КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 12. Прямая и косвенная речь
Задание 1. А) Расставьте знаки препинания; отметьте предложение, которое соответствует схеме: «П?-а.-П?»: 1) Какие корреспонденты удивился высокий какие корреспонденты могут быть здесь в двенадцать ночи (…) (К.Сим.). 2) Князь Шеин внимательно прочел письмо, аккуратно сложил его и, долго помолчав, сказал я не сомневаюсь в искренности этого человека (…) (Купр.). 3) Как вы сказали спросил вдруг Желтков и рассмеялся вы хотели обратиться к власти (…) (А. Купр.). 4) Расскажите мне что-нибудь о браслете приказала Вера Николаевна (…) (А. Купр.). 5) Четвертого дня начал он с принужденной улыбкой и запинаясь я удивил вас своим рассказом; сегодня удивлю еще более (…) (И.Тург.). 6) А почему ехать мне вправо спросил ямщик с неудовольствием где ты видишь дорогу (…) (П.). 7) Молчи дядя возразил мой бродяга будет дождик, будут и грибки (…) (П.). 8) Хорошо сказал я хладнокровно если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья (…) (П.). Б) Расставьте знаки препинания; отметьте предложение, которое соответствует схеме: «П,-а, -п».: 1) До завтра подумал я завтра я буду счастлив (…) (И.Тург.) 2) По-настоящему начала старуха, показывая мне маленькую записку я должна была дать вам это только в том случае, если бы вы зашли ко мне сами (…) (И.Тург.). 3) Я твердо надеюсь на вас сказал Чагин и стиснул мне руку пощадите и ее и меня (…) (И.Тург.). 4) Вы хотите знать произнес я твердым голосом нравится ли мне ваша сестра (…) (И.Тург.). 5) Извините меня сказал он мне по-французски что я без церемонии прихожу к вам познакомиться (…) (П.). 6) Василиса Егоровна прекрасная дама заметил важно Швабрин Иван Кузьмич может это засвидетельствовать (…) (П.). 7) Смела ли Маша отвечала ее мать нет, Маша трусиха (…) (П.).
8) А что за человек этот Пугачев спросила комендантша (…) (П.). Задание 2. В предложениях с прямой речью поставьте недостающие знаки препинания. 1 вариант 1. «Увид..ть барский дом нельзя(ли)?» спросила Таня. 2. Старушка ей «А вот камин,..десь барин сиж..вал один.» 3. «Ужели – думает Евгений – ужель она?» 4. «Это твоя дочка?» - спросил я см..трителя. 5. «Здорова ли твоя Дуня?» продолжал я. 6. «Вот я уже третий год – заключил он- как живу без Дуни.» 7. «Что (с,з)делано, того (не)ворот..ш(?) – сказал м..лодой человек в крайнем зам..шательстве. 8. Барыня сказала «Я сама дорогу знаю.» 9. «И барыня пр..ходила сюда» - спросил я. 10. «Пр..ходила – отвечал Ванька – я смотрел на нее (из)дали.» (По произвед. А.Пушкина). 2 вариант 1.«Ну, вот тебе постель готова – сказала хозяйка. – Прощай, батюшка, ж..лаю покойной ночи.» 2. «Ба, ба, ба – вскр..чал он (в)друг, ра(с, сс)тавив обе руки при виде Чичикова. – Какими судьбами?» 3. «Сегодня нельзя – сказал Иван Анатольевич. – Нужно нав..сти еще справки, нет ли запрещений.» 4. «Кто, Михеев умер – сказал Собакевич, (н..)чуть (не) смутившись. – Это его брат умер, а он пр..живенький и стал здоровее прежнего. 5. «А почем купили душу у Плюшкина?» шепнул ему на другое ухо Собакевич. 6. «А Воробья (за)чем пр..писали» сказал ему в ответ на это Чичиков. 7. «Какой веселенький сит(?)ч..к» - воскликнула во всех отношениях пр..ятная дама, глядя на платье просто пр..ятной дамы. 8. «Позвольте мне вам представить жену мою» - сказал Манилов. 9. Швейцар поразил его соверше..о (не)ожиданными словами «Не пр..каза(н, нн)о пр..нимать.» 10. «Ну уж коли пошло на то, - подумал он сам в себе – так мешкать более (н..)чего, нужно отсюда уб..рат(?)ся поскорее» (По произв. Н. Гоголя) Задание 3. Укажите номера предложений, в которых содержится прямая речь. Расставьте знаки препинания.____________________________________________ 1) Через час инвалид принес кипящий чайник. Максим Максимыч не хотите ли чаю закричал я ему в окно (Л.).
2) Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максим Максимыча говоря что пора спать. Он что-то пробормотал сквозь зубы; я повторил приглашение – он ничего не ответил (Л.). 3) Неужели думал я мое единственное назначение на земле разрушать чужие надежды (Л.). 4) Корсаков осыпал Ибрагима вопросами кто в Петербурге первая красавица кто слывет первым танцовщиком какой танец нынче в моде (П.). 5) Накануне батюшка объявил что намерен писать к будущему моему начальнику (П.). 6) Я сказал мальчикам что заблудился и подсел к ним (Т.). 7) Я вышел из кибитки и требовал чтобы меня отвели к их начальнику (П.). Задание 4. Укажите номера предложений с косвенной речью. Расставьте знаки препинания.______________________________________________________________ 1) Я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы дал понюхать девочке и сказал что этой смолкой деревья лечатся (Пришв.). 2) По словам Дмитрия Сергеевича почти каждое растение содержит в себе или целебные или смертельные соки (Пауст.). 3) Он долго смотрел за окно вздохнул и сказал первый снег очень к лицу земле (Пауст.). 4) Куда ты держишь путь скажи на милость спросил я у речушки луговой (См.). 5) По старой морской привычке все миноносцы носили прозвища (Пауст.). 6) У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и качаясь шепчет шаловливо с добрым утром (Ес.). 7) Утверждают космонавты и мечтатели что на Марсе будут яблони цвести (Долм.). 8) Федор служил на заводе в старших механиках и как говорят про него мужики далеко в гору пошел (Ч.). 9) Наконец нам объявили чтоб мы перебрались на фрегат (Гонч.). 10) Мой прадед по словам отца был полковым писарем (Кор.). 11) Люди говорят что слишком большая любовь покоряет человека (Пауст.). 12) Недавно я узнал что Печорин возвращаясь из Персии умер (Л.). Задание 5. Укажите номера предложений, в которых верно расставлены знаки препинания._____________________________________________________________ 1) В.Г. Белинский писал о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: «Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени…» 2) «Но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину», - продолжал великий критик.
3) «Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная, - говорил Белинский о любимой героине Пушкина. – Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни». 4) «Большинство публики было крайне удивлено, - пишет критик, - как Онегин, получив письмо Татьяны, мог не влюбиться в нее». 5) «Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину жизни русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития», - отмечает критик, - «С этой точки зрения «Онегин» есть поэма историческая в полном смысле этого слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица». 6) Критик говорит о том, что главный герой выступает не как исключительная личность, а как обыкновенный человек и при этом замечает, «к числу великих заслуг Пушкина принадлежит и то, что он вывел из моды и чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо них просто людей». Задание 6. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью, вставьте пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.
Задание 7. Расставьте знаки препинания; определите, в каком предложении прямая речь стоит внутри слов автора; на полях составьте схему этого предложения.
Задание 8. Придумайте предложения, соответствующие следующим схемам: 1) «П, - а, - п.»____________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2) «П? – а. – П.»__________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3) «П! – а. – П.»___________________________________________________ ________________________________________________________________________ 4) А: «П.»________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 5) А: «П!»________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 6) А: «П?»_______________________________________________________ ________________________________________________________________________ 7) «П,» - а._______________________________________________________ ________________________________________________________________________ 8) «П!» - а._______________________________________________________ ________________________________________________________________________ 9) «П?» - а._______________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 9. Замените прямую речь косвенной. 1) «Самовар готов!» - крикнула мать (М.Г.)___________________________ ________________________________________________________________________ 2) – Кто это? – спросил я мальчишек. - Толя – капитан, - хором ответили они, - самый храбрый мальчик на всем берегу.__________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3) Наконец, после ужина, он, вскочив на ноги, заявил: «Ну, мне пора домой!» (М.Г.).___________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 4) «Вы нас не поняли, мамаша!» - тихо и ласково сказал Павел.__________ ________________________________________________________________________ 5) «Боялся, Федя?» - спросила мать (М.Г.).____________________________ ________________________________________________________________________ 6) «Это пустяки!» - ответила Софья, наливая себе еще кофе (М.Г.)________ ________________________________________________________________________ 7) «Очистить улицу!» - кричал офицер (М.Г.)._________________________ ________________________________________________________________________ 8) «Паша, что ты хочешь делать?» - спросила мать (М.Г.)._______________ ________________________________________________________________________ 9) Она тихо спросила: «Не спите, Андрюша?» (М.Г.).___________________ ________________________________________________________________________ 10) Офицер отскочил, раздраженно визжа: «Прекратить пение!» (М.Г.).____ ________________________________________________________________________ 11) «Портятся от этого цветы», - машинально заметила мать._____________ ________________________________________________________________________ 12) Скоро она заявила ему: «Глаза у меня слабеют, Андрюша!» (М.Г.)._____ ________________________________________________________________________ 13) «У вас есть деньги?»- спросил он у Ниловны, опуская глаза (М.Г.)._____ ________________________________________________________________________ 14) «Взять их!»- рявкнул старик, топнув в землю ногой (М.Г.).____________ ________________________________________________________________________ 15) «Да ты успокойся, мама!» - говорил Павел._________________________ ________________________________________________________________________ Задание 10. Найдите ошибки в предложениях с прямой речью и косвенной речью. Исправьте предложения и запишите. 1) Поэт твердо верил в будущее России: «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе.__________________________________ ________________________________________________________________________ 2) «Как ты со мной разговариваешь?» - сказала мама.___________________ ________________________________________________________________________ 3) Ребята рассказывали, что якобы кот рыжий и ворует все подряд._______ ________________________________________________________________________ 4) Учительница спросила у ученика, что ты любишь читать книги.________ ________________________________________________________________________ 5) Мальчик просил маму, что я очень прошу тебя отпустить погулять._____ ________________________________________________________________________ Задание 11. Определите способы цитирования. 1 вариант I. Найдите соответствия.
II. Измените способ введения цитаты по указанной схеме на полях.
III. Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужную букву, постройте схемы фраз с цитатой на полях.
Задание 12. Составьте предложения, включив в них следующие цитаты. Используйте разные способы цитирования. 1) Пушкин! Он и в лесах укроется; Лира выдаст его громким пением… (А. Дельвиг) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) «Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошел до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом». (А. Пушкин. «Воспоминания»). _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3) «Пушкин признавал высокую образованность первым, существенным качеством всякого истинного писателя в России». (П. Анненков. «Материалы для биографии А. Пушкина»). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4) «Если в «Руслане и Людмиле» Пушкин был исключительно поэтом, передавая верно и чисто внушения своей фантазии, то теперь является он поэтом философии, который в своей поэзии хочет выразить сомнения своего разума!» (И. Киревский. «Нечто о характере поэзии Пушкина»). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 7. Функциональные стили речи Задание 1. Определите, к какому стилю относится текст, обоснуйте свою точку зрения. Драма (от греч. drama – действие) – один из основных родов художественной литературы. Основная особенность драмы заключается в том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Определите, к какому стилю относится текст, обоснуйте свою точку зрения. Летом были у нас московские социологи, изучившие общественное мнение, или, как это теперь называется, «менталитет электората». Не уверен, что результаты этой социологической экспедиции повлияли на менталитет наших ведущих политиков. Судя по всему, те и другие живут каждый сам по себе и думают каждый свою думу. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Определите, к какому стилю относится текст, обоснуйте свою точку зрения. Ну чего ты сидишь такой грустный? Сессия, говоришь? Ну и что? Она все равно рано или поздно кончится. Пока ты еще не представляешь себе, где будешь «отходить» от экзаменов, я дам тебе дельный совет. Причем совершенно бесплатно, хотя так нынче не принято. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Определите, к какому стилю относится текст, обоснуйте свою точку зрения. Войдя в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!» Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах все были молодцы, все греческие полководцы, гравированные во весь рост. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 5. Определите, к какому стилю относится текст, обоснуйте свою точку зрения. Геометрия рассматривает пространственные соотношения и фигуры (формы) тел; при этом она выводит свои теоремы, абстрагируя их от конкретных предметов, т.е. она определяет соотношение между фигурами не в виде соотношения конкретных предметов, а как соотношения абстрактных тел. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 6. Определите, к какому стилю относится текст, обоснуйте свою точку зрения. Можно ли писать о тюльпанах в газете? Или цветы – это тема только для поэтов? Нет! Тема эта имеет важное значение для всех. Без цветов жизнь людей стала бы беднее. Цветы украшают парки и скверы, улицы, дома и квартиры людей, с цветами в дом приходит радость и красота. Только бережное отношение к цветам поможет сохранить их красоту, а также красоту городов и домов. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 7. Определите, к какому стилю относится текст, обоснуйте свою точку зрения. - Ну и гроза! Страшно к окну подходить. - Да, такой грозы давно не было. - Представляешь, в такую грозу очутиться в поле… - Да, врагу не пожелаю. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 8. Определите, к какому стилю относится текст, обоснуйте свою точку зрения. С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозцем, полотнища палатки, покрытые толстым слоем инея, чуть провисают, и трава седеет от первого утренника. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 9. Определите, к какому стилю относится текст, обоснуйте свою точку зрения. Декану факультета Соколовой Е.А. Студента 1 гр. Гребнева И.В. заявление. Прошу освободить меня от занятий с 10 октября по 10 ноября 2001 года в связи с отъездом домой для ухода за больной матерью. Справку лечащего врача о состоянии здоровья матери прилагаю. 8 октября 2001 г. (подпись) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 10. Определите, к какому стилю относится текст, обоснуйте свою точку зрения. Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом весело плескались волны, взбегавшие на пологий берег песчаной косы. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по русскому языку за II семестр. Вариант 1 Задание 1. В каком ряду расположены имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа? 1) Дружба, листва, облако, портмоне. 2) Молоко, любовь, сметана, бензин. 3) Учительство, краснота, чулок, семья. 4) Бегство, йогурт, планетарий, здание. Задание 2. В каком ряду словосочетаний все имена прилагательные относятся к разряду относительных? 1) Каменный забор, деревянная беседка, заячья душа. 2) Летний дом, тряпичная кукла, валютная операция. 3) Кольцевая дорога, рязанский картофель, прекрасные отношения. 4) Тюлевые занавески, пиратский диск, вдумчивый вопрос. 1) Два, второй, две пятых. 2) Сто тридцать седьмой, три вторых. 3) Девятнадцатый, двадцать шестой, третий. 4) Тридцать третий, двести два, шесть. Задание 4. В каком ряду все слова являются причастиями? 1) Оскалившийся, удержав, неожиданный. 2) Лечащий, нагретый, поевший. 3) Заплакано, ударивший, придержав. 4) Побывав, мытый, летающий. Задание 5. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной? Мы смотрели на певца, затаив дыхание. 1) Причастие. 2) Имя прилагательное. 3) Глагол. 4) Деепричастие. Задание 6. В каком предложении (за)то пишется раздельно? 1) Зайчонок неожиданно промелькнул и спрятался (за)то дерево. 2) Подъём на гору тяжёлый, (за)то вид открывается необыкновенный. 3) Приют наш мал, (за)то спокоен. 4) Он охотно давал читать книги, (за)то никогда не возвращал хозяину книги, им занятой. 1) Павел исчез за дверью так(же) внезапно, как и появился. 2) В школе я любил химию, интересовала меня так(же) и физика. 3) Так(же), как и вчера, с утра моросил дождь. 4) Меня так(же) мало радует твой выигрыш, как огорчает проигрыш. 1) Зима. Что делать нам в деревне? 2) Заря! Как звучно это слово. 3) Луна! Ты житель горных стран. 4) Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! 1) Теперь же, после половодья, это была река сажень в шесть. 2) Вдруг впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк. 3) Несмотря на плохую погоду, лыжные соревнования состоялись. 4) Внизу, в тени, шумел Дунай. Задание 10. В каком предложении нет вводных конструкций? (Знаки препинания не расставлены) 1) Дверь к моему удивлению оказалась незапертой и я зашёл в эту комнату. 2) Всё в этом доме казалось слаженным и обустроенным поэтому мы прекрасно чувствовали себя в незнакомой обстановке. 3) Мы долго кружились по просторному заливу и разумеется задумались. 4) Не было ничего чтобы по мнению бабушки не пригодилось в хозяйстве. Задание 11. Какой фрагмент предложения соответствует СПП с придаточным определительным? 1) «рассказал, как...» 2) «выглядел так, словно...» 3) «хотел, чтобы...» 4) «рассеянность, с какой он слушал... Задание 12. Какой фрагмент предложения соответствует СПП с придаточным цели? 1) «с увлечением читал, когда...» 2) «... пришёл туда, чтобы...! 3) «очень хотел, чтобы...» 4) «...долго болел, если...» Задание 13. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок? Дневные звёзды никогда не видны в небе () их затмевает солнце. 1) Запятая 2) Тире 3) Двоеточие 4) Точка с запятой Задание 14. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок? Василий резко нажал на тормоз () скорость не уменьшилась. 1) Тире 2) Двоеточие 3) Запятая 4) Точка с запятой Задание 15. Какое предложение соответствует схеме: «П», -а.? (Знаки препинания не расставлены) 1) Да благодарю вас сухо ответил он садясь вдали от нее и думая про себя даже говорить не умеет. 2) Я неожиданно подумал зачем это отец ходит ночью по саду. 3) Отец Василий поднял брови закурил пуская дым из носа потом сказал ну счастливо оставаться. 4) Конечно мне сейчас нелегко вздохнул старик. Задание 16. Какое предложение не соответствует схеме: □, и □.? (Знаки препинания не расставлены) 1) Зима ударила морозом по полям и лесам и закружила поземкой по дорогам. 2) Прошло несколько минут и лодка вышла под темные своды деревьев. 3) Луна зашла за тучу и берега не стало видно. 4) Кругом простиралось поле и только слева тянулся молодой лесок. Задание 17. Какой из вариантов постановки знаков препинания является правильным? (Знаки препинания не расставлены) Слышно было как гудели машины и разговаривали люди. 1),и, 2),и3)и,4) и Задание 18. Какой из вариантов постановки знаков препинания является правильным? (Знаки препинания не расставлены) Эти герои смело вступают в борьбу с препятствиями не боясь трудностей и закаляясь в борьбе растут. 1),и 2),и, 3)и, 4) и Задание 19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Тихая неподвижная речка (1) едва заметная (2) вся была скрыта под сплошной зеленью кувшинок (3) выставлявших наружу свои белые венчики. Задание 20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и что (3) если он протянет руку в окно (4) то с кустов посыплется роса.
Контрольная работа по русскому языку за II семестр. Вариант 2 Задание 1. В каком ряду расположены имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа? 1) Очки, брюки, джинсы, офицеры. 2) Ножницы, каникулы, времена, грязнули. 3) Именины, чернила, колготки, ворота. 4) Сани, сливки, жалюзи, училища. Задание 2. В каком ряду словосочетаний все имена прилагательные относятся к разряду качественных? 1) Каменное сердце, навязчивые вопросы, цементный завод. 2) Прерывистое дыхание, грязевой поток, городской парк. 3) Уютный уголок, кокетливый взгляд, эмалевая посуда. 4) Бесстрашный солдат, завистливый характер, зелёный луг. Задание 3. В каком ряду все имена числительные являются количественными? 1) Шестьдесят семь, две седьмых, семнадцатое. 2) Тридцать один, два, сто. 3) Восемьсот, девятнадцать, шестое. 4) Сто пятьдесят восемь, девяносто, шестнадцатый Задание 4. В каком ряду все слова являются причастиями? 1) Перевернув, лающий, невпопад. 2) Перепрыгнувший, несчастный, решив. 3) Затемнена, гонимый, улыбающийся. 4) Разделённый, расставаясь, увлекая. Задание 5. Какая морфологи ческая характеристика выделенного слова является правильной? Вообще я схожусь с людьми очень трудно. 1) Наречие. 2) Союз. 3) Прилагательное. 4) Причастие. Задание 6. В каком предложении то(же) пишется раздельно? 1) Мы то(же) идём на премьеру спектакля. 2) Я сочинял письмо и в то(же) время прислушивался к разговору родителей. 3) День то(же) не радовал, и днем было темно от туч. 4) Вы едете в деревню? Я то(же) думаю поехать туда. Задание 7. В каком предложении что(бы) пишется слитно? 1) Что(бы) он ни предлагал, к нему люди относились с недоверием. 2) Мы долго думали над тем, что(бы) ещё купить ребенку. 3) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. 4) Он не говорил о товарищах такого, что(бы) мало им навредить. Задание 8. В каком предложении есть обращение? 1) Зима! Из глубины твоих снегов встают, чернея, пни деревьев. 2) Русский характер! Поди-ка опиши его. 3) Чудо! Оно совершается в каждом листке. 4) Прощание! Скорбное слово! Задание 9. Какое предложение не осложнено обособленным определением? (Знаки препинания не расставлены) 1) Издалека едва слышна песня рыбаков заглушаемая неумолчным шумом волн. 2) Листва из-под ног выходит плотно слежалая и серая. 3) Равнина уже покрывшаяся первыми весенними цветами была прекрасна. 4) Угрюмо шмель гудит толкаясь по стеклу. Задание 10. В каком предложении нет вводных конструкций? 1) Ему нездоровилось однако он таки приехал чтобы проститься с друзьями. 2) Генерал казалось не слышал слов капитана но это впечатление было обманчивым. 3) Долга полярная ночь но к счастью и ей приходит конец. 4) Впрочем наша встреча происходила при весьма странных обстоятельствах. Задание 11. Какой фрагмент предложения соответствует СПП с придаточным изъяснительным? 1) «... обед, во время которого...» 2) «...Пушкин, чьи произведения...» 3) «высказал предположение, что...» 4) «... год, в который...» Задание 12. Какой фрагмент предложения соответствует СПП с придаточным сравнительным? 1) «... блестели, как будто...» 2) «... друг, ради которого...» 3) «...там, где...» 4) «...дед, чей дом...» Задание 13. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок? Знал бы твой адрес () давно бы навестил. 1) Двоеточие 2) Запятая 3) Тире 4) Точка с запятой Задание 14. Какой нужно поставить в предложении вместо скобок? Я твердо убежден в одном () вдохновение приходит во время работы. 1) Запятая 2) Двоеточие 3) Тире 4) Точка с запятой Задание 15. Какое предложение соответствует схеме: А:«П».? (Знаки препинания не расставлены) 1) Славная будет погода заметил я глядя на светлое небо. 2) Нет он не англичанин подумал Берлиоз. 3) Я скажу не надо рая дайте родину мою. 4) Золото золото падает с неба дети кричат и бегут за дождем. Задание 16. Какое предложение не соответствует схеме: □, и □? (Знаки препинания не расставлены) 1) Душно стало на террасе и я вышел на воздух освежиться. 2) Мне стало жаль ее и я поспешил переменить разговор. 3) Я хочу помочь тебе и собираюсь выехать вечерним поездом. 4) В деревне узнали о приезде гостей и уже в полдень в избу набрались люди. Задание 17. Какой из вариантов постановки знаков является правильным? (Знаки препинания не расставлены) Анфиса любила родителей и как это часто бывает в юности не могла представить себе жизнь без них. 1),и, 2),и 3) и, 4) и Задание 18. Какой из вариантов постановки знаков является правильным? (Знаки препинания не расставлены) Владимир присел у окна выходящего в цветущий сад и с наслаждением стал вдыхать ночные ароматы. 1),и 2),и, 3) и, 4) и Задание 19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Однажды вечером (1) возвращаясь домой (2) я нечаянно забрел в какую-то (3) будто заблудившуюся в лесу (4) незнакомую усадьбу. Задание 20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Небо (1) утомившись задень (2) быстро потемнело, и на нем ясно выступил (3) раньше вовсе не заметный (4) полукруг молодого месяца.
Список используемой литературы 1. Баранова, А.В. Русский язык[Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ А.В. Баранова. – М.: Высшая школа, 2007. – с.208 2. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку [Текст]: учебное пособие/ В.Ф. Греков. – М.: Просвещение, 2009.- 322с. 3. Власенков, А.И. Русский язык [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/А.И. Власенков. – М.: Просвещение, 2001.- с.246 4. Дудников, А.В. Русский язык [Текст]: учебник /А.В. Дудников. – М.: Высшая школа, 2009. – с. 301 5. Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой для учащихся 9-11 классов под редакцией профессора Н.Н. Алгазиной, М.: - Просвещение, 2008. – с. 215 6. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Авторы Г.М. Шипицына, С.С.Петровская, И.Н. Черников, М.: - Просвещение, 2008. – 231с.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |