Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновации и организационные




И66

Инновационный менеджмент

Под редакцией

доктора экономических наук,

профессора С.Д. Ильенковой

Второе издание, переработанное и дополненное

Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности «Менеджмент»

 


УДК 658.001.76.012.4(075.8) ББК 65.290-55я73

Рецензенты:

кафедра экономики предприятий и основ

предпринимательства МГУ им. М.В. Ломоносова

(зав. кафедрой д-р экон. наук, проф. Н.П. Иващенко);

д-р экон. наук, проф. В.Н. Кашин

 

Главный редактор издательства доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили

Инновационный менеджмент: Учебник для вузов И66 /С.Д. Ильенкова, J1.M. Гохберг, СЮ. Ягудин и др.; Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 343 с.

ISBN 5-238-00466-4 '.

Цель данного учебника — обобщить достижения мировой и отечест­венной науки и практики управления инновационными процессами, оказать помощь студентам, аспирантам, руководителям научно-исследо­вательских организаций и других структур экономики России в освоении инновационного менеджмента.

Учебник охватывает проблемы оформления инновационных проек­тов, анализа спроса на научно-техническую продукцию, оценки эффек­тивности инноваций.

Во второе издание учебника включены дополнительные материалы о структуре инновационного менеджмента; управлении инновационными проектами; в самостоятельную главу выделены вопросы венчурного предпринимательства.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведе­ний, руководителей научно-исследовательских организаций и менеджеров.

ББК 65.290-55я73

ISBN 5-238-00466-4 © Коллектив авторов, 1997, 2003

© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 1997, 2003. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства


Предисловие

Введение в учебные планы российских вузов дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, исполь­зованное изменение — инновация. Для осуществления иннова­ционного процесса большое значение имеет диффузия — рас­пространение во времени уже однажды освоенной и использо­ванной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем органи­зации и управления экономикой.

Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений, — ин­новационные менеджеры.

Инновационные менеджеры должны обладать научно-техни­ческим и экономико-психологическим потенциалом, инженерно-экономическими знаниями.

Инновационные менеджеры способствуют продвижению ин­новационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для рыночной экономики характерны конкуренция самостоя­тельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, на­личие рынка нововведений, конкурирующих друг с другом. В ре­зультате существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры.

Важной составной частью государственной социально-эко­номической политики является инновационная политика, опреде­ляющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Актуальны


в настоящее время проблемы повышения эффективности ис­пользования научных разработок и внедрения в производство результатов фундаментальных и прикладных исследований.

Быстрое сокращение производственного потенциала и умень­шение затрат на его обновление привели за последние пять лет к коренным изменениям в состоянии производственного аппа­рата. В большей части он физически изношен и морально уста­рел. В отраслях промышленности происходит снижение объемов производства наукоемких видов продукции, определяющих тех­нический и технологический уровни.

Инновационная активность снижается под воздействием низ­кого платежеспособного спроса на научно-техническую продук­цию со стороны как государства, так и негосударственного сек­тора экономики. В условиях уменьшения спроса организации в первую очередь сокращают объемы производства наукоемкой продукции, зачастую заменяя ее технически более простой и де­шевой.

Формирование и реализация инновационной политики ос­новываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потен­циалы страны. Благодаря использованию новых информацион­ных технологий этими потенциалами могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности.

Инновационная политика — мощный рычаг, с помощью ко­торого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной кон­курентоспособной продукцией.

Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения произ­водства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

С учетом сегодняшнего состояния экономики инновацион­ная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию инновационной деятельности.

К основным направлениям государственной инновационной по­литики можно отнести:

• разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институционных преобразова-


ний, защиты интеллектуальной собственности в иннова­ционной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;

• создание системы комплексной поддержки инновацион­ной деятельности, развития производства, повышения кон­курентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необ­ходимо участие не только органов государственного управ­ления, коммерческих структур, финансово-кредитных уч­реждений, но и общественных организаций как на феде­ральном, так и на региональном уровнях;

• развитие инфраструктуры инновационного процесса, вклю­чая систему информационного обеспечения, систему экс­пертизы, финансово-экономическую систему, производст­венно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и пере­подготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал оте­чественных исследований и разработок, а слабую инфра­структуру инновационной деятельности, отсутствие моти­вации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостре­бованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;

• развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образо­вания и успешного функционирования малых высокотех­нологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

• совершенствование конкурсной системы отбора иннова­ционных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наибо­лее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

• реализацию критических технологий и приоритетных на­правлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой зада­чей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важней­ших базовых технологий, оказывающих решающее влияние


на повышение эффективности производства и конкурен­тоспособности продукции в отраслях экономики и обеспе­чивающих переход к новому технологическому укладу;

• использование технологий двойного назначения. Такие тех­
нологии будут применяться как для производства воору­
жений и военной техники, так и для продукции граждан­
ского назначения.

Главными методами реализации инновационной политики яв­ляются:

• формирование институциональных и законодательных ус­ловий для позитивных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и произ­водств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институциональными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики. В законодательном плане должны предусмат­риваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь федерального закона об инновационной деятель­ности и государственной инновационной политике в Рос­сийской Федерации, указа Президента Российской Феде­рации о государственной политике по развитию рынка ин­теллектуальной собственности и вовлечению в хозяйст­венный оборот результатов интеллектуальной деятельно­сти, постановления Правительства Российской Федерации о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот ре­зультатов научно-технической деятельности и др.;

• государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологич­ное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) путем введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

• совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельно­сти всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования;

• внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая со­здание условий для формирования совместных с ино­странными партнерами организаций по выпуску отечест-


венной наукоемкой продукции и реализации ее на внеш­нем рынке, обеспечение рекламы отечественных иннова­ций за рубежом, совершенствование выставочно-ярма-рочной деятельности, вхождение в международные ин­формационные системы для обмена информацией по ин­новационным проектам;

• обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для раз­вития инновационной инфрастуктуры, закупки оборудо­вания в целях реализации высокоэффективных инноваци­онных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;

• консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаи­модействия со странами — членами ЕС, СНГ, другими го­сударствами;

• развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

. • участие инновационно-активных организаций в междуна­родных конкурсах;

• выделение прямых государственных инвестиций для реа­
лизации инновационных программ и проектов, имеющих
общенациональный характер, но не привлекательных для
частных инвесторов.

Для развития инновационной деятельности необходим также комплекс мер по созданию чисто рыночных структур (напри­мер, бирж инноваций для выполнения инновационных проек­тов, организации открытых торгов ценными бумагами иннова­ционных фирм и информационного обеспечения участников инновационного рынка).

Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от превращения научно-технических разработок в ин­новационный продукт, привлекательный для инвестора, произ­водителя и покупателя, и кончая освоением их в производстве, требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов, ин­новационно-технических центров в тех регионах России, где со­средоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию ин­новационного процесса.

Новый сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов по инновационному менедж­менту, владеющих методами управления научными коллектива­ми, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений.


Учебник «Инновационный менеджмент» соответствует требовани­ям Государственного образовательного стандарта высшего профессио­нального образования второго поколения (2000 г.).

Авторы учебника:

С.Д. Ильенкова, д-р экон. наук, акад. МАИ (введение; гл. 1, 3, 4, 5, 7, 8, 11, 12)

Л.М. Гохберг, канд. экон. наук (введение; гл. 1; словарь

основных терминов) Н.Д Ильенкова, д-р экон. наук (гл. 5, 10) В.И. Кузнецов, д-р экон. наук (гл. 6) Б.В. Масякин, канд. экон. наук (гл. 4, 7) В.С. Пудич, канд. техн. наук (гл. 9) СЮ. Ягудин, канд. экон. наук (гл. 2, 3, 11)

Научный редактор д-р экон. наук С.Д. Ильенкова.

 


СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО Глава I




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.