Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) – Код Иисуса 8 страница




Такова природа человека: тяжесть, постоянное напряжение: быть или не быть, быть тем или этим. В нем постоянно идет борьба между душой и телом, низшим и высшим, бессознательным и сознательным. Если вы станете воспринимать человека как противоборство, постоянное напряжение, это очень поможет вам, потому что тогда вы перестанете цепляться за человека как такового. Скорее вы, напротив, подумаете: «Как найти запредельность, как превзойти человека, подняться над ним?»

Ницше прав, коща говорит, что человек - единственное животное, которое пытается превзойти себя, которое способно превзойти себя. Вот величайшее чудо в мире: превзойти себя. Но так бывало. Это случилось с Иисусом, Буддой, Кришной. То же самое может случиться с вами! Вы великое обещание, приключение. Но никогда не думайте, что вы уже пришли, иначе вы застрянете на промежуточной стадии. Одна ваша часть будет тянуть в одну сторону, а другая часть - в другую сторону, и вы разорветесь на части. Вы будете мучиться, и ваше существование будет не чем иным, как очень долгим ночным кошмаром.

Прежде чем мы станем рассматривать стихи, надо сказать несколько слов об уме, потому что человек и есть ум.

Первое состояние ума мы называем предварительным умом. Он есть у очень маленького ребенка, примитивного, похожего на животное. Поэтому дети так красивы, невинны и привлекательны, ведь беспокойство, которое мы зовем человеком, еще не включилось. Ребенок свободен. Ребенок еще не стал путешественником, еще не покинул свой дом в поисках какого-то другого дома. Странствие еще не началось. Ребенок отдыхает, он совершенно свободен и счастлив быть тем, кто он есть. Поэтому в его глазах нет озабоченности, его окружает аура очарования.

Но он утратит свое очарование. Его очарование не может оставаться всегда, потому что оно бессознательно. Оно не было заработано, а стало естественным даром, ребенок находится в совершенном забвении, он не может удержать свое очарование. Разве вы можете держаться за что-то, если вы не осознаете это? Вы непременно быть потеряете такую вещь. Единственный способ достичь чего-то заключается в том, чтобы потерять это. Ребенку нужно войти в мир испорченность, подлость. Ребенку придется приобрести лукавый ум; тоща он поймет, что потерял что-то невероятно ценное.

Но нечто можно оценить, только потеряв, и нет другого способа. Так начинается поиск. Религия это не что иное, как поиск потерянного детства. Каждый человек несет ее в своей памяти, живое воспоминание о ней где-то глубоко внутри. Может быть, это воспоминание несознательно, но оно действует бессознательно, напоминая вам о том, что вы нечто потеряли, забыли. Вы что-то утратили, поэтому начинаете искать это.

Первая стадия - предварительный ум. Ответственности нет, потому что ребенок ничего не знает о доме, ценностях, добродетелях. Ребенок ничего не знает о святости, поэтому не знает и грех. Он живет до фазы перемен, до этих двух явлений: грехопадения и святости. Он находится в примитивном единстве. Эта стадия не может продолжаться долго, она должна миновать, но она еще не ушла. Таково состояние ребенка примерно трехлетнего возраста.

Между тремя и четырьмя годами ребенок теряет невинность, чистоту, природу и становится частью цивилизованного мира. Он становится подлинным человеком.

Этот предварительный ум инстинктивен. Он очень разумен, но его разумность не интеллектуальна, а чисто инстинктивна. Ребенок действует очень разумно, но не интеллектуально. Разумность, которую проявляет ребенок, естественна, он не научился ей. Такова унаследованная мудрость его тела.

У ребенка нет представлений о добре и зле, поэтому никогда не возникает противоборство. У него чистые желания. Если он чего-то хочет, то желает этого страстно, всей душой. В его уме не возникают трудности несмотря на то, правильное это желание или нет. В каком бы настроении он ни находился, он пребывает в нем полностью, но его настроение спонтанно. У него нет личности, он непредсказуем. Сейчас он любит, а в следующее мгновение сердится. И вы не можете сказать ему: «Ты противоречив», он очень неустойчив, потому что он всегда искренен по отношению к данному мигу. Не то чтобы он делал что-то сознательно, просто для него это естественно.

Итак, невинность есть, но она не очень глубока. В такой невинности нет созерцательности. Она поверхностна, спонтанна, временна, текуча.

Ребенок ближе к животному, чем к человеку. Ребенок это связь между человеком и животным. Ребенок проходит все стадии, которые человек прошел на протяжении столетий. Ученые говорят, что девять месяцев в материнском чреве ребенок переживает миллионы лет эволюции. Он начинается как рыба, коща жизнь только зарождалась на земле, и растет дальше. За несколько дней он проходит тысячи, миллионы лет; в девять месяцев он прошел всю эволюцию. Но даже когда ребенок рождается, он все еще не совсем человек, не окончательно цивилизован, примитивен. Он пещерный человек.

Ребенок живет во внутреннем хаосе. Он не имеет представления о том, что будет делать. У него нет будущего, он не несет прошлое, а полностью живет в настоящем. Но раз он живет полностью в настоящем, причем бессознательно, в его жизни не может быть дисциплины, порядка. Его жизнь хаотична, анархична. Таков первый этап человека, первый этап ума. И запомните, что рано или поздно вы теряете этот этап, он остается в вас в зачатке. Вы можете потерять его до конца, только коща медитация пошла глубоко, когда медитация преобразила ваше существо. Иначе говоря, эта стадия остается, и вы можете упасть в нее в любой миг, стоит вам пережить потрясение. При любом напряжении вы можете снова стать инфантильным.

Например, в вашем доме случился пожар, и вы можете заплакать как ребенок. Но вы не тот, кто привык плакать. Может быть, никто никогда не видел вас плачущим. Ваш дом горит, поэтому вы забываете о том, что вы взрослый человек. Вы становитесь маленьким ребенком и начинаете плакать. Слезы наворачиваются у вас на глаза, и вы окончательно потеряны, беспомощны. Что произошло? Предварительный ум захватил вас. Он всегда был в вас. Вы вырастили поверх него второй слой, но он остался глубоко внизу. Когда второй слой не может действовать, вы в полной беспомощности падаете на первый слой. Так бывает каждый день.

В гневе вы становитесь более инфантильным, как и в любви. Послушайте диалог двух любящих, вы сочтете его инфантильным. Вспомните, когда вы впервые влюбились, как вы вели себя, что говорили любимой (любимому). Вы обнаружите детскость. Вспомните, что, когда кто-то спровоцировал вас, и вы разгневались, вы начали творить нечто нелогичное, неразумное, стали недисциплинированным, хаотичным. Позже вы сожалеете о своих поступках, потому что, когда возвращается второй слой, он сожалеет о первом слое. Когда цивилизованный ум возвращается, то раскаивается. Он говорит: «Я нехорошо поступил. Так нельзя вести себя».

Первый слой никогда полностью не уходит до тех пор, пока вы не становитесь Буддой или Христом. Он остается в вас. Понаблюдайте сами. Первый слой очень хаотичен, а у второго уровня коллективный характер. Второй ум я называю коллективным. Теперь группа, семья, общество, нация становятся для вас более важными, чем вы сами. Ребенок ориентирован на себя, он думает только о себе. Он не беспокоится о чем-то другом, он абсолютно эгоистичен. Второй ум думает о других, жертвует своими интересами, становится коллективным, частью общества, клана, племени. Он становится цивилизованным, то есть частью общества, частью множества людей. Он ответственен, а не эгоистичен. Цивилизация означает самопожертвование во имя других людей.

Тоща господствует второй ум. За исключением редких случаев, первый ум рано или поздно исчезает. В некоторых клинических глупцах первый уровень никогда не исчезает, он остается господствующим. Они никоща не учатся жить в обществе, остаются примитивными. Иными словами, второй уровень включает обучение в школе, семейное воспитание, учителей, общество, опыт, наблюдение... И ребенок усваивает, что он не остров, а часть организма: общества, церкви, нации.

У второго, коллективного, ума есть личность. Первый ум не знает личности. Если вы спросите ребенка: «Кто ты?», он не сможет ответить. Он не знает ответ на такой вопрос. Но взрослый человек скажет: «Я католик, коммунист, индиец, немец, итальянец». Что он говорит? Он утверждает: «Я принадлежу группе, называемой индийцами, или христианами, или мусульманами. Я принадлежу нации, географии: Индии, Германии, Италии». Или: «Я принадлежу идеологии: коммунизму, католицизму, фашизму». Он говорит: «Я есть то, чему я принадлежу».

Теперь у человека есть личность. Он может сказать: «Я врач, инженер, бизнесмен». Он говорит: «Вот чем я занимаюсь. Такова моя задача в обществе». Коща вы спросите кого-то: «Кто ты?», он отвечает, показывая вам, чему и кому он принадлежит, какова его задача в обществе. Такое поведение не связано с самопознанием. Если дело заходит о знании своей роли, тогда каждый человек знает, кто он. Но для утилитарных целей этого достаточно, и многие люди останавливаются на этой стадии.

Если вы остановитесь на этой стадии, то никогда не познаете себя. Так вы просто приняли ложную личность. У вас просто есть несколько ярлыков, и вы думаете: «Вот я». Но это не вы. Вы живете на гораздо более высоком уровне, или на большей глубине. Ярлыки, которые вы собрали о себе, хороши для деятельности в обществе, но они ничего не говорят о действительности. Внутренняя реальность остается незатронутой. Но таков второй план, на котором останавливаются почти все люди. Общество не хочет, чтобы вы шли дальше. Школа, колледж; университет - все их усилия направлены на то, чтобы лишить вас детскости. Вам следует стать цивилизованным, и на этом их усилия заканчиваются. На этом работа общества завершается.

Общество сделало вас членом массы, рабом, посадило вас в клетку, убрало всё опасное для вас (хаос, свободу, безответственность), сделало вас обязанным, ответственным, дало вам ценности (что хорошо, а что плохо), окольцевало вас, внесло вас в каталог. На этом работа общества закончена. Живите тихо, ходите на работу, возвращайтесь домой, заботьтесь о детях и родителях, и так далее. Однажды вы умрете и исчезнете. Но это ложное завершение, ведь вы жили рутинно.

Ницше назвал это состоянием верблюда, вьючного животного. Таково состояние верблюда. Люди носят огромные тяжести и бремя, причем без всякого смысла. Они идут по пустыне как верблюды. Вы повсюду видите иссохших, скучных, безжизненных верблюдов, и все же они несут, тащат тяжелый груз. Бремя давит на них, убивает их, но они все равно несут тяжесть - возможно, просто по привычке, потому что вчера они тоже несли бремя. Вчера они тоже несли груз, и это вошло у них в привычку, стало частью их самих. Их груз, заботы, печали, несчастья - все это стало частью их самих, их личности. Таких верблюдов вы найдете повсюду, и их пустыней стала вся земля.

Ребенку надо перейти от первой стадии ко второй, но никому не стоит останавливаться на ней. Быть верблюдом - не цель. Необходимо нечто большее и существенное. У вас будет почет, если вы хороший верблюд и тащите большой груз. Люди будут уважать вас, будут постоянно оказывать вам почести. Это взаимопонимание. Коща человек несет много груза, его надо наградить чем-то - вот что такое уважение.

Слово «уважение» (respect) прекрасно, буквально оно означает пересмотреть: (re-spect). Коща человек несет большое бремя ответственности, обязанности за семью, общество, люди смотрят на него и говорят: «Посмотрите, какой великий человек!» Посмотрите еще! (re-spect: игра слов - прим. пер.). Люди снова и снова смотрят и говорят: «Посмотрите! Как много груза он несет. Какое самопожертвование!» Человек пожертвовал всем своим существом.

Разумеется, если вы жертвуете собой ради религии, она наделит вас должностью, назовет вас святыми. Если вы жертвуете собой для своей страны, она воздаст вам почести. Если вы жертвуете для чего-то еще, они отдадут вам почести. Можно продолжать собирать награды и умереть, вообще не познав жизнь. Узнайте свое положение!

В таком положении существует коллективная ответственность. Общественный ум действует, но у вас нет личной ответственности. У ребенка нет ответственности. Вторая стадия также ответственна, но в коллективе. Вы не чувствуете личную ответственность за что-либо, а чувствуете ответственность лишь потому, что вы часть общины.

В индийской деревне вы легко найдете это состояние. Верблюд - вот лучший символ. У брамина нет личной ответственности. Вся его ответственность заключается в том, что он брамин, поэтому должен вести себя как брамин. В индийских деревнях вы не найдете людей, наделенных индивидуальностью, вы найдете только общность. Брамин, шудра, кшатрий - все они поступают в соответствии со своей общиной, с оглядкой на правила. Никто не чувствует ответственность, чтобы думать, размышлений нет. Правила дали индийцам еще в древности, их записали в священных писаниях. Там все четко и ясно, поэтому не надо рассуждать, философствовать, обдумывать, медитировать. Все вопросы разрешены, так как их решил Ману, индийский Моисей.

Иисус застал иудеев на второй стадии. Моисей сделал первую работу: привел примитивный ум в цивилизованное состояние. Иисус был необходим, чтобы вызвать другую революцию, преображение. Люди жили лишь как спицы в колесах, части огромного механизма. Единственный вопрос заключался в том, как действовать эффективно.

Но для радостной жизни этого мало. Эффективность делает вас хорошим механизмом, но не дает вам душу. Она не дает вам праздник, не может быть экстатичной. Но у второго ума есть несколько прекрасных качеств, о которых вам надо помнить. Они помогут вам понять третью стадию.

Второй ум это расслабление, в нем нет беспокойства. Индийские крестьяне или восточные люди более спокойные, тихие. Они живут легко, с достоинством. Даже если они голодны, больны, то сохраняют терпение, полностью принимают жизнь. Они не восстают. Мятеж не привлекает их, они живут в приятии. У индийцев нет индивидуальности, чтобы восстать. Индийцы чувствуют себя очень хорошо. Им кажется, что американцы сходят с ума. Индийцы считают себя счастливыми. На мой взгляд, это не так.

Американцам жить нелегко, они очень нервные. Но их страдание лучше так называемого покоя индийцев. Их боль может быть более созидательной, они могут принести более высокое состояние ума и осознания, чем индийский покой коровы. Такой покой лишен творчества. Да, он хорош в каком-то смысле, ведь вы живете без лишних мучений. Но такая жизнь ничего не рождает. Все просто, тихо и мирно, но такой покой лишен творчества и внутри, и вовне. Этот покой бессилен. Но на второй стадии есть покой, сдача, терпение, чувство принадлежности к определенной общности, церкви. Никто не чувствует одиночество.

В Америке люди очень одиноки, даже в толпе они одиноки. В Индии даже в одиночестве человек не одинок. Они знают, что принадлежат некой общине, что у них есть свои задачи, что они необходимы. Они знают, что им не нужно выбирать, так как все уже выбрали заранее. Брамин рождается в семье браминов. Он будет пользоваться в обществе уважаем, станет духовной личностью. Ему не нужно ничего делать для этого, все уже решено судьбой, Богом.

Когда вам не нужно решать, вы не чувствуете беспокойство. Решение приносит беспокойство. Вам нужно решить, отсюда и трудность. Идти вам тем или этим путем? У вас тысячи путей, очень много вариантов. И вы выбираете с трепетом, потому что никто не знает, правильно или нет вы выбираете. Единственный способ узнать: выбрать. Но тогда уже будет слишком поздно. Если по прошествии десяти лет вы узнаете, что сделали неверный выбор, будет слишком трудно вернуться и выбрать снова, потому что будут бесследно потеряны десять лет.

Так вы принадлежите второй стадии ума. Вам не нужно выбирать, так как всё выбрано, решено. Получается фатализм. Все, что случается, надо принять, потому что иначе быть не может. А если не может быть иначе, тогда зачем беспокоиться? Поэтому в Индии меньше психологических трудностей, чем в США. Но это нехорошее состояние, запомните. Я не говорю, что психологические трудности хороши, что в напряжении и озабоченности есть что-то ценное. Я говорю, что простая расслабленность и беззаботность это еще не достижение.

Второе состояние становится своеобразной патриархальностью. Отец сохраняет важность. Фигура отца очень важна. Бог отождествляется с отцом.

Между матерью и отцом есть большое различие. Отец очень требователен, а мать не требовательна. Материнская любовь безусловна, в отличие от отцовской любви. Отец говорит: «Делай то-то, тогда я буду любить тебя. Если же ты не сделаешь это, то не получишь мою любовь». И отец может очень рассердиться.

Таково состояние патриархальности: отец сохраняет важность, а мать утрачивает ее. Безусловная любовь остается неведомой. Общество ценит и уважает вас, если вы подчиняетесь обществу. Если вы отклоняетесь, уважение пропадает, и общество готово уничтожить вас. Иудейский Бог говорит: «Я очень ревнивый Бог. Если вы пойдете против меня, я уничтожу вас!» Так говорит государство, правительство, священники, народ. Они очень ревнивы и требовательны.

Подобное состояние очень тяжело, оно никому не позволяет свое слово, никому не разрешает жить по-своему. Оно подавляет, не допускает личных желаний. Это диктатор, так как учит вас говорить «да»; а «нет» не принимает. «Да» выдавливают из вас насильно. Разумеется, «да» не может получить большую ценность, потому что, если вы не можете сказать «нет», ваше «да» бессильно. Но «да» окружает вас повсюду. Люди верят в Бога, потому что им велели верить в Бога. Люди ходят в церковь, потому что им велели ходить в церковь. Люди постоянно все делают формально, ритуально. Иисус называл таких людей книжниками.

Прежде чем мы станем изучать стихи, хорошо бы вам понять это. Тогда стихи станут для вас очень ясными.

У этого состояния ума есть только раскрашенный фасад, а залы остаются нетронутыми. Таков теизма: люди верят в Бога, ад и небеса, наказание и награду. Но люди при всей своей вере ничего не знают.

У них есть «да», но оно выдавлено силой. У них не было возможности развиваться и раскрыться. Устанавливается общинная солидарность, потому что там вы никогда не бываете в одиночестве, вы всегда вместе с другими людьми. Вокруг вас толпа, и это всем удобно. Когда вы один, возникает страх. Когда вокруг вас много народа, вы можете доверять толпе. Большинство не может ошибаться, поэтому и вы не ошибаетесь, ведь так много людей идут вместе с вами в том же направлении.

Ум третьего типа я называю индивидуальным. Ницше зовет его львом. Этот ум независим, самодостаточен, непримирим. Вот пик развития эго! Эго стало очень кристаллизованным. Человек уже не просто часть церкви, страны, племени, клана, семьи - он сам по себе. Настоящая культура может начаться, только коща вы приобретаете индивидуальность, когда чувство своего достоинства становится незыблемым, а это происходит на третьей стадии ума.

Отождествления уже нет. Вы больше не индуист, мусульманин или христианин. Отождествления более личностны: вы художник или поэт. Отождествления более разнообразные. И все дело уже не в принадлежности, а в том, что вы дали миру.

В хаотичном уме постепенно возникает центр. В детском уме не было центра. В коллективном уме был ложный центр, навязанный обществом. В индивидуальном уме возникает внутренний центр. Первый центр был подобен хаосу, в нем не было порядка. Второй центр был патриархальностью, порядком, установленным предками, требованиями общества и его патриархов. Третий центр это взаимодействие, когда возникает братство. Вы не принадлежите толпе, никто ничего не может навязать вам. И вы никому ничего не навязываете. Вы уважаете свободу других людей, как свою. Все мы братья.

Во втором типе ума основной вопрос - кого слушать, кто отец? В третьем типе вопрос уже не в том, кто отец. Его нет, Бог умер. В такой ситуации Ницше провозгласил, что Бог умер: «Бог-отец умер». Об этом Будда говорит: «Бога нет», и Ма- хавира говорит: «Бога нет». Патанджали говорит, что Бог это только гипотеза, необходимая на определенной стадии, но затем не нужная.

Возникает ответственность, личная ответственность. Вы чувствуете ответственность за каждое свое действие, потому что теперь вы знаете, что правильно, а что неправильно, и не потому, что кто-то сказал вам, что правильно. Просто вы сами чувствуете, что так правильно. Вы ощущаете, что хорошо именно так. Это более высокое понимание, более четкая кристаллизация, но здесь также больше заботы, потому что, если какую-то мелочь сделать неправильно, вы пойдете не туда. И вы ответственный за каждый свой шаг. Вы уже не можете равняться на отца, не можете переложить на кого-то ответственность. У вас нет судьбы, отца; вы в одиночестве идете по пути, у вас тысячи вариантов, и вам нужно делать выбор. Любой выбор станет решающим, потому что вы не сможете вернуть прошлое. Жизнь становится невероятно тревожной. В этой точке у людей возникают психологические срывы. Это более высокая стадия развития, чем вторая. Запад находится на более высоком уровне, чем наш так называемый Восток. Конечно, и там есть свои трудности, которые можно и надо решить, чтобы избежать падения на низшие стадии развития ума.

На Западе есть свобода, поэтому есть и напряжение. Мышление, сосредоточение породило абстрактную философию. Там развивается наука, и «нет» становится очень важным. Сомнение приобретает большое значение. В коллективном уме вера была правилом, а в индивидуальном уме правилом становится сомнение. «Нет» очень важно, потому что восстание не может обойтись без «нет», эго не может расти и созреть без «нет». Вам нужно говорить «нет» тысячи раз, чтобы сказать один раз «да», когда оно подлинное. У «да» есть смысл, если человек умеет говорить «нет». Тогда «да» обретает возможность, силу.

Человек, который постоянно говорит «да», не произносит ничего ценного. Но тот, кто скажет «нет» девяносто девять раз, и еще один раз скажет «да», произнесет подлинное «да». Оно будет подлинным.

Происходит творческий кризис. Если вы выйдете из него, вы начнете творить. Если вы не выдержите, то упадете не на второй уровень, а на первый. Это нужно ясно понять. Если вы упадете с третьего уровня, индивидуального ума, вас ждет сумасшествие, потому что жить на втором уровне вы больше не можете. Вы научились говорить «нет», научились нетерпимости, узнали свободу, и теперь вы не можете жить на втором уровне. Эта дверь закрыта для вас. Если вы упадете с третьего уровня, то окажетесь на первом уровне. Вы сойдете с ума.

Вот что случилось с Н ицш е. Он был «львом», но лев сошел с ума. Он рычал, но не смог выйти за пределы третьего ума.

Когда человек падает с третьего уровня, то попадает на первый уровень. Об этом нужно помнить. Вы никоща не сможете остановиться на втором уровне. Однажды ваше «нет» станет сознательным. Вы не сможете вернуться к вере. Человек, который сомневался и научился сомнениям, не может вернуться к вере, это невозможно. Вера будет просто хитростью, обманом, а вы уже не сможете обманывать себя. Если однажды человек стал атеистом, обычная вера не удовлетворит его. Ему нужно найти такого же человека, как и я. Вера не подойдет, так как он перерос ее.

Ницше нуждался в человеке, похожем на Будду. Но Будды не было, и западный ум еще не был в состоянии подняться над третьим уровнем, он был обречен на безумие. На Западе почти невозможно тому, кто вышел на третью ступень, не сойти с ума, потому что четвертый уровень там еще недоступен. Если четвертый уровень доступен, тоща третий уровень очень творческий. Если есть возможность сдать эго, тогда оно безмерно ценно. Но ценность - в его сдаче! Если вы не можете сдать эго, оно станет бременем, тяжким грузом на вас. Эго но будет невыносимым. Тоща лев будет рычать, но не будет другого пути, кроме безумия.

Эта стадия критическая. Она третья, как раз посредине. Два ума находятся ниже нее, и два ума находятся выше ее. Это четкая промежуточная связка. Если вы падаете, то погружаетесь в бездну сумасшествия, а если поднимаетесь, то осознаете красоту существования Христа или Будды.

Четвертый ум «универсальный». Запомните, что он кажется коллективным, но это не так. «Коллективность означает принадлежность обществу, определенно эпохе, периоду, стране. Универсальность означает принадлежность всему существованию как таковому. Коща эго созревает, его можно будет отбросить. По сути, оно отбрасывает себя, если четвертая дверь доступна. И в этом заключается задача религии: открыть четвертую дверь. На Западе сделать это трудно, так как третий ум развился до предела, а четвертая дверь недоступна. Западу очень нужна четвертая дверь.

Юнг написал в своих мемуарах, что он, наблюдя за тысячами людей на протяжении всей своей жизни, пришел к нескольким выводам. Одно из них заключается в том, что люди, которым сорок-сорок пять лет, всегда переживают религиозный кризис. Их трудность не психологическая, а религиозная. В возрасте сорока пяти человек начинает искать четвертый ум. Если он не может найти его, то неистовствует. Он ощущает голод, пища недоступна ему. Если он сможет найти ее, возникнет сказочная красота, великое благословение. Вы похожи на юношу, который в четырнадцать лет становится половозрелым. Тоща вы искали партнера, мужчину или женщину. Вы хотите обрести объект любви, что происходит примерно в четырнадцатилетием возрасте. Около сорока двух лет в вас созревает другое желание, и вы начинаете искать самадхи, медитацию - того, что выше любви, выше секса, что может привести вас к вечному и полному оргазму. Если вы сможете найти это, ваша жизнь остается спокойной. Если вы не сможете найти дверь, то будете «голодать». Пища недоступна - что вам делать? Вы испытываете потрясение, весь ваш организм рушится. А когда человек ломается, то падает на начальный, низший уровень.

Четвертый ум я называю «вселенским». Эго может раствориться, потому что оно созрело. Запомните, что эго можно растворить, только коща оно созрело. Я не против эго, я весь за него, но я не приковываю себя к нему. Надо выйти за пределы эго.

Недавно я читал книгу Франкля. Он говорит: «Мы должны отказаться от своей личности». С какой стати нам желать отказаться от личности? И как вы сможете сбросить личность, если не взрастили ее? Можно отбросить только нечто абсолютно зрелое.

Что такое личность? Маска. Личность необходима. У ребенка нет маски, поэтому он больше походит на животное. У коллективного ума есть маску, но она наложена извне. У ребенка нет внутреннего определения своего бытия. Эгоист, индивидуальный ум обладает внутренним определением. Он знает, кем является; он целен. Разумеется, эта цельность не окончательна, и ее надо отбросить, но сделать это можно, только когда она достигнута.

«Мы должны отбросить личность. Бог не почитает личности». Это так. Бог любит людей, а не личности. И различие очень велико. Личность - тот, у кого есть эго. Индивидуум - тот, кто отбросил эго и познал себя. Личность это круг с центром, а индивидуальность - круг без центра, просто чистое пространство.

«Личность это только маска, театральный персонаж, просто подмостки». Стремление к свободе, спасению или нирване означает всего лишь желание освободиться от так называемой личности и созданной ею тюрьмы».

«Самость вредна потому, что ее дали вам другие люди». Ваше эго тоже происходит от других. Ваше эго зависит от других. Если вы идете в Гималаи и сидите в пещере, какое эго будет у вас? Эго начнет исчезать, оно нуждается в поддержке. Кто-то должен ценить его. Нужен тот, кто скажет, что вы прекрасная личность. Нужен кто-то, чтобы питать ваше эго. Оно может существовать только в обществе. Эго пытается избавиться от общества, и все же тонким неосознаваемым образом оно остается зависимым от общества.

Самость вредна потому, что ее дали вам другие люди. Она создается в попытке снискать чужое уважение. Люди попали в наши сердца, и мы зовем их собой».

Вы не «я», не личность. Она принадлежит другим людям, которые окружают вас. Оно существует в вас, но обладают им другие люди. Поэтому так легко управлять эгоистической личностью. Что такое лесть? Лесть это трюк, чтобы управлять эгоистической личностью. Вы говорите кому-то, что он самый великий в мире человек, и он готов упасть к вашим ногам, так вы манипулируете им. Он, вы и другие люди - все вы знаете, что это ложь. Человек тоже знает, что он не самый великий в мире человек, но верит вам. Ему захочется верить таким словам. И ему захочется сделать то, что вы хотите от него. По крайней мере, один человек в мире верит, что он самый великий на свете. Он не может себе позволить себе потерять вас.

Эго существует в вас, но обладают им другие люди. Эго - самое изощренное рабство, изобретенное священниками и политиками. Это рак, электрод Дельгадо, вставленный вам в голову, которым манипулируют с помощью дистанционного управления.

Общество очень лукавое. Прежде всего, оно пытается держать вас на втором уровне. Если вы превзошли этот уровень, тогда оно манипулирует вами, прибегая к лести.

Вы удивитесь, узнав о том, что в Индии никогда не было революций. Почему? А дело в том, что брамину, интеллектуальному человеку, льстили веками, поэтому он никогда не был настолько сердит, чтобы восстать против общества. Только интеллектуалы восстают, потому что они самые эгоистичные люди. Интеллигенты - самые независимые люди. В Индии брамин был самым высшим в обществе. Не было никого выше него, даже король был ниже брамина. Нищий брамин был выше императора, который кланялся ему. Не было возможности для революции - кто станет устраивать революцию? Эти люди, интеллектуалы, создающие трудности, пользуются большим уважением, им очень льстят... Революции быть просто не могло.

То же самое случилось в Советской России. Последние пятьдесят лет никого так сильно не хвалили, как интеллектуалов. Академик, писатель, поэт, профессор - все они высокоуважаемые люди. Кто станет делать революцию? Революция невозможна, потому что у революционера есть свои интересы в традиционном обществе строе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.