Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Барьеры творческого мышления




 

Изучение механизмов творческого процесса не может обойти вни­манием всевозможные препятствия, неизменно присутствующие в ка­ждом созидательном акте. По мнению Р. Грановской, сущность психо­логического барьера, мешающего творчеству, — в основанной на само­ограничении и преклонении перед авторитетами тенденции использо­вать известные штампы.

Творческое мышление, как его определяют американские психологи Г. Линдсей и К. Томпсон, есть мышление, направленное на открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей, поэтому человек должен научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направлять их по определенному руслу. По их мнению, развитию творческого мышления препятствуют пять барьеров:

• конформизм — основной барьер. Развивается уже в детском возрасте: если первые детские фантазии не находят поддержки у взрос­лых, развивается боязнь показаться смешным или глупым. По этой причине ребенок (а позже и взрослый) опасается высказывать необыч­ные, творческие идеи;

• внутренняя и внешняя цензура. Если люди боятся собственных идей, они склонны к пассивному реагированию на окружающее и даже не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Вспомните, как часто вы отказываетесь от чего-либо лишь потому, что не имеете соответствующего опыта (или прошлые попытки увенчались неуда­чей);

• ригидность (недостаточная подвижность, переключаемость. приспособляемость мышления по отношению к меняющимся требо­ваниям среды). Указанные авторы утверждают, что типичные учебные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют учить постановке и решению новых проблем, улуч­шать уже существующие решения;

• существенным препятствием оказывается и желание найти от­вет немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений, что и становится тормозом в развитии творческого начала;

• отсутствие критичности мышления, неспособность объективно оценивать плоды своего творчества.

А. Антонов выделяет следующие виды психологических барьеров.

• барьер оценки объекта изобретения, как не отвечающего обще­ственным потребностям;

• барьеры неверия в собственные силы (гиперсложность, боязнь авторитетов);

• «функционально-мыслительные» барьеры (стереотипность мышления);

• семантические барьеры [3].

Существенно снижает работоспособность креатора такой фактор, как недостаточная мотивация. Это может быть скудная сумма гонора­ра, жесткий диктат заказчика Относительно желаемого продукта. В та­ких ситуациях зачастую страдают дизайнеры и креаторы, пытающиеся угодить всем пожеланиям клиента. Хотя, с точки зрения «профессио­нальной чести» рекламиста, с диктаторами нужно проводить разъяс­нительную работу, выясняя цели его рекламы и объясняя композици­онные законы жанра.

Совершенно избежать психологических барьеров в процессе поис­ка идей, пожалуй, никому не удастся. Но с ними вполне возможно бо­роться. Знание собственных творческих преград уже вооружает на борьбу за свободу мысли. Одна из главных сложностей профессии креатора состоит в том, что бороться с перечисленными выше барьера­ми приходится самостоятельно. Более того, неспособность творческо­го сотрудника (независимо от типа препятствия) своевременно выда­вать креативный продукт относится на счет субъекта и даже восприни­мается как непрофессионализм.

Исходя из перечисленных систем барьеров творческого мышления общие требования запрограммированного творческого начала к от­дельной личности следующие:

• выделение необходимых и достаточных условий для решения проблемы;

• развитие способности отбрасывать прошлый опыт, получен­ный при решении подобных проблем;

• способность видеть многофункциональность вещи;

• способность соединять противоположные идеи из различных областей знания для решения проблемы —управлять ассоциациями;

• способность осознавать полярные идеи в данной области и ос­вобождаться от их влияния при решении конкретной проблемы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.