Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическое воспитание детей раннего возраста




Строевые упражнения;

Основные средства гимнастики

Гимнастические упражнения являются основным средством физического воспитания:

§ общеразвивающие упражнения (ОРУ);

§ упражнения гимнастического многоборья;

§ акробатические упражнения;

§ упражнения художественной и ритмической гимнастики;

§ упражнения оздоровительной гимнастики;

§ прикладные упражнения.

Строевые упражнения – упражнения помогающие педагогу в организации урока, массовых мероприятий, праздников, парадов. Основные понятия: управление строем, правила подачи команд, строевые приемы, расчет строя, повороты на месте и в движении, перестроения, ходьба, передвижения, фигурная маршировка, размыкания.

Пример: На уроке физической культуры учащиеся стоят в одну колонну. Для выполнения ОРУ их необходимо перестроить в три шеренги. Подаются команды: «класс на ле-во!», «на 1й -3 й расчитайсь!»; по окончании расчета, следует команда: «1-ые номера – на месте, 2 ые – два, 3 ьи- четыре шага вперед ша–гом марш!».

Общеразвивающие упражнения (ору) – физические упражнения выполняемы в первой (подготовительной) части урока, решающие задачи подготовки организма ребенка к выполнению физической нагрузки основной части урока.

ОРУ: без предметов, с предметами (гим. палка, скакалка, обруч, мяч, гантели) индивидуальные, парные, в сопротивлении, групповые, на гимнастических снарядах (гим.скамейке, гим. стенке, бревне, коне, брусьях, перекладине, кольцах). Пример (в записи):

№ п/п Содержание Дози-ровка Организационно-методические указания (ОМУ)
  Упражнение с гимнастической скамейкой по подгруппам. И.п. – стойка правым боком к скамейке. 1- хватом правой снизу, левой сверху - взять скамейку; 2- разгибая руки, поднять скамейку над головой; 3- опустить скамейку слева на пол; 4 – и.п. 4 раза Хват руками выполнять пятью пальцами вместе. На счете 2-сохранять правильную осанку. Четко выполнять команды под счет. Следить за равномерным распределением учащихся по длине скамейке.   Скамейка слева.

 

Акробатические упражнения: гимнастические упражнения, развивающие гибкость, координационные и силовые способности. Пример: кувырок вперед, требует определенной техники, умения выполнить следующие подготовительные упражнения: упор присев, группировку (упражнения развивающие гибкость), перекат из группировки в положение стойки (толчок руками выполняется за счет силовых способностей), в целом кувырок - это сложно-координационное гимнастическое упражнение.

Упражнения художественной и ритмической гимнастики, хореографические упражнения – движения руками, ногами, туловищем развивающие гибкость суставов, мышечную силу, упражнения формирующие осанку. Упражнения выполняются под музыкальное сопровождение и включают: прыжки, повороты, элементы классического балета, танца. Хореографические и акробатические упражнения составляют композицию вольных упражнений (В/У) в спортивной гимнастике. В художественной гимнастике хореографические и акробатические упражнения сочетаются с дополнительными движениями с предметом: мячом, обручем, скакалкой, лентой, булавами.

Упражнения на гимнастических снарядах. Как вид спорта, спортивная гимнастика у женщин представлена упражнениями на четырех видах гимнастического многоборья: опорный прыжок, разновысокие брусья, бревно, вольные упражнения. У мужчин – шесть видов гимнастического многоборья: конь-махи, кольца, опорный прыжок, параллельные брусья, перекладина, вольные упражнения. Все снаряды отличаются друг от друга особенностью движений, формирующих специальные двигательные навыки,

Упражнения на коне - махи - развивают силу мышц плечевого пояса, координацию движений, демонстрируют гибкость тазобедренных суставов. Основные упражнения: перемахи и круги в смешанных упорах. Взмахи ногами, скрещения, стойки, соскоки.

Упражнения на кольцах - развивают силу мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса (статического и динамического характера), силовую выносливость, координацию движений. Основные упражнения: висы и упоры смешанные, простые. Размахивания, выкруты, опускания, подъемы, удержание силовых положений, соскоки.

Опорные прыжки - сложное гимнастическое упражнение состоит из нескольких частей: разбега, толчка с моста, полета тела до опоры руками, толчка руками о тело коня, фазы полета от коня, приземления. Прыжки делятся на прямые и боковые через козла и коня, установленные продольно и поперек. Сложные опорные прыжки выполняются переворотом с поворотами на 1800-7200; сальтовыми элементами вперед назад; с разной техникой выполнения: в группировке, согнувшись, прогнувшись, с вращением. Может служить как прикладной вид обучения преодолению препятствий. Развивает все основные физические способности ребенка.

Упражнения на брусьях - развивают силу мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса (статического и динамического характера), специальную координационную, силовую выносливость. Основные упражнения: смешанные и простые висы и упоры; виды упоров; размахивания и повороты в стойке, подъемы, кувырки, стойки, опускания, сальто между жердями, соскоки.

Упражнения на перекладине - развивают силу всех мышечных групп, специальную координационную, силовую выносливость. Основные упражнения: смешанные и простые висы и упоры, махи, размахивания, повороты, спады, подъемы, обороты, большие обороты в стойке, перелеты, соскоки.

Упражнения на брусьях разной высоты - развивают силу всех мышечных групп, специальную координационную, силовую выносливость. Основные упражнения: смешанные висы и упоры, седы, перемахи, повороты, подъемы, обороты, спады, опускания, большие обороты в стойке, вертушки, сальтовые элементы, перелеты, соскоки.

Упражнения на бревне - развивают гибкость, силу всех мышечных групп, специальную координационную выносливость. Основные упражнения: вскоки (начало композиции), статические положения (равновесия, стойки) передвижения (шаги, хореографические связки), повороты, прыжки, кувырки, сальто, акробатические связки, соскоки.

Прикладные упражнения – упражнения в лазании, перелазании, преодолении препятствий (подъемы и спуски по лестнице, канату; перепрыгивание, подлезание, перелазание преград гимнастических городков, виды бега с переноской людей, тяжестей на определенное расстояние; прыжки с высоты). В комплексе все эти упражнения называются полосой препятствий. Они предназначены для освоения прикладных видов гимнастики в профессиональной деятельности экстремальных специальностей: военных, служб МЧС, подводников, летчиков, космонавтов.

Упражнения оздоровительной гимнастики – дыхательная гимнастика, гимнастика для мышц глаз, формирующая осанку, суставная гимнастика, релаксирующая гимнастика, гимнастика стретч, гимнастика контролирующая внимание. Все перечисленные виды оздоровительной гимнастики необходимо применять на уроке физической культуры.

Классификация оздоровительных упражнений:

Оздоровительные, специально-оздоровительныев зависимости от хронических заболеваний детей, в соответствии с разными классификациями, используются: подготовительные и основные (целевые) упражнения;пассивные, пассивно-активные и активные упражнения. Пассивные упражнения проводятся учителем, родителями за счет собственных физических усилий с целью формирования у больного ребенка самостоятельных произвольных движений. Активные упражнения – по структуре физического действия могут быть простыми или сложными. В них входят:

§ - упражнения на расслабление, направленные на формирование умения произвольного управления мышечным тонусом и восстановление нарушенной координации движений;

§ - упражнения на растяжение, направленные на устранение повышенного

§ - мышечного тонуса, патологического уплотнения тканей, контрактур

§ (ограничение нормальной подвижности в суставе вследствие его поражения) и пр.;

§ дыхательные упражнения, ставящие целью произ­вольное управление характером и продолжительностью фаз дыхательного цикла и воспитание навыка полного рационального дыхания;

§ упражнения на координацию, восстанавливающие и тренирующие двигательные навыки, нарушенную регу­ляцию движений;

§ упражнения на равновесие, тренирующие вестибу­лярный аппарат и позные (поза) реакции, способствую­щие улучшению координации движений, формированию правильной осанки, закаливанию;

§ корригирующие упражнения – специальные гим­настические упражнения, направленные на устранение деформаций опорно-двигательного аппарата;

§ рефлекторные упражнения – гимнас­тические упражнения, имеющие в своей основе безуслов­ные двигательные реакции (рефлекс ползания, разгиба­ния позвоночника). Динамические, статические, статико-динамические упражнения. Упражнения общего, регионального или локально­го действия.

Упражнения по анатомическому признаку: упражнения для мышц головы, мышц шеи, мышц туловища, мышц пояса верхних конечностей, мышц верхних конечностей, мышц живота, мышц тазового дна, мышц нижних конечностей. Упражнения, развивающие определенные двигательные качества (способности) ребенка: гибкость, силовые, координационные, скоростные способности, общую выносливость.

Вольные упражнения включают в себя элементы акробатических, общеразвивающих упражнений, упражнений художественной гимнастики и танцевальные элементы. Особенности записи вольных упражнений состоят в специфике названия, исходного положения и в делении текста записи на определенные фрагменты.

Например: вольные упражнения кандидатов в мастера, женщины. В обязательных упражнениях женщин даются сведения о музыкальном сопровождении, например: Г.В.Свиридов «Вальс», муз. размер ¾.

При записи и. п. считается, что гимнаст стоит лицом к верхней стороне ковра: в правом верхнем углу, пол-поворота налево.

Прыжки в художественной гимнастике различают в зависимости от амплитуды движения, положения тела и рук в полете. Дополнительные термины часто определяют положение туловища в полете: прямой прыжок, прыжок прогнувшись, согнувшись, в группировке, шагом, выпадом, шпагатом, кольцом. Популярны в других видах гимнастики также перекидной прыжок и подбивной в сторону. Некоторые прыжки имеют специальное название — это подскок, перескок и скачок — прыжок вверх толчком одной со сгибанием другой ноги вперед и взмахом рук.

Повороты выполняются на месте и в движении, различными; способами, из различных и. п.: поворот с наклоном (из стойки скрестно), поворот в приседе, полуприседе, на коленях, в равновесии. Но большинство поворотов выполняется в положении стоя: поворот на носках, поворот переступанием, махом, скрестный, одноименный, разноименный, спиральный и круговой повороты.

Танцевальные шаги,сочетающие разнообразные виды перемещений, кратко обозначаются по принадлежности к соответствующему танцу или группе танцев, например: четыре шага польки, шаги галопа вправо, шаг вальса вперед. Положения рук и ног при этих и других движениях часто определяются хореографическими позициями. Существуют три позиции рук плюс подготовительная и пять позиций ног. Последние могут быть не только выворотными, как в классической хореографии, но и свободными и прямыми, как в народных и бальных танцах, где добавляется шестая позиция ног.

Специфическими для художественной гимнастики являются пружинные движения и волна - руками (рукой), всем туловищем и целостные. В отличие от пружинящих пружинные движения представляют собой одновременные сгибания во всех суставах рук или туловища с напряжением мышц и последующим разгибанием в тех же звеньях. Волна последовательное волнообразное движение звеньев тела вперед и назад - выполняется также и во фронтальной плоскости. Выполненная туловищем или всем телом, она в последнем случае называется боковой волной. Телом и его звеньями можно выполнять также взмахи. Кроме простейших, в художественной гимнастике выполняются дуговой и круговой взмахи.

При описании движений рук положение кистей имеет большое значение. Кисть может находиться в обычном положении, когда пальцы вытянуты и прижаты (не указывается), быть свободной, поднятой, согнутой, расслабленной, сжатой в кулак.

Физическое развитие ребенка зависит от ряда факторов: наследственности, протекания беременности, питания матери и ее двигательного режима, а также психоэмоционального состояния. Не меньшее значение для правильного физического развития имеют роды и те условия, в которые попадает ребенок.

За период от рождения и до трех лет ребенок проходит огромный путь развития: меняются размеры тела, внешний облик, идет активный процесс дифференцировки тканей и органов. Особенно бурный рост наблюдается на первом году жизни. За это время рост ребенка увеличивается наполовину, т.е. при рождении длина тела составляет примерно 50 см, к концу года вырастает на 25 см, вес увеличивается в три раза / примерно с 3 кг до 10 кг/.

В дальнейшем, на 2-м и 3-м году жизни активный рост продолжается, но темпы его несколько ниже. Следует отметить, что ребенок рождается с ярко выраженной биологической потребностью в движениях, реализация которой и определяет уровень его физического развития и созревания глубинных структур мозга. Кора больших полушарий начинает работать очень рано: нервные связи между мозговыми концами анализаторов устанавливаются с первых дней жизни. В начале второго месяца условные рефлексы образовываются со всех воспринимающих органов. Раньше всех начинает функционировать вестибулярный аппарат, затем появляются ответные реакции на кожные, мышечные, звуковые, зрительные раздражители.

Развитие и укрепление сердца связано с активной двигательной деятельностью ребенка. Кора больших полушарий начинает работать очень рано: нервные связи между мозговыми концами анализаторов устанавливаются с первых дней жизни. В начале второго месяца условные рефлексы образовываются со всех воспринимающих органов. Раньше всех начинает функционировать вестибулярный аппарат, затем появляются ответные реакции на кожные, мышечные, звуковые, зрительные раздражители.

Полноценное формирование личности происходит в ведущем типе деятельности - общении, как утверждают психологи. Именно, в общении ребенок усваивает основы этнокультуры, культуру движений, речи, и т.д..

На протяжении первого года жизни, согласно общепринятой возрастной классификации, определены четыре периода по 3 месяца каждый. На каждом из этих периодов у детей, в результате созданных условий / индивидуализация режима/ и системы педагогических воздействий, происходит формирование условных рефлексов и конкретных функций организма. Задачами первостепенной важности являются:

§ охрана жизни, борьба с заболеваемостью, закаливание, общее укрепление здоровья;

§ полноценное гармоничное развитие;

§ формирование двигательных умений и навыков.

Так, у новорожденного ребенка наблюдается гипертонус мышц сгибателей, который снимается благодаря использованию ежедневных гигиенических водных процедур – купания и выкладывания ребенка на живот в периоды бодрствования. Уже в первые дни существования ребенка для него выступает в качестве самостоятельной, хотя и второстепенной, задача овладения собственным телом. В возрасте с 1,5 мес. до 3 мес. используется поглаживающий массаж руке, ног, живота, спины и упражнения, основанные на рефлекторных реакциях ребенка (подошвенном, спинном, ножном – врожденных рефлексах).

Показателем полноценного психофизического развития является сформированность «комплекса оживления» и умения ребенка удерживать голову в вертикальном положении и лежа на животе. При этом формируются изгибы позвоночника, укрепляются шейные и спинные мышцы, улучшается кровообращение головного мозга. В основе «комплекса оживления» лежит созревание корковых отделов зрительного, слухового и двигательного анализаторов. Значение комплекса оживления в том, что на его основе в дальнейшем формируются хватательные движения рук.

С 3 до 6 месяцев в занятия с ребенком могут быть введены приемы растирания, разминания, похлопывание. После исчезновения гипертонуса мышц верхнего плечевого пояса вводятся пассивные упражнения: скрещивание и разведение рук, сгибание и выпрямление рук и ног. Используются активные упражнения для мышц туловища: повороты со спины на живот, сгибание позвоночника и ног в положении лежа на спине, на весу – на руках взрослого, разгибание позвоночника в положении лежа на животе; приподнимание и присаживание при поддержке за руки. Пассивные упражнения выполняются руками матери или педагога с дозировкой 10 – 12 раз. Ребенок не принимает в их выполнении никакого участия. При участии ребенка дозировка сокращается до 1 – 2 раз. К 4 – 5 месяцам появляется настоящая реакция хватания. Она характеризуется приданием кисти и пальцам характерного полусогнутого положения, необходимого для быстрого и точного осуществления реакции.

Показателем гармоничного психофизического развития детей в этом периоде является умение менять положение тела: самостоятельный поворот ребенка со спины на живот и наоборот, умение брать игрушку из разных положений, ползание на четвереньках.

С 6 до 9 месяцев сохраняются все приемы массажа из исходных положений: лежа, сидя; широко используются активные упражнения, выполнение которых осуществляется по словесной инструкции. В этот период ребенок начинает соучаствовать в действиях взрослого, возникает их совместная деятельность.. Физиологическую основу схватывания, бросания, метания составляет связь развития руки и функций коры головного мозга. В овладении движениями рук огромную роль играет подражание. Различают три вида подражательных реакций: 1) повторение собственных движений; 2) повторение знакомых движений взрослого; 3) повторение новых движений. К 8 месяцам уже хорошо переступают, делая большое количество шагов, если их поддерживать под мышки.

С 9 до 12 месяцев большинство упражнений выполняется активно, особенно связанные с наклоном, выпрямлением туловища, приседанием. Включаются активные упражнения в приседании, ходьбе. Своевременное развитие ползания, переступания играет важнейшую роль в формировании движений ребенка. С развитием вставания и оформление позы стояния и связанных с нею динамических реакций осуществляется освоение навыка ходьбы. С освоением ходьбы у ребенка появляется возможность самостоятельно и свободно общаться с внешним миром и подготавливает его мозг и опорно-двигательный аппарат к возникновению последующего этапа, т.е. развитию кисти руки. В норме к концу первого года жизни отменяется массаж, все движения становятся активными.

Ведущим типом деятельности детей на втором и третьем году жизни является предметная деятельность, для развития которой в группах раннего возраста приобретают огромное количество пособий. Развитие мелкой моторики способствует развитию сенсорной культуры ребенка, овладению системой общепринятых в обществе сенсорных эталонов и развитию речи.

На втором году жизни продолжается работа по совершенствованию развития основных движений. Для развития самостоятельной двигательной деятельности детей приобретают специальное физкультурное оборудование: горку с лесенкой и скатом, бревно, гимнастическую стенку, лесенку- стремянку, ящики, корзины, скамейки и др., что обеспечивает возможность выполнения ребенком различных движений. По данным исследования В.А. Шишкиной двигательная активность детей второго и третьего года жизни колеблется в пределах 3,5 – 10000 тысяч локомоций в течение дня. Автор условно распределяет детей на три группы: высокой, средней и низкой двигательной активности, что дает основание педагогу осуществлять коррекцию этой стороны деятельности детей в течение дня.

У ребенка появляются навыки ходьбы, чувство равновесия, воспитывается координация движений, правильная осанка, формируется свод стопы.

Основной формой обучения и воспитания ребенка являются физкультурные занятия, которые проводятся в первой половине дня не менее через 30 минут после завтрака. В содержании физкультурных занятий общеразвивающие упражнения чередуются с основными движениями.

Упражнения выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках. Занятия проводятся подгруппами: детей до 1 года 6 месяцев объединяют в подгруппы по 2-3 или 4-5 человек; детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет – по 6 – 8 человек. На занятиях широко используется спортивное оборудование / длинные палки, флажки, погремушки и т.д./, что способствует повышению к ним интереса детей и достижению качественного выполнения физических упражнений. С детьми третьего года жизни занятия проводятся со всей группой и их структура соответствует общепринятым требованиям и содержит вводную, основную и заключительную части. Также вводится утренняя гимнастика и организуются подвижные игры в разные отрезки режима.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.