Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды конституций




Структура и содержание Конституции РФ 1993 г.

Содержание конституций

В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, так как есть определенные различия в исторических условиях их принятия и уровне конституционного правосознания. В Великобритании, например, вообще нет писаного основного закона. Конституция Великобритании включает практически необозримое число источников: статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи. Причем британская доктрина относит к писаным только акты, исходящие от парламента — статуты. Судебные же прецеденты, как и конституционные обычаи, английские ученые относят к неписаной части права. Конституционные нормы содержатся в статутах, регулирующих структуру, полномочия и взаимоотношения палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949 гг.; Акт о пэрах 1963 г., Акт о палате общин 1978 г.); правовое положение личности (Великая Хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г.); избирательное право (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974, 1983 гг.); статус монарха (Акт о престолонаследии 1701 г.); организация территории и местное самоуправление (акты о местном правлении 1972, 1985 гг.). Таких актов в настоящее время насчитывается более 40.

В США Конституция действует более двух столетий, но не устарела, а по-прежнему соответствует принципам демократии. Приспособить Конституцию США к меняющимся условиям удается с помощью поправок и судебных толкований. Краткость и лаконичность Конституции США привели к тому, что многие элементы государственной системы не были конституционно закреплены (Совет национальной безопасности, порядок образования и деятельность постоянных комитетов палат Конгресса, процедура контроля постоянными комитетами деятельности членов правительства, полномочия Верховного суда в вопросе о конституционном контроле). Конституционные проблемы дополняются законами Конгресса, актами президента, конституционными обычаями.

Содержание конституций, принятых после второй мировой войны, более широкое. Например, Конституция ФРГ 1949 г., Конституция Италии 1947 г. отразили новые социально-политические реалии. В Конституции ФРГ записано, что составной частью Конституции являются общепризнанные нормы международного права. Стремясь преодолеть тоталитарное прошлое, Основной Закон ФРГ провозглашает, что действия, способные нарушить мирное сосуществование народов, являются антиконституционными и должны наказываться; оружие, предназначенное для ведения войны, может изготавливаться, ввозиться и поступать в оборот только с разрешения федерального правительства. Конституция Италии, принятая в 1947 г., также имеет много современных черт. Например, антифашизм провозглашен официальной политикой государства, говорится о согласовании внутреннего порядка страны с общепризнанными нормами международного права.

Содержание конституций, принимаемых в демократическом обществе и авторитарном обществе, различается. В демократических правовых государствах механизм власти, закрепленный конституцией, — это всегда компромисс между разными политическими силами. Демократическая конституция не может действовать в интересах одного класса, она всегда выражает гражданское согласие.

Марксистско-ленинская наука государственного права отвергала надклассовый характер конституции. Считалось, что Основной Закон выражает волю господствующего класса. Поэтому конституции бывших социалистических стран всегда закрепляли диктатуру этого правящего класса в лице его партии и все основные идеологические установки этой партии. Таким образом, идеология приобретала силу Основного Закона.

В настоящее время в мировой конституционной теории сложились приблизительно похожие представления о содержании конституций. Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые фиксируют цели и функции государства, нравственные основы конституции. Новые конституции обязательно содержат специальный раздел о правах и свободах граждан, закрепляют государственный механизм, основанный на принципе разделения властей, представительные органы власти, формируемые на основе всеобщего избирательного права. Таким образом, современные конституции отражают ту модель правового демократического государства, которая соответствует основным принципам современной цивилизации.

По своей структуре и содержанию Конституция 1993 г. близка к традиционным конституциям развитых демократических стран.

Конституцию открывает преамбула, т. е. вводная часть. Преамбула констатирует, прежде всего, что данная конституция принята многонациональным народом Российской Федерации и называет шесть основных целей государства:

ü утверждение прав и свобод человека;

ü утверждение гражданского мира и согласия в РФ;

ü сохранение исторически сложившегося государственного единства;

ü возрождение суверенной государственной России;

ü утверждение необходимости демократических основ Российского государства;

ü обеспечение благополучия и процветания России.

Всего конституция РФ содержит 2 раздела, 9 глав, 137 статей и 9 пунктов в разделе втором.

Раздел I

Глава 1 — закрепляет основы конституционного строя России, которые составляют нормативную базу для остальных положений Конституции.

Глава 2 — развивает положение о правах и свободах человека и гражданина как высшей ценности.

Глава 3 — закрепляет основы федеративного устройства России.

Глава 4 — характеризует правовое положение Президента, его место в структуре органов государственной власти, функции и полномочия.

Глава 5 — раскрывает основы организации и деятельности парламента РФ — Федерального Собрания.

Глава 6 — регламентирует деятельность правительства, его статус и место в системе федеральных органов власти.

Глава 7 — характеризует институт судебной власти, его специфические признаки и полномочия.

Глава 8 — определяет основные параметры местного самоуправления в РФ, его правовые формы.

Глава 9 — регламентирует порядок изменения действующей и принятия новой Конституции.

Особое место в Конституции РФ занимает раздел II — Заключительные и переходные положения. Такие статьи есть во многих конституциях, переживающих переход от тоталитарного государства к демократическому. Переходные нормы есть в конституциях Италии 1947 г., Японии 1947 г., ФРГ 1949 г., Греции 1975 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г.

Второй раздел сравнительно небольшой по объему, он призван сделать менее резкими, постепенными процессы формирования новых органов государственной власти и привести текущее законодательство в соответствие с конституционными нововведениями. В переходных и заключительных положениях определяется день принятия Конституции РФ (п. 1 раздела II), им объявляется день всенародного голосования 12 декабря 1993 г., хотя вступила в силу новая Конституция 25 декабря 1993 г. Вступление в силу новой Конституции влечет за собой существенные перемены в законодательстве. В 90-е годы оно радикально обновляется, приводится в соответствие с конституционными требованиями. Однако в России продолжают действовать сотни старых законов, других нормативных актов. В переходных статьях говорится о том, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории российской Федерации до 25 декабря 1993 г., будут применяться в той части, которая не противоречит Конституции (п. 2 раздела II). Таким образом, замена прежнего права новым осуществляется постепенно, достаточно легко и гибко.

В п. 3–9 раздела второго речь идет о статусе и функционировании органов власти — Президента РФ, судов РФ, а также Совета Федерации и Государственной Думы в переходный период. Конституция определяет, что избранный в 1991 г. Президент сохраняет свои полномочия на весь срок его избрания, т. е. до 12 июня 1996 г. В п. 4 второго раздела указывается также, что правительство со вступлением в силу Конституции приобретает права, обязанности и ответственность в соответствии с новыми конституционными прерогативами. Переходными положениями устанавливаются также порядок и правовые основания осуществления правосудия до принятия новых федеральных законов — о высших судах РФ, о мировых судьях и других. Судьи всех уровней судебной системы также продолжают свою деятельность до истечения срока, на который они избирались (п. 5 раздела второго).

П. 7–9 второго раздела целиком посвящены статусу Федерального Собрания в переходный период. Срок полномочий определен был двумя годами, что объясняется особенностями переходного периода, необходимостью обновления состава Государственной Думы с учетом изменения позиции избирателей.

Оценивая Конституцию РФ 1993 г., многие правоведы и политологи находят аналоги в зарубежном законодательстве и, прежде всего, во французской Конституции, утвержденной на референдуме 28 сентября 1958 г. Ситуация, в которой была принята Конституция Франции, также напоминает ситуацию, в которой принималась новая российская конституция. Контуры французской Конституции были определены президентом Ш. де Голем исходя из необходимости сильной личной власти для выхода Франции из тяжелого кризиса. В российской Конституции также можно обнаружить следы конфронтации Президента и парламента в 1993 г., сильную фигуру Президента во многих конституционных положения и институтах.

 

 

Многообразие конституций требует их классификации по каким-то существенным признакам.

Уже отмечалось, что различают писаные и неписаные конституции. По порядку принятия различаются октроированные конституции(дарованные сверху) — так принято называть те основные законы, которые были дарованы народу монархом (Лихтенштейн, Непал), и конституции, принятые тремя способами: Учредительным собранием, референдумом или парламентским путем. Первым способом были приняты Конституция США (1787 г.), Италии (1947 г.), Болгарии (1990 г.), вторым — Франции (1958 г.), России (1993 г.), а третьим — Испании (1978 г.).

По порядку изменения различают конституции гибкие и жесткие. Гибкие конституции изменяются и дополняются сравнительно легко, как и обычные законы. Жесткие конституции более стабильны, изменяются только с соблюдением определенных условий. Процедура принятия поправок к подобным конституциям сложна. В ряде конституций для принятия поправки необходимы следующие условия: наличие квалифицированного большинства в парламенте, обязанность ратификации субъектами федерации и т.д. Конечно, нормы Основного Закона могут быть изменены, но конституционные поправки должны быть выстраданы, а не являться результатом сиюминутной политической выгоды. В США, например, за более чем двухсотлетнюю историю Конституции введены только 27 поправок, хотя обсуждалось несколько тысяч. Поправки в США принимаются 2/3 членов обеих палат Конгресса и должны быть ратифицированы законодательными собраниями 3/4 штатов. Некоторые поправки десятилетиями и даже веками рассматривались законодательными собраниями штатов. Примером может служить процесс принятия XXVII поправки. В 1789 г. Конгресс по предложению Дж. Мэдисона принял поправку к Конституции “Никакой закон, в котором говорится об увеличении компенсации к жалованию сенаторов и членов палаты представителей за службу в Конгрессе, не вступит в силу до очередных выборов в палату представителей”, лишь 7 мая 1992 г. эта поправка была ратифицирована 38-м штатом (Мичиган) и вступила в силу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.