Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательство




Классификация инноваций

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего сле­дует научиться отличать инновации от несущественных видоиз­менений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения — цвета, формы и т.п.); незначитель­ных технических или внешних изменений в продуктах, остав­ляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказы­вающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в продукты материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удов­летворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим пара­метрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В промышленности различаются два типа технологических инноваций — продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение технологиче­ски новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) — это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные опера­ции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принци­пиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использова­нии результатов исследований и разработок). Примером инно­ваций радикального типа (принципиально новых) служат мик­ропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый порта­тивный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные прин­ципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных гром­коговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих слу­чаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее.


Технологически усовершенствованный продукт (в терминоло­гии «Руководства Осло» — инкрементальная продуктовая инно­вация) — это существующий продукт, качественные или стои­мостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и мате­риалов, частичного изменения одной или ряда технических под­систем (для комплексной продукции).

Процессные инновации включают разработку и внедрение тех­нологически новых или значительно усовершенствованных про­изводственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового про­изводственного оборудования, новых методов организации про­изводственного процесса или их совокупности, а также на ис­пользовании результатов исследований и разработок. Такие ин­новации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и для производст­ва и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставле­ны с использованием обычных производственных методов.

Не относятся к технологическим инновациям в промышлен­ности следующие изменения:

• эстетические изменениям продуктах (в цвете, декоре и т.п.);

• незначительные технические или внешние изменения в про­дукте, оставляющие неизменным его конструктивное ис­полнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изде­лия, а также входящих в него материалов и компонентов;

• расширение номенклату оы продукции за счет ввода в про­изводство не выпускавшихся ранее на данном предпри­ятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции (возможно, непрофильной) с целью обеспече­ния сиюминутного спроса и доходов предприятия.

В отраслях сферы услуг услуга считается технологической ин­новацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использова­ние существенно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее охватывает изменения в оборудовании или организа­ции производства, связанные с производством или передачей


новых или кардинально усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием суще­ствующих производственных методов, или с повышением эф­фективности производства или передачи имеющихся услуг.

Следующие изменения не являются технологическими инно­вациями, если они не относятся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг либо способов их производства (передачи):

• организационные и управленческие изменения, включая
переход на передовые методы управления, внедрение су­-
щественно измененных организационных структур, реали­-
зацию новых или значительно измененных направлений в
экономической стратегии предприятия;

• внедрение стандартов качества, например ISO 9000.

Продуктовые инновации включают применение новых мате­риалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означа­ют новые методы организации производства (новые технологии) и могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

1. По типу новизны для рынка инновации делятся на новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для дан­ного предприятия (группы предприятий).

2. По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно вы­делить:

 

• инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

• инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, тех­нологии, информация и др.);

• инновации системной структуры предприятия (управлен­ческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют ин­новации:

• радикальные (базовые);

• улучшающие;

• модификационные (частные).

В Научно-исследовательском институте системных исследо­ваний (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:


• технологические;

• производственные;. экономические;

• торговые;

• социальные;

• в области управления.

Достаточно полную классификацию инноваций предложил российский ученый А.И. Пригожий1:

• По распространенности:
единичные;

• диффузные.

2) По месту в производственном цикле:

• сырьевые;

• обеспечивающие (связывающие);

• продуктовые.

• По преемственности:
замещающие;

• отменяющие;

• возвратные;

• открывающие;

• ретровведения.

4) По охвату ожидаемой доли рынка:

• локальные;

• системные;

• стратегические.

5) По инновационному потенциалу и степени новизны:

• радикальные;

• комбинаторные;

• совершенствующие.

Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управ­ленческих решений.

Оригинальное инновационное наблюдение было сделано из­вестным российским ученым Н.Д. Кондратьевым в 1920-х годах2.

1 Пригожий А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы
инноватики). — М.: Политиздат, 1989. — С. 270—275.

2 Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической динамики. — М.: Наука,
1991.


Н.Д. Кондратьев — автор теории больших циклов хозяйст­венной конъюнктуры. Он обосновал идею множественности циклов и разработал модели циклических колебаний: сезонные (продолжительность меньше года), короткие (продолжитель­ность 3—3,5 года), торгово-промышленные (средние) циклы (7-~ 11 лет), большие циклы (48—55 лет). Концепция больших цик­лов Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство «большой модели цикла», некото­рые эмпирически установленные закономерности, сопровож­дающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение, или теория больших циклов конъюнктуры.

Для обоснования больших циклов Н.Д. Кондратьев обрабо­тал обширный фактический материал. Были проанализированы статистические данные по четырем ведущим капиталистическим странам — Англии, Франции, Германии, США; исследована ди­намика цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли, а также производства основных видов про­дукции промышленности. Динамика производства угля и чугуна учитывалась Н.Д. Кондратьевым по индексам общемирового про­изводства.

Проведенные исследования выявили наличие циклических волн продолжительностью 48—55 лет. Анализ был проведен по данным, охватывавшим период в 140 лет.

По оценке Н.Д. Кондратьева, периоды больших циклов с кон­ца XVIII в. оказались следующие:

Н.Д. Кондратьев выявил эмпирические закономерности, со­провождающие длительные колебания экономической конъ­юнктуры. Он считал, что перед началом и в начале повыша­тельной волны каждого большого цикла происходят глубокие изменения в экономической жизни общества, которые выра­жаются в значительных изменениях техники (чему предшест-




 


 



В России действует следующая классификация научных ор­ганизаций по секторам науки и типам организаций, объединен­ных по организационным признакам, характеру и специализа­ции выполняемых работ (табл. 1.1).


Типология научных организаций представлена в табл. 1.2.

Научная организация — организация (учреждение, предпри­ятие, фирма), для которой научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности. Они могут быть основ­ной деятельностью также для подразделений, находящихся в со-


ставе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организа­ции к той или иной отрасли экономики, от организационно-правовой формы собственности.

Среди организационных структур инновационного менедж­мента особая роль принадлежит малым фирмам.

Одной из важнейших проблем инновационного бизнеса яв­ляется проблема финансирования.

В решении этой проблемы участвуют организации, зани­мающиеся поддержкой инновационных фирм и предпринимате­лей. Такими организациями являются инкубаторы бизнеса (бизнес- инкубаторы) и инкубаторы технологий. Рассмотрим более под­робно сущность и направления деятельности таких организаций.

Возрастание сложности и комплексности научных исследо­ваний и разработок способствовало появлению и развитию биз­нес-инкубаторов. Главное назначение «инкубаторов» — под­держка мелкого, преимущественно инновационного, предпри­нимательства.

В различных литературных источниках инкубаторы называют по-разному: «инновационный центр», «предпринимательский центр», «технологический бизнес-центр». Несмотря на разные названия, отличительной особенностью данной формы органи­зации инновационной деятельности является то, что бизнес-инкубаторы занимаются развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта.

Первые бизнес-инкубаторы появились в конце 70-х — нача­ле 80-х годов и придерживались двух стратегических линий. Первая стратегия базировалась на предоставлении вновь созда­ваемым фирмам помещений. Вторая стратегия также предусмат­ривала выделение помещений, но основным в ней было оказа­ние всякого рода услуг и патронаж фирм. В развитых капитали­стических странах при создании и функционировании бизнес-инкубаторов практически используется вторая стратегия. Одна­ко в России при крайне высоких ставках за аренду помещений первое направление является существенной формой поддержки научно-технического предпринимательства.

В странах с рыночной экономикой инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов власти, уни­верситетов и других учебных заведений, промышленных корпо­раций, субсидий (часто возвратных) от центрального правитель­ства. Вместе с тем деятельность бизнес-инкубаторов базируется


на использовании значительных объемов капитализированных средств, т.е. средств, уже вложенных в недвижимость и научно-производственные фонды, причем это — долговременные и рис­ковые вложения. В результате создание бизнес-инкубаторов мо­гут осуществить только стабильные в финансовом отношении структуры.

Большинство бизнес-инкубаторов представляют собой сме­шанные предприятия. Среди них можно выделить четыре основ­ных вида:

• корпоративные;

• общественные;

• университетские;

• частные.

Бизнес-инкубаторы различаются по преобладающему источ­нику финансовых средств и по целям создания. Следует отме­тить, что между бизнес-инкубаторами имеются серьезные разли­чия, что делает неправомерным универсальный подход при их образовании. При создании бизнес-инкубаторов большое значе­ние имеет детальная проработка учредительских документов.

Как правило, процедура прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор предусматривает четыре основных этапа.

1. Отбор клиента из числа претендентов. Критериями отбора являются новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы. Если претендент признается перспектив­ным, с ним заключается договор на аренду помещения, что тре­бует ежемесячного подтверждения сторон, который может быть расторгнут по желанию одной из них. Тогда клиент в месячный срок обязан освободить занимаемую площадь.

2. Вселение и первый год работы в условиях технопарка. Клиент получает финансовую, техническую и прочую помощь на льготных условиях. Технопарковые структуры предоставляют высококлассные консультации по организационно-экономичес­ким аспектам деятельности малых фирм: ведению бухгалтерско­го учета, налогам, юридическим проблемам, — по вопросам ис­пользования всевозможных правительственных программ.

3. Становление и рост фирмы, увеличение числа ее работ­ников.

4. Выход фирмы.

5. Администрация помогает «созревшему» клиенту подыскать новое помещение и переехать.

Большинство мелких американских компаний, пользующихся услугами бизнес-инкубаторов, как правило, связаны с использо­ванием

высоких технологий. При этом только 60% фирм на пер­вом этапе существования покрывают издержки самостоятельно. Следует также отметить, что лишь 50% фирм могут представить обоснованный бизнес-план своей деятельности, следовательно, особенно важно эффективное функционирование управленче­ского блока бизнес-инкубатора.

Успешная деятельность бизнес-инкубатора обеспечивается гибкой политикой в подборе потенциальных клиентов, надеж­ной экспертизой предлагаемых к реализации проектов и идей, дифференцированным подходом к деятельности инкубируемых фирм на различных этапах их функционирования.

Доходы инкубаторов как коммерческих предприятий скла­дываются из следующих источников:

• арендная плата, получаемая от клиентов, за наем помеще­ний;

• продажа услуг разного рода;

• участие в прибылях тех инкубируемых фирм, в которые парк (инкубатор) как предприятие вложил свои средства.

Первые два источника являются основными, поскольку и по­мещение и услуги предоставляются обычно на льготных условиях. Однако при квалифицированном отборе кандидатов (для этого нужен большой конкурс, что в российских условиях вполне осуществимо) и хорошем управлении последний источник мо­жет стать достаточно весомым. С ним связаны перспективы дея­тельности бизнес-инкубаторов как коммерческих предприятий.

Бизнес-инкубаторы способствуют ускорению использования научно-технических достижений, развитию предпринимательст­ва в области наукоемких технологий, содействуют структурным сдвигам в экономике, росту занятости и благосостояния.

При оценке деятельности бизнес-инкубаторов в международ­ной практике используются такие показатели:

• число фирм, действующих на площадях бизнес-инкубатора;

• размеры этих фирм;

• их возраст и происхождение;

• специализация фирм (наукоемкая или нет);

• процент фирм, прекращающих свою деятельность на раз­
личных этапах существования вследствие:

1) коммерческой несостоятельности;

2) несостоятельности заложенных в ее основу идей или пред­посылок;


• темпы роста экономической деятельности клиентов;

• перепрофилирование фирм в процессе самостоятельного существования.

При этом весомость каждого из перечисленных критериев для разных бизнес-инкубаторов неодинакова. Если бизнес-инку­батор создан при научном центре и его основной задачей явля­ется коммерциализация нововведений, то на первый план вы­двигается показатель уровня наукоемкости клиентов в сочета­нии с параметрами их экономической деятельности. Если ак­центируются проблемы оживления экономики региона, борьба с безработицей, то важнее является общее число рабочих мест, возраст фирмы и ее происхождение. Ведь если парк (инкубатор) пополняется не за счет вновь созданных предприятий, а за счет переезда уже существующих, то для региона эффект от бизнес-инкубатора будет нулевым, хотя в плане коммерческой деятель­ности инкубатора это и выгодно.

В странах с развитой рыночной экономикой комбинация сильного научного центра с научным парком инкубаторского типа доказала свою эффективность.

В условиях России инкубаторские структуры могут быть ор­ганизованы на базе высших учебных заведений и научных цен­тров. Вместе с тем, учитывая недостаточное финансирование выс­шей школы, целесообразно привлечение крупных финансовых инвесторов, прежде всего в лице коммерческих банков и инве­стиционных фондов.

Наиболее перспективным представляется специализация биз­нес-инкубаторов на поддержке фирм, осуществляющих выход на рынок, в том числе на мировой, с качественно новыми това­рами, производимыми с использованием новых технических и технологических принципов, обеспечивающих практическое при­менение фундаментальных и прикладных исследований в про­изводстве товаров, оказании услуг, совершенствовании органи­зации производства.

В зависимости от специализации бизнес-инкубатора форми­руются и определяются условия для его создания:

• необходимый объем финансовых средств;

• материально-техническая база;

• принципы отбора потенциальных клиентов;

• характер предоставляемых услуг;

• принципы взаимоотношений с фирмами, вышедшими из бизнес-инкубатора.


Деятельность бизнес-инкубаторов осуществляется в соответ­ствии с выбранной стратегией. Однако при любом варианте стратегии обязательно наличие в бизнес-инкубаторе следующих высокопрофессиональных структур:

• экспертного совета, осуществляющего оценку клиентов для «выдержки» в соответствии с выбранной специализа­цией бизнес-инкубатора;

• управляющего блока бизнес-инкубатора, в функции кото­рого помимо управления независимой хозяйственной струк­турой входят:

 

1) разработка и корректировка индивидуальной программы прохождения инкубируемой фирмой всех этапов ее жизнедея­тельности в бизнес-инкубаторе;

2) определение индивидуально для каждой инкубируемой фир­мы достаточного объема льгот;

3) выработка экономической и финансовой политики взаи­моотношений с вышедшими из инкубатора фирмами.

Перечисленные специфические функции управляющего бло­ка являются наиболее сложными в организационном и право­вом аспектах. Ошибки при их практической реализации могут привести к негативным последствиям.

Создание бизнес-инкубаторов способствует ускорению науч­но-технического прогресса, без чего невозможны выход эконо­мики из кризиса и ее конкурентоспособность. Инкубаторы биз­неса помогают решить проблемы поддержки научно-техничес­кого предпринимательства. Рассмотрим круг этих задач.

Инкубаторы бизнеса решают задачи поддержки малых, вновь созданных фирм и начинающих предпринимателей. Они явля­ются относительно небольшими организациями по «выхажива­нию» молодых «неоперившихся» фирм и начинающих предпри­нимателей. Существует два вида инкубаторов бизнеса: инкуба­торы наукоемкого бизнеса и инкубаторы низкотехнологичных фирм. Для Европы характерны инкубаторы первого типа, а для

США — второго.

Инкубатор бизнеса может быть автономным, т.е. самостоя­тельной хозяйственной единицей с правами юридического лица. Он действует в составе технопарка (в этом случае его называют инкубатором технологий). Инкубатор бизнеса предоставляет весь комплекс услуг для выполнения работ по становлению и разви­тию малых, вновь созданных и находящихся на ранней стадии развития фирм. Автономно действующие инкубаторы решают

задачи поддержки нетехнологического предпринимательства и фирм обычных технологий. Инкубаторы бизнеса, находящиеся в составе технопарка, ориентированы на работу в областях высо­ких технологий, поддержку малых начинающих инновационных предприятий, малого инновационного бизнеса в научно-техни­ческой сфере.

Изменение бизнес-среды в новой экономике привело к воз­никновению интернет-инкубаторов.

Для новой экономики характерны: обучение как непрерывный процесс; готовность к риску; ориентация на создание новых ра­бочих мест; капитал как рабочий инструмент, фактор производ­ства; быстрота изменений; формирование новых альянсов.

Интернет-инкубаторы могут быть следующих типов:

• венчурные инкубаторы;

• венчурные акселераторы;

• венчурные порталы;

• сетевые инкубаторы;

• вертикальные инкубаторы;

• инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи.

Интернет-инкубаторы различаются набором и особенностя­ми оказываемых услуг. Наибольшее распространение получили венчурные инкубаторы, оказывающие следующие услуги:

1) офисную инфраструктуру (помещение, мебель, офисная тех­ника, компьютеры, внутренняя сеть, внешняя связь, доступ в Ин­тернет, конференц-залы и т.п.);

2) бэк-офис (квалифицированный персонал, техническая под­держка и т.п.);

3) технологическую поддержку (помощь экспертов, поста­новка системы управления, развитие интеллектуальной собст­венности);

4) консалтинговую поддержку (как собственными ресурсами инкубатора, так и путем привлечения отраслевых экспертов);

5) обучение (включая стажировку в других компаниях), по­вышение уровня компетенции менеджеров и специалистов;

6) юридические и бухгалтерские услуги;

7) управление человеческими ресурсами (поиск и наем тре­буемых ключевых специалистов);

8) зонтичный брэнд инкубатора и осуществление связей (взаи­модействие с венчурными инвесторами — органами государст­венной власти, аналогичными крупными компаниями из дру­гих стран).


Венчурный акселератор — сервисная компания, которая ока­зывает начинающим предпринимателям консультационные услу­ги по подготовке бизнес-плана, маркетингу и позиционирова­нию проекта, выведению на рынок, сервисные услуги, необхо­димые начинающей компании.

Сетевые инкубаторы представляют собой смесь собственно венчурных фондов и управляющих компаний, а также могут ра­ботать с компаниями, находящимися в разных городах.

Вертикальные инкубаторы специализируются на выращива­нии компаний, принадлежащих одному вертикальному рынку, например рынку мобильной коммерции. В таком инкубаторе могут находиться компании, занимающиеся инфраструктурными разработками (на уровне протоколов передачи данных, обеспе­чения безопасности и др.); компании, специализирующиеся на мобильном контенте и продаже через мобильные устройства

доступа.

Инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи, создаются при участии крупных транснациональных корпораций и зани­маются развитием компаний, родившихся внутри этих корпора­ций на базе внутренних идей. Такие инкубаторы организовыва­ются специалистами, являющимися экспертами в какой-либо офлайновой области бизнеса. Они могут оказать услуги бизнесу по упрощению и интенсификации обмена информацией; имеют возможность на базе собственных идей формировать команды разработчиков, привлекать квалифицированных менеджеров и осуществлять общий надзор за их работой.

Инкубатор технологий — наукоемкое предприятие, связанное с университетом, научно-технологическим парком или иннова­ционным центром. Его задачи — обслуживание малых иннова­ционных предприятий, «выращивание» новых фирм, оказание им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии развития.

Инкубатор технологий может быть интегрированной частью научного парка (Великобритания), исследовательского парка (США), технопарка (Россия), Научно-промышленного парка

(КНР).

Инновационный центр — организация, обладающая специали­зированной инфраструктурой, деятельность которой направлена на содействие созданию, росту и развитию фирм, а также на развитие инновационной деятельности в регионе, сотрудничест­во и кооперацию между исследователями и промышленностью,


оказание услуг наукоемким фирмам в сфере информационного обеспечения, подготовки и обучения персонала в области ме­неджмента; ускорение реального экономического развития на основе создания региональных и международных сетей для об­мена информацией и сотрудничества между фирмами.

Инновационные центры являются важнейшей составляющей в организационной инфраструктуре малого инновационного пред­принимательства.

В России кроме информационных центров организационную инфраструктуру малого инновационного предпринимательства составляют инженерные центры, временные научно-производ­ственные комплексы, внедренческие и инжиниринговые фир­мы, научно-технологические кооперативы и другие предпри­ятия. Наглядно организационная структура малого инновацион­ного бизнеса представлена на рис. 1.4.

Инкубаторы бизнеса существуют в двух видах. Они могут действовать как самостоятельные организации и составляют яд­ро технопарков.

Нередко трудно провести грань, отличающую инкубатор от технопарка. Однако различия между ними есть:


 


• инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы;

• инкубаторы бизнеса поддерживают не только фирмы вы­соких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра деятельности (нетехнологический бизнес);

• инкубаторы, как правило, не имеют земли, а следователь­но, и программ привлечения на нее филиалов и предста­вительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков клиентским фирмам под строительство офисов и других по­мещений;

• политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах соблюдается жестче, чем в технопарках.

По набору же услуг, функциям, целям и задачам поддержки малого предпринимательства инкубаторы практически не отли­чаются от технопарков.

Существуют различные подходы к определению технопарка. В табл. 1.3 в обобщенном виде представлены эти определения.


 


Сопоставление приведенных определений позволяет сделать вывод, что

технологические парки — сетевая система, объединяющая малые научно-технические предприятия, инкубаторы (бизнес-инкубато­ры), информационные, консультативные и другие организации на­учно-технической инфраструктуры вокруг крупного научно-иссле­довательского института или высшего учебного заведения.

Основным условием для создания и эффективного функцио­нирования технопарков является наличие разветвленной сети научно-исследовательских организаций и наукоемких промыш­ленных производств как основных потребителей научно-техни­ческой продукции. В развитии технопарков могут помочь ре­гиональные органы власти, обеспечив организационную и фи­нансовую поддержку, выделив землю, предоставив в аренду по­мещения, экономические льготы.

Выводы

1. Инновационным процессом (ИП) называется подготовка и осу­ществление инновационных изменений.

2. ИП состоят из взаимосвязанных фаз, образующих единое ком­плексное целое.

3. Результатом ИП является инновация как реализованное исполь­зованное изменение.

4. Большое значение для осуществления инновационных процессов имеет диффузия — распространение во времени уже однажды освоен­ной и использованной инновации в новых условиях или местах приме­нения.

5. ИП имеет циклический характер.

6. Необходимо различать инновации и несущественные видоизме­нения в продуктах.

7. В зависимости от технологических параметров инновации под­разделяются на продуктовые и процессные. По типу новизны для рын­ка инновации делятся на новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

8. В зависимости от сфер деятельности выделяют инновации: техно­логические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления.

9. В инновационной сфере функционируют организационные струк­туры наукоемкого бизнеса, которые поддерживают инновационные фир­мы и предпринимателей.


Вопросы для повторения

1. Дайте определение инновации.

2. На какие группы делятся субъекты инновационного процесса?

3. Дайте определение научной работы.

4. Расскажите о циклах инновационного менеджмента.

5. Что понимают под научными исследованиями и разработками?

6. В чем различие инноваций и несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах?

7. Чем отличаются продуктовые инновации от процессных?

8. Как распределяются инновации по типу новизны для рынка?

9. Какие инновации могут быть на входе в предприятие?

 

10.Перечислите инновации системной структуры предприятия.

11.Назовите инновации на выходе предприятия.

12.Какие направления классификации инноваций в большей мере отражают новизну и инновационные изменения?

13.В чем состоит сущность циклов Н.Д. Кондратьева?

14.Как классифицируются научные организации по секторам науки и типам организаций?

15.Дайте характеристику организационных структур малого иннова­ционного бизнеса.

16.Какую роль играют технопарки в инновационном процессе?

 

 


Венчурное Глава 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.