Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоохранительные органы 13 страница




Задачами органов предварительного следствия является быстрое и пол­ное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правиль­ного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден, способствование укреп­лению законности и правопорядка.

Следователями являются должностные лица соответствующих ведомств, специально назначаемые для расследования преступлений, которое являет­ся единственной осуществляемой ими функцией. Для этого они наделяются полномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом.

Прежде всего, следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений. Он сам осуществляет собирание доказательств, принимает решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, примене­нии к обвиняемому меры пресечения, об окончании предварительного след­ствия. Только в случаях, предусмотренных законом (при заключении подо­зреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска и др.), он должен получить санкцию прокурора. Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.

Прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов следова­телями, может отменять принятые ими решения, давать обязательные для исполнения указания. Однако, если следователь не согласен с указаниями по важнейшим вопросам следствия (о привлечении в качестве обвиняемого, об объеме обвинения, о квалификации преступления, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела), то он вправе не исполнять указания прокурора, а представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю.

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о про­изводстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дозна­ния содействия при производстве следственных действий (например, обыска). Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами по­становления следователя по делам, находящимся в его производстве.

Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, прини­мать меры к обеспечению возмещения материального ущерба, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. В связи с этим он вправе вносить представления, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование боль­шинства уголовных дел, по которым обязательно производство предваритель­ного следствия. К ним относятся дела о таких преступлениях, как нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мо­шенничества и др.

Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:

- Следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследова­ние уголовных дел о преступлениях особой важности;

- следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;

- следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внут­ренних дел.

Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.

Следователи прокуратуры расследуют дела о таких преступлениях, как убийства, изнасилования, получение взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учрежде­ний органов уголовно-исполнительной системы, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служеб­ной деятельностью. В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, сле­дователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослу­жащими Вооруженных Сил РФ, другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим, сотрудникамиФедеральной служ­бы безопасности, Службы внешней разведки.

В следственный аппарат прокуратуры входят:

- Главное следственное управление Генеральной прокуратуры РФ, кото­рое возглавляет работу по руководству следствием в органах прокуратуры, расследует дела о преступлениях особой важности;

- следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуще­ствляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории;

- следователи городских, районных и межрайонных прокуратур.

Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, воен­ной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.

Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.

Структура следственного аппарата органов федеральной службы безо­пасности следующая:

- Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;

- следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, обла­стных и др.) органах безопасности;

- следственные управления (отделы) органов безопасности в Вооружен­ных Силах РФ, пограничных и внутренних войсках.

Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от упла­ты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некото­рых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступ­лениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.

Следственный аппарат налоговой полиции состоит из двух звеньев:

- Главное следственное управление Федеральной службы налоговой по­лиции РФ, которое осуществляет организационно-методические функции в отношении нижестоящих подразделений, а также расследование особо слож­ных и важных дел;

- следственные управления (отделы) органов налоговой полиции субъ­ектов Российской Федерации.

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов. Они имеют право проверять уголовные дела, давать следователям обязатель­ные для исполнения указания, которые в случае несогласия с ними следова­тель может обжаловать прокурору, и др. УПК РСФСР понятие “начальник следственного отдела” распространил и на начальников вышестоящих под­разделений следственных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции и Федеральной службы безопасности.

Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-мето­дических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результа­там проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.

Судебный контроль за законностью предварительного следствия осуще­ствляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, а также при рассмотрении жалоб на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

 

§ 2. Органы дознания

Органами дознания являются учреждения, государственные органы и должностные лица, уполномоченные уголовно-процессуальным законом на осуществление предварительного расследования преступлений по делам, от­несенным к их компетенции. Главное отличие органов дознания от органов предварительного следствия в том, что для следователя расследование пре­ступлений является единственной функцией, а для органов дознания - не только не единственной, но даже не основной (за исключением милиции). Производство предварительного расследования для них является вспомога­тельной функцией, необходимой для решения основных задач, стоящих перед ними. Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникаю­щих в своем большинстве в сфере их административной деятельности. Орга­нами дознания являются не только должностные лица - начальники исправи­тельных учреждений, командиры воинских частей, но и органы в целом -милиция, органы государственного пожарного надзора и т. д.

Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производст­во дознания, их полномочия установлены Уголовно-процессуальным кодек­сом и различными специальными законами: “О милиции”, “О федеральных органах налоговой полиции”, Таможенным кодексом и др.

Организация дознания в тех или иных органах определяется ведомствен­ными нормативными актами.

Задачами органов дознания, как и органов предварительного следствия, являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение винов­ных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый со­вершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

В настоящее время к органам дознания относятся:

- милиция;

- командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений - по делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военно­служащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебныхобязанностей или расположении части, учреждения;

- органы Федеральной службы безопасности по делам о преступлениях, отнесенным законом к их ведению;

- начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов - по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о пре­ступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

- органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушениях противопожарных правил;

- органы Федеральной пограничной службы РФ - по делам о наруше­ниях режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режи­ма в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

- капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, начальни­ки зимовок - в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

- федеральные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным за­коном к их ведению;

- таможенные органы РФ -по делам о преступлениях, предусмотрен­ных ст. 188-190, 193, 194 УКРФ.

Органы дознания осуществляют дознание в двух формах: дознание по де­лам, по которым предварительное следствие не обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

При производстве дознания по делам, по которым производство предва­рительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит расследование посредством тех же процессуальных дей­ствий, что и следователь. Разница заключается только в окончании рассле­дования. Следователь знакомит с материалами дела всех участников процес­са, а орган дознания - только обвиняемого, остальные просто уведомляются о том, что расследование закончено и дело направляется в суд. Кроме того, органы дознания не имеют права вести предварительное расследование дел в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных невменяемыми или заболевших после совершения преступления психической болезнью, кото­рая делает невозможным назначение или исполнение наказания. Поэтому орган дознания может закончить предварительное расследование либо со­ставлением обвинительного заключения, либо прекращением дела. Более широкими полномочиями обладает в отношении органов дознания проку­рор. Все его указания подлежат исполнению. Их обжалование не приоста­навливает исполнения.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следст­вия обязательно, состоит в производстве неотложных следственных дейст­вий. В случае обнаружения признаков преступлений, дела о которых рассле­дуют следователи, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственности. После этого орган дознания может осуществлять по этому делу следст­венные и розыскные действия только по поручению следователя.

Органы дознания осуществляют прием, проверку и разрешение заявле­ний и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановле­ние об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает при­знаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.

В случае обнаружения признаков преступления, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР, орган дознания может осуществить подготовку материалов в протокольной форме. Она осуществляется в 10-дневный срок без возбужде­ния уголовного дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголовное дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства след­ственных действий, то уголовное дело возбуждается сразу и расследование осуществляется в общем порядке.

Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных мероприятий по письменному поручению следовате­ля. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как прави­ло, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск и т. д.

В органы дознания выделяются две процессуальные фигуры - начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дозна­ние. Он осуществляет свои действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, но все основные решения по делу (о возбуждении уголов­ного дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юридическую силу по­сле утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с ли­цом, производящим дознание, ответственность за их законность и обосно­ванность.

Милиция является основным органом дознания. В соответствии с Зако­ном “О милиции” она подразделяется на криминальную милицию и мили­цию общественной безопасности.

В криминальную милицию входят оперативные службы, чьими главны­ми задачами являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрыв­шихся от следствия. В соответствии с этим сотрудники оперативных служб криминальной милиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передается следователю либо возбуждается уголовное де­ло, проводятся неотложные следственные действия, а затем дело направля­ется по подследственности. Криминальная милиция также выполняет пору­чения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной мили­ции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сооб­щений), производство дознания, утверждает их решения.

К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство пред­варительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве ли­ца, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам,покоторым не обязательно производство предварительного следствия, подготов­ку материалов в протокольной форме. На сотрудников милиции общественной безопасности возлагается также прием, проверка заявлений и сообщений по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Дознание пору­чается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым инспекторам). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности.

В вышестоящих органах внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.

Командиры воинских частей и подразделений, начальники воинских уч­реждений, начальники исправительных учреждений, следственных изолято­ров сами не осуществляют дознание. Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впослед­ствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетен­ции этих органов дознания, а начальники контролируют их деятельность, ут­верждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.

В таком же порядке организуется дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.

Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура. Проку­рор имеет право проверять уголовные дела, находящиеся в производстве ор­гана дознания, в случае необходимости передать их в орган предварительного следствия, отменять принятые по ним решения, давать обязательные для ис­полнения указания. Прокурор также регулярно проверяет материалы прове­рок заявлений и сообщений о преступлениях, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела и, при обнаружении нарушения за­кона, отменяет эти решения и возбуждает уголовное дело. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания.

Судебный контроль осуществляется при рассмотрении уголовных дел, предварительное расследование или подготовка в протокольной форме по которым осуществлялись органами дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания ме­ры пресечения - заключения под стражу.

Ведомственный контроль осуществляется сотрудниками вышестоящих подразделений в ходе контрольно-методических проверок. О выявленных нарушениях докладывается начальнику органа дознания и вышестоящему начальнику.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. В каких ведомствах и министерствах имеются следственные аппараты?

2. Назовите структуру следственного аппарата системы прокуратуры РФ.

3. Назовите структуру следственного аппарата системы МВД РФ.

4. Назовите структуру следственного аппарата системы ФСБ РФ.

5. Назовите структуру следственного аппарата системы ФСНП РФ.

6. Какие учреждения, органы и должностные лица отнесены законом к органам дознания?

7. В чем состоят полномочия органов дознания?

8. Как организовано производство дознания по уголовным делам?

 

 


 

 



Глава 15. НОТАРИАТ И АДВОКАТУРА

 

§ 1. Нотариат

Нотариатом называется система государст­венных органов и должностных лиц, а также част­ных нотариусов, осуществляющих различные но­тариальные действия в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия предусмотрены зако­ном и заключаются в удостоверении сделок, для которых законодательством установлена обяза­тельная нотариальная форма (договоры, завеща­ния, доверенности); выдаче свидетельств на право собственности, долю в общем имуществе; свиде­тельстве верности копии документа, подписи и перевода; удостоверении различного рода фактов; принятии мер к охране наследственного имущест­ва и др. Нотариальные действия осуществляются в определенном законом порядке, по строго регла­ментированным правилам, несоблюдение кото­рых приводит к признанию нотариального акта недействительным.

Нотариальная деятельность тесно связана с судебной, в особенности с осуществлением пра­восудия по гражданским делам. Удостоверяя бес­спорные права какого-либо лица, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд. Суд рассмат­ривает жалобы на нотариальные действия или об отказе в них. Нотариально закрепленный договор облегчает стороне доказывание своего права, по­скольку содержание договора, подлинность под­писей, удостоверенных в нотариальном порядке, являются достоверными. Но в отличие от суда, который рассматривает споры, нотариат осуществляет действия только в от­ношении дел, по которым отсутствует спор о праве. Его деятельность направ­лена на юридическое закрепление гражданских прав.

Правом осуществления нотариальных действий наделяется ряд должност­ных лиц административных органов (начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов, главные врачи больниц и др.). В то же время сущест­вуют органы и должностные лица, которые занимаются нотариальными дейст­виями на профессиональной основе. Именно они и рассматриваются как государственный нотариат.

Организация и деятельность нотариальных органов осуществляется в со­ответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариа­те, а также различными инструкциями, утверждаемыми Министерством юстиции РФ.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариус осуществляет свою деятельность на определенной территории, именуемой нотариальным округом. Нотариальный округ устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом считается вся территория города.

Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юсти­ции республик в составе РФ, органами юстиции краев, областей, автоном­ной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Нотариаль­ные конторы, как правило, создаются в городах, а в крупных городах - в каждом районе города.

Должность нотариуса, занимающегося частной практикой, учреждается органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Они же определяют количество нотариусов в нотариальном округе. Нотариус, занимающийся частной практикой, открывает свою контору, счета в банке, нанимает и увольняет работников, распоряжается поступившими доходами.

Руководство государственными нотариальными конторами осуществляет Министерство юстиции РФ, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.

Нотариусом может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку в государственной нотариальной кон­торе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квали­фикационные экзамены и получивший лицензию на право нотариальной деятельности.

Стажировка в государственной нотариальной конторе или у нотариуса организуется органами юстиции или нотариальной палатой сроком на 1 год. Для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности, он может быть сокращен, но не более чем на 6 месяцев. Права и обязанности стажера определяются трудовым договором и правилами прохождения стажировки, разработанными совместно Министерством юстиции РФ и Федеральной но­тариальной палатой.

Квалификационная комиссия, принимающая экзамены у лиц, прошедших стажировку и желающих стать нотариусом, образуется при органах юстиции субъектов РФ с участием представителей нотариальной палаты. Решение ква­лификационной комиссии может быть обжаловано в апелляционную комис­сию, действующую при Министерстве юстиции РФ. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд.

Лица, сдавшие квалификационный экзамен, получают лицензию на пра­во нотариальной деятельности. Лицензию выдают органы юстиции субъек­тов РФ в течение месяца после положительного решения квалификацион­ной комиссии.

Наделение нотариуса полномочиями осуществляется Министерством юстиции РФ или по его поручению - органами юстиции на конкурсной ос­нове из числа лиц, получивших лицензию.

Компетенция нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, и нотариусов, занимающихся частной практикой, одинакова.Всеони осуществляют свои действия от имени государства.

Основным правом нотариуса является право совершать предусмотренные законом нотариальные действия. Нотариус может осуществить любое нотари­альное действие в отношении обратившегося к нему лица, за исключением случаев, когда место совершения нотариальных действий определено законо­дательством РФ и международными договорами. Нотариус имеет право со­ставлять проекты доверенностей, сделок, заявлений, изготавливать копии до­кументов и выписки из них. Он также может истребовать от физических и юридических лиц документы для подтверждения обстоятельств, служащих ос­нованием для совершения нотариального действия. Решения нотариусов, как государственных, так и частных, имеют одинаковую юридическую силу. Од­нако некоторые нотариальные действия находятся в исключительной компе­тенции государственных нотариусов: выдача свидетельств о праве на наслед­ство, принятие мер к охране наследственного имущества.

Нотариус обязан при осуществлении своей деятельности быть беспристра­стным, подчиняться только требованиям закона и ведомственных норматив­ных актов. Он обязан предупреждать обратившихся к нему лиц о последстви­ях осуществляемых нотариальных действий. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые ему стали известны в связи с осуществлением профессио­нальной деятельности, отказать в совершении нотариального действия, если оно не соответствует закону. Нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную ответственность по решению суда в случае причинения ущерба нотариальными действиями, совершенными в противоречие с действующим законодательством. В обеспечение материальной ответственности нотариус, занимающийся частной практикой, должен заключить договор страхования. Без его заключения он не имеет права выполнять свои полномочия. Нотари­усы не имеют права заниматься предпринимательской и иной деятельностью, оказывать посреднические услуги при заключении договора.

У нотариуса могут быть помощники. Помощником нотариуса является лицо, имеющее лицензию на право осуществления нотариальной деятельно­сти, но по каким-либо причинам не занимающее должность нотариуса. По­мощник нотариуса замешает его в случае длительного отсутствия (отпуска, болезни). В этом случае помощник нотариуса наделяется всеми правами но­тариуса. Но ответственность за ущерб, причиненный действиями помощни­ка нотариуса, несет сам нотариус. Он может предъявить впоследствии регрессный иск помощнику в размере причиненного ущерба.

Нотариальная палата является некоммерческой организацией, пред­ставляющей собой профессиональное объединение, основанное на обяза­тельном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотари­альные палаты образуются в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, Москве и Санкт-Петербурге.

Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Нотариальная палата осуществляет представительство и защиту интересов нотариусов, оказание им помощи в развитии частной нотариальной деятельности, организацию стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса, повышение профессиональной подготовки нотариусов, организацию страхования нотариусов и т. д. Нота­риусы обязаны платить взносы на содержание палаты и представлять сведе­ния о совершенных нотариальных действиях, иные документы, касающиеся их финансово-хозяйственной деятельности, при проверках, проводимых но­тариальными палатами. Нотариальная контора имеет право ходатайствовать перед судом о лишении нотариуса права нотариальной деятельности. Основ­ные вопросы деятельности палаты решает собрание нотариусов палаты, а те­кущей работой руководит правление во главе с президентом.

Нотариальные палаты в обязательном порядке являются членами Феде­ральной нотариальной палаты. Федеральная нотариальная палата объединя­ет все нотариальные палаты, а значит всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории РФ. Федеральная палата представляет интересы но­тариусов и нотариальных палат на государственном и международном уров­нях. Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей нотариальных палат, которое избирает правление и президен­та Федеральной нотариальной палаты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.