Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки




Дополнительная

Основная

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ № 6

ТЕМА: Графика и орфография. Принципы русской орфографии. Основные типы орфограмм.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Владение орфографическими нормами является общеобязательным условием грамотности любого специалиста.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Сформировать систему знаний по орфографии. Закрепить владение нормами правописания различных частей речи.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: игровая процедура, лингвистическая задача, развитие лингвистической догадки, развитие орфографической зоркости, синтаксическое моделирование, ролевая игра, соревнование.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Принципы русской орфографии.

2. Основные типы орфограмм:

а) употребление гласных букв о/е после шипящих и ц

б) употребление Ъ и Ь

в) правописание корней

г) непроизносимые согласные

д) непроверяемые и удвоенные согласные

е) правописание приставок

ж) правописание суффиксов различных частей речи

з) правописание личных окончаний глаголов

и) правописание наречий

к) правописание предлогов.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Черняк. –М., 2007.

2. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика. - Курск, 2010. (Электр.).

 

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура

речи. - РАГС, 2010.

2. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

3. Рубцова Е.В. Пособие по русскому языку и культуре речи для студентов факультета клинической психологии и социальной работы 1 года обучения.- Курск, 2009.

4. Ковынева И.А. Голофразис как потенциальный способ русского словообразования. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 2008.

6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М., 2008.

7. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Прудкина, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

8. Головин Б.Н. Основы хорошей речи.- М., Высшая школа, 2005.

9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., Высшая

школа, 2003.

10. Русский язык и культура речи: учеб. для студентов учеб. заведений/ под ред. В.И.Максимова. - М.: Гардарика, 2009.

11. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики / Материалы Международной научно-практической конференции
(6-7 апреля 2011 г.) / В авторской редакции. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России, 2011. – [Электронное издание].

1. Каков основной принцип русской орфографии?

2. Какие слова пишутся с прописной буквы?

3. Каковы основные правила переноса слов?

 

2. Контроль и коррекция исходного уровня знаний (входной контроль):

· Упражнения 12 из Пособия по русскому языку и культуре речи.

Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика/ Учебно-методическое пособие. - Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010. - 80с.

· Профессиональный модуль. Грамматика. Стр. из учебника Русский язык и культура речи для медицинских вузов / Е.В. Орлова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 252 – 270.

· Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Назовите изученные орфограммы:

Можно ли л…чить цветом?

Цвет окружа…т нас (по)всюду и мы сч…таем это само собой разумеющ…мся. Мы любу…мся радугой на небе, в…лшебной игрой …гней северн… с…яния. А цвета – это вид…мая ч…сть электр…магнитного спектра.

Ист…рические ис(сс)ледования п…казывают что цвет в л…чебных целях и…пользовали во многих культурах. Сущ…ству…т теория, что атланты (ж…тели Атлантиды) строили лечебные дв…рцы, в которых куполо…бразные п…толки были с/зделаны из соед…нён(нн)ых кристалл/лов. Они р…ссеивали свет разл…гая его на сост…вляющие цвета. Эти цвета и…пользовались для лечения б…лезней, род…всп…м…жения, псих…логической помощи, а так(же) как п…ддержка душе при п…р…ходе из этой ж…зни в следующ…ю жизнь.

Арх…ологи открыли, что у ег…птян в их храмах существовали индивидуальные лечебные комн…ты, построен(нн)ые таким образом, что в каждую п…падал только один луч… света из цветов… спектра. Считает…ся, что тем, кто пр…ходил в храм лечит…ся, сначала ставили «цветовой диагно… », а за(тем) помещали в комнату с лучом предписанного ему цвета.

В Индии – стране, напоен(нн)ой цветом, до сих пор в терапии сам…цветами пр…меняют цвет. Индийские минерал…терапевты верят, что самоцветы …вляются хр…нилищами к…смического цвета и что всё сущее с…стоит из семи лучей которые являют собой перво…данные силы природы.

Интересно, что пионеры алл(л)опатической м…д…цины в своей практике пр…меняли цвет. Одним из (на)иболее извес…ных был Гиппократ (460 – 370 до н.э.) – греческий врач которого сч…тают отцом м…д…цины и автором клятвы которую д…ют буду(ю)щие врачи получ…я диплом (клятва Гиппократа).

В начале XIX ст…летия в результат… открытия новых лекарстве(н)нных средств и успехов в области хирургии а(л)ллопатическая медицина вытеснила цветотерапию.

(По статье П. Виллс «Лечение цветом»)

 

3. Методические советы по проведению занятия: выполняя предложенные задания, обратитесь к материалам лекции, орфографическим словарям, электронным версиям словарей, учебнику Е.В. Орловой «Русский язык для медицинских вузов» и пособию И.А. Ковынёвой и Е.В. Рубцовой «Культура речевого общения: теория и практика».

 

4. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы:

1. Отметьте номера слов, в корне которых пишется гласная О:

1) уг…реть, 2) вск…кивать, 3) вск…чить, 4) оз…ренный, 5) соприк…саться, 6) распол…гаться, 7) обувь пром…кает, 8) мы вым…кли, 9) пл..вец,

10) зар…вняли участок, 11) нар…щение, 12) выр…сший, 13) водор…сли.

 

2. Oтметьте номера слов, в которых пишется гласнаяЁ.

1) крыж…венный, 2) ретуш…р, 3) коммивояж…р, 4) ж…ванный,

5) кош…лка, 6) переж…г утюг,7) прож…г брюки, 8) маж…рный, 9) стаж…р, 10)копч…ный, 11) зайч…нок,12) смеш…н, 13) корч…вка, 14) прич…м,

15) деньж…нки, 16) туш…нка, 17) сгущ…нка, 18) пораж…н.

 

3. Отметьте номера слов, в которых пишется гласная Э.

1) ре…стр, 2) ст…нд, 3) ма…стро, 4) стату…тка, 5) ди…з, 6) м…рия,

7) ад…кватный, 8) эст…т.

 

4. Отметьте номера слов, в которых пишутся двойные согласные.

1) вож…и, 2) дрож…и, 3) жуж…ать, 4) ап…етит, 5) ил…юминация,

6) ок…упация, 7) ок…упант, 8) гал…ерея, 9) ком…ентарий, 10) програм…а, 11) кристал…, 12) кристал…ьный, 13) артил…ерия, 14) кавал…ерия,

15) режис…ёр, 16) привил…егия.

 

5. Отметьте номера слов, в которых пропущены непроизносимые согласные.

1) ус…ный, 2) грус…ный, 3) горес…ный, 4) доблес…ный, 5) почтам…т,

6) инци…дент, 7) мес…ный, 8) ненас…ный, 9) окрес…ность,

10) прелес…ный,11) ровес…ник, 12) сверс…ник, 13) весну…шчатый,

14) воен…обязанный, 15) преце…дент.

 

6. Отметьте номера слов, в которых пишется Ъ.

1) пред…юбилейный, 2) ин…екция, 3) кон…юнктура, 4) двух…ярусный,

5) компан…он, 6) бар…ер, 7) суб...ективный, 8) видеос…ёмка.

 

7. Отметьте номера слов, в которых пишется приставка ПРЕ-.

1) пр…вратник, 2) пр…вратный, 3) пр…одолеть, 4) пр…украсить,

5) пр…умножить (несколько увеличить), 6) непр…ложный,

7) пр…имущество, 8) непр…ступный, 9) пр…ручать, 10) пр…старелый,

11) поезд пр…бывает, 12) пр…бывание в городе, 13) пр…открыть,

14) пр…оритет, 15) пр…больно, пр…умножить (значительно увеличить).

 

8. Отметьте дефисное написание сложных слов.

1) гори(цвет), 2) перекати(поле), 3) Иван(да)Марья, 4) унтер(офицер),

5) экс(чемпион), 6) сорви(голова), 7) электро(свето)водолечебница,

8) социал(демократ), 9)(гори)хвостка,10) киловатт(час), 11) вело(мотогонки), 12) витамин(содержащий), 13) вице(мисс), 14) вице (консул), 15) аван(порт).

 

9. Отметьте дефисное написание сложных слов.

1) западно(сахалинское)побережье, 2) Западно(Сахалинские)горы,

3) жаро(понижающий) компресс, 4) двадцати(четырёхгранник),

5) чугунно (литейный) цех, 6) военно(административный),

7) механико(математический), 8) быстро(растворимый),

9) морально(устойчивый), 10) общественно(опасный),

11) южно (уральская растительность), 13) научно(медецинский), 14) архитектурно (проектный), 15) вагонно(паровозный), 16) машино(строительный), 17) вагонно(ремонтный),

18) военно(морской), 19) военно (обязанный), 20) жюль(верновский).

 

10. Отметьте слитное написание слов.

1) пол(игры), 2) пол(литра), 3) пол(восьмого) 4) пол(Грузии), 5) пол(листа),

6) пол(литровка), 7) пол(оборота), 8) полу(верста), 9) полу(шубок),

10) полу(сфера), 11) пол(бутылки), 12) пол(беды), 13) пол(чайной ложки),

14) полу(подвал), 15) пол(апельсина).

 

11. Отметьте номера слов, в которых пишется Н.

1) бережен…ый, 2) берестян…ой, 3) бешен…ый, 4) вербован…ый,

5) верчен…ый мальчонка, 6) резко верчен…ый, 7) гладкокрашен…ый,

8) гружен…ый вагон, 9) гружен…ый цементом, 10) доглажен…ый,

11) драный-предран…ый, 12) она избалован…а,

13) избалован…а родителями

 

12. Отметьте слитное написание наречий.

1) говорить в (открытую), 2) закрыть дверь на (глухо), 3) сказал с (горяча),

4) шли по (двое), 5) умножить на(два), 6) увеличить в (двое), 7) сложить в (четверо), 8) наесться до(сыта), 9) курить в (затяжку),10) испугаться на(смерть), 11) бороться не на(жизнь), а на(смерть), 12) от(роду) не видел, 14) 20 лет от(роду), 14) идёт на(встречу) друзей, 15) идёт мне на(встречу), 16) с(боку) на (бок), 17) точь (в)точь, 18) с (разгона), 19) с(роду).

 

13. Отметьте слитное написание предлогов.

1) имейте это в(виду), 2) в(виду)неприятностей, 3) в(заключение) он отметил, 4) в(заключении) было указано, 5) в(следствие)были внесены коррективы,

6) в(следствие)непогоды, 7) в(виде)шара, 8) в(продолжение)получаса,

9) в(течение)полутора месяцев, 10) на(сколько)больше суммы.

5. Самостоятельная работа студентов:

Задание 1. Отметьте номера слов, в которых пишется Н. При затруднении обращайтесь к «Орфографическому словарю русского языка».

 

1.неждан…о-негадн…о,

2.долгождан…ый,

3.немощен…ый,

4.великомучен…к,

5. бессон…ица,

6. вишен…ик,

7. воспитан…ик,

8. придан…ое,

9. беспридан…ица,

10. мадон…а,

11. она ограничен…а,

12. местность ограничен…а горами.

 

Задание 2. Отметьте номера слов, в суффиксах которых пишется гласная А (Я).

1) навеш…нное бельё, 2)подстрел…нный олень, 3)расстрел…нные предатели, 4) замеш…нное тесто, 5) насто…нный чай, 6) удосто…нный наградой, 7) подвеш…нные флажки, 8) увеш…нная орденами, 9) покупатель, обвеш…нный продавцом, 10) покупатель, обвеш…нный сумками.

Задание 3. К словам левого столбика подберите возможные конструкции из правого столбика.

Не дошедшее 1) …до нас произведение Пушкина. 2) …письмо сестры. 3) … ещё сообщение. 4) …послание к братьям по разуму.
Невысокие 1) …оценки по антропологии. 2) далеко… горы. 3) весьма показатели. 4) …, но живописные курские холмы.
Невежливый 1) …, а хамский тон. 2) очень… стиль общения с преподавателями. 3) встретили далеко … приём. 4) …, но обаятельный человек.
Непроверенные 1) …лекарства не вызывают доверия. 2) …преподавателем курсовые работы. 3) ещё … контрольные работы. 4) …тетради по математике.
Непонятный 1) никому… фильм-катастрофа. 2) …нам поступок однокурсника. 3) …, а запутанный детектив. 4) совершенно случай в практике врача.
Нерешённый 1) пример на вычитание. 2) до сих пор … вопрос о стипендии. 3) …мною вопрос. 4) …, а списанный текст курсовой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.