Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоохранительные органы 8 страница




При обнаружении нарушений закона прокурор вправе вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производство по администра­тивным правонарушениям. До рассмотрения протеста действие опротестован­ного акта администрации учреждения приостанавливается. Прокурор вправе отменить дисциплинарное взыскание, наложенное в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освободить их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карце­ра, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор или его заме­ститель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содер­жащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого за­держанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Постановления прокурора относительно исполне­ния установленного законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принуди­тельного характера или помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

 

§ 4. Иные функции прокуратуры

 

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательствомРФ орга­нами прокуратуры осуществляется уголовное преследование, под которым следует понимать возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а так­же действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости от­ветственности лиц, виновных в совершении преступлений - дача указаний о возбуждении уголовного дела в отношении конкретных лиц, применение к ним меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, а также поддержание государственного обвинения в суде.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деятельности. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор участвует в качестве государственного обвинителя и в этих случаях он осу­ществляет функцию уголовного преследования. Государственный обвини­тель принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовании вещественных доказательств, документов, заключений экс­пертов. В судебных прениях он дает оценку собранным доказательствам, вы­сказывает свое мнение о доказанности обвинения, квалификации преступ­ления, о наказании и по другим вопросам, которые предстоит решить суду при вынесении приговора. Если прокурор придет к мнению, что обвинение не доказано, он вправе от него отказаться. После постановления приговора прокурор, если приходит к выводу, что допущена судебная ошибка, обязан принять меры к ее устранению, даже если это будет в пользу осужденного. В этих целях он или его заместитель (помощник, являвшийся государствен­ным обвинителем) приносит в вышестоящий суд кассационный протест на необоснованный или незаконный приговор.

Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет це­лью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и госу­дарства. Прокурор обладает правом обращаться с иском (заявлением) в суд, вступать в любое гражданское дело на любом этапе его рассмотрения судом, знакомиться с материалами гражданских дел, принимать участие в исследова­нии доказательств, представлять доказательства суду, давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела. После вынесения судом решения по гражданскому делу прокурор, если усмотрит нарушение за­кона, обязан принести протест на необоснованное или незаконное решение.

Прокурор или его заместитель вправе в пределах своей компетенции ис­требовать из суда уголовное или гражданское дело, по которому приговор или решение вступили в законную силу. Усмотрев, что приговор или реше­ние является незаконным или необоснованным, прокурор, в зависимости от его компетенции, приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением о внесении протеста к вышестоящему прокурору.

В связи с расширением функций арбитражных судов, увеличением коли­чества дел, рассматриваемых в этих судах, и установлением состязательнос­ти в арбитражном процессе прокурор играет все более активную роль и в ар­битражном судопроизводстве. Его участие является средством укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, за­щиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспа­риваемых прав участников предпринимательской деятельности. Прокурор вправе предъявлять иск или заявление в арбитражный суд, участвовать в ис­следовании доказательств, знакомиться с материалами дела. Если решение арбитражного суда незаконно или необоснованно, прокурор обязан внести апелляционный или кассационный протест в установленном законом по­рядке.

Прокурор также может участвовать в рассмотрении судьей дела об админи­стративном правонарушении и опротестовать решение судьи по этому делу.

Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступ­ностью преследует цель добиться (при организующей роли прокуратуры) со­гласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно на­казуемых деяний.

В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции.

По сложившейся практике руководители судебных органов в этих совеща­ниях не участвуют, поскольку перед судом стоит задача не борьбы с преступ­ностью, а осуществления правосудия. Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на судебную практику по уголовным делам.

Координационные совещания готовятся руководителями органов проку­ратуры на основе анализа статистических и других данных, характеризующих динамику и структуру преступности, деятельность по обнаружению, преду­преждению, раскрытию и расследованию преступлений.

Другими формами координации являются проведение межведомствен­ных совещаний, совместные проверки, составление совместных планов по организации борьбы с преступностью и др.

§ 5. Правовой статус работников прокуратуры

 

Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане Рос­сийской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и облада­ющие необходимыми профессиональными и моральными качествами, спо­собные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до 6 месяцев. В исключительных случаях на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов могут назначаться лица, обучающиеся в высших учебных заведени­ях по юридической специальности.

Помимо перечисленных требований, лицо, занимающее должность проку­рора, должно иметь и определенный жизненный опыт. Поэтому на должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы помощником прокурора или следова­телем прокуратуры не менее 3 лет. На должность прокурора субъекта Российской Федерации назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж ра­боты прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет.

Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает Присягу прокуро­ра (следователя).

Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам на­учных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ присваива­ются классные чины в соответствии с занимаемыми должностями и стажем работы. Работники военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях и обладают правами и льготами, установленными Законом “О статусе военнослужащих”. Им присваиваются воинские звания в поряд­ке, установленном для военнослужащих, которые соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных прокуратур.

Важным условием независимости прокуроров и следователей прокурату­ры при осуществлении ими своих служебных обязанностей является наделе­ние их служебным иммунитетом, который выражается в том, что любая про­верка о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела, производство рассле­дования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.Недопускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора или следовате­ля, досмотр их вещей и используемого ими автотранспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности дру­гих лиц.

Прокуроры и следователи прокуратуры, являясь представителями государ­ственной власти, находятся под защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство с целью воспрепятствования законной деятельности прокуроров и следователей, а также их имущество. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей прокуратуры определяются Законом “О государст­венной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирую­щих органов”.

Прокуроры и следователи прокуратуры имеют право на ношение и при­менение специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, опреде­ленном законодательством.

Прокуроры и следователи прокуратуры подлежат обязательному госу­дарственному страхованию, они имеют право пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта городского, сельского и местного значе­ния (кроме такси), иные льготы.

Прокуроры и следователи прокуратуры не имеют права совмещать свою работу с предпринимательской, коммерческой деятельностью, другой опла­чиваемой работой. Они не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуп­равления, не могут являться членами общественных объединений, пресле­дующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от зани­маемой должности по собственному желанию, в связи с выходом в отставку, в связи с переходом на другую работу, в связи с невозможностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в слу­чае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, а также по другим основаниям, предусмотренным законо­дательством РФ о труде.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Назовите основные функции органов прокуратуры.

2. На какие отрасли подразделяется прокурорский надзор?

3. Какова структура органов прокуратуры?

4. Какие органы прокуратуры относятся к территориальным?

5. Какие органы прокуратуры являются специализированными?

6. Назовите основные полномочия прокуроров по осуществлению надзора.

7. Каким требованиям должны отвечать кандидаты на должность прокурора и следователя прокуратуры?

 
 



Глава 9. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

§ 1. Понятие, задачи, система и основные функции органов внутренних дел

Органы внутренних дел представляют собой сложную, разветвленную систему, в которую входят в качестве ее функциональных элементов (подсистем) милиция, пожарная охрана, внут­ренние войска, следственный аппарат и др. Ор­ганы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительной власти. Они занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выпол­няют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений.

Единого законодательства, регламентирую­щего организацию и деятельность органов внут­ренних дел, в настоящее время не существует. Основным законом, определяющим организа­цию милиции, входящей в состав органов внут­ренних дел, ее права и обязанности, является За­кон РСФСР “О милиции”. Деятельность других подразделений органов внутренних дел регла­ментируется УПК РСФСР, Кодексом об адми­нистративных правонарушениях РСФСР, Зако­ном “Об оперативно-розыскной деятельности” и др. Организация органов внутренних дел осу­ществляется и в соответствии с другими норма­тивными актами, в том числе Положением о Министерстве внутренних дел РФ.

В соответствии с этим Положением на органы внутренних дел возлагаются следующие задачи:

- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод чело­века и гражданина, защите объектов, независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и обществен­ной безопасности;

- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскры­тию и расследованию преступлений.

Свою деятельность органы внутренних дел строят в соответствии с прин­ципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными организациями, гражданами, средствами мас­совой информации.

Органы внутренних дел образуют централизованную систему, возглавляе­мую Министерством внутренних дел РФ, действующим в соответствии с за­конами и Положением о МВД РФ, утвержденным Указом Президента РФ.

Основными задачами, стоящими перед Министерством внутренних дел РФ, являются руководство органами внутренних дел и внутренними войска­ми в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совер­шенствованию их деятельности, совершенствование правовой базы деятель­ности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности, обеспечение профессиональной подготовки, правовой и социальной защищенности личного состава органов внутренних дел и внут­ренних войск, развитие и укрепление материально-технической базы орга­нов внутренних дел и внутренних войск.

В соответствии с этими задачами МВД РФ определяет основные приори­тетные направления деятельности органов внутренних дел, разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности, организует и проводит исследования проблем охраны общественного поряд­ка, безопасности дорожного движения, выявления, предупреждения и рас­крытия преступлений, обеспечивает внедрение достижений науки и техни­ки в деятельность органов внутренних дел. МВД РФ организует оказание методической и практической помощи нижестоящим подразделениям по всем вопросам, отнесенным к их компетенции. На МВД РФ возложена и ор­ганизация контактов с правоохранительными органами зарубежных госу­дарств по вопросам деятельности органов внутренних дел.

Структурно Министерство внутренних РФ дел состоит из нескольких главных управлений и управлений. Ведущими из них являются Главное уп­равление уголовного розыска, Главное управление по борьбе с экономичес­кими преступлениям, Главное управление по борьбе с организованной пре­ступностью, Главное управление инспекции по безопасности дорожного движения, Главное управление обеспечения общественного порядка, Глав­ное управление государственной противопожарной службы, Главное управ­ление внутренних дел на транспорте, Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, Следственный комитет, Главное командование внут­ренними войсками.

Каждое из структурных подразделений осуществляет работу по организации деятельности в аналогичных подразделениях нижестоящих органов внутренних дел, оказывает им методическую и практическую помощь. Кроме того, многие подразделения непосредственно осуществляют правоохранительную деятель­ность. Например, Следственный комитет МВД РФ осуществляет расследование особо сложных уголовных дел. Главное управление уголовного розыска прини­мает оперативно-розыскные меры для раскрытия тяжких и особо тяжких пре­ступлений, имеющих большое общественное значение, и т. д.

В состав Министерства внутренних дел РФ входят также Штаб, Нацио­нальное центральное бюро Интерпола, Центр общественных связей и раз­личные вспомогательные подразделения.

Возглавляет Министерство внутренних дел РФ министр, который непо­средственно или через своих заместителей руководит структурными подразделениями Министерства. Министр, его заместители и Главнокоман­дующий внутренними войсками назначаются и освобождаются от должнос­ти Президентом РФ.

В МВД РФ образуется коллегия в составе министра, его заместителей, Главнокомандующего внутренними войсками, других руководящих работни­ков органов внутренних дел. Численность коллегии устанавливается Прези­дентом РФ, а ее состав, кроме лиц, входящих в нее по должности - Прави­тельством РФ. Коллегия рассматривает особо важные вопросы организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Решения колле­гии принимаются большинством голосов и приводятся в исполнение прика­зами министра. Министр назначает также начальников главных управлений внутренних дел, управлений внутренних дел, управлений внутренних дел на транспорте. Министры внутренних дел республик в составе РФ назначаются на должности в порядке, установленном конституциями этих республик.

Часть подчиненных Министерству органов образуются и действуют в со­ответствии с административно-территориальным делением государства, дру­гие - в соответствии с организацией воздушного, водного, железнодорожно­го транспорта, организацией внутренних войск и т. д.

Основными структурными звеньями системы органов внутренних дел, помимо Министерства внутренних дел РФ, являются:

- министерства внутренних дел республик, главные управления (управ­ления) внутренних дел краев, областей, других субъектов РФ, отделы внут­ренних дел районов, городов;

- управления и отделы внутренних делна железнодорожном, воздушном и водном транспорте;

- управления и отделы 8 Главного управления внутренних дел (на ре­жимных объектах);

- региональные управления по борьбе с организованной преступностью;

- внутренние войска, состоящие из округов,соединений, воинских час­тей, воинских образовательных учреждений.

В систему органов внутренних дел входят также окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные учреж­дения, Всероссийский научно-исследовательский институт и другие научно-исследовательские учреждения.

Органы внутренних дел являются многофункциональными правоохра­нительными органами. Основными видами правоохранительной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел, являются:

- административная, связанная с охраной общественного порядка, органи­зацией безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности;

- уголовно-процессуальная, включающая расследование преступлений, а также связанное с ним рассмотрение заявлений и сообщений о преступле­ниях, подготовка материалов в протокольной форме;

- оперативно-розыскная деятельность по выявлению и раскрытию пре­ступлений, розыску лиц, совершивших преступления и скрывшихся от орга­нов предварительного расследования и суда, бежавшихиз мест лишения свободы, без вести пропавших.

Большое место в деятельности органов внутренних дел занимает выдача паспортов, разрешений на ношение и хранение огнестрельного, газового ору­жия, выдача лицензий на занятие частной охранной и детективной деятельно­стью. Органы внутренних дел осуществляют обеспечение безопасности неко­торых категорий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, охрану объектов собственности по договорам.

До недавнего времени значительное место в правоохранительной деятель­ности органов внутренних дел отводилось функции исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, назначенных судом. Однако в связи с осуществляемой реформой по разграничению правоохранительных функций органы, исполняющие наказание в виде лишения свободы, переда­ны из ведения МВД РФ в распоряжение Министерства юстиции РФ.

 

§ 2. Милиция, ее задачи и организация

 

Основной частью органов внутренних дел является милиция, представля­ющая собой систему государственных органов исполнительной власти, при­званных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных по­сягательств.

Правовой основной деятельности милиции является Закон РСФСР “О милиции”, где урегулированы организация милиции, права и обязаннос­ти сотрудников милиции, гарантии их правовой и социальной защиты.

Задачами милиции являются обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонаруше­ний, выявление и раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, защита частной, государственной муниципальной и иных форм собственности, оказание помощи физическим юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, ус­тановленных Законом “О милиции”.

Деятельность милиции осуществляется в соответствии с принципами за­конности, уважения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, глас­ности, во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка.

В соответствии с Конституцией РФ, провозгласившей права и свободы человека высшей ценностью, приоритет в деятельности милиции занимает защита прав и свобод человека и гражданина независимо от его гражданст­ва, имущественного, социального, должностного положения, образования, пола, возраста, политических и иных убеждений.

Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестоко­му или унижающему достоинство человека обращению, она не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять сведения, относящиеся к личной жизни человека, без его согласия, за исключением случаев, предус­мотренных федеральным законом.

Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руковод­ство всей милицией в Российской Федерации.

Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществля­ют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управле­ний) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от долж­ности министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, опре­деляемыми субъектами Российской Федерации.

В районах, городах и иных муниципальных образованиях руководство милицией осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность министрами внутренних дел, начальниками уп­равлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Фе­дерации по согласованию с соответствующими органами местного само­управления.

Руководство милицией на железнодорожном, водном и воздушном транс­порте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на осо­бо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.

Криминальная милиция является органом дознания.

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осу­ществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Криминальная милиция осуществляет, в основном, оперативно-розыск­ную деятельность, направленную на выявление, предупреждение и раскры­тие тяжких и особо тяжких преступлений, розыск различных лиц, а также криминалистические и экспертные исследования разного рода материаль­ных объектов в целях получения доказательств по уголовному делу, и уголовно-процессуальную деятельность: проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия, производит дознание в виде неотложных следственных действий, исполняет поручения следователей о производстве следственных и розыск­ных действий, оказывает им помощь в проведении следственных действий.

Состав и численность криминальной милиции, порядок создания, реор­ганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации.

Милиция общественной безопасности является органом дознания. Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорга­низации и ликвидации ее подразделений, а также численность милиции об­щественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации.

К милиции общественной безопасности относятся подразделения мили­ции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок созда­ния, реорганизации и ликвидации которых определяется министром внутрен­них дел Российской Федерации. В том же порядке утверждаются нормативы численности указанных подразделений.

Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, определя­ется Правительством Российской Федерации.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пре­сечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следст­вия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безо­пасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие кри­минальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Деятельность милиции общественной безопасности более многообразна, чем деятельность криминальной милиции. Первое место в деятельности мили­ции общественной безопасности занимает административная деятельность по охране общественного порядка, организации безопасности дорожного движе­ния. Важная роль отводится и уголовно-процессуальной деятельности: мили­ция общественной безопасности ведет прием и проверку заявлений и сообще­ний о преступлениях, отнесенных законом к компетенции органов дознания, осуществляет расследование уголовных дело таких преступлениях и подготовку материалов в протокольной форме, исполняет поручения следова­теля о производстве следственных действий, содержит в изоляторах временно­го содержания задержанных и заключенных под стражу лиц. Большое значе­ние имеет также деятельность милиции общественной безопасности по выдаче лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью, на но­шение и хранение огнестрельного и газового оружия. Практически все подраз­деления милиции общественной безопасности своей деятельностью осуществ­ляют профилактику правонарушений.

Деятельность милиции общественной безопасности подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и местной администрации, т. е. имеет двойное подчинение. Это связано с тем, что милиция общественной безопасности решает большей частью вопросы местного значения. Ос­новная часть милиции общественной безопасности содержится за счет мест­ных бюджетов. Местная администрация вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать по согласованию с Министерством внутренних дел РФ подразделения милиции, содержащиеся за счет местного бюджета, увеличивать в пределах имеющихся средств расходы на содержание милиции, устанавливать дополнительную штатную численность милиции общественной безопасности.

Дальнейшая реформа милиции предполагает полное выделение милиции общественной безопасности из ведения Министерства внутренних дел РФ с передачей ее в исключительное ведение органов местного самоуправления.

Милиция вправе:

- проверять у граждан и должностных лиц документы, если имеются до­статочные основания подозревать их в совершении преступления или адми­нистративного правонарушения, а при наличии достаточных данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрыв­ные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, про­изводить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию законодательством Российской Федерации;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.