Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Агрессия – это




Основные понятия: «агрессия» и «агрессивность».

Как правило, все жалобы взрослых на агрессивного ребенка укладываются в следующее описание его поведения: дерется, причиняет боль другим детям, взрослым, угрожает.

Психологи же склонны разделять такие понятия, как агрессивное поведение ребенка в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления считаются личностной чертой).

Поясню это. Каждый ребенок, развиваясь, попадает в ситуации, в ходе которых испытывает желание наказать обидчика, использовать силу для решения своих проблем, высказать угрозу. В младенчестве дети бьют игрушками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка, при этом могут толкаться, кусаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще действия могут заменять на угрозы, ругательства, оскорбления либо сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Хотя при правильной реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и замениться более приемлемым в обществе. При неправильном отношении агрессивное поведение закрепится и станет характерным для ребенка, и тогда он вполне оправдает мнение окружающих о себе, как об агрессивном ребенке.

Итак, следует различать агрессивное поведение, которое может быть естественным для того или другого периода развития ребенка, или которое является ситуативным, и агрессивность как черту личности.

Следовательно, нужно определиться с понятиями «агрессия» и «агрессивность».

с одной стороны – биологически целесообразная форма поведения, которая способствует выживанию и адаптации,

с другой - мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.).

Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации. Психологически является одним из основных способов решения проблем, и выступает в качестве:

Средства достижения какой-либо цели:

· стремление привлечь к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

· ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает нужных деталей конструктора, мальчик кричит: "Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик");

· защита и месть (в ответ на "нападение" или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

· стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

· стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

1. Способа психологической разрядки (ребенок не выспался, мама по дороге в детский сад наругала, ребята в группе сломали любимую игрушку – чем не повод разозлиться и кого-нибудь обидеть, может легче станет);

3. Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении (каждый день ребенок слышит: «Так делать нельзя», «Не смей!». Если запреты звучат излишне категорично и их чересчур много, то ребенок может отреагировать на них гневом. Вам самим больше нравиться, когда вами командуют или когда к вам прислушиваются?).

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший человеку в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций.

Поэтому современные психологи выделяют позитивную и негативную агрессию. Позитивная агрессия обеспечивает человеку или группе людей возможность выживания, безопасности и развития. Если кто-то угрожает вам, то с ним нужно уметь вести себя твердо и уверенно, уметь дать отпор, и здесь может помочь умеренное чувство гнева и дозированная демонстрация агрессии. Это вовсе не означает, что нужно, испытывая гнев, постоянно проявлять его в активной агрессивной форме (нападение, угроза). Но если постоянно оставлять безнаказанным проявление враждебности других людей к вам, то это может привести к страданию, саморазрушению, психосоматическим заболеваниям. Умеренный гнев придает силы и уверенности, а небольшая доля злости позволяет выступить в свою защиту.

Если бы в человеке не было необходимой ему доли агрессивности, то не было бы в нем и инициативы, и воли к победе, и готовности к борьбе. Такой человек каждое препятствие воспринимал бы как непреодолимую преграду и предпочел бы в конечном итоге уйти из действительности в мир иллюзий, виртуальную реальность. Тем более, что форм ухода от действительности существует множество: это и "зависание" в Интернете, и "привыкание" к телевизору, не говоря уже об алкоголизме и наркомании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.