Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

A) С. Рахманинов. Прелюдия As-dur (редукция)




РАЗРАБОТКА АККОРДА. ВТОРИЧНЫЕ АККОРДЫ

Среди важнейших явлений линеарности есть еще одно, стоящее особняком, но по принципу противоположности связанное с неак­кордовыми звуками, — органный пункт. Напомним, что, с точки зрения линеарности, все неаккордовые — линии движущиеся,одна­ко в музыкальной ткани есть и линии неподвижные; именно такую линию представляет органный пункт. Общая черта всех линеарных явлений — созвучие разнофункциональных элементов. Разница в том, что принимать за основу, а что — за добавление: при неаккор­довых звуках аккорды — неподвижный элемент, а линия — движу­щийся, при органном пункте, наоборот, — линия неподвижна, а аккорды движутся. По отношению к неаккордовым звукам аккорд всегда есть нечто вроде органного пункта. Но при «утолщении» ли­нии до категории аккорда эти два рода «полифункциональных» яв­лений сближаются, попадая в конце концов в одну группу линеар­ных гармоний. Тем не менее органный пункт все же несколько обособляется от прочих видов линеарности.

«Педальные» функции линеарной гармонии проявляются (как и в обычном органном пункте) в двух планах — как полифункцио­нальные противопоставления мелодии (см. главную тему финала симфонии Гайдна D-dur № 104) и аккордовой последовательности (см. коду ариозо Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского). Для самого органного пункта такое подразделение значения не имеет, а Для линеарной гармонии разбираемого типа оно уже существенно. Рассмотрим пример 215.

Аккорды верхнего слоя в примере 215А по происхождению всего лишь неаккордовые звуки, берущиеся вместе с некоторыми

Б) С. Рахманинов. 3-й концерт для фортепиано с оркестром, ч. I (редукция)

аккордовыми. Однако получающиеся из этого аккорды (функцио­нальные спутники) уже отрываются от своей коренной основы (в осо­бенности когда они вступают в собственные кварто-квинтовые отно­шения, например f-moll и c-moll в такте 1) и приобретают самостоя­тельность, вполне сравнимую с относительной самостоятельностью аккордов на органном пункте; педальная функция аккорда при на­личии неаккордовых звуков в условиях достаточной протяженности вполне уподобляется при этом педальному аккорду.

Гармония примера 215Б происходит, наоборот, от органного пун­кта. Однако аккорды верхнего слоя обладают в подобных случаях ярко выраженной линеарной функцией проходящих (как если бы они были аккордами такого типа, как в верхнем слое примера). Линеарные явления, идущие от неаккордовых звуков и от органного

пункта, благодаря описанным тенденциям сближаются друг с дру­гом (как сталактиты и сталагмиты) и имеют своей целью слиться в единое линеарное явление.

В результате действия этих тенденций в романтической гармо­нии XIX в. возникает новое явление, которое можно назвать разра­боткой аккорда. Сущность приема состоит в том, что долго тянущий­ся аккорд становится источником гармонического последования по­средством разработки его (или иногда его частей) с помощью сложной системы неаккордовых звуков, линеарных аккордов, всевозможных фактурно-тембровых модификаций и т. д. Протянутость аккорда, рав­ная протяжению органного пункта, несомненно линеарный характер приема (неподвижная линия, как в органном пункте) и частое проти­воречие с тонами фигурационной разработки функционально анало­гичны органному пункту и позволяют поэтому включить разработку аккорда в число явлений гармонической линеарности.

Как многообразны фактурные формы неаккордовых звуков, так несходны друг с другом и формы разработки аккорда (см. при­мер 216А). В примере 216Б такты 3-4 показывают обогащение то­ники сразу обоими ее функциональными спутниками — верхним сверху и нижним снизу.

В своем роде классический образец разработки аккорда — вступ­ление фортепиано во II части 3-го концерта Рахманинова (Più mosso, ц. 25, такты 7-12): модулирующий аккорд Тр6 = °S6 превращен в большой модулирующий гармонический пассаж. (См. также: Рахма­нинов, 1-й концерт, I часть, вступление; Лист, соната h-moll, глав­ная тема — см. в главе 12 пример 283 — и проведения этих мотивов в связующей партии — в B-dur, g-moll, Es-dur.)

Из-за отсутствия в классической гармонии категории линеарных функций подобные образцы не обращают на себя внимания и кажут­ся всего лишь увеличением времени звучания гармонии. В действи­тельности протянутость гармонии есть выражение особой фонической

216 А - Ф. Лист. «Забытый вальс» № 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.