Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л. Бетховен. Соната ор. 2 № 3, ч. IV




Было бы неправильным пытаться наделять каждое из созвучий первых двух тактов собственным тонально-функциональным значе­нием. Оно подавляется преобладающим влиянием линеарности (здесь, в частности, благодаря утроению тонов мелодии дублирующими со­звучиями). После оборота со вспомогательным аккордом следует це­лый пассаж проходящих — от с 2до с 3; это простое «утолщение» мелодии, приводящее к октавному замыканию и точному повторе­нию исходной позиции.

В этом примере открывается связь линеарных функций с глубин­ными процессами сложения развернутых гармонических структур. В такте 3 два аккорда S, имеющие ясное и точное чисто функцио­нальное объяснение, по существу также сводимы к формам линейно­го движения (вспомогательным на тяжелом времени), и только по­лукадансовая гармония такта 4 вполне самостоятельна. Если гармо­ния тактов 1-3 направляется вспомогательным и проходящим движением (энергией элементарных линейных неустоев, см. гла­ву 5), то основная гармония, по отношению к которой верхний пласт линеарен, сходна с органным пунктом — первичной формой гармо­нического устоя (см. главу 6). Таким образом, под слоями тонко выверенных гармонико-функциональных отношений подчас обнару­живаются более глубоко залегающие слои первичных гармонико-линеарных явлений.

Некоторые другие примеры: Бах, Бранденбургский концерт, I часть (см. в главе 5 пример ЗОВ); Чайковский, Струнная серена­да, «Элегия», начальные такты главной темы (там же, пример 30Б); 6-я симфония, I часть, побочная тема (тоника со вспомогательным, аккордом); «Пиковая дама», вступление (то же).

Линеарные функции отдельных тонов дают неаккордовые звуки. Внедряясь в состав аккордов, линеарные «мобили» (проходящие, вспомогательные и т. д.) порождают аккордовые диссонансы, явные и скрытые (мнимые). Линеарные функции проходящих и вспомога­тельных аккордов зарождают еще одно важное явление гармонии — имитацию модели. Структура обычных тональных аккордов в прин­ципе однотипна и основывается на всеобщей категории КК («консо­нанса консонансов», то есть консонантного ядра; см. главу 4) как

основы аккорда, с возможным присоединением к ней варьирующих его структуру диссонансов. Развитая же линеарность обнаруживает другой принцип, когда структура определяется не всеобщим прави­лом, а зависит от исходной (главной) для данного ряда аккордов модели; идущие после нее линеарные аккорды повторяют, имитиру­ют ее, что дает дублировки и параллелизмы. Начинаясь дублирую­щими параллельными секстами и терциями (Шопен, этюд ор. 25 gis-moll; Скрябин, этюд ор. 8, № 10 Des-dur), имитация модели при­водит не только к параллельным секстаккордам (пример 210), но и к имитированию практически любых употребительных в данном стиле аккордовых структур, порождая технику аккордовых рядов (об этом см. далее § 24), пример 211.

211 А С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини», вар. XVII

В - Там же, вар. X; редукция

Смешиваясь в любых пропорциях, оба принципа образования гармонии могут глубоко проникать друг в друга. Линеарная функ­ция проходящих может сплачивать гармонию на больших и даже огромных протяжениях, придавая ей энергию и динамику. В поздне-романтическом типе гармонии это встречается особенно часто —

212 С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини», вар. ХХII-ХХIII (схема)

в серединах, разработках, на участках больших эмоциональных нарастаний (далее это перенимается и новой гармонией XX в.), пример 212.

(Ср. также: Рахманинов, прелюдия F-dur, II часть; этюд-картина ор. 39 № 5 es-moll; Вагнер, «Закат богов», II акт, вступление, так­ты 13-27.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.