Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Психологические особенности разных возрастных периодов развития человека в аспекте отношения к болезни




Человек может заболеть в любом возрасте. Социальному работ-нику (психологу) необходимо знать типологические особенности пси-хологии людей в разных возрастных периодах для правильного понима-ния реагирования на болезнь представителей различных возрастов. Имеет значение и пол заболевших. Так, женщины легче переносят боль и обездвиженность.

В детском возрасте происходит интенсивный процесс социализа-ции, становление собственного "Я". Ведущей деятельностью дошкольни-ков является игра, а младших школьников – учеба. В игре формируются нормы и способы взаимоотношения людей.

 

Могут возникнуть типичные характерологические реакции этого возрастного периода, такие как: про-теста (оппозиции), имитации, компенсации, гиперкомпенсации. Напри-мер, недовольство ситуацией может вызвать элективный (избиратель-ный) мутизм – ребенок отказывается говорить в детском саду, гостях и в то же время активно общается с близкими. Дети хорошо имитируют нра-вящихся им взрослых, в первую очередь родителей. Подражают их вы-сказываниям и поведению. При реакциях компенсации поведение детей маскирует ту или иную слабую сторону личности или подавляет пережи-вание ее неполноценности, связанное с наличием того или иного физиче-ского дефекта. Например, физически слабый мальчик находит самоудов-летворение и уважение сверстников, обыгрывая всех в шахматы. При ре-акциях гиперкомпенсации могущих быть как адаптивными (ребенок с фи-зическим дефектом, путем интенсивных спортивных тренировок стано-вится школьным рекордсменом), так и дезадаптативными (самоизолиру-ется от коллектива или завоевывает себе "авторитет", выполняя роль шу-та, драчуна и т. д.).

 

К общим возрастным особенностям детей следует отнести незре-лость социально-детерминированных форм поведения, перевес эмоцио-нальных сторон психической жизни над интеллектуальными, выражен-ную эгоцентрическую установку.

 

Из патологических синдромов детского возраста надо отметить: явления невропатии (повышенная раздражительность и возбудимость, капризность, неустойчивость настроения, быстрая истощаемость, выра-женная пугливость, психосоматические симптомы: срыгивание, рвоты, запоры или недержание кала, извращение аппетита и др.); гипердинами-ческий синдром или синдром дефицита внимания (см. лекцию 4); син-дромы страха, особенно страх темноты, одиночества, наказания, уко-лов и др.; синдром уходов и бродяжничества (повторяющиеся уходы ребенка из дома или школы, поездки в другие города); синдром патоло-гического фантазирования (когда в жизни ребенка смешивается фанта-зия и реальность, часто с перевоплощением в выдуманный образ).

 

Дети хуже взрослых переносят боль и госпитализацию в больни-цу. Они не полностью понимают серьезность заболевания и в силу сво-ей активности с трудом следуют ограничительному режиму лечебных учреждений. Считается, что движение в этом возрасте, как и громкость речи, являются вентилем, ослабляющим эмоциональное напряжение.

 

Это возраст наибольшего авторитета взрослых в глазах детей. По-этому социальному работнику (психологу) следует использовать данное положение, подключив к реабилитационному процессу уважаемых ребен-ком взрослых (родителей, учителей). В детском возрасте задачи реабили-тации тесно переплетаются с задачами педагогики. Необходимо с учетом эмоциональной откликаемости детей воздействовать именно на эту сферу психической деятельности (похвала, поощрение, ласка и т. д.).

 

В становлении личности человека огромное значение имеют под-ростковый и юношеский возраст. К подростковому возрасту принято относить возраст 12–15 лет, к юношескому – 15–21 год. В этот период происходит интенсивное физическое созревание с некоторым отстава-нием психического. В пубертатном возрасте ребенок физически уже взрослый, но психически еще незрел. Это возраст, когда появляется склонность к самоанализу, переоценки ценностей, отхода от родителей, критического отношения ко взрослым, существующим нормам и прави-лам. Появляется повышенная потребность утвердить себя среди сверст-ников, мнение которых становится для подростка определяющим. Со-циальным работникам (психологам) необходимо знать характерные по-веденческие реакции на ту или иную ситуацию, свойственные этому пе-риоду взросления.

 

Реакция эмансипации заключается в стремлении подростков к са-мостоятельности, освобождению от контроля взрослых, самоутвержде-нию. Она может проявляться в непослушании, грубости, игнорировании мнения старших, повышенной критичности ко взрослым и всей сущест-вующей социальной системе, ношению эпатирующей окружающих одежды, причесок, вызывающей алкоголизации, сексуальной распу-щенности и т. д.

 

Реакция группирования со сверстниками проявляется в стремле-нии образовывать более или менее стойкие неформальные группы со своими специфическими увлечениями и стилем поведения (футбольные фанаты, поклонники "тяжелого рока" – "металлисты", "рокеры", раз-личные "фэны" – поклонники эстрадных кумиров и др.). Они могут быть социально положительными, социально нейтральными и антисо-циальными. Главным содержанием отношений в таких группах является общение между собой, обмен информацией, взаимопомощь.

 

Реакции увлечения (хобби-реакции) – выраженный стойкий инте-рес к одному виду деятельности, сопровождающийся сильными эмо-циональными переживаниями. Различают увлечения:

 

· интеллектуально-эстетические (музыка, рисование, философия и т. д.);

· телесно-мануальные (спорт, культуризм, рукоделие и др.);

· накопительские (коллекционирование);

· эгоцентрические (экстравагантная одежда, участие в рок-ансамблях);

· информационно-коммуникативные (потребность в контактах, жаж-да получения новых сведений);

· азартные (карты, гэмблинг) и др.

 

Повышенное и недостаточно дифференцированное половое вле-чение приводит к реакциям, связанным с сексуальностью. Они прояв-ляются в повышенном интересе к эротической и порнографической ли-тературе и изопродукции, в виде сексуальных фантазий, ранних поло-вых связей, транзиторных эксгибиционистских, групповых гомосексу-альных и мастурбационных актов.

 

Реакции подросткового возраста в большинстве случаях являются преходящим этапом развития и не вызывают выражений социальной де-задаптации. Однако у части подростков эти реакции могут принимать крайне выраженные формы, отодвигать на задний план все остальные обязанности (школьные, семейные), сопровождаться нарушением соци-альной адаптации и невротическими расстройствами (патохарактероло-гические реакции).

Юношеский период характеризуется переключением внимания от внешних факторов на свой внутренний мир. Идет поиск самого себя, самонаблюдение, познание своих преимуществ и недостатков, своего места в жизни, профессии, иными словами формируется самосознание – представление о самом себе, самооценивание своей внешности, умст-венных, моральных и волевых качеств. Часто эта самооценка сверхкри-тична, что проявляется в чувстве неполноценности своей внешности (веснушки, угри, фигура, форма носа, цвет кожи и т. д.) и может по-влечь за собой формирование синдромов дисморфомании, анорексии, ипохондрии. Болезни и нарушения, возникшие в этом возрасте, расце ниваются, в первую очередь, с точки зрения социального резонанса в кругу знакомых (косметические дефекты, венерические заболевания, сексуальные расстройства). Выражена потребность, часто не удовлетво-ренная, в дружбе и любви. В связи с этим необходимо помнить и о воз-можности юношеских депрессий и самоубийств.

 

В зрелом возрасте (молодость 21–35 лет и собственно зрелость –35–60 лет) человек достигает при благоприятном стечении обстоя-тельств кульминации жизненной творческой деятельности. Наступает период стабилизации интеллектуальных и эмоциональных процессов. Обычно он уже определяется в профессиональном и семейном плане. Однако и этот период жизни подвержен кризисам: в результате неудов-летворенности успешностью карьеры, сформировавшимся авторитетом, уровнем материального благосостояния, семейным статусом, партне-ром, отношениями с близкими, самим собой (востребован ли для обще-ства, раскрылись ли потенциальные возможности и способности).

 

В отношении болезни взрослые люди тяжелее реагируют на хро-нические и инвалидизирующие заболевания, особенно те, которые ве-дут к снижению социального престижа, а также "стыдные" болезни (ту-беркулез, венерические, гинекологические и т. д.).

Люди пожилого возраста (60–75 лет) и старческого возраста (более 75 лет) также имеют свои психологические особенности, которые необходимо знать социальному работнику для успешного проведения коррекционных мероприятий. В этом возрасте человек смиряется с тем положением, которого он достиг, нацеливается на достойное завершение жизни. Большое внимание уделяется собственному здоровью, отмечается повышение чувствительности к боли, часты тревога и страх заболеть тя-желой болезнью и умереть, характерна ипохондрическая настроенность. Старение ведет к замедлению мыслительных процессов, трудности овла-дения новыми знаниями и навыками, отсюда склонность к застреванию на мелочах, персеверации, утеря доминирующей мысли, что выражается в речевых оборотах: "как бы сказать…", "чтобы было ясно…" и др., трудности с принятием серьезных решений, консерватизм.

 

Отмечается эгоцентризм, который проявляется в скупости, недоверии к людям, по-дозрительности, мелочности, стремлении все принимать на свой счет, обидчивости, сварливости, требовании усиленного внимания окружаю-щих. В целом, круг интересов сужается до удовлетворения собственных нужд со снижением морально-этических качеств и расторможенностью инстинктов. Эстетические чувства притупляются, появляется безразли-чие к беспорядку и грязи. Эмоционально легко аффектируются по незна-чительным поводам, долго помнят обиду, преобладает пониженный фон настроения. В волевом плане наблюдается снижение побуждений.

 

Гротескно заостряются личностные особенности: бережливость перерастает в скупость и жадность, настойчивость – в упрямство; недостаточная самокритичность – в переоценку собственной личности и т. д.

 

Основная проблема этого периода жизни – одиночество, утрата необходимых и желанных контактов, беззащитность перед окружением, несущим, как кажется пожилым, лишь угрозу их благосостоянию и здо-ровью. Отсюда часто конфликтные отношения с соседями и родствен-никами.

 

Общую картину "осени жизни" нельзя рассматривать только пес-симистически. Мы знаем достаточное число примеров достойного и мудрого старения, зависящего от отношения к процессу увядания. Вы-деляют следующие жизненные позиции (К. Висневска-Рошковска):

 

1) "конструктивная" (смиряются с возрастом, активны и настрое-ны на оказание помощи другим, из старости не делают трагедии, ищут развлечений и контактов);

2) "зависимая" (у тех, которые были такими всю жизнь, старея, они еще больше ищут помощи, признания и, не получая этого, чувству-ют себя несчастными);

3) "защитная" (не желают получать помощь от других, держатся замкнуто, отгораживаются от людей, скрывают свои чувства, с негодо-ванием и ненавистью относятся к старости);

4) позиция "враждебности к миру" (гневливые старики, обвиняю-щие окружающих и общество во всех своих жизненных неудачах, они подозрительны, никому не верят, ни от кого не хотят зависеть, испыты-вают отвращение к старости, стараются держаться за работу);

5) позиция "враждебности к себе и своей жизни" (характеризуют-ся пассивностью, исчезновением интересов и инициативы, снижением настроения, чувством одиночества, своей "ненужности", жизнь считают неудавшейся, к смерти относятся как к избавлению).

 

Возможны и другие позиции, например, позиция "извлечения вы-годы из факта старости" (бегство от ответственности и принятия реше-ний), "зависти к молодым" (критика молодежи, нетерпимость) и т. д. Знание отношения пожилого человека к своему положению об-легчает контакт социального работника с ним. Однако вне зависимости от степени личностных изменений и интеллектуального снижения сле-дует облегчить старым людям адаптацию к жизненным переменам: не следует предъявлять к ним повышенные требования, которые могут вы-звать стрессовую ситуацию и нарушить имеющуюся приспособленность к жизни; не надо ставить их перед неожиданными переменами, которые обычному человеку кажутся мелочами (даже перемещение постели с привычного места); дать им возможность или хотя бы иллюзию своей полезности, общественной значимости без снисходительного сочувст-вия; не вызывать у них сильные и неожиданные эмоциональные сдвиги; отрегулировать подходящим образом их ежедневный режим.

 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.