Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование качеств мужественности и женственности у дошкольников




Многими педагогами, психологами, врачами справедливо подчеркивается, что мужчину в мальчике и женщину в девочке нужно воспитывать с раннего детства. Полоролевые модели поведения детей успешно формируются в сюжетно-ролевых играх. А поскольку эти модели различны у мальчиков и девочек, то и игры их существенно отличаются. У мальчиков это игры героической тематики: военные, в спасателей, пожарных, вертолетчиков и другие. У девочек большинство игр семейно-бытовой тематики: в «дочки-матери», больницу, детский сад, парикмахерскую и другие. Очень важно в этот период помочь правильно сформировать женственность и мужественность в детях.

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - направленное, систематическое пед. воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни. Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности. Психосексуальная дифференциация самым интимным образом вплетена в канву этого периода. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физ., эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нор мам общественной морали. Проблему полового воспитания детей сегодня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность СМИ; недостаточность контроля родителей за поведением детей, особенно в городе; интимность, сексуальность переживаний, склонность детей держать все в тайне к др.

Можно выделить несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон полового воспитания:

I) это сложная психолого-пед. задача, решение которой преследует основную цель - сформировать у человека высокие нравственные позиции в вопросах пола. Сюда включаются такие морально-этические понятия, как юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщине, порядочность в дружбе, верность в любви и др.;

2) социально-гигиен. сторона полового воспитания, связанная с подготовкой мальчиков и девочек к выполнению мужских и женских соц. ролей;

3) комплекс медико-биол. проблем, куда входят знания об анатомо-физиолог. особенностях полов, о закономерностях полового развития и созревания во взаимосвязи с общим физ. развитием организма, вопросы личной гигиены, здоровья и пр. Игнорирование пола в воспитании детей в дальнейшем может проявиться в неадекватном соц. поведении взрослых мужчин и женщин. В результате у девушек и женщин отсутствуют такие важные женские качества, как доброта, мягкость, нежность; у юношей и мужчин не формируются такие мужские качества, как эмоциональная устойчивость, твердость, решительность, ответственность. Это затрудняет выполнение ими своих соц. ролей в семейной и общественной жизни.

Для Девочек характерно;

- более раннее созревание общих и психических функций, лучшее развитие способности отличать, большая чувствительность к запахам, терпимость к боли, более тонкая тактильная чувствительность большая подвижность пальцев рук;

- игровые объединения их более устойчивые, отдают предпочтение совместным играм, общение выборочное;

- они более активные и аккуратные, поэтому взрослые их чаще хвалят, они получают больше положительных оценок;

- склонность, к опекунской деятельности (ухаживать, заботиться), они любят поучать, критиковать сверстников;

- повышенный интерес к своей внешности, они более чувствительные к ее оценке другими, сильней реагируют на мнение др. людей, более зависимы от чужого мнения.

Для мальчиков характерно:

- ходят они быстрее, чем девочки, владеют большим потенциалом физической силы: динамичные, выносливые;

- лучше применяют свои знания в новых условиях, успешнее справляются с числовыми манипуляциями, и пространственными заданиями, отдают предпочтение новым путям в игровых и жизненных ситуациях;

- больше времени отводят одиночным играм, интересы их сосредоточены на технике, на играх-соревнованиях, строительных играх, играх в войну;

- более активные, чаще нарушают дисциплину, шумят, менее склонны придерживаться установленных рамок, границ;

- ярко выражена склонность к преобразовательной, конструктивной деятельности; интерес к инструментам, орудиям труда, разнообразным машинам и механизмам.

Задачи воспитания мальчиков и девочек:

1. формирование у дошкольников соответствующих возрасту представлений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и девочками;

2. формирование переживаний и мотивации ребенка своего существования как представителя пода;

3. стимуляция проявлений детьми начальных качеств мужественности и женственности в разных видах деятельности и повседневной жизни.

Основные направления полового воспитания дошкольников:

- полоролевое воспитание, которое включает осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской соц. ролей, формирование качеств мужественности и женственности;

- сексуальное воспитание: формирование образа тела, представление об отличии полов, о рождении человека в контексте нравственных требований;

- подготовка будущих семьянинов.

Как показывают исследования, примерно до 3 лет дети как бы "бесполые", им нравятся одни и те же игрушки. На 4 году жизни - дифференциация в выборе игрушек, тематики игр и рисунков. На 5 году жизни достигаются устойчивые половые представления и поведение.

В половом воспитании очень важным является психол. климат семьи, любовь, дружба и взаимное уважение между всеми ее членами. От отца в современной семье следует ожидать не только материального вклада, но и мудрой строгости, рассудительной справедливости в оценке положит. и отрицат. событий, сдержаннее в проявлении чувств, уверенности, надежности. Не грубые выходки и необузданные инстинкты, а благородство, предупредительное уважительное отношение к женщине, любовь к жене и детям, помощь им во всем - вот образец мужской роли, которую ребенок должен видеть в семье. От матери больше ожидается умение создать уют, атмосферу душевной теплоты, способность чутко реагировать на радости и огорчения всех членов семьи, готовность всегда придти на помощь. Ей принадлежит важная роль в воспитании мягкости, доброты и многих других положительных качеств у детей. В современных условиях, когда отец все более утрачивает роль кормильца и главы семьи, а внутри семейные отношения начинают строиться на новых принципах, это приобретает особое значение, так как вследствие неправильных подходов к распределению ролей здесь могут наблюдаться такие явления, как феминизация мужского и маскулизация женского поведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.