Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные показатели готовности детей к школе




Формы и методы работы дошкольного учреждения с семьей

Психолого-пед. основы взаимодействия семьи и педагогов дошкольного учреждения

Чтобы д/с стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Родители д. б. уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. В беседах с родителями не делает скоропалительных выводов о развитии ребенка, не торопится с оценками. На чем основывается доверие родителей к педагогу? На уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их воздействия. Педагог, по долгу службы, должен проводить краткие, но содержательные беседы о том, что было особенно значимо в поведении, деятельности ребенка. Задача педагога - подметить и рассказать родителям, какие маленькие «росточки» нового появились у их ребенка.

Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информ. материал, который помещается на стендах в группе, в вестибюле дошкольного учреждения. Этот материал всегда динамичен, отражает текущие события и несёт конкретные знания.

Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальным формам работы (индивидуальные беседы, консультации, и др.).

Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированный подходом.

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами.

 

Практика семейного воспитания показывает, что большинство родителей является педагогически и психологически беспомощными как в налаживании семейных отношений, так и в воспитании детей. Пед. культура и воспитание родителей в конечном итоге поможет им: преодолеть неуверенность в своих силах и возможностях в качестве воспитателя; нормализовать свою личную жизнь; улучшить воспитание детей через гуманизацию их жизнедеятельности; снизить и предупредить отрицательные явления непосредственно в семье.

Изучение положения психолого-пед. просвещения и обучения родителей показало, что оно осуществляется в основном через:

1. обучение основам воспитания детей дошкольного возраста непосредственно в яслях и детских садах;

2. обучение основам воспитания детей школьного возраста в лекториях и университетах педагогических знаний;

3. подготовка к материнству и отцовству в детских и женских консультациях, в специальных лекториях;

4. общее ознакомление взрослого населения с основами семейного воспитания посредством радио, телевидения, печати.

Воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с др. стороны, для здоровья самого общества. В исследовании проблемы обучения родителей в лит-ре выделяются несколько аспектов: определение целей и значения воспитания родителей; разработка содержания работы по воспитанию родителей; определение форм и видов связей д/с и семьи; создание моделей воспитания родителей; этапы взаимодействия д/с и семьи применительно к разрешению отдельных проблем семейного воспитания дошкольника.

Все Формы работы с родителями подразделяются на коллективные (родительские собрания, встречи с родителями, вечера вопросов и ответов, заседания "круглого стола", занятия тренингового характера, выставки совместных работ родителей и детей, дни открытых дверей, школы для родителей, родительские конференции),

Индивидуальные (индивидуальные беседы и консультации, посещение на дому, приобщение родителей к жизни д/с),

Наглядно-информационные (выставки детских работ, реклама книг, статей из газет и журналов по проблемам семейного воспитания, книги семейного опыта).

Задачи в работе с родителями

1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психол. климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

2. Определение уровня пед. культуры родителей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального пед. воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Можно выделить следующие методы изучения семьи: беседа, наблюдение, решение пед. ситуаций, изучение рисунков ребенка, посещение воспитателем семьи, анкетирование и др.).

В работе с родителями используют много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка: проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний; пед. беседы с родителями; круглый стол с родителями; тематические консультации; конференции с родителями; совместные досуги; диспуты; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; организация “уголков для родителей”; посещение семьи; оформление витрин (фотомонтажей); дни открытых дверей; родительские университеты; работа с родительским активом группы.

 

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Ребенок к школе д. б. зрелым не только в физиологическом и соц. отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Итак, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе и выполнять свои обязанности, он к моменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физ. и психического развития, так называемой школьной зрелости. Выделяют 2 группы критериев готовности детей к обучению в школе: мед. и психолого-педагогические.

Медицинские критерии: 1. Уровень физического развития. 2. Уровень биологического развития. 3. Состояние здоровья.

Психолого-пед. критерии: 1. Степень психосоциальной зрелости. 2. Уровень умственной работоспособности. 3. Выполнение монометрического теста. 4. Чистота звукопроизношения. 5. Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тестам Керна-Ирасека и Векслера. 6. Уровень восприятия, памяти, мышления.

Иногда готовность ребенка к школе делят на физиологическую (биологическое созревание к школе), социальную и психологическую.

Социальная готовность: В связи с неравномерностью процесса роста и развития не все дети (6-летние и 7-летние) готовы к обучению в школе. Некоторые из них в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (а иногда и не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.

Ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Он переживает переходную ступень: он уже не дошкольник, но еще и не школьник.

Л. С. Выготский считал, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту х-ся прежде всего как утрата детской непосредственности. Л. С. Выготский предполагал, что такая потеря непосредственности есть следствие начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. В 6-7-летнем возрасте возникает такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я голоден», «я сердит», «я добрый», «я злой» и т. д. 6-7-летний открывает сам факт своих переживаний. Отсюда возникают некоторые особенности, характеризующие кризис 6-7 лет.

У ребенка впервые появляется самооценка, ребенок вступает в новый период жизни, в котором начинают формироваться первые моменты самосознания. Одной из причин формирования самосознания является изменение отношения к среде. Появление кризиса в 6-7 лет говорит о возникновении соц. готовности ребенка к обучению. В этот период у ребенка происходит формирование его внутренней социальной позиции.

Психологическая готовность к обучению в школе определяется общим уровнем психического развития ребенка и уровнем развития важных в учебном плане качеств.

Сформированность личностной и социально-психол. готовности ребенка к школе предполагает наличие новой «внутренней позиции школьника». Соц. подготовка к школе д. б. направлена на развитие качеств общения со сверстниками и взрослыми в новых условиях. Целью подготовки детей к школе является не создание каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.

Л. С. Выготский подчеркивал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном представлении об окружающем мире, сколько в уровне развития психических, ориентированных действий, в уровне развития мотивационной сферы.

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. В структуре психол. готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой соц. позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоц. сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка д. б. достигнута сравнительно хорошая эмоц. устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности.

3. Социально-психол. готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.

Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность. Под физической готовностью подразумевается общее физ. развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.