КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Привлечение и аккумулирование 2 страница
фессиональные стандарты профессиональной среды сферы культуры. Сама же поддержка выражается исключительно в долгосрочном прямом государственном финансировании. Пример «архитектора» — Франция. 4. «Инженер» —когда государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества. Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам. Примером такой государственной политики является бывший СССР. Разумеется, каждое из государств, в той или иной степени, играет каждую из указанных ролей. Речь может идти об акцентах на конкретном наборе механизмов и процедур, который с изрядной степенью условности и можно назвать «ролью». Более того, эти акценты могут смещаться- в зависимости от экономической ситуации, политического (внешнего и внутреннего) положения. Однако в «большом времени» в- каждой стране, в силу традиций культурной и политической жизни, складывается определенный характер и стиль государственного регулирования в сфере культуры, свойственный данному обществу. Международные акты* и отечественное законодательство по культуре. Правовые условия поддержки и развития сферы культуры определяются соответствующими международными документами и отечественным законодательством. К международным документам по вопросам культуры относятся: • соответствующие позиции Устава ООН и Устава ЮНЕСКО, Всеобщей декларации прав человека (ст. 22, 23, 24, 25, 27, 28), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 5, 6); » конвенции ЮНЕСКО-: «Флорентийское соглашение» 17.06.1950 г. (О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера) и последовавшие. протоколы к соглашению; «Гаагская конвенция» (о защите культурных ценностей в случае вооруженного
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ конфликта), последовавшие протоколы и резолюции; «Бейрутское соглашение» 10.12.1948 г> (о содействии распространению в международном плане наглядно-звуковых материалов образовательного, научного и культурного характера); Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (14.11.1970 г.); Конвенция по охране всемирного культурного и природного наследия (16.11.1972 г.) и др.; декларации ЮНЕСКО: Декларация международного культурного сотрудничества (01.11.1968 г.); Декларация руководящих принципов по использованию вещания через спутники для свободного распространения информации, развития образования и расширения культурных обменов (15.11.1972 г.); Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне (28.11.1978 г.) и др.; рекомендации ЮНЕСКО: Рекомендации, определяющие принципы международного регламента археологических раскопок (05.12.1956 г.); Рекомендации, касающиеся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев (14.12.1960 г.); Рекомендации о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (11.12.1962 г.); Рекомендации о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности (19.11.1964 г.); Рекомендации о сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных и частных работ (19.11.1968 г.); Рел комендации об охране в национальном плане культурного и природного наследия (16.11.1972 г.); Рекомендации об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь (26.11.1976 г.); Рекомендации о международном обмене культурными ценностями (26.11.1976 г.); Рекомендации о сохранении и современной роли исторических ансамблей (26.11.1976 г.);
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Рекомендации об охране движимых культурных ценностей (28.11.1976 г.); Рекомендации о положении творческих работников (27.10.1980 г.); Рекомендации об охране и сохранении движущихся изображений (27.10.1980 г.) и др.; • Всемирная конвенция об авторском праве (06.09.1952 г.); • документы ИКОМОС: Международная хартия по кон • акты Совета Европы и Совещания по безопасности и В этих документах культура понимается как определяющее условие реализации созидательного потенциала личности и общества, форма утверждения самобытности народа и основа духовного здоровья нации, гуманистический ориентир и критерий развития человека и цивилизации. Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности. Вся совокупность явлений и продуктов материальной и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение которого ведет к утрате гармоничной целостности всей национальной культуры.
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Участие в культурной жизни является неотъемлемым правом каждого гражданина, поскольку человек — не только творец культуры, но и ее главное творение. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры. Культура каждого народа имеет право на участие в гуманистическом развитии всего человечества. Культурное сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн. Поэтому культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и конфликтов. Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории. Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве. Государство обеспечивает равенство возможностей.и условий культурного развития граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культу-. ры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества. Как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано: • рассматривать в качестве приоритетной задачи со • содействовать формированию у граждан интереса, народа, к культуре других народов; • обеспечивать художественное и эстетическое воспи
МЕНЕДЖМЕНТ -В СФЕР.Е КУЛЬТУРЫ способствовать интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную жизнь всей нации; брать под защиту объекты и памятники культуры, нуждающиеся в охране, консервации, реставрации и музеефикации; привлекать к судебной ответственности виновных за уничтожение, искажение или нанесение какого-либо ущерба произведениям, предметам и объектам, имеющим культурно-историческую ценность; выявлять, учитывать и охранять составляющие достояние народа культурные ценности от незаконного ввоза, вывоза и передачи на них прав собственности. Как субъект власти и права государство обязано: обеспечивать законодательную базу поддержки и развития культурной жизни и принимать административные меры по неукоснительному соблюдению международных и государственных норм в области культуры; создавать систему социальных, экономических и правовых гарантий свободного творчества и профессиональной деятельности в сфере культуры; не допускать ущемления права граждан пользоваться своим родным языком; обеспечивать минимум культурного развития членам общества, испытывающим трудности в реализации одного из фундаментальных прав человека на участие в создании, сохранении, распространении и потреблении культурных ценностей; поддерживать негосударственные организации, способствующие развитию культурной жизни, обеспечивать правовые гарантии и создавать реальные условия (включая налоговую политику) для развития благотворительности в сфере культуры; стимулировать инициативу и участие различных групп населения в создании, сохранении, распространении и потреблении ценностей культуры; осуществлять государственную политику по подготовке компетентных кадров, способных осуществлять организационно-управленческую, консультативную, художественно-творческую,.' научно-исследовательскую, экспертную деятельность в сфере культуры; 2, ОРГАНИаАЦИЮННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ • способствовать установлению международных культурных контактов, связей и сотрудничества. Эти и другие идеи и положения легли в основу проекта «Декларации прав культуры», разработанной по инициативе Почетного гражданина Санкт-Петербурга академика Д. С. Лихачева. "к "к -к Правовые рамки поддержки и развития сферы культуры определяются действующим законодательством. В российских условиях это прежде всего «Основы законодательства РФ о культуре», принятые 09.10.1992 г. Целый ряд статей этого закона ликвидирует монополию государства на управление культурной жизнью. Закон провозглашает обязанности и оговаривает ответственность государственных органов за обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, доступность культурных благ для социально-ослабленных групп населения. Государство берет на себя обязанности по ведению статистического учета, информационному и научно-методическому обеспечению культурной деятельности, развитию меценатства, благотворительности, спонсорства по отношению к культуре. Основными законодательными актами в этом плане являются: «Основы законодательства о культуре», законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных организациях» и другие, ряд законодательных актов, регулирующих вопросы авторского права, разгосударствления имущества, охраны культурно-исторического наследия, ряд Указов Президента РФ. Характеризуя организационно-экономические условия развития -культурной жизни в России, можно констатировать, что начиная с 1989 г. в них сложились и закреплены последовавшим законодательством и нормативными актами три основных компонента: 1. Юридическая самостоятельность учреждений культуры. В качестве их учредителей могут выступать органы государственного управления, общественные организации, предприятия, трудовые коллективы, группы граждан — короче говоря, любые заинтересованные социальные силы. Основанием для начала работы является регистрация
-МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ устава в местных органах исполнительной власти. Содержание, направления и формы работы определяются принятым уставом. 2. Хозяйственная самостоятельность учреждений куль подряд и т. д.). 3. Развитие программного бюджетного финансирова О конкретных технологиях реализации этих условий будет говориться в следующем разделе данного пособия. Органы государственного управления сферой культуры • Государственное управление сферой культуры осуществляют органы государственной власти, соответствующие государственному устройству общества. Высшим должностным лицом РФ, согласно действующей Конституции, является Президент, избираемый в РФ прямым голосованием граждан (т. е. получающий полномочия непосредственно от них) и наделенный одновременно рядом функций как законодательной, так и исполнительной власти. Вопросы государственного управления сферой культуры затрагиваются в Указах Президента, его законодательных инициативах. Эти документы, подготавливающие их анализы и экспертизы, осуществляют советники по вопросам культуры, работающие в аппарате Президента. Высшим органом законодательной власти в РФ является Законодательное собрание, состоящее из двух палат: Федерального собрания (образуемого из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов федерации) и Государственной Думы, состоящей из депутатов, избираемых прямым голосованием граждан (за конкретных кандидатов и по партийным спискам). 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Основными функциями законодательной (представитель его исполнением, формирование органов исполнитель- ', вопросов.культуры и сферы культуры, а в некоторой |,| своей части посвящены ей непосредственно. Проекты за- ' i конов разрабатывает и принимает Государственная Дума, ■! затем они подлежат рассмотрению Федерального собра- !' ния и вступают в силу после подписания Президентом. | Для качественной подготовки и экспертизы проектов за- ', конов и бюджета по культуре, оценке деятельности дол- и жностных лиц, в Думе образована депутатская Комис- сия по культуре и историческому наследию. На свои заседания и слушания Комиссия приглашает по мере необходимости экспертов и специалистов, представителей общественности. Высшим органом исполнительной власти в РФ явля ' туры федерального значения (Большой театр, Эрмитаж, Русский музей, Национальная библиотека и т. п.). Та же структура органов государственной власти дей ния, только применительно к масштабам данного субъекта " 50 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ федератщи (принимазют и исполняют законы и бюджет, формируют необходимые органы власти по отраслям и функциям управления). И при каждом органе законодательной власти формируются комиссии, занимающиеся вопросами сферы культуры, а в состав органов исполнительной власти входят соответствующие министерства (комитеты, управления) культуры, которые, помимо прочего, осуществляют руководство соответствующей сетью учреждений культуры. На местном уровне (район, город) воспроизводится фактически та же схема: представительная власть (депутатский корпус) с соответствующими комиссиями, исполнительная власть (администрация) с соответствующими отделами культуры. Вопросы поддержки и развития сферы культуры затрагивают функции и других органов государственного управления на всех уровнях от местного до федерального. Речь идет о таких государственных службах, на которые возлагаются функции вневедомственного, контроля: Госкомимущество, Центральный банк, прокуратура, налоговая инспекция, органы охраны порядка, санитарного надзора, противопожарной безопасности и т. д. Ради полноты картины государственного управления сферой культуры следует упомянуть третью (по отношению к законодательной и исполнительной) ветвь государственной власти — судебную, т.е. суды и арбитражи различного уровня {вплоть до федерального), в которых также приходится иногда решать вопросы, относящиеся к сфере культуры. Информационное обеспечение управления в сфере культуры Важнейшим условием эффективности современного менеджмента является информационное обеспечение принимаемых решений ъ контроля их реализации, анализа итогов деятельности. Речь идет не просто о сборе материалов и данных учета и отчетности, а о серьезном аналитическом представлении состояния и развития сферы культуры (в федеральном и региональном масштабах), отдельных учреждений культуры.
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 'ЖШШШ&ЙШЯ и1' v1' Особое значение эта деятельность приобретает в рыночных условиях с учетом принципиальной многоукладное™ сферы культуры. Важной оказывается не просто фактография состояния дел — первичное (фактологическое) информационное обеспечение, а анализ состояния конкретных рынков услуг, тенденций их развития, экспертиз и оценок, рекомендаций, т. е. вторичное (аналитическое) информационное обеспечение. Это та информация, подготовка и работа с которой в советское время велась от случая к случаю, в основном для подготовки каких-то партийных решений. В современных условиях это должна быть постоянная рутинная работа. Без такой информации, с очевидностью, невозможно принятие оптимальных решений по государственной поддержке сферы культуры, развитие спонсорства и благотворительности, сотрудничество сферы культуры и сферы туризма. Не менее очевидно и то, что государственные органы управления сами непосредственно эту работу осуществлять не могут и не должны. Речь должна идти о создании информационно-аналитических, информационно-маркетинговых, рекламных, информационно-издательских и подобных служб (центров,, агентств). Удачным примером такой службы является Институт культурных программ, созданный Комитетом по культуре Петербурга вместо Единого научно-методического центра КПР и НТ, Методического кабинета и Курсов повышения квалификации. Главной его задачей стало именно информационное обеспечение культурных программ и проектов, помощь в их продвижении. С использованием опыта его работы был создан Информационно-маркетинговый центр Министерства культуры Республики Коми. Разумеется, что на первых порах создание таких служб, обеспечивающих информационную инфраструктуру сферы, должны инициировать региональные органы государственного управления — собирать первичную фактологическую информацию легче с участием органов управления и статистики. Зато последующее ведение баз данных, в том числе и поставляемых тем же государственным органам, информационные службы могут самостоятельно. Жизнь показывает, что очень скоро деятельность таких служб способна принять самостоятельный и даже — коммер-
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ческий характер, при минимальном бюджетном финансировании конкретных видов деятельности, важных именно для государственного регулирования. На базе таких информационно-аналитических центров естественно развитие повышения квалификации работников культуры, проведение семинаров и конференций, издательская деятельность, обеспечивающая управление сферой, паблисити, формирование и продвижение образа региона, культурных проектов и программ, привлечение и аккумулирование средств на их осуществление из различных источников, сотрудничество со СМИ и т. д. 2.2 НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ Российская сфера культуры динамично реагирует на социальные и экономические изменения в обществе, в том числе и на постепенное приведение технологии менеджмента в соответствие с принципиальной многоук-ладностью, гибкостью и пластичностью самой сферы культуры. Например, те же учреждения культуры и те же работники культуры, как и всегда, собственно, занимаются подготовкой и проведением выставок, конкурсов, фестивалей, концертных программ, вечеров и т. п. Кто кроме работников культуры имеет профессиональный опыт проведения таких акций? Другой разговор, что существенно меняется заказчик этих мероприятий и акций. Несколько отходят с первого плана (вместе с бюджетным финансированием) органы государственной власти. Но деятельность коммерческих структур, банков, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и организаций, партий, общественных движений проявляет, все большую заинтересованность в сфере культуры. В этом плане они даже оказываются зачастую более продвинутыми к сотрудничеству, чем сама сфера культуры и работники культуры, привыкшие к государственному финансированию и дотациям. Можнов связи с этим привести пример одного совхоза в Пермской области, директор которого с помощью детского музыкального коллектива своего Дома культуры осуществил успешную PR-кампанию (с выездом в Германию и Францию). 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Одним из итогов его благотворительности стали соврё' менные технологические линии по производству колбас и консервов, свое производство, снявшее мучительную проблему сдачи и доставки скота на мясокомбинат. Причем, сделано все это было буквально «на хвосте» у культурной программы поддержки совхозом детского коллектива и его международных успехов. Или можно привести пример предложения одного из наиболее богатых «new Russians», в Челябинске финансировать подготовку и проведение двух общегородских праздников. Оба эти примера (можно было бы привести и многие другие) объединяет одно: эти предложения — и со стороны старого опытного хозяйственника, и со стороны предпринимателя-коммерсанта — были полной неожиданностью для работников культуры, на которых они «свалились». Слухи о гибельности рыночной экономики для сферы культуры оказались сильно преувеличенными:. Несмотря на трудности с бюджетным финансированием, например, в Петербурге не закрылся ни один театр, наоборот, открылись еще девять. Ярким событием в театральной жизни города стал уже регулярный театральный, фестиваль стран Балтики, не имеющий практически бюджетной поддержки. В России, как и во веем мире, политика, экономика, коммерция не могут полноценно и эффективно действовать без сотрудничества со сферой культуры. Кроме того, бурно развивается некоммерческий маркетинг и деятельность соответствующих некоммерческих (нонпрофитных) организаций: фондов, организаций, движений, агентств, бюро. Их работа во многом заключается в поддержке культурных проектов и программ, учреждений культуры, творческих союзов, объединений, исполнителей и коллективов. Еще одна специфически российская черта. За рубежом приемы, презентации, конференции, семинары про- '■"■ водятся в основном на базе отелей. Это давно уже сложившаяся и устойчивая сфера гостиничного бизнеса. В России же с ее слабо развитой гостиничной сетью, низким уровнем обслуживания, отсутствия в гостиницах необходимых для проведения подобных акций конференц-залов, банкетных залов и т. п., эта деятельность МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ осуществляется на -базе все тех же бывших культурно-просветительных учреждений. Даже аренда приемных и представительских офисов фирмами, не имеющими собственных помещений,, в России перспективна опять-таки именно на базе сложившейся сети клубных учреждений, А кто лучше библиотечных учреждений профессионально подготовлен для информационного обслуживания, организации контактов с прессой и т. п.? Сказанное упомянуто с единственной целью — аргументировать перспективы, и немалые, открывающиеся перед российской сферой культуры, учреждениями культуры и работниками культуры в плане возможностей негосударственной поддержки социально-культурной сферы. Рассмотрим подробно основные формы такой поддержки. Спонсорство, благотворительность, патронаж Сотрудничество и взаимодействие сферы культуры и бизнеса предполагает реальные конкретные дела в социальной сфере, науке, -образовании, культуре, нередко далеко выходящие за рамки сферы непосредственной деятельности коммерческих, промышленных, тортовых фирм,, связанные с организационвой, экономической, прежде всего — финансовой поддержкой деятельности учреждений культуры, коллективов, начинаний, инициативных групп, 'Отдельных лиц. Причем не всегда речь идет о чистом альтруизме. Очень часто подобная деятельность удовлетворяет взаимные интересы, в том числе и интересы фирмы, связанные с перспективами ее развития. В российской же практике зачастую бытуют две крайности. Либо необходимость общности интересов начисто упускается из виду и к «спонсору» идут фактически как к меценату, прося у него средства на решение «проблем, затрагивающих собственные интересы, а иногда — на факт существования. Этакий «социально-культурный рэкет» кроме обид и взаимонепонимания не несет ничего, а является он следствием элементарной яеграмотности в плане некоммерческого маркетинга и менеджмента, PR..Другой крайностью является 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ откровенный цинизм и чисто коммерческий подход к социально-культурной сфере, покупка в ней неких рекламных и других услуг. Между тем сфера организационно-экономического сотрудничества бизнеса и социально-культурной сферы достаточна богата формами. По крайней мере, следует различать три основных их вида: спонсорство, патронаж и благотворительность. В первом случае — это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т. е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Недаром спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон (спонсирующего и спонсируемого). Обычно речь идет о конкретных временных, хотя и, возможно, масштабных проектах. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий, стипендий, гонораров, призов и т. д. В любом случае условия, на которых предоставляется спонсорская поддержка, должны быть оформлены специальным договором и прилагаемыми к нему специальными протоколами. Патронаж — покровительство, не только финансовое, ко и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами и обязательствами. Примером может служить широко практикуемое'в зарубежном музейном деле «членство» (membership).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |