Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя политика Александра III




Александр Александрович Романов — второй из сыновей Александра II — появился на свет в феврале 1845 года и был назван в честь отца. Императорская семья была многодетной: у Алек­сандра II всего родилось семеро детей (из них шестеро сыновей), проблемы с наследниками не было. К царствованию готовился старший сын — Николай.

В 1865 г. царскую семью постигло горе. Цесаревич Николай, наследник престола, во время заграничного путешествия тяжело заболел и 12 апреля скончался. Наследником тотчас был объяв­лен Александр. Одновременно он получил чин генерал-майора.

Учение в детстве не слишком увлекало Александра. Изучение учебных предметов было для него трудным и мучительным делом, требующим огромных усилий.

Поскольку Александр к царствованию не готовился, теперь ему предстояло срочно устранить образовавшиеся в учении пробелы.

Курс истории Александру читал известный русский историк С. М. Соловьев, законоведение — К. П. Победоносцев, экономические знания передавал Н. X. Бунге. Эти занятия не прошли бес­следно: уже будучи взрослым человеком, Александр, продолжая питать любовь к военному делу, увлекался историей. Им будет собрана и впоследствии передана Историческому музею его личная коллекция. У С. М. Соловьева он перенял и навсегда усвоил мысль о необходимости для России сильной центральной власти. Что касается экономики, то Александр в период царствования бу­дет назначать на ключевые экономические должности только профессионалов. Однако наиболь­шим влиянием на царя пользовался его учитель (в будущем обер-прокурор Святейшего Синода) К. П. Победоносцев. При довольно скромных интеллектуальных способностях Александр отли­чался искренностью и честностью, был прямолинеен, добр и отзывчив, постоянно чувствовал свою ответственность перед другими. Упорный и твердый, он тем не менее производил впечатление очень спокойного, даже апатичного и медлительного человека. Будущий царь был лишен чувства юмора и не отличался отменными манерами.

В 1866 г. Александр вступил в брак с датской принцессой Дагмарой (при крещении полу­чившей имя Мария Федоровна). Этот брак оказался счастливым, Александр стал примерным семьянином — любящим мужем и заботливым отцом. В семье всегда царила атмосфера уюта и взаимопонимания, а рождение детей воспринималось как самая большая радость (у Александра III и Марии Федоровны родилось три сына и две дочери).

В течение пятнадцати лет Александр являлся наследником престола, и за этот период сфор­мировались его взгляды на будущее страны. В отличие от своего отца-реформатора, Александр более тяготел к идее патриархально-попечительной власти самодержца, единения царя с народом, национальной самобытности, т.е. занимал охранительную позицию. В период реформ, в разрез со взглядами отца, он отстаивал феодальную модель организации армии; в крепостнической системе искал позитивные черты; в момент проведения отцом судебной реформы уже вынашивал планы ее пересмотра в дальнейшем.

Цесаревич принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Командуя Рущукским отрядом в составе Дунайской армии, он провел на фронте почти всю кампанию.

На фронте Александр увидел истинное лицо войны: боль, страдания, смерть. Эта война унес­ла на его глазах жизнь двоюродного брата. Впоследствии, будучи императором, Александр язы­ку орудий будет предпочитать язык дипломатии, испытывая отвращение к войне. В сознании современников он будет ассоциироваться с миротворцем, и это при том, что увлечение с детства военным делом Александр пронес через всю свою жизнь. Он прекрасно чувствовал себя в среде во­енных, с офицерами держался просто и демократично, производил впечатление человека искрен­него, простого и верного своему слову. У Александра было много преданных друзей; открытость характера, способность сопереживать, стремление быть полезным способствовали уважительному отношению к нему многих людей.

День 1 марта 1881 г. стал настоящей трагедией для Александра. На его глазах в Зимнем двор­це в мучительной агонии скончался его отец — Александр II. Покушение на отца произвело на Александра ужасающее и неизгладимое впечатление.

Александр никогда не ставил под сомнение необходимость сохранения самодержавия. Алек­сандру было известно, то его отец благосклонно отнесся к проекту М. Т. Лорис-Меликова и соби­рался его подписать. Если бы проект был подписан царем, перед Россией отчетливо вырисовывал­ся бы конституционный путь развития, без конфронтации власти и общества.

К. П. Победоносцев доказывал новому царю пагубность представленного проекта. Он считал, что предложения Лорис-Меликова чужды российским обычаям, подрывают основы самодержа­вия. Александр III твердо решил не допускать ограничения единовластия. Проект был отклонен, а сам М. Т. Лорис-Меликов ушел в отставку. От должностей царь освободил ярких либеральных деятелей предыдущего царствования: из Министерства финансов ушел А. А. Абаза; прекратил руководство военным ведомством возглавлявший его в течение 20-ти лет Д. А. Милютин; был отстранен от многочисленных государственных обязанностей великий князь Константин Никола­евич; получил отставку председатель Комитета министров П. А. Валуев, западник по убеждениям и программе. В течение первого года царствования Александр сформировал круг ближайших сподвижников. Особое место в окружении царя отводилось К. П. Победоносцеву.

При Александре III этот обер-прокурор Святейшего Синода играл роль премьер-министра — случай, не имевший аналогов в истории XVIII-XIX вв.

Несмотря на поставленную главную цель — охранять самодержавие от любых попыток его свержения или ограничения, Александр III, однако, не решался сразу менять политический курс. Были предприняты попытки решения крестьянского вопроса.

Отмена крепостного права в 1861 г. не улучшила коренным образом положение крестьянства, благосостояние которого оставалось низким. Причины тому были и низкая урожайность крестьянс­ких хозяйств, и тяжесть податей, особенно выкупных платежей, и малоземелье крестьян в централь­ных районах России. Игнорировать эту проблему правительство не могло. И в начале 1880-х гг. было произведено понижение выкупных платежей и переход к обязательному выкупу, а также приняты законы о переселении крестьян и поэтапная отмена подушной подати. Эти меры явились продолже­нием реформаторского процесса 1860-х гг.

Законом от 1881 г. об обязательном выкупе крестьянами земельных наделов прекращалось временнообязанное состояние крестьян. Понижение выкупных платежей должно было способс­твовать улучшению экономического положения крестьян. В 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк. Он должен был содействовать крестьянам в покупке частновладенческих зе­мель, предоставляя для этого денежные кредиты. Этой мерой правительство стремилось смягчить малоземелье крестьян.

В течение 1883-1885 гг. была сначала понижена, а затем и вовсе отменена подушная подать с крестьян.

В 1889 г. были изданы правила о порядке переселения малоземельных и безземельных крес­тьян за Урал.

Одновременно правительство принимает ряд мер, направленных на поддержку помещичьего землевладения. Учрежденный в 1885 г. Дворянский банк давал помещикам под залог их земель ссуды на льготных условиях. Продолжала сохраняться и даже укрепляться крестьянская община: именно в ней консервативные круги видели залог социальной стабильности. Поэтому был принят ряд законов, направленных на сохранение и поддержку крестьянской поземельной общины.

Если по положению 1861 г. крестьяне, внеся свою долю выкупной суммы, могли распоряжать­ся своими наделами, то закон 1893 г. запрещал продажу и залог крестьянских наделов.

В 1880-х гг. было положено начало рабочего законодательства. В 1882 г. был издан закон, запрещавший труд детей до 12-летнего возраста. Рабочий день малолетних (возраст от 12 до

15 лет) ограничивался 8-ю часами.

Вводилась специальная фабричная инспекция для надзора за исполнением закона. В 1885 г. был запрещен ночной труд для женщин и несовершеннолетних.

В 1886 г. вышел закон о взаимоотношениях предпринимателей с рабочими. Закон ограничи­вал размер штрафов и содержал категоричное требование, чтобы все взыскания, налагаемые на рабочих, поступали в специальный фонд, расходуемый на пособия самим рабочим. Вводились спе­циальные расчетные книжки, в которых фиксировались условия найма рабочего. Одновременно закон предусматривал суровую ответственность рабочих за участие в стачках.

Таким образом, реформаторская деятельность в сфере экономической жизни страны в годы правления Александра III была продолжена. Что касается социально-политической и культурной сфер, то здесь император неукоснительно следовал задаче сохранения основ самодержавия. И если в первые годы правления политика Александра III носила довольно смешанный и осторожный характер, то начиная с 1883 г. реакционный курс окончательно восторжествовал. Тогда на место министра внутренних дел Н. П. Игнатьева (во многом продолжавшего политику М. Т. Лорис-Ме- ликова) был назначен Д. А. Толстой, а министром народного просвещения стал И. И. Делянов.

В 1881 г. было принято «Положение о мерах к охранению государственного порядка и обще­ственного спокойствия». Этот закон, направленный прежде всего на борьбу с террором народо­вольцев, увеличивал штат жандармов, вводил политический сыск и провокаторство, ограничивал гласность судопроизводства по политическим делам.

В дни столетнего юбилея Жалованной грамоты дворянству был издан манифест (1885 г.), в котором император выразил пожелание сохранения за дворянством приоритетного места в об­ществе.

В 1886 г. Д. А. Толстой (тогда министр внутренних дел и шеф жандармов) представил Алек­сандру III доклад, в котором в шести пунктах излагалась программа пересмотра реформ Алек­сандра II. Царь программу одобрил и с 1889 г. начал ее осуществлять, введя институт земских участковых начальников (заменяли мировых посредников, назначались из дворян и должны были рассматривать вопрос самоуправления крестьян и решать земельные вопросы). В 1890 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», усиливавшее позиции дворян как наиболее «благонадежной» категории населения в земствах. Изменение «Положения о земствах», в свою очередь, повлекло за собой утверждение нового Городового положения (огра­ничивался круг городских избирателей в пользу наиболее состоятельной части населения).

Была предпринята попытка внести серьезные изменения в судебные уставы. Александру ка­залось, что судебная реформа ограничивала судебную власть царя. Но из всего задуманного был лишь изменен ценз присяжных заседателей в пользу дворянского сословия и часть дел изъята из ведения суда присяжных.

По существу, Александр III пытался восстановить утраченное дворянско-сословное первенство в различных сферах жизнедеятельности общества, ограничить земско-либеральные выборные на­чала и укрепить самодержавную власть.

Новые «Временные правила о печати» (1882 г.) усиливали репрессивные меры против печати. Любое периодическое издание, признанное «вредным для общества», могло быть закрыто навсег­да. Новый университетский устав, введенный в 1884 г., упразднил университетскую автономию. Плата студентов за обучение увеличилась в два раза — с 50 до 100 руб. в год.

Под давлением Д. А. Толстого новый министр просвещения И. Д. Делянов издал 5 июня 1887 г. циркуляр, известный как «о кухаркиных детях». Это распоряжение всячески затрудняло поступ­ление в гимназии детей низших сословий. Повышалась плата за обучение. В гимназиях увели­чивалось количество уроков, отведенных на изучение религиозных предметов и классических языков.

В контрреформах в области образования активно участвовал и К. П. Победоносцев. Он вы­ступил против земских школ, считая, что знания, которые в них получают дети крестьян, им совершенно не нужны. При этом Победоносцев настаивал на повышении количества и усилении роли церковно-приходских школ, обязав их насаждать в каждом церковном приходе.

Настоял Победоносцев и на закрытии в 1886 г. Высших женских курсов. В те же 1880-е годы в России впервые была произведена «чистка» библиотек, в ходе которой более 100 наименований различного рода изданий, ранее разрешенных цезурой, теперь были изъяты из библиотечных хранилищ и фондов.

Современные историки по-разному оценивают политические мероприятия Александра III. Так, А. Ю. Полунов считает, что «мероприятия 1880-1890-х гг. были попыткой вернуться в прошлое, восстановить многие из дореформенных принципов».

Несколько иной вывод делает А. Н. Боханов, по мнению которого применительно к царство­ванию Александра III уместно говорить не о «контрреформах», а о корректировании государс­твенного курса. Дело не в том, что император хотел механически вернуться назад, а в том, что политика 1860-х гг. слишком «забежала вперед».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.