня услышало человечество»; «если бы все государ­ственные деятели сидели передо мной» и т.д.

В случае необычайных событий в лагерной реальности или в общественной жизни «откры­тая кафедра» предоставляет возможность гражданского отклика на случившееся. Этот отклик инициирует духовные усилия каждого, ставя его перед выбором отношения к свершившемуся самим фактом широкого спектра мнений, разворачивающихся перед ним.

Участвовать в «открытой кафедре» могут и вожатые, предварительно обдумав тактику, что­бы не подавить свободы детей и не навязать им своей жизненной позиции. Такое участие дети приветствуют, очень внимательны к суждениям своих наставников, нередко благодарят их за то, что выступление на «открытой кафедре» помогло решить им для себя какой-то трудный вопрос. Зная это, вожатые должны основательно готовиться к такому внешне простому делу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.