Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные исследования проблем худ.-эстетического воспитания детей дошкольного возраста




Формирование худ.-творческих способностей у детей дошкольного возраста

Под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности. Худ. способности – психол. качества человека, которые нужны для успешной работы в области искусства. Иногда под ними понимают исключительные способности к отдельным видам искусства. Согласно др.точки зрения, в основе всех видов худ. способностей лежит общее свойство человеческой личности, особое отношение к миру. Худ. способности взаимодействуют со знаниями, умениями, навыками в данной области, и развиваются успешно, когда потребность ребёнка решить творческую задачу опережает имеющиеся у него на данный момент умения и навыки, и побуждает овладеть недостающими, в чем ему и должен оказать помощь педагог.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленно, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Творческая способность формируется в единстве с др. способностями. Поэтому составляющие её психические свойства и качества - повышенная восприимчивость, образное видение, развитое творческое мышление, ассоциативное богатство чувственности и интеллекта – как раз обеспечивают их обладателю успех во всех видах творческой деятельности, завершающейся созданием продукта деятельности.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов.

Развитие худ.-творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худ. деятельности, или умением красиво рисовать. Не менее важным показателем способностей к худ. творчеству является любовь к изобразительной деятельности, сопровождаемая работоспособностью.

 

Проблемы худ.-эстетического развития на современном этапе определяются условиями жизни современного общества: возрастающая интеллектуализация человека, изменение отношения к духовно-эстетическим ценностям, распространение псевдокультуры, утрата духовно-нравственного потенциала. Именно поэтому на первый план выдвигается задача приоритетного развития общекультурных компонентов в содержании образования с целью формирования мировоззрения личности и развития потенциальных возможностей и способностей.

В связи с этим современное образование предполагает реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно ориентированного стиля общения с детьми, которые предполагают формирование нового мировосприятия детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей развития ребенка, готовности и способности расти в поликультурном современном обществе. Возникает необходимость формирования начальных многофункциональных ключевых умений детей старшего дошкольного возраста как интегративных личностных х-к, определяющих способность ребенка к решению разнообразных доступных задач жизни и деятельности (А.Г.Гогоберидзе).

Худ.-эстетические умения формируются в процессе худ.-эстетической деятельности через практ. опыт, что способствует становлению таких качеств личности, как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, чувственность и др. (И.Г.Галянт). Современное поликультурное общество представляет собой общество принципиально изменчивого соц. разнообразия, х-ееся многоэтничностью, многоязычием, многообразием верований, традиций, культур, жизненных стилей и способов мышления, нестабильностью эстет. и нравственных ценностей. Становление художественно-эстет. умений призвано компенсировать «эстет. недостаточность» окружающей среды и дефицит «подлинности» в среде обитания детей дошкольного возраста.

Анализ современных исследований проблем эстет. воспитания и образования дошкольников получили обоснование в работах А.Г.Гогоберидзе, В.Л.Езикеевой, Н.М.Зубаревой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Т.А.Копцевой, Л.В.Пантелеевой, НЛ.Сакулиной, Н.В.Фединой, Е.А.Флериной и др.

Недостаточное внимание со стороны педагогов к становлению худ.-эстетической компетенции дошкольников, а соответственно и низкий уровень развития культуры дошкольника, приводит к негативным результатам: отмечается потеря нравственных, духовных, эстетических идеалов, что приводит к отсутствию развитой гармоничной личности, неспособной в дальнейшем находится в гармонии с собой, с миром, его культурными и духовными ценностями, вследствие чего формируются чувства неуверенности в себе, неполноценности, неспособности к взаимодействию с людьми в обществе, дезадаптированности в условиях современной жизни.

Успешность реализации становления худ.-эстетической компетенции детей дошкольного возраста зависит от организационно-пед. условий:

а) включение в образовательный процесс межкультурного диалога;

б) организация в образовательном пространстве худ.-эстетической среды, которая обогащена за счет интеграции таких образовательных областей, как «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Познание», «Чтение худ. лит-ры», «Худ. творчество»;

в) применение методов становления худ.-эстетической компетенции детей дошкольного возраста, которые бы учитывали назначение и содержание деятельности детей дошкольного возраста, соц. заказ общества, а также возможности полихуд., поликультурного и др. подходов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.