Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Орфографические нормы




Вопросы для самоконтроля

Дополнительная

Основная

1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Черняк. –М., 2007.

2. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика. - Курск, 2010. (Электр.).

 

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура

речи. - РАГС, 2010.

2. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

3. Рубцова Е.В. Пособие по русскому языку и культуре речи для студентов факультета клинической психологии и социальной работы 1 года обучения.- Курск, 2009.

4. Ковынева И.А. Голофразис как потенциальный способ русского словообразования. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 2008.

6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М., 2008.

7. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Прудкина, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

8. Головин Б.Н. Основы хорошей речи.- М., Высшая школа, 2005.

9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., Высшая

школа, 2003.

10. Русский язык и культура речи: учеб. для студентов учеб. заведений/ под ред. В.И.Максимова. - М.: Гардарика, 2009.

11. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики / Материалы Международной научно-практической конференции
(6-7 апреля 2011 г.) / В авторской редакции. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России, 2011. – [Электронное издание].

 

1. Каково назначение знаков препинания?

2. Назовите разделительные и выделительные знаки препинания.

3. Когда могут встречаться случаи стыков знаков препинания?

4. Назовите «правило двух запятых»?

 

2. Контроль и коррекция исходного уровня знаний (входной контроль):

· Упражнения 6-8 из Пособия по русскому языку и культуре речи. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика/ Учебно-методическое пособие. - Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010. - 80с.

· Моделирование речевого высказывания. Докажите правильность высказываний (на выбор):

Н.М. Шанский: «Как орфография требует соблюдения единых правил произношения, так и орфография требует соблюдения единых правил правописания всеми пишущими на русском языке. Соблюдение этих правил облегчает письменное общение, ибо если письмо орфографически неграмотно, читающий обращает внимание на то, как написано, а не на то, что написано. Орфографически неграмотное письмо затрудняет процесс чтения, а следовательно, и понимания текста.»

В.П. Шереметевский: «Орфография слова есть биография слова».

· Реферативные сообщения:

ü Особенности публицистического стиля речи.

ü Особенности художественного стиля речи.

ü Особенности научного стиля.

 

Задание 1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1. Без..ружный, тв..рец, р..скошный

2. Г..ловной, исп..кла, расст..яние.

3. Из..гнулась, пл..нил, непок..рённый.

4. П..тьсот, бл..жайший, пр..пускной.

 

Задание 2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная корня?

1. П..ссимизм, прост..рается, г..товность.

2. П..следний, б..лерина, с..поги.

3. М..ханик, обн..ружить, т..вары.

4. Нач..наешь, ок..ймляет, ос..зание.

 

Задание 3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?

1. Усм..ряет, подн..мается, прик..сался.

2. Пол..жение, бл..снуть, словосоч..тание.

3. Приск..кал, бл..годарный, нач..нающий.

4. Р..внодушный, сд..ржался, пл..вцы.

Задание 4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. Оз..рилась, раств..рилась, обр..мление.

2. См..тение, просв..щённый, пон..ли.

3. Нем..нуемо, с..реневый, су..тливый.

4. Отр..слевой, об..яние, к..нал.

 

Задание 5. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1. Просв..рлил, св..рель, ф..лософ.

2. Угн..татели, т..ски, вел..чина.

3. Пров..нился, заж..гательно, в..сок.

4. Ц..клон, ул..тучился, сп..раль.

 

Задание 6. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1. В..рсистый, др..гоценный, р..вняется.

2. Прик..сновение, взр..леющий, оп..здание.

3. Гр..мадный, п..льто, преод..ление.

4. Вообр..жение, пл..вучий, сг..рели.

 

Задание 7. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1. Др..безжание, обр..тает, изв..щение.

2. Пост..пенно, экстр..мальный, соз..дание.

3. См..ркается, м..нувшее, подж..дает.

4. Ог..бает, об..тает, изв..ваются.

3. Методические рекомендации студентам по выполнению заданий: выполняя предложенные задания, в случае затруднений обращайтесь к «Справочнику по правописанию, произношению и литературному редактированию» Розенталя Д.Э, Джанджаковой Е.В. и Кабановой Н.П.

4. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы:

1. Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятой.

1) Испещренное морщинами лицо старика замерло в выражении томительной тоски.

2) По бирюзовому небосклону высокому и прозрачно-нежному поднимался золотистый шар солнца.

3) Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.

4) По степи густо заросшей травой лошади шли медленно.

5) У околицы горит распахнутое в звезды окошко.

 

2. Отметьте номера предложений, где приложения выделяются запятой.

1) Кого можно найти несчастнее нас бедных беженцев?

2) Я с трудом узнал их своих старых соседей по даче.

3) Великий русский полководец М.И. Кутузов похоронен в Петербурге в Казанском соборе.

4) Лось этот лесной великан способен преодолевать значительные расстояния.

 

3. Отметьте номера предложений с обособленными обстоятельствами.

1) В таких ситуациях следует поступать исходя из здравого смысла.

2) В окно весело играя заглядывал солнечный луч.

3) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

4) Отвернувшись он стал смотреть на другой берег.

5) Князь говорил мне, что он тоже будет работать и что заработав денег мы поплывем до Батума.

 

4.Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

1) Сухой… горячий ветер нес расклеенный воздух.

2) Иней подолгу лежал и на скатах крыш… и у колодца, и на перилах балкона.

3) Без образования люди… и грубы, и бедны, и несчастны.

4) На другой день ни свет… ни заря Лиза уже проснулась.

5) Мне представили этого молодого… темноволосого юношу.

 

5. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

1) Майор, не зная… что делать, побежал к реке.

2) Музыканты проявили огромное упорство, особенно… когда пришлось отстаивать программу концерта.

3) У него так много русских и иностранных орденов, что… когда ему приходится надевать их, то студенты величают его иконостасом.

4) Он не знал, как… чтобы не слишком встревожить больного, приступить к делу.

5) Нам нужно знать… не изменили ли вы своего мнения.

 

6. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

1) Ты угадал… моя любовь такая, что даже ты не мог ее убить.

2) В этой комнате всегда есть солнце… и утром, и во второй половине дня.

3) И старичок, и я… мы оба веселились.

4) Она не походила на необыкновенных русских барышень… на ней лежал какой-то особый отпечаток.

5) Служить бы рад… прислуживаться тошно.

 

7. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

1) Жизнь… прекрасна и удивительна.

2) Скупые… словно пчелы: мед собирают, а сами умирают.

3) Элен красива внешне, а княжна Марья… внутренне.

4) Радоваться успехам другого… это прекрасное человеческое качество.

5) Слово… одно из дел человеческих.

 

8. Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

Мы завтракали быстро…(1) словно боясь опоздать куда-то…(2) но…(3) когда вышли на крыльцо…(4) то долго не двигались с места… (5) подставляя солнцу лица.

 

9. Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

Кроме общего призвания жизни, которое состояло в служении царю и отечеству, у него всегда была поставлена какая-нибудь цель…(1) и…(2) как бы ничтожна она ни была…(3) он отдавался ей весь…(4) и жил только для нее до тех пор…(5) пока не достигал ее.

 

10. Отметьте номера предложений, где пропущена запятая.

1) Звезды живые цветы неба, горели над нами.

2) Ты Волга, русская река, легла врагу преградой.

3) После отъезда Пушкина из Михайловского книги пришлось вывозить на нескольких телегах.

4) Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром, разгоралось со стоном и свистом.

5) Какой-то холодный круг, то суживаясь, то расширяясь сжимал его голову.

 

11. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

1) Закуковала кукушка… сей ячмень.

2) Она как собака на сене… сама не ест и другим не дает.

3) Тоски бессонных ночей, сладких и горьких слез… ничего не испытал он.

4) Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает… и человек, и зверь, и птица.

5) Я прислушался… донесся звук вечернего поезда.

5. Самостоятельная работа студентов:

Задание 1. Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятой.

1) Его пригласили в техникум как лектора.

2) Явился ты, защитник поздно, и ей как мне ты не судья.

3) Они не думали о завтрашнем дне, одним словом, жили как птицы небесные.

4) Как писатель-либерал Тургенев в своих произведениях стремился в своих произведениях вызвать сочувствие к крестьянству.

5) Я долго смотрел как тлели угли костра.

 

Задание 2. Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятой.

1) Между станциями приблизительно двадцать километров.

2) Ваше предложение может быть принято на определенных условиях.

3) Откровенно говоря я вижу его впервые.

4) Это впрочем случилось уже в пору его учебы.

 

Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

1) Рассказ он прочел великолепно… и успех имел грандиозный.

2) Небо было темное… и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.

3) Становилось жарко… и я поспешил домой.

4) Погода была тихая… и пруд словно заснул.

5) Охотник от холода переминался с ноги на ногу… и, чтобы согреться, хлопал себя руками по бокам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.