Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоохранительные органы 12 страница




Должностными лицами таможенных органов могут быть граждане РФ, способные по своим личным, деловым качествам и состоянию здоровья вы­полнять должностные обязанности. При первом назначении на должность кандидата может быть установлен испытательный срок до одного года. Должностным лицам таможенных органов присваиваются специальные зва­ния, соответствующие определенным должностям, для них установлено но­шение форменной одежды. Сотрудники таможенных органов как предста­вители федеральных исполнительных органов находятся под защитой государства. Все их законные требования подлежат обязательному исполне­нию гражданами и должностными лицами. В случаях и порядке, установ­ленных законом, должностные лица таможенных органов вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Так же как и сотрудникам других федеральных правоохранительных органов,им запрещается совмещать работу в таможенных органах с другой оплачиваемой работой, коммерческой и предпринимательской деятельностью.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов таможенными органами осуществляет прокуратура. Полномочия прокурора зависят от ви­да деятельности таможенных органов и определяются действующим законо­дательством.

Судебный контроль, как правило, осуществляется при рассмотрении жа­лоб на незаконные действия и решения таможенных органов и их должно­стных лиц.

Общее руководство и контроль со стороны государства таможенных ор­ганов осуществляют Президент и Правительство РФ.

Ведомственный контроль осуществляется подразделениями вышестоящих таможенных органов, которые проводят периодическую проверку соответству­ющих нижестоящих подразделений. Служба безопасности таможенных органов выявляет из числа сотрудников этих органов лиц, совершающих должно­стные преступления.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Какие звенья составляют систему таможенных органов?

2. Назовите основные направления деятельности таможенных органов.

3. В чем состоят основные обязанности и права таможенных органов?



Глава 13. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ

 

§ 1. Задачи, система и основные функции органов юстиции

 

“Юстиция” - термин, использующийся в юридической литературе для обозначения сово­купности судебных учреждений или их деятель­ности по осуществлению правосудия. Поэтому утверждения, встречающиеся в некоторых учебниках по данному курсу, что Министерство юстиции РФ и его территориальные органы обеспечивают реализацию государственной политики в сфере юстиции, не точны.

Название министерства и его органов в значительной мере дань традиции, но вместе с тем подчеркивает, что их деятельность носит юриди­ческий характер.

Органы юстиции в основном осуществляют организационно-управленческие функции.

Организация и деятельность органов юсти­ции основаны на Законе РФ “О Совете Минист­ров - Правительстве Российской Федерации”, а также Положении о Министерстве юстиции РФ, постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ.

На органы юстиции возлагаются следующие задачи: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Пра­вительства РФ; проведение юридической экспер­тизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организационно-правовое обеспече­ние судебной реформы; государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней; регулирование сферы право­вого обслуживания; контроль за исполнением законодательства; правовая ин­форматизация и другие.

Система органов юстиции состоит из:

- Министерства юстиции РФ;

- министерств юстиции республик, входящих в состав РФ, управлений (отделов) юстиции краев, областей, автономных округов, автономной обла­сти, Москвы и Санкт-Петербурга;

- органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленчес­кие функции - нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Россий­ская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов.

Министерство юстиции РФ является центральным органом, осуществ­ляющим руководство деятельностью территориальных органов юстиции и других учреждений и организаций, входящих в его систему. Возглавляет его Министр, который несет персональную ответственность за реализацию воз­ложенных на Министерство и его органы задач. Министр вносит на рассмо­трение Президента РФ и Правительства РФ проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства юстиции РФ, подпи­сывает в установленном порядке международные договоры Российской Фе­дерации о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам, вносит представления Президенту РФ и Правительству РФ о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения ими Конститу­ции РФ, законов и нормативных актов Правительства РФ и Президента РФ. Министр юстиции РФ возглавляет Совет по кадровой политике при Прези­денте РФ, рассматривающий кандидатуры для назначения на должность су­дей федеральных судов РФ, входит в состав Совета по судебной реформе при Президенте РФ. Министр имеет заместителей, в качестве совещатель­ного органа при нем действует коллегия, куда помимо Министра и его заме­стителей входят другие руководящие работники Министерства. Коллегия обсуждает важнейшие вопросы деятельности Министерства юстиции РФ, ее решения проводятся в жизнь приказами и распоряжениями Министра юстиции.

Структурно Министерство юстиции РФ состоит из управлений (департа­ментов) и отделов, каждый из которых возглавляет работу по одному из направ­лений деятельности министерства: Управление систематизации законодатель­ства, Управление организационно-правового обеспечения юридической помощи, Управление регистрации ведомственных нормативных актов, Управ­ление экспертных учреждений, Отдел судебной практики и др. В качестве са­мостоятельного структурного подразделения в состав Министерства юстиции РФ входит центральный орган уголовно-исполнительной системы. Руководст­во подразделениями осуществляют начальники, назначаемые Министром.

При Министерстве юстиции РФ функционируют Российский, федераль­ный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, Российская правовая академия.

В субъектах Российской Федерации действуют министерства республик, управления (отделы) юстиции краев, областей и других субъектов РФ, воз­главляемые соответственно министрами и начальниками управлений.Повопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, органы юстиции подчиняются Министерству юстиции РФ, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов - Министерству юстиции РФ и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы юстиции субъектов Рос­сийской Федерации осуществляют деятельность по обеспечению нормотворческой деятельности законодательных органов субъектов федерации, организацию работы нотариата, лицензионной работы. Предполагается возложить на них организацию материально-технического обеспечения дея­тельности мировых судей.

Структурно министерства юстиции республик в составе РФ, управлений (отделов) юстиции субъектов Российской Федерации состоят из отделов, осуществляющих работу в соответствии с определенными функциями орга­нов юстиции.

Основными направлениями деятельности Министерства юстицииРФявляются:

- участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности;

- государственная регистрация нормативных актов федеральных орга­нов исполнительной власти, юридических лиц, актов гражданского состоя­ния, прав на недвижимость и сделок с ней.

Министерство юстиции РФ по поручению Президента РФ участвует в экс­пертизе законов РФ, направленных к нему на подпись, по поручению Прави­тельства РФ рассматривает предложения федеральных органов исполнитель­ной власти по вопросам законопроектной деятельности Правительства РФ, дает заключение о необходимости разработки законопроектов. Министерство юстиции само разрабатывает законопроекты, вносимые Правительством РФ в порядке законодательной инициативы, или участвует в их подготовке. Оно координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подго­товке законопроектов, осуществляет их юридическую экспертизу при поступ­лении в Правительство РФ. Министерство юстиции проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, и в случае их несоответствия Конституции РФ или федераль­ному закону представляет мотивированное заключение в орган государствен­ной власти, принявший правовой акт. В связи с этим главам органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации постановлением Правительства РФ предписано направлять в Министерство юстиции РФ ко­пии правовых актов после их принятия. На Министерство юстиции РФ возложено осуществление работы по систематизации законодательства, в связи с этим оно ведет банк нормативных актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов РФ.

Министерство юстиции осуществляет контроль за соответствием ведом­ственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным конституци­онным законам, федеральным законам, указам Президента, постановлени­ям Правительства РФ. В связи с этим оно осуществляет их регистрацию. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут за собой пра­вовых последствий.

Министерство юстиции РФ производит государственную регистрацию уставов общероссийских, международных и межрегиональных обществен­ных объединений, религиозных объединений. Государственной регистра­ции подлежат все коммерческие и некоммерческие организации, федераль­ные органы власти и органы власти субъектов РФ, муниципальные органы власти, государственные и муниципальные учреждения. Данные регистра­ции включаются в Единый государственный реестр юридических лиц.

На Министерство юстиции РФ возлагается функция регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Эта регистрация осуществляется органами юстиции по месту нахождения недвижимости. Министерство юстиции РФ и его органы осуществляют координацию деятельности органов записи граж­данского состояния.

Министерство юстиции играет активную роль в сфере развития юриди­ческих услуг. В основном эта функция проявляется в лицензировании пра­ва осуществлять юридические услуги, аттестации юридического персонала, контроле за деятельностью юридических и физических лиц, осуществляю­щих правовое обслуживание населения. Лицензии выдаются Министерст­вом юстиции РФ и органами юстиции субъектов РФ, которые ведут реестр лицензий. При поступлении жалоб на действия лица, получившего лицен­зию, Министерство юстиции РФ и его органы вправе приостановить или ан­нулировать лицензию.

Министерство юстиции участвует в разработке и осуществлении про­грамм правовой информатизации органов государственной власти. Оно ор­ганизует внедрение программно-аппаратных средств сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, органов юстиции. Министерство юстиции РФ с помощью различных средств правовой информации осуще­ствляет правовое просвещение граждан с целью воспитания уважения к за­конам, их неукоснительному соблюдению.

Министерство юстиции РФ представляет согласованные с Министерст­вом иностранных дел предложения о заключении международных договоров РФ о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным и иным де­лам, заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международных организаций. Минис­терство юстиции РФ обязано давать или не давать согласие на заключение международных договоров, положения которых имеют расхождение с рос­сийским законодательством, представлять заключения о соответствии или несоответствии договора российскому законодательству и тех юридических последствиях, которые могут наступить при заключении договора. Минис­терство юстиции РФ организует исполнение договоров о правовой помощи, других международных договоров и конвенций, относящихся к его компе­тенции.

Министерство юстиции РФ и его органы контролируют соблюдение кол­легиями адвокатов требований закона, устанавливают порядок оказания юридической помощи гражданам и организациям, оказывают помощь пре­зидиумам коллегий адвокатов по проведению мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов, издают методические указания и ре­комендации по вопросам деятельности адвокатуры. Если решения общего собрания коллегии адвокатов, постановления президиума коллегии не соот­ветствуют действующему законодательству, Министерство юстиции РФ или администрация краев, областей приостанавливает их действие.

Министерство юстиции РФ открывает и упраздняет государственные но­тариальные конторы, дает органам юстиции поручения на их открытие и уп­разднение, ведет реестр этих контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, устанавливает порядок выдачи лицензий на право нота­риальной деятельности. Министерство юстиции РФ и его органы обязаны осуществлять контроль за деятельностью нотариусов. В связи с этим они вправе истребовать от нотариуса сведения о совершенных нотариальных действиях и иные документы, утверждать или не утверждать решения, при­нятые нотариальными палатами. Министерство юстиции РФ осуществляет назначение на должность как государственных, так и частных нотариусов, направляет в суд ходатайство о лишении нотариуса лицензии. Совместно с Федеральной нотариальной палатой Министерство юстиции РФ утверждает правила нотариального производства.

 

§ 2. Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ

 

В Министерстве юстиции РФ создана и действует служба судебных при­ставов, целью которой является обеспечение соблюдения порядка в судеб­ных заседаниях, исполнения судебных решении. Служба судебных приста­вов призвана заменить ныне пока еще действующих при районных судах судебных исполнителей, чья работа в условиях резкого увеличения объема судебной деятельности и, соответственно, судебных решений, а также про­тиводействия их исполнению оказалась малоэффективной.

Служба судебных приставов организуется и действует в соответствии с федеральными законами “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве”. В состав этой службы входят:

- департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;

- служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ;

- службы судебных приставов органов юстиции субъектовРФ;

- районные, межрайонные подразделения судебных приставов.

Возглавляет службу судебных приставов Главный судебный пристав РФ, являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ. Он координирует и контролирует подразделения судебных приставов, назначает и освобождает от должности судебных приставов, проводит их аттестацию.

Департамент судебных приставов возглавляет заместитель Главного судеб­ного пристава, а службу судебных приставов Управления военных судов - Главный военный пристав. Службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации возглавляют главные судебные приставы субъектов РФ, являющиеся по должности заместителями начальника соот­ветствующего органа юстиции, а районные и межрайонные службы приставов - старшие судебные приставы.

В зависимости от выполняемых обязанностей судебные приставы делятся на:

- приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;

- приставов, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятель­ности судов, обязаны обеспечить в судах безопасность судей, заседателей, участников процесса и свидетелей; выполнение распоряжений председа­тельствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде; исполнение решения суда о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения; обеспечение охраны залов судебных заседаний, совещательных комнат в ра­бочее время. Для осуществления этих обязанностей судебные приставы вправе применять физическую силу, оружие и специальные средства в по­рядке, предусмотренном законом, а также обращаться за помощью к сотруд­никам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск.

Судебный пристав, исполняющий судебные акты, обязан обеспечить пол­ное и правильное исполнение исполнительных документов. В связи с этим он вправе проводить у работодателя проверку исполнения исполнительных доку­ментов на работающих у него должников, входить в хранилища и другие по­мещения, принадлежащие должникам, и осматривать их, давать гражданам, организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий, изымать и реа­лизовывать имущество должника, налагать арест на денежные вклады, объяв­лять розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Если судебное тре­бование не ясно, то судебный пристав вправе просить суд разъяснить его.

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, до­стигший 20-летнего возраста, имеющий определенный уровень образования (не ниже среднего общего), способный по своим деловым и личным качест­вам, состоянию здоровья исполнять налагаемые на него должностные обязан­ности. Судебные приставы носят установленную форму одежды, их требова­ния при исполнении служебных обязанностей обязательны для всех граждан и должностных лиц. Судебные приставы подлежат обязательному государст­венному страхованию. В случае их смерти или увечья при исполнении слу­жебных обязанностей выплачивается денежная компенсация. Судебные при­ставы пользуются правом бесплатного проезда и рядом других льгот.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов судебными при­ставами осуществляет прокуратура.

Контроль за действиями приставов осуществляет суд, направивший при­ставу исполнительные документы, или суд, в котором пристав обеспечивает порядок. Ведомственный контроль за деятельностью судебных приставов осу­ществляется министром юстиции РФ, начальниками органов юстиции субъек­тов Российской Федерации, а также вышестоящими подразделениями службы судебных приставов.

 

§ 3. Служба исполнения наказаний

 

До недавнего времени исполнение наказаний, назначаемых судом за совершение уголовных преступлений, составляла одну из функций Министерства внутренних дел РФ. Для осуществления этой функции была создана система органов, исполняющих наказание. Однако в соответствии с правовой реформой, осуществляемой в России, принято решение о передаче функции исполнения наказаний, назначенных судом, в ведение Министерства юсти­ции РФ. В 1997 г. Министерству юстиции РФ были переданы органы, ис­полняющие наказание в виде лишения свободы. Остальные органы испол­нения наказаний предполагается передать в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ не позднее 2000 г.

Основными задачами органов, исполняющих наказание, являются: орга­низация и исполнение наказаний в виде лишения свободы и исключитель­ной меры наказания; размещение и перевод заключенных; организация и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре­ступлений; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, испол­няющих наказание, следственных изоляторах, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений, содержащихся в них осужденных, обвиняемых и подозреваемых, а также ох­раны объектов уголовно-исполнительной системы; организация привлече­ния к труду осужденных на собственных производствах учреждений, испол­няющих наказание, предприятиях любых организационно-правовых форм, а также в виде предпринимательской деятельности; организация общего и профессионального образования и профессиональной подготовки осужден­ных; обеспечение надлежащих условий отбывания наказания; содействие другим органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Правовую основу организации и деятельности органов, исполняющих наказание, составляют Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы” и Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

Уголовно-исполнительная система Министерства юстицииРФ состоит из:

- центрального органа уголовно-исполнительной системы;

- территориальных органов уголовно-исполнительной системы;

- учреждений (колонии, тюрем, следственных изоляторов) и предприятий;

- конвойных и специальных подразделений.

Центральный орган уголовно-исполнительной системы- Главное управ­ление исполнения наказаний (ГУИН) - является самостоятельным структур­ным подразделением Министерства юстиции РФ, обеспечивающим организацию исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. Структура и штаты Главного управления исполнения наказаний утверждаются министром юстиции РФ. Центральный орган уголовно-исполнительной системы является юридическим лицом и владеет, распоряжается и пользуется имуществом уголовно-ис­полнительной системы. ГУИН создает, ликвидирует, реорганизует предпри­ятия учреждений, исполняющих наказания, а также предназначенные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы предприя­тия, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнитель­ной системы и привлечения осужденных к труду центральный орган уголовно-исполнительной системы имеет право создавать предприятия лю­бых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельно­сти на правах учредителя, акционера или вкладчика, а также в управлении ими. ГУИН осуществляет перевод заключенных из одного учреждения в дру­гое и передачу осужденных для отбывания наказания в другие государства.

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют непосредственное руководство колониями, тюрьмами, следственными изоляторами, находящимися на определенной территории (как правило, совпадающей с административно-территориальным делением государства), обеспечивают ведомственный контроль за их деятельностью, распределяют осужденных по учреждениям.

Колонии, тюрьмы являются исправительными учреждениями, непосредственно исполняющими наказание. При них организуются и действую предприятия. Следственные изоляторы обеспечивают содержание подозреваемых и обвиняемых, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии с возложенными на них задачами органы уголовно-испол­нительной системы осуществляют содержание обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах, а осужденных - в тюрьмах и колониях в соответствии с требованиями закона; проводят среди осужденных воспитательную работу в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений; в этих же целях осуществляют их профессиональное обучение.

Немаловажное значение всегда имела производственная деятельность этих органов, но особую актуальность она приобрела в настоящее время, ког­да места лишения свободы фактически переведены на самофинансирование и от того, насколько хорошо организована производственно-хозяйственная деятельность, во многом зависит обеспечение надлежащих условий отбыва­ния наказания, сохранение здоровья осужденных.

В следственных изоляторах и колониях осуществляется оперативно-ро­зыскная деятельность в соответствии с Законом “Об оперативно-розыскной деятельности”. Она направлена на выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, совершаемых на территории учреж­дения, а также на раскрытие иных преступлений при взаимодействии с другими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Органы, исполняющие наказание, осуществляют и уголовно-процессуальную деятельность. Начальники исправительных учреждений, следствен­ных изоляторов наделены правами органа дознания по делам о преступлени­ях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнениемимислужебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений. В зависимости от преступления до­знание осуществляется либо в полном объеме, либо в виде неотложных след­ственных действий с последующей передачей дела по подследственности.

На сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в уч­реждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юсти­ции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в эти учреждения и органы, распространяется действие Положения о службе в органах внутрен­них дел РФ впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ. В соответствии с этим за сотрудниками органов внутренних дел, переходящими на службу в учреж­дения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, сохраняются специальные звания, сроки выслуги. Лицам, вновь посту­пающим на службу, присваиваются специальные звания, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел РФ.

Надзор за деятельностью органов уголовно-исполнительной системы осуществляют специализированная прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Каждая такая прокуратура осуще­ствляет надзор за деятельностью нескольких исправительных учреждений.

Судебный контроль осуществляется в основном при рассмотрении судом представлений администрации учреждений об условно-досрочном освобож­дении осужденных и переводе их в колонии с другим режимом содержания.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Из каких звеньев состоит система органов юстиции?

2. Назовите основные направления деятельности органов юстиции.

3. Какова роль Министерства юстиции РФ во взаимоотношениях с адвокатурой и нотариатом?

4. Что представляет собой служба судебных приставов?

5. Каковы полномочия судебных приставов?

6. Что представляет собой служба исполнения наказаний?

 

 


Глава 14. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

§ 1. Органы предварительного следствия

 

Органами предварительного следствия закон (ст. 126 УПК РСФСР) именует следователей, а не следственные органы и их подразделения (управ­ления, отделы, отделения), имеющиеся в системах прокуратуры РФ, МВД, ФСБ, ФСНП РФ.

Наименование следователей органами пред­варительного следствия объясняется тем, что они персонально осуществляют следствие по уголов­ным делам.

Предварительное следствие - это регламен­тированная уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных на то органов (следователей) по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголов­ной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступ­лением.

Предварительное следствие осуществляется в определенном порядке. Начинается оно по­сле возбуждения уголовного дела и принятия его к производству, а заканчивается составлением об­винительного заключения и направлением де­ла прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления дела в суд по подсуд­ности, либо составлением постановления о при­менении принудительных мер медицинского ха­рактера к лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости или заболевшим психической болезнью, делающей невозможным назначение или исполнение на­казания, и направлении дела в тех же целях прокурору, либо прекращени­ем дела.

Предварительным следствие называется потому, что все выводы, сделан­ные в его процессе, о виновности, о доказанности и др. не являются оконча­тельными. Суд, куда поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, осуществляет свое собственное исследова­ние доказательств: заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, сви­детелей, изучает заключения экспертов, осматривает вещественные доказа­тельства и т. д. Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предва­рительного расследования и оказаться диаметрально противоположными. Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, следователи считают его виновным, согласно конституционному принципу “презумпции невиновности”, оно признается государством виновным только после обви­нительного приговора суда, вступившего в законную силу.

Предварительное следствие является объективно необходимым. Органы предварительного следствия в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими опе­ративно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждый случай преступления, в кратчайшие сроки собрать необходимые до­казательства. Суд, рассматривающий дело, не вправе выйти за рамки предъяв­ленного следователем обвинения, расширить объем обвинения, применить закон о более тяжком преступлении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.