Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ




 

Российская Конституция отличается стабильностью и относится к числу жестких конституций. Предложение о пересмотре ее положений и о поправках к Конституции имеют право вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ и группа не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134).

Федеральное Собрание, согласно Конституции, не вправе ставить вопрос о пересмотре гл. 1, 2, 9 Конституции РФ. В данных главах речь идет об основах конституционного строя, о правах и свободах человека и гражданина. Эти нормы особенно значимы и составляют сущность Конституции. Этим Конституция 1993 г. отличается от предыдущих конституций, действовавших в России, которые предоставляли Верховным Советам право принимать конституцию, изменять и дополнять любые ее главы и статьи. Положения глав 1, 2 и 9 не подлежат изменению. Необходимость их изменения влечет за собой принятие новой Конституции. Это является прерогативой Конституционного Собрания. Оно может быть созвано только тогда, когда предложение о пересмотре гл. 1, 2 и 9 будет поддержано 3/5 голосов от общего числа голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

На этом функции Федерального Собрания в процессе пересмотра Конституции завершаются и начинаются иные процедуры. Порядок формирования Конституционного Собрания в Конституции не определен, а предусмотрено принятие о нем федерального конституционного закона. Аналоги таких органов учредительной власти, как Конституционное Собрание, имеются во многих странах (во Франции, Италии, Югославии, Португалии и т. д.). Компетенция Конституционного Собрания устанавливается в Конституции РФ только в главных чертах: Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции. Новая Конституция, согласно ч. 3 ст. 135, принимается либо Конституционным Собранием (2/3 голосов от общего числа его членов), либо референдумом (всенародным голосованием). В референдуме должно принять участие не менее половины зарегистрированных избирателей. Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Вопросы о поправках к главам 3–8 Конституции РФ относятся к компетенции Федерального Собрания. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Федеральные законы о внесении поправок к гл. 3–8 Конституции принимаются в случае, если за них проголосовало не менее 3/4 общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы. Федеральный Закон о внесении поправок к положениям гл. 3–8 Конституции подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию в течение 14 дней. Поправки вступают в силу после их одобрения не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Требование об одобрении конституционных поправок в законодательных органах субъектов РФ в целом характерно для большей части федеративных государств. Так, например, в США конституционные поправки, принятые большинством в 2/3 голосов членов обеих палат Конгресса, подлежат ратификации законодательными собраниями или конвентами 3/4 штатов (ст. V Конституции США).

В ч. 1 ст. 137 Конституции РФ закреплен особый порядок изменения ст. 65. Данная статья регулирует вопросы состава РФ и вопросы принятия в состав РФ нового субъекта и образования в ее составе такого субъекта. Принятие в Российскую Федерацию, а также образование в ее составе нового субъекта РФ осуществляются в соответствии с требованиями федерального конституционного закона о порядке принятия в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ.

При изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (например, при преобразовании края или области в республику либо автономного округа в область) Конституция не предусматривает необходимости принятия какого-либо специального Закона об общем порядке решения этих вопросов. В каждом отдельном случае должен приниматься особый федеральный конституционный закон, изменяющий статус субъекта РФ при условии взаимного согласия РФ и соответствующего субъекта РФ.

Особый порядок установлен на случай изменения наименования субъекта РФ (ч. 2 ст. 137). Инициатива в решении подобных вопросов принадлежит только субъектам РФ, причем федеральные органы не вправе отказать в принятии соответствующих поправок. Решение об изменении наименования субъекта РФ содержится в акте, принимаемом законодательным органом власти субъекта РФ, и закрепляется в конституции республики, уставе края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Измененное (новое) наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 (ч. 1) Конституции РФ.

За прошедшие годы, несмотря на достаточно жесткую критику Конституции, содержание ее оставалось неизменным. Содержание поправок, предлагаемых в последнее время, в основном касается ст. 83, 90, 100–105 Конституции.

Суть поправок к ст. 83 заключается в передаче права утверждать военную доктрину Российской Федерации от Президента в ведение Государственной Думы. Но несет ответственность за реализацию военной доктрины Президент как Верховный Главнокомандующий, поэтому логично, если утверждает и несет за нее ответственность Президент.

Предложения о поправках к ст. 83 и 103 Конституции направлены также на расширение полномочий Государственной Думы, наделение ее правом не только давать согласие на назначение Председателя Правительства, но и его заместителей, министров обороны, внутренних дел, иностранных дел, руководителей федеральных служб безопасности, внешней разведки и контрразведки. Принятие данных поправок придает Государственной Думе не свойственные ей полномочия и существенно ограничивает компетенцию Президента и премьер-министра. Все поправки, предлагаемые участниками законодательного процесса, были отвергнуты. Многие поправки носят характер уточнения действующих конституционных норм, устраняют отдельные противоречия в них и могут быть решены путем толкования отдельных положений Конституционным Судом и принятия федеральных законов, устраняющих многоправовые коллизии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.