Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 11. Организация процессов труда по управлению коллективом. Виды умственного труда




Метод труда — это особый способ осуществления процессов труда, ко­торому присущ определенный состав трудовых приемов, действий, движе­ний с определенными их характеристиками, а также определенный характер и последовательность их выполнения.

Способ осуществления процесса труда, выполнения той или иной работы предопределяется технологией, устанавливающей содержание и необходи­мую последовательность производственных операций. Но успешность тру­дового процесса, степень его экономичности зависит от применяемых приемов и методов труда. Одни и те же изделия, детали, операции могут быть произведены даже при соблюдении технологических требований с различными затратами времени, физической и умственной энергии челове­ка, с разным расходом сырья, материалов, инструментов, электроэнергии, с разными качественными показателями. Это связано с тем, что результат процесса труда в значительной степени зависит от совершенства применяе­мых приемов и методов труда. Индивидуальная производительность труда отдельных рабочих в промышленности иногда превосходит в два и большее число раз производительность труда основной массы рабочих на аналогич­ных работах. Происходит это, главным образом, за счет искусного владения применяемой техникой, использования наиболее целесообразных методов труда.

В условиях рыночных отношений, конкуренции между предприятиями опыт высокопроизводительного труда чаще всего коммерческая тайна, и оз­накомиться с ним практически не возможно. Поэтому проблема совершен­ствования приемов и методов труда для каждого предприятия приобретает особое значение, тем более, что за счет этого фактора можно без сущест­венных материальных и финансовых затрат добиться:

· значительного снижения затрат труда и повышения его производитель­ности (при даже неизменном уровне техники и технологии);

· повышения качества продукции и работ, роста квалификации работни­ков за свет освоения ими рациональных методов труда;

· облегчения труда исполнителей путем исключения из трудового про­цесса лишних, нерациональных приемов, действий, движений;

· повышения содержательности труда.

Внедрение наиболее целесообразных приемов и методов труда предпо­лагает последовательное проведение работ по следующим этапам, состав­ляющим единый процесс: выявление и обобщение прогрессивных методов труда, их изучение и анализ, проектирование и освоение рациональных приемов и методов труда. Выявление лучших методов труда должно быть целенаправленным и исходить из потребностей развития предприятия. Поиск прогрессивного опыта работы может осуществляться:

· выявлением на предприятии лучшего исполнителя той или иной кон­кретной работы. Но даже лучший работник может выполнять не все элементы изучаемого трудового процесса одинаково успешно. Пре­имущества этого способа в быстроте его осуществления и минималь­ных затратах;

· выбором нескольких работников, успешно выполняющих одни и те же Работы, и сопоставлением их опыта. В этом случае есть возможность определения наиболее эффективных приемов в работе каждого из изу­чаемых работников при выполнении не только трудового процесса в целом, но и его составляющих, изучения и обобщения коллективного опыта. Этот способ эффективнее, но и более трудоемкий;

· получением информации об опыте других предприятий, что возможно, в основном, на коммерческой основе и в ограниченных масштабах.

При оценке прогрессивности опыта рабочих основными показателями могут быть следующие:

· уровень выработки за смену, месяц;

· степень выполнения норм выработки или времени;

· количество обслуживаемых станков, машин, агрегатов;

· затраты времени на выполнение операций.

Эти показатели заносятся в соответствующую таблицу для сравнения ре­зультатов труда отдельных работников, групп работников и подразделений. На основании сравнения показателей отбираются работники или подразде­ления, имеющие при равных условиях лучшие показатели. Их опыт подле­жит дальнейшему более детальному изучению и обобщению.

Завершается этап выявления лучшего опыта обобщением, систематиза­цией сведений о выбранных в качестве наиболее рациональных приемах и методах труда и составлением информационной карты с кратким их описа­нием, которая становится основным носителем первичной информации на предприятии об опыте в этой области.

Характеризуя выявленный передовой опыт работы, необходимо описы­вать организационно-технические условия, в которых этот опыт сложился, технико-экономические показатели в среднем по подразделению и у лучших работников.

Изучение методов труда предполагает выбор способа наблюдения и со­ответствующих технических средств и осуществление непосредственного наблюдения за трудовым процессом выявленных работников. В процессе изучения подробно описываются применяемые приемы и методы труда, ус­танавливаются состав трудовых приемов, действий, движений, их характе­ристики, последовательность, особенности и время выполнения.

Анализ приемов и методов труда необходимо начинать с установления их целесообразности. Нужно выяснить, не возникла ли необходимость в тех или иных действиях вследствие временных или случайных обстоятельств.

Если анализ показывает, что действия необходимы с точки зрения реше­ния производственных задач, следует установить, насколько оправданы время, место их выполнения и исполнители. На этой стадии анализа рассматривают целесообразность совмещения работ в пространстве и во вре­мени, передачи работ другому исполнителю. При подтверждении правиль­ности времени и места проведения работ, принятого их закрепления за оп­ределенным исполнителем приступают к анализу способа выполнения работ.

Такая последовательность анализа имеет место при использовании мето­да, получившего в зарубежной практике исследования операций название «Пять почему»: «зачем?», «когда?», «где?», «кем?» и «как это делается?».

Анализ способа выполнения работы проводится в следующем порядке. Проверяют соответствие рабочей позы характеру выполняемой работы, тре­бованиям физиологии и антропометрическим данным работника. Опреде­ляют устойчивость принятого положения работника стоя или сидя; величи­ны наклонов и поворотов корпуса, головы; положение и радиусы движения рук; расстояние переходов внутри рабочего места; статическое напряжение мышц; удобство обзора орудий и предмета труда; безопасность труда.

В условиях стационарной работы анализируют содержание, последова­тельность, направление, скорость, точность и траекторию движений, свя­занных с выполнением трудовых приемов, их повторяемость. Выясняют возможность замены одних рабочих органов человека, участвующих в вы­полнении тех или иных трудовых движений, действий, другими. Например, вместо движения всей руки — движение только кисти, взамен движения кисти руки — движение только пальцев и т.д. Исследуют распределение на­грузки на правую и на левую руку, чтобы уравновесить их друг с другом. Изучают возможности синхронизации движений рук и ног, совмещения движений, их ритмизации.

При анализе приемов и методов труда особое внимание следует обра­щать на выявление необоснованных простоев, ненужных пауз в работе, со­блюдая при их устранении нормы интенсивности труда и рациональный ре­жим труда и отдыха.

Материалы анализа трудовых приемов и методов используются при их проектировании. Проектированию подлежат не только приемы и методы труда, нуждающиеся по результатам анализа в рационализации на дейст­вующих предприятиях, но и на вновь вводимых производствах, для новых Трудовых процессов.

При рационализации приемов и методов необходимо: установить наиболее оправданный состав и последовательность движе­ний и действий при осуществлении каждой операции, исключить лиш­ние движения и действия;

· оптимизировать характеристики выполнения движений, действий, приемов;

· предусмотреть максимальное использование времени работы оборудо­вания в автоматическом режиме для параллельного выполнения руч­ных работ;

· обеспечить такую планировку рабочего места, которая позволила бы исключить движения, не требуемые технологией, обеспечивала бы ра­бочему удобную рабочую позу, облегчала бы труд.

 

Освоение рациональных приемов и методов труда

Это завершающий этап процесса изучения методов труда, их анализа и проектирования - осуществляется при реализации типовых проектов организации труда и карт организации труда как их составной части, при внедрении новых, технически обоснован­ных норм труда и при переобучении и повышении квалификации работни­ков.

Распространение информации о рациональных приемах и методах труда и их освоение на предприятиях целесообразно осуществлять с использова­нием школ освоения лучшего опыта, инструкторских бригад, наставничест­ва, передачи опыта непосредственно на рабочем месте, семинаров, выста­вок, конференций, системы повышения квалификации работников на производстве.

Одна из форм обучения рациональным приемам труда - производст­венный инструктаж — осуществляется, как правило, мастером производст­венного участка. Инструктаж может быть устным и письменным.

Во время устного инструктажа мастер объясняет и практически показы­вает рабочим рациональные приемы и методы работы, применяемые при этом инструменты и приспособления. Инструктаж может сопровождаться показом чертежей, схем, карт приемов и методов труда, видеозаписи и дру­гих демонстрационных материалов.

Письменный инструктаж — это ознакомление под расписку со специ­альными инструкциями, объясняющими порядок выполнения работы, при­меняемые при этом приемы и методы труда, режим работы оборудования и другие условия, обеспечивающие безопасность труда и его эффективность.

К письменным инструкционным материалам относятся:

· операционно-технологические карты;

· карты организации труда;

· паспорта оборудования;

· технологические схемы и регламенты, инструкции по уходу за обору­дованием;

· правила техники безопасности;

· инструкции по действиям в аварийных и других экстремальных ситуа­циях;

· Другие производственные инструкции и правила.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.