Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неомарксизм 30 страница




36.НипИпд1оп 8. ТЬе С1азЬ оГ СЫЦхаиЪпз?// Роге1§п АЙшгз. 1993. Зиттег.

37.НипИпд1оп 8. Ье сЬос йез сЫКзайопз. Р., 1997.

38./охе А. Кергезепкайоп йез аШапсез йапз 1а поиуе11е зигаТедкс атепсаппе // РоЫкще

еТгапдеге. № 2. Е1а 1997.

39.Ьа(сИ2. ЬГп топйе рпуе" йе зепз. К, 1994.

40.ЬеуЮп С. Ыпе зеи1е Еигоре. Р., 1988.

41.МопгЪпа1 ТЫепу с1е. Ье топйе аи йоигпспт йи зкеске. -- Катзез 2000. Ьепигее йапз 1е XXI-е зкеске. К, 2000. 42. МогеаиБе/агдехРН. КеМктз гп1егпайопа1ез. 2. Оиез&пз

топйкакз. К, 1992. I 43. Ре!ге11аК. ЬГпе тасЬчпе цпГсгпаке // ЬЦр://"\у\у\у.топйе-й1р1ота{кте.Гг/йоззкег/й/

ре1гге11а.Ы;т1, 44. Катопе!I. №шуе1 огйге §1оЬа1 // ЬЦр://"\у\у\у.топйе-й1р1ота^ис.Гг/1999/06/КА- МО№Т/12177.Мт1

45.Кохепаи/. N. апй Е.О. Сгетре1. Ооуегпапсе \уйЬои1 ОоуегпетепТ: Огйег апй СЬапде гп \\"Ъпй РоЬйсз. СатЬпйде, 1992.

46.Кохепаи/.N. Ьс поиуе1 огйге топйкаЬ? Рогсе зоиз-]асеп1ез ет гезиЙа1з // ЕТийез пйег-па!юпа1ез. Уо1. XXIII, № 1. Магз 1992. "

47.8епагс1епх Р. ае. Ьа роШкпде гп1егпаИопа1е. К, 1992.

48.8епагс1епх Р. ае. МопйкаКзайоп, зоиуегаГпсТе ет йЬеопез йе гекайопз тТегпайопакез. Р., 1998.


49. ЗсИШетН. 1. Уег§ ип поиуеаи §1ес1е й'кпрепаНйте атепсате // Ьйр:/Ау\у\у.топс1с-с11р-1огпаг1яие.1г/1998/08/8СН1ЬЬЕК/10788.Ыт1

50. Тоипд О.К. 1п1егпаиопа1 Ооуегпапсе: Рго1есип§ 1пе ЕпУ1гоптеп1 т а 81а1е1姧 8ос1е1у. КЬаса, 1994.

51. 2о\о О. Со§пюроН1§, Рго§рес1§ 1ог ХУогЫ Ооуегпетеп! СатЪпйде, 1997.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Книга уже была в издательстве, когда весь цивилизованный мир по­трясла трагедия, вызванная, акциями международного терроризма в Нью-Йорке и Вашингтоне, призванными, по мысли их организаторов, подорвать силу и авторитет США, Запада в целом, а возможно, и всего населения мира, не согласного с экстремистской трактовкой исламских ценностей. Если оставить откровенное или же завуалированное одобрение действий террористов на совести тех, кто его выразил, если отбросить явно бредовую идею тех, кто заговорил о коварном замысле самих американских, спецслужб, имевшем целью спровоцировать антиисламские действия вооруженных сил США, то реакция остальных была неоднозначной. Заявления политических деятелей, комментарии средств массовой информации, выводы многочисленных экспертов, мнения рядовых обывателей разных стран и регионов, высказанные уже 11 сентября 2001 г. и в последующие дни, поражают расхождением трактовок существа, причин и следствий произошедшего.

Разумеется, сегодня еще рано делать,окончательные выводы отно­сительно истоков и последствий трагедии.. Ясно, однако, что они носят гораздо более сложный и глубокий характер, чем это могло показаться на первый взгляд. Они связаны с теми тенденциями в эволюции меж­дународных отношений, которые наметились уже довольно давно и о которых еще в начале 1970-х гг. заговорили теоретики транснациона­лизма. Отчасти они были еще раньше подмечены представителями теорий зависимости и неравномерности мирового развития. Рост числа и многообразия субъектов, а соответственно и интересов в мировой политике, увеличивает элемент непредсказуемости, присущий между­народным отношениям. Глобализация мирового развития способствует тому, что в эпоху высоких коммуникационных технологий, прогрес­сирующей проницаемости границ и подавляющего распространения рыночных отношений на все стороны общественной жизни ни одна, даже самая сильная в мире держава, не может считать себя неуязвимой. Все более мощно заявляют о себе такие факторы мирового развития, как культурные особенности, стремление к сохранению и развитию этнической или конфессиональной идентичности, неприятие диктата силы и навязывания ценностей. В связи с этим трудно возразить против утверждений бывшего кандидата на пост Президента США Пэта Бьюкенена, с точки зрения которого американцы должны найти в себе «мудрость и мужество, чтобы взглянуть на себя глазами исполнителей терактов и тех, кто стоит за ними, иными словами — глазами представителей иного, в том числе исламского, мира». По его мнению, в бесчеловечном акте террора 11 сентября нашла свое отражение ненависть к США как к своего рода «новому Риму», проводящему имперскую политику, навязывающему свои цели, волю, ценности1.

Если мир и в самом деле стал иным, как об этом заявляют СМИ, то нынешние изменения связаны с теми негативными проявлениями глобализации мирового развития, которым господствующая либераль­ная идеология до сих пор не уделяла достаточно внимания, поскольку ее приверженцы полагали, что указанные последствия вряд ли серьезно затронут развитые в экономическом и мощные в военном отношении страны Запада, а тем более его бесспорного лидера — США. В свою очередь, эксперты и политики, мыслящие в терминах политического реализма, уделяли приоритетное внимание вопросам стратегической военной обороны, укреплению союзов, защите от угроз традиционного характера и распространению по всему миру собственных ценностей как одного из элементов национального интереса, игнорируя то, как подобная политика воспринимается за пределами Запада и его союз­ников. По мнению наблюдателей, сегодня западная общественность приходит к пониманию необходимости пересмотра подобной политики. Найдет ли это отражение в деятельности тех, кто принимает поли­тические решения, покажет уже ближайшее будущее.

Задаваясь же вопросом о том, какое влияние события 11 сентября окажут на теорию международных отношений, следует прежде всего воз­держиваться от крайностей и поспешного отказа от всех ее положений, к чему иногда призывают те, кто имеет с ней в лучшем случае поверхност­ное знакомство. Мир действительно изменяется, однако новые реальнос­ти не возникают на пустом месте и не отменяют полностью прежних. Последние хотя и трансформируются, но продолжают сохранять свое значение и сохранят его до тех пор, пока государство останется основной формой политической организации общества, главным (хотя уже далеко не единственным и все более теснимым другими) игроком на междуна­родной арене. Сосуществование нового и старого необычайно усложняет

 

1 Дунаев В. За что нас так ненавидят? Таким вопросом задаются сегодня в Америке Независимая газета. 2001. 11 окт.

мир, увеличивает элемент непредопределенности в международных от­ношениях, актуализирует требование умеренности и осторожности в принятии политических решений, взывает к умению учитывать все многообразие происходящего и все богатство истории человеческого развития. Важную роль в осмыслении тенденций обновляющегося мира, как и в сохранении уже накопленных и проверенных временем знаний о нем, а возможно, и в формировании ответственной мировой политики призвана сыграть и теория международных отношений.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Некоторые международные принципы, доктрины, теории. Международные организации, договоры и соглашения1

 

 

Принципы, доктрины, теории

Четырнадцать принципов президента Вильсона

Декларация о военных целях союзников, выработанная президентом Вильсоном (1856—1924) и изложенная им 8 января 1918 г. Она включала: 1) отказ от тайной дипломатии и открытые мирные договоры; 2) свободу судоходства; 3) отмену таможенных барьеров; 4) установление гарантий, обеспечивающих сокращение вооружений; 5) справедливое урегулирование колониальных вопросов; 6) освобождение Германией всех оккупированных ею русских территорий, предоставление России беспрепятственной возможности определить свое политическое развитие и свою национальную политику, вступление ее в «сообщество свободных наций» и оказание ей там «радушного приема»; 7) ос­вобождение и восстановление Бельгии; 8) возвращение Эльзас-Лотарингии Франции, освобождение и восстановление ее оккупированных районов; 9) ис­правление границ Италии в соответствии с ясно выраженным национальным признаком; 10) предоставление автономии народам Австро-Венгрии; 11) ос­вобождение Германией оккупированных территорий Румынии, Сербии и Чер­ногории, предоставление Сербии выхода к морю; 12) автономное развитие нетюркских народов Оттоманской империи и свободный проход через проли-

 

' Источники: Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. V. М, 1997; Шреплер. Международные организации. М., 1997; Шреплер. Международные экономические организации. М., 1998; НАТО. Справочник. Брюссель, 1996; Со1ага Б. Ьа зоаеТеТ гпТегпаТюпаке аргез 1а Оиегге ГгоИе. Р., 1996; ЪагосНе/. Ро1Шцие пг1сгпаТюпа1е. Р., 1998; ОдатзаТюпз шТегпаТюпакез. Р., 1995; Кагеп А. апс1 Магдаге!Р. Кагпх. ТЬе ХМТей №Тюпз Гп ТЬе РозТ-Со1й Шаг Ега. Вои1йег, 1995; СгепяШе/А.8. ТЬе 1Ш]ог гпТегпаТюпа1 Тгеайез зГпсе 1945: а Ызйогу апй §тйе тТЬ 1ех1з. Ь.; №У., 1987; Ш11еШ Р., ей. ТЬе Сопзаепсе оГ ТЬе Шог1й: ТЬе Ьпйиепсе оГ №п-ОоуегптепТа1 ОдагцзаТюпз Гп ТЬе 1М ЗузТет. ШазЫпдТоп, 1996; ВоН,.ГоЬп, ей. СопзТгисТгпд Шог1й Си1Тиге: ШегпаТюпа! №эпдоуегптепТа1 ОдапкаТюпз 8гпсе 1875. ЗТапГогй, 1999; ТоодЫЪе СН. Ьсз огдатзаТюпз гпТегпаТюпакез. Р.. 1991, и др.

вы; 13) создание независимой Польши со свободным выходом к морю; 14) со­здание Лиги Наций в целях предоставления «взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности — равно большим и малым государствам».

Основанная на положениях, провозглашенных Иммануилом Кантом в его трактате «К вечному миру» в 1797 г., в котором присутствовал термин «Лига народов», Лига Наций получила определение «гражданского общества, управ­ляемого универсальным правом». В целом «14 пунктов» явились одним из наиболее ярких примеров попыток воплощения в практику международной жизни либерально-идеалистических взглядов на проблемы демократии и все­общего мира.

 

Принцип Ке$ сотшшш (общего достояния)

Общее достояние — понятие римского права. Получило дальнейшее развитие в доктрине общего блага Фомы Аквинского. В начале XVII в. было введено Диего Суаресом в международное право. Гуго Гроций сделал его основой положения о свободе судоходства и международной торговли. В этот период истории под ним понимают общее благо человечества, отражающее процесс общего освоения мирового пространства. Общее благо может.использоваться всеми, но и охраняться должно всеми. Впервые оно получило международное признание в 1967 г. Его практическое применение создает много проблем, ибо, с одной стороны, США противопоставляют ему принцип суверенитета, признанный Хартией ООН (ст. 2, (7), а с другой стороны, выбор его представителя — государства, международной инстанции или неправительственной организации — является деликатной и трудноразрешимой проблемой.

 

Принцип Ке$ пиШш (ничейной территории)

В эпоху колонизации колониальные державы выработали доктрину ничейной земли, на основе которой любая открытая территория считалась свободной и принадлежащей тому, кто ее открыл и кто ее использует.

 

Принцип наднациональности

Принцип политической организации, на основе которого признается высший авторитет некой целостности, объединения, обеспечиваемый совокупностью юридических и инсштуциональных прерогатив, по отношению к другим по­литическим единицам.

 

Принцип субсидиарности

Принят Маастрихтским договором в качестве генерального с целью избежать чрезмерной централизации решений на уровне ЕС. Его задача — быть меха­низмом разделения компетенций между «центром» (инстанциями ЕС) и го­сударствами-членами. В соответствии сданным принципом, органы ЕС, кроме тех областей, в которых они обладают исключительной компетенцией, имеют право на вмешательство в полномочия государств только в тех случаях, когда государства-члены не могут эффективно реализовать поставленные цели или осуществить определенные действия.

 

Доктрина Брежнева

Это название появляется в средствах массовой информации Запада в 1968 г. в связи с письмом руководителей пяти коммунистических партий стран — членов ОВД (Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и Советского Союза) от 15 июля 1968 г. в адрес Центрального комитета Коммунистической партии Чехословакии. В письме и в июльской речи того же года советского руководителя Л.И. Брежнева говорится о примате «социалистического интернационализма» над поисками национальных путей построения социализма. Чехословацкая модель «социализма с человеческим лицом» квалифицируется как угрожающая «предательством социалистического сообщества». Тем самым выстраивается идеологическая основа для вмешательства во внутренние дела суверенного государства со стороны стран «социалистического содружества»: в августе 1968 г. в Прагу были введены войска вышеуказанных государств, что позволило тогдашнему руководителю СФРЮ Иосипу Броз Тито квалифицировать новую советскую доктрину как «доктрину ограниченного суверенитета стран Восточной Европы».

 

Гуамская доктрина

По имени наиболее крупного и самого южного из Марианских островов, от­крытых Магелланом около 1521 г. Остров был присоединен к Испанскому королевству в конце XVII в. После испано-американской войны 1898 г. перешел под господство США. В ходе Второй мировой войны был захвачен Японией (12 сентября 1941 г.), но в июле — августе 1944 г. вновь отвоеван США. 25 июля 1969 г. на расположенной здесь базе морской авиации президент Р. Никсон объявил о постепенном выводе американских вооруженных сил, базирующихся в юго-восточной Азии. За исключением ситуации прямой угрозы, требующей использования атомного оружия, страны Азии должны были отныне сами решать свои проблемы военной обороны, так как США снимали с себя эту задачу. В соответствии с этой доктриной США обязывались оказывать военную и экономическую помощь только тем странам, которые активно занимались своей обороной.

 

Доктрина Монро

Совокупность политических принципов, сформулированных 2 декабря 1823 г. в ежегодном послании Конгрессу пятого президента США Джеймса Монро (1758—1831). В послании говорилось об угрозе интервенции со стороны держав Священного Союза в бывшие испанские колонии и угрозы со стороны

России (которой в то время еще принадлежала Аляска, проданная только в 1867 г.) запретить США рыбную ловлю на северо-востоке американского континента. В этой связи было заявлено, что: 1) американский континент является территорией, не подлежащей европейской колонизации; 2) между Европой Священного Союза и США существует фундаментальное различие. В этой связи: 1) любая попытка любой европейской державы расширить свое влияние на американский континент будет рассматриваться Соединенными Штатами как угроза их безопасности и миру; 2) со своей стороны США не будут вмешиваться в европейские колонии, как и в войны между европейскими странами. Эта позиция была интепретирована Теодором Рузвельтом (1858—1919) как основа для вмешательства США во внутренние дела других американских государств (операции международной полиции «Ы§ зйск»). С тех пор эти принципы постоянно лежат в основе внешней политики США. С одной стороны, они стали теоретической базой для изоляционистской политики по отношению к Европе, а с другой — оправдывают роль США как жандарма американского континента и их империалистическую политику в Латинской Америке.

 

Доктрина Стимсона

По имени госсекретаря Генри Стимсона в правительстве администрации пре­зидента США Герберта Кларка Гувера (1874—1964). Была сформулирована в ноте правительству Японии от 7 января 1932 г., когда последняя захватила китайскую провинцию Маньчжурию. Правительство США в этой связи впредь отказывалось признавать любую фактическую ситуацию, договор или соглашение, достигнутые путем использования средств, противоречащих Пакту Бриана — Келлога (отвергавшему войну как средство урегулирования международных разногласий). Этой декларацией «непризнания» США хотели помешать японской экспансии в Маньчжурию и лишить всякой легитимности марионеточное государство «Маньчжоу-го», созданное Японией. В полити­ческом плане данная доктрина, основанная на либерально-идеалистическом подходе к международной политике, потерпела неудачу, так как не соответст­вовала реалиям международной жизни, и президент Гувер счел невозможным пойти дальше этой моральной санкции.

 

Доктрина Тобара

Возникла в 1907 г. и названа по имени министра иностранных дел Эквадора. Впоследствии была принята президентом США Вильсоном, поэтому нередко называется доктриной Тобара — Вильсона. Согласно ей, никакое правительство какого-либо государства не может получить международного признания, пока его полномочия не будут подтверждены путем демократических выборов. Как попытка практической реализации принципов либерально-идеалистической парадигмы, данная доктрина, подобно доктрине Стимсона, серьезных пос-. ледствий для международных отношений не имела.

Доктрина Трумэна

12 марта 1947 г., опасаясь прихода к власти коммунистов в Греции и Турции американский президент Гарри Трумэн (1884—1972) произнес в Конгрессе программную речь, в конце которой предложил проголосовать за выделение этим двум странам помощи в 400 млн долларов. Эти меры, принятые сразу после провала Московской конференции о статусе Германии и Австрии, были призваны показать, что для США речь больше не идет о том, чтобы вести переговоры с СССР, а, напротив, речь идет о том, чтобы противостоять СССР организовав против него солидарный и сплоченный западный блок. В более общем плане американский президент провозглашает доктрину сдерживания и даже отбрасывания (го11-Ьаск) коммунизма во всем мире. Исходя из того, что развитию коммунизма способствует экономическая и социальная нищета, Трумэн подчеркивает срочную необходимость экономической и военной по­мощи со стороны США любому государству, которому грозит коммунисти­ческая опасность.

 

Доктрина Хальштейна

По. имени министра иностранных дел ФРГ (1951) Вальтера Хальштейна. Док­трина, которая символизировала обстановку холодной войны, преследовала цель добиться признания ФРГ как единственного представителя германского народа. В соответствии с этой доктриной, которой ФРГ придерживалась с 1955 ио 1967 г., Федеративная Республика Германии разрывала дипломатические отношения с любым государством, которое признавало Германскую Демократическую Республику. Так были разорваны дипотношения ФРГ с Югославией (1957) и с Кубой (1963). Однако преследуемых доктриной целей добиться не удалось, более того, доктрина стала создавать трудности для самой ФРГ, так как не отвечала дипломатическим тенденциям открытости ее западных партнеров (особенно европейских), которые подвергали ее критике. Официально ФРГ отказалась от нее в 1969 г., когда в условиях разрядки напряженности в отношениях Восток — Запад канцлер Вилли Брандт начинает проводить по­литику сближения с Востоком, ОзТроШк, в результате которой в 1972 г. был подписан Основной договор между двумя германскими государствами.

 

Теория домино

Один из принципов американской политики сдерживания, объявленный пре­зидентом Эйзенхауэром (1890—1969) в апреле 1954 г. по поводу Азии: «Речь идет о том, что может быть названо принципом падающего домино: если вы выстроите ряд из поставленных вертикально карт домино и уроните первую из них,...то очень быстро упадет и последняя». Имелось в виду, что если какая-либо страна попадает в коммунистический лагерь, то очень быстро за ней последуют другие, находящиеся в географической близости. Американский президент считал, что если в коммунистическом лагере окажется Индокитай, то вскоре в нем могут оказаться Бирма, Таиланд, Малайзия, Индонезия, наконец, Австралия и Новая Зеландия. Данная теория долгое время пользовалась широким успехом и часто упоминалась многими государствами Запада в целях оправдания своей внешней политики.

 

Некоторые международные организации

Универсальные:

Лига Наций (1919-1939)

Значительный, если не решающий вклад в ее основание внес американский президент Вудро Вильсон (см. 14 пунктов президента Вильсона).

25 января 1919 г. был единогласно принят Пакт Лиги Наций, который представлял собой составную часть мирных договоров 1919—1920 гг. Членами организации стали союзники по антигерманской коалиции, подписавшие ука­занные договора, 13 других государств, не принимавших участие в Первой мировой войне, а также ряд государств, подписавших вытекающие из Пакта международные обязательства и получивших две трети голосов членов Ассам­блеи Лиги в пользу их принятия. Германия была принята в 1926 г.

Структура Лиги включала Ассамблею, Совет и Секретариат. В Ассамблее были представлены все государства-члены. Каждое располагало одним голосом и тремя представителями. Ассамблея принимала резолюции и рекомендации Лиги, избирала непостоянных членов Совета и судей Международного суда с местопребыванием в Гааге. Ежегодные сессии Лиги проходили в Женеве. Совет состоял из пяти постоянных членов (хотя фактически из четырех, ввиду отсутствия представителя США) и четырех непостоянных членов, избираемых поочередно. Решения Совета принимались на основе единогласного голосования. Совет также назначал членов Секретариата, который готовил документы и доклады для Ассамблеи и Совета. Генеральный секретарь должен был готовить повестку дня для каждой сессии Ассамблеи и созывать Совет по требованию любого из государств-членов.

С самого начала ее существования основные государства Лиги Наций — Великобритания, Италия, Франция и Япония — не испытывали по отношению к ней ни большого интереса, ни доверия. Это серьезно подрывало шансы на возможность достижения ее основной цели — создания коллективной без­опасности стран-членов, сохранения мира и урегулирования конфликтов. Гер­мания в.1933 г. вышла из Лиги и, в нарушение Версальских договоров, стала на путь перевооружения. Япония захватила китайскую провинцию Маньчжурию и объявила о создании здесь фиктивного государства «Маньчжоу-го», ставшего, по сути, японским протекторатом. (В 1933 г. она также вышла из Лиги Наций.) В октябре 1935 г. Италия оккупировала Эфиопию, а затем на: пала на Албанию. Наконец, СССР в 1939 г. совершил вооруженное нападение на Финляндию. Однако все эти нарушения Пакта и самого духа Лиги Наций фактически не повлекли за собой сколь-либо серьезных санкций с ее стороны: объявленные было экономические и финансовые санкции против Италии никем не соблюдались и вскоре были отменены. Исключение из Лиги СССР в декабре 1939 г. произошло слишком поздно и уже не могло способствовать разрешению ее внутреннего кризиса, тем более что она не смогла противодей­ствовать германскому реваншизму, Аншлюсу и расчленению Чехословакии. С началом Второй мировой войны Лига Наций окончательно прекратила свое существование.

Организация Объединенных Наций (ООН)

Создана 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско, где собрались представители 50 государств. 25 июня они единогласно проголосовали за выработанные со­вместно 111 статей Хартии ООН. Наконец, 24 октября 1945 г. Хартия была ратифицирована пятью постоянными членами Совета Безопасности. Первая резолюция Генеральной Ассамблеи была принята 24 января 1946 г. и касалась мирного использования атомной энергии и неприменения атомного оружия и другого оружия массового уничтожения. 10 декабря 1948 г. ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека.

Главная цель ООН — сохранение мира во всем мире, предупреждение и урегулирование конфликтов. В настоящее время ее членами являются 185 государств.

Структура ООН состоит из шести главных органов. Кроме того, существует 18 автономных специализированных учреждений, которые связаны с ООН отдельными соглашениями.

Основные органы:

1. Генеральная Ассамблея (ГА).

Это главный совещательный орган. В его компетенции находятся все во­просы, которые входят в рамки Хартии ООН. ГА состоит из государств-членов, каждое из которых располагает одним голосом. Она не обладает прину­дительной властью по отношению к правительствам государств-членов, однако ее рекомендации имеют значительный моральный авторитет. Являясь центральным органом, ГА получает доклады от других органов, принимает в организацию новых членов и назначает Генерального секретаря. Решения, ка­сающиеся обычных вопросов, принимаются простым большинством, принятие важных вопросов требует двух третей голосов. Члены ГА собираются на обычную сессию каждый год с середины сентября до середины декабря. Каждый раз, когда этого требуют обстоятельства, созывается чрезвычайная сессия ГА. В перерывах между ее заседаниями работа ведется в рамках комиссий и специализированных органов.

2. Совет Безопасности (СБ).

Он состоит из 15 членов, пять из которых — Великобритания, Китай, Рос­сийская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Франция — являются постоянными, а остальные 10 избираются Генеральной Ассамблеей сроком на два года. Решения принимаются большинством в 9 голосов, однако каждый из постоянных членов обладает правом вето. Основная задача СБ — помогать конфликтующим сторонам находить мирные решения споров. С этой целью он может предпринимать любое необходимое посредничество или выдвигать принципы урегулирования. В случае угрозы миру СБ имеет полномочия от­править в соответствующий регион миссию по поддержанию мира, а при не­обходимости — применить санкции по отношению к агрессору. СБ правомочен разрешать государствам-членам предпринимать военные операции, призванные положить конец насилию (Гаити, Ирак, Руанда, Сомали), ответственность за которые несут, однако, государства-участники. Наконец, в компетенцию СБ входят рекомендации Генассамблее относительно принятия в ООН новых членов.

3. Экономический и со1гиальш>гй совет (ЭКОСОС).

Его основная задача.— помощь экономическому развитию стран — членов ООН, а также международному сотрудничеству в таких областях, как защита окружающей среды, условия обитания или предупреждение преступности. ЭКОСОС насчитывает. 54 государства-члена и координирует, под эгидой ГА, экономическую и социальную деятельность ООН. Заседания ЭКОСОС соби­раются раз в год.

4. Наблюдательный совет.

Основная задача — наблюдение за государствами, которым поручено уп­равление территориями, отданными под покровительство ООН с тем, чтобы подготовить условия для их автономии или независимости.

5. Международный суд.

Состоит из 15 независимых судей, которые не подотчетны своим прави­тельствам и не являются представителями соответствующих стран. В отличие от других основных органов ООН, имеет своим местопребыванием не Нью-Йорк, а Гаагу Судьи избираются на пять лет на заседаниях ГА и СБ, проходящих независимо друг от друга. Каждые три года состав суда обновляется на треть. Суд располагает консультативной и юридической компетенцией и ру­ководствуется в своей деятельности XIV статьей Хартии ООН.

6. Секретариат.

Обеспечивает функционирование пяти остальных органов ООН и обеспе­чивает руководство их программами. Секретариат насчитывает 8900 служащих из 170 стран, которые работают в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, а также по всему миру. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь ООН. С 17 декабря 1996 г. эту должность занимает Коффи Аннан (Гана).

 

Специализированные учреждения1:

1. Международный союз телекоммуникаций (иногда называемый Междуна­родным союзом электросвязи) (1865);

2. Всемирный почтовый союз — ВПС (1878);

3. Международная организация труда — МОТ (1919);

4. Международный банк реконструкции и развития — МБРР (1945);

5. Международный валютный фонд — МВФ (1945);

6: Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций - ФАО (1945);

 

В скобках приведены даты основания.

7. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО (1945);

8. Международная организация гражданской авиации — ИКАО (1947);

9. Всемирная организация здравоохранения — ВОЗ (1948);

10.Международная финансовая корпорацця — МФК (1956);

11.Международная морская организация — ММО (1958);

12.Международная ассоциация развития — МАР (1960);

13.Организация Объединенных Наций по промышленному развитию —

ЮНИДО (1966);

14.Всемирная организация интеллектуальной собственности — ВОИС (1970);

15.Международный фонд сельскохозяйственного развития — МФСР (1976);

16.Всемирная торговая организация — ВТО (1995);

17.Всемирная организация по туризму — ВОТ (1975);

18.Международное агентство по атомной энергии — МАГАТЭ (1957). Имеет особый статус «под эгидой ООН», что означает значительно более широкую автономию.

За более чем полвека своего существования ООН внесла огромный вклад в обеспечение приоритета правовых норм в международных делах. Она ини­циировала сотни международных конвенций, договоров и соглашений, которые касаются сохранения окружающей среды, международной торговли, защиты прав человека и т.п. Однако в последние годы ООН испытывает серьезный кризис, связанный как с трудностями ее внутреннего функционирования (противоречия Устава; огромный и малоэффективный бюрократический аппарат; проблемы финансирования; рекомендательный характер основных решений и т.п.), так и неудачами в предупреждении и урегулировании международных конфликтов (провал миротворческой миссии в Сомали, неоднозначность операций ООН в отношении Ирака, и особенно — фактическое самоустранение ООН от решения Косовской проблемы в Югославии и от сколь-либо адекватной реакции на агрессию НАТО против этой страны).

 

Другие межправительственные организации (МПО)

ГАТТ (Генеральное Соглашение по тарифам и торговле) — ВТО (Всемирная торговая организация)

ГАТТ подписано в октябре 1947 г. двадцатью пятью государствами Запада с целью укрепления их взаимного сотрудничества в экономической области. Действие ГАТТ позволило сократить средний уровень таможенных тарифов между подписавшими странами с 40 до 5% и увеличить уровень международ­ных обменов в 10 раз. Основным инструментом ГАТТ были многосторонние торговые переговоры — «раунды». В итоге последнего из таких раундов — Уругвайского (1986—1994), лозунг которого гласил «Опе Шог1й, Опе МагкеТ»были достигнуты Марракешские соглашения о создании Всемирной торговой организации (ВТО), вступившее в действие 1 января 1995 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.